Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Отто В.А.

Турагентский бизнес в России под угрозой: сложности выездного туризма на примере закрытия компании «Полар Тур»

Аннотация. В статье изложен ряд проблем на выездном туристическом рынке в России и намечены пути к выходу из данного кризиса. За основу анализа данного кризиса взята информация из туристических профессиональных новостных публикаций, личного опыта, а также опыт работы коллег из туристических агентств. Четкая структуризация проблем в развитии выездного туристического бизнеса в России позволяет увидеть все недостатки и определить ряд необходимых шагов для решения данной проблемы.

Ключевые слова: выездной туризм, Россия, туризм, туроператоры, турагентства, Полар Тур, закон о туристской деятельности, турпакет, государственные гарантии.

Открыть PDF-файл

Лето 2018 г. в России запомнилось волной закрытия туроператорских компаний и центров бронирования. Это повлекло множество проблем, пострадало огромное количество туристов и туристических агентств. Ситуация с закрытием туристической компании «Полар Тур» и других туркомпаний в России очень негативно отразилась на выездном туристическом рынке: многим турагентам, во избежание судебных тяжб, ничего не оставалось делать, кроме как вносить за туристов свои личные деньги, взятые в кредит, только чтобы туристы уехали в свои путешествия. В этой ситуации пострадавшими оказалось огромное число людей с обеих сторон: как туристы, так и организаторы туров: последних, по данным инициативной группы, оказалось около 400 всей по России, а это многомиллионный ущерб.

Все эти действия заставили задуматься о положении, в котором оказался отечественный бизнеса по выездному туризму. Оценка ситуации позволяет сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо найти в ближайшее время во избежание подобных ситуаций в будущем, а именно:

- почему в государстве нет схемы защиты малого бизнеса в лице турагентств?

- для чего создали Росстуризм и другие организации и ведомства в сфере туризма?

- куда и, главное, на что уходят деньги налогоплательщиков?

- как туроператор и турагентство могут одинаково разделять ответственность за туристские услуги, которые предоставляет туроператор?

На последнем вопросе следует остановиться особо. Турагентства всегда были и остаются посредниками между туроператорами и туристами. Так какая же может быть одинаковая ответственность турагента и туроператора, если комиссия турагентства с тура составляет от 5 до 10% (многие операторы остановились на отметке 7%)!

Турагентства вынуждены были работать с центрами бронирования, такими как «Полар Тур», которые заявляли, что за счет больших объемов продаж онимогли предоставлять на туристический рынок продукты по цене ниже, чем у туроператоров. При этом практика показывала, что туристы сами находили эти цены и наотрез отказывались покупать турпродукт, который был дороже (через прямой контракт с туроператором). Турагентства вынуждены были продавать туры через «Полар Тур», чтобы выживать и, между прочим, платить налоги государству. Туроператоры, пользуясь определенной поддержкой, создали таких монстров, как «Полар», и дали им возможность работать на туристическом рынке РФ.

Кроме всего вышеизложенного, существует консолидированная позиция организаций, таких как Ростуризм, Турпомощь, а также юристов, согласно которой финансовые потери туристов обязаны возмещать турагентства. Конечно, закон защиты прав потребителей в 99% случаев позволяет туристам выигрывать в судах такие дела, и турагентства в таких случаях несут финансовые потери. Но это ведь не только суммы возмещения туристам, в том числе морального ущерба: тут еще и госпошлины, судебные издержки, штрафы за неурегулирование дела в досудебном порядке и т.д. В таком случае потери турагентств возрастают многократно.

Сделав турагентства «стрелочниками» в данной ситуации, идет уничтожение целого класса малых предпринимателей в туриндустрии. Напомню, турагентства сами создали свои рабочие места, они не сидятна бюджетной игле, они платят налоги в бюджет, в ПФР и др. фонды, откуда те же бюджетникиполучают свои зарплаты. Турагенты кормят свои семьи. Необходимо остановить бесконтрольное продолжение работы туроператоров с их серыми и сомнительными схемами, выводом многомиллионных денежных средств на зарубежные счета, обворовыванием и одурачиванием населения Российской Федерации и т.д. Так же необходимо более тщательно контролировать работу компаний с иностранным капиталом.

Для стабильного развития выездного туризма в России нужны реальные шаги, которые помогут найти решения в сложившейся тревожной, если не сказать угрожающей с точки зрения перспектив, ситуации. Это также поможет предотвратить совершение новых ошибок.

Во-первых, необходимо помочь пострадавшим турагентствам получить свои деньги обратно через суд или в досудебном порядке от виновных в махинациях и хищениях в особо крупных размерах у турагентств. В частности, все деньги, украденные «Поларом» и их компаньонами-туроператорами, должны быть возвращены пострадавшим турагентствам.

Во-вторых, необходимо принять закон, обязывающий туроператоров в 2-дневный срок предоставлять документ об оплате всех туристских услуг, входящих в турпакет. Не стоит ссылаться в этом вопросе на опыт западных странах: их система туризма нам не подходит. На практике это означает одно: либо зарубежные компании идут нам на уступки и начинают работать по нашим правилам, либо они теряют турпотоки в свои страны и несут многомиллионные убытки.

В-третьих, необходимо привлекать к участию в работе Ростуризма и Минэкономразвития знающих туристскую сферу людей, которые имеют практический опыт работы и взаимодействия при реализации туристских продуктов и могли бы конструктивно и оперативно вмешиваться в ситуацию.

В-четвертых, необходимо оставить нескольких туроператоров (после определенной проверки), объединив их в отделы одного государственного туроператора с государственной гарантией качества и страхованием каждой поездки. А после создания одного государственного туроператора логично было бы создание сети государственных турагентств по всей России. После реализации этих предложений можно будет с большей уверенностью говорить о развитии туризма – внутреннего и выездного – более быстрыми темпами, предоставляя достойное качество по приемлемым ценам в первую очередь для граждан РФ.

И, наконец, уже давно пора четко проработать закон о туристской деятельности: не дополнить его, а, наоборот, максимально обновить с учетом всех нововведений в туристической отрасли и смены приоритетов в государственной туристской политике. В данный момент в законе очень много пробелов и недостатков, отрицательно сказывающихся на работе турагентов. Для обновления закона о туристской деятельности необходимо привлекать не только туроператорское лобби в лице Ассоциации туроператоров (АТОР) [1], но и представителей туристической отрасли из числа турагентов и их объединений, таких как Альянс Туристических Агентств (АТА) [2]. Заметим при этом, что АТОР настойчиво позиционирует себя как Ассоциации туроператоров России, хотя в Уставе слово «Россия» отсутствует [3], т.к. использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В завершение хочется отметить, что возвращение к прошлому (создание единого государственного туроператора) поможет развить выездной, въездной и внутренний туризм в России. Это даст необходимые рабочие места, вернет стабильность и уверенность в завтрашнем дне для работников туризма, не позволит мошенникам строить свои серые схемы и выводить денежные средства за рубеж, а бюджет РФ получит дополнительные деньги от налогоплательщиков. Ведь самое главное – создать все условия для развития туризма и малого бизнеса в целом.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/099286a716a29a
9c8d876a95d3e7dbb9911ab567/ (дата обращения: 10.03.2017).

[2] Официальный сайт Альянса Туристических Агентств. – URL: http://www.atarussia.ru

[3] Официальный сайт Альянса Туристической операторов. – URL: http://www.atorus.ru/ator/doc/regulations.html

© Отто В.А., 2019.

Материал поступил в редакцию 10.02.2019.

Отто Виктория Артуровна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Москва),
старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма,
Московский гуманитарный университет (Москва),
генеральный директор «Виктори-Тур» (Москва),
e-mail: victory_tour@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/273.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru