Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2019.65.55.001

Алексахина В.А.

Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско и его роль в социально-культурном пространстве Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско со времени основания (1997 г.) по наши дни, описываются его структура и принципы презентации фондов, многообразные формы работы с целевыми аудиториями. Автор подчеркивает, что удаленное месторасположение не мешает музею играть важную роль как социально-культурного института Калининского района города Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: музей, музееведение, социокультурные функции, малые музеи, районный музей, Музей истории подводных сил России.

Открыть PDF-файл

В основе деятельности музея как социокультурного института лежит непосредственное «служение обществу и его развитию» [1]. Музей аккумулирует знания предшествующих поколений, собирает и хранит опыт предков, выражая это знание через музейный предмет и музейную экспозицию. Важное направление в работе музея – осуществление образовательно-воспитательной функции, направленной на удовлетворение культурных запросов общества.

Роль музея в обществе невозможно переоценить. Откликаясь на основные его изменения и потребности, музей оказывает влияние на эмоциональное и нравственное воспитание человека, стимулирует ценностное восприятие, способствует повышению социальной и культурной адаптации за счёт осмысления отношения к историческому опыту поколений. Музей и окружающее его социально-культурное пространство оказывают друг на друга постоянное воздействие. В музее находят отражение все изменения, происходящие в обществе, трансформируя и адаптируя его под современные тенденции и запросы социума. Общество же, в свою очередь, неизменно подвержено влиянию музея как культурного института.

Особую важность и ценность для общества приобретают музеи, являющиеся единственными в своем месте расположения. В таком случае музей становится неким храмом культуры, ориентиром стабильности и надежности [2]. Такую роль в Калининском районе города Санкт-Петербурга играет Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

2019-4 Алекс 2Свое начало музей берет еще в 80-х годы двадцатого века, когда по инициативе учителя школы №189 Ленинграда Елены Павловны Ждан была основана группа «Поиск». Коллектив школьников этого объединения занимался поиском и изучением информации о действиях подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда и зародился принцип народности, который во многом определил специфику будущего Музея истории подводных сил России, появившегося почти через 20 лет. Деятельность «Поиска» расширяла свои масштабы, открывая все новые и новые страницы подводного флота через общение с подводниками, непосредственно принимавшими участие в боевых действиях, встречи с командирами подлодок и членами экипажей. В результате на базе указанной школы был организован школьный музей «Действия подводных лодок типа «С» на Балтике в 1941-1945 гг.», посвятивший свою работу изучению истории подводной лодок типа «С», в особенности подводной лодке «С-13» и ее командиру Александру Ивановичу Маринеско.

В начале 1990-х гг. руководством школьного музея было принято решение оформить музей как полноценное государственное учреждение культуры. Началась титаническая работа, в которой были задействованы ветераны подводного флота, главы администраций различных районов Санкт-Петербурга и активисты со всего города. В результате 7 мая 1997 г. первый в истории нашей страны Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско открыл свои двери для всех желающих в Калининском районе Санкт-Петербурга.

2019-4 Алекс 3Стоит отметить, что в 1980-1990-х гг. в Ленинграде (с 1991 г. – Санкт-Петербурге) существовало немало школьных музеев, в том числе так или иначе связанных с историей подводного флота. Примеров множество: это и Музей боевой славы подводных лодок типа «Щ» имени Героя Советского Союза Е.Я. Осипова (основан в 1985 г.), Музей боевой славы подводников Балтики им. Николая Павловича Египко (основан в 1975 г.), Музей экипажа гвардейской подводной лодки «Л-3» «Фрунзевец» (основан в 1982 г.) и др.

Однако только Музей истории подводных сил России удалось вывести на государственный уровень. И, несмотря на свои небольшие размеры и значительную удаленность от основныхтуристических маршрутов города, музей занимает уверенное место в жизни Калининского района как культурный институт, деятельность которого нацелена на пропаганду патриотического воспитания, приобщение жителей района к истории подводных сил страны, на обучение и воспитание подрастающего поколения.

За 20 лет музей превратился в один из образующих центров Калининского района, на его базе собрана уникальная коллекция экспонатов, рассказывающих об истории подводного флота в России от «потаенного судна» Ефима Никонова до современных атомных субмарин.

2019-4 Алекс 4Экспозиция музея представлена тремя залами и построена по хронологическому принципу. Первый экспозиционный зал – это пространство, стилизованное под отсеки подводной лодки, каждый из которых представляет определенный исторический период формирования подводного флота нашей страны. Сочетание подлинных мемориальных предметов, исторических документов, форменной одежды, макетов подводных лодок и дополнительных экспозиционных материалов создает наиболее целостное представление о том или ином фрагменте истории.

Во втором зале музея представлены системы управления атомной подводной лодки: пульт управления торпедной стрельбой, гирокомпас, гироазимут, пульт гидроакустической станции, торпедный аппарат. Зал также оснащен мультимедийной 3D системой, что делает его полноценным интерактивным пространством, посредством которого посетители погружаются в интереснейший мир подводного флота.

В третьем экспозиционном зале представлены макеты дизельных и атомных подводных лодок, а также выделено пространство для временных выставок. Кроме того, в этом зале проходят культурно-массовые мероприятия музея: организуются тематические кинопоказы, встречи с моряками-подводниками, мероприятия в рамках военно-патриотической деятельности, лекции и презентации. Таким образом, благодаря правильно выстроенной экспозиции музей представляет собой пространство, где можно поэтапно познакомиться с историей появления, становления и развития подводного флота в нашей стране [3].

Характер экспозиций и состав коллекций музея позволяет определить Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско как исторический военно-морской направленности. Он пополняет уже достаточно многочисленную группу отечественных музеев военно-морской направленности, стараясь расширить уже имеющийся опыт в соответствии с веяниями и требованиями времени.

Известно, что из-за узкой направленности многих музеев и необходимости работать как с профильной публикой (военнослужащие), так и с рядовыми посетителями музеи ВМФ ограничены в выборе форм культурно-образовательной деятельности. В силу этого важным становится охват качественной просветительской работой максимально широких слоев населения – потенциальных посетителей. Помимо профильной публики – военнослужащих ВМФ, курсантов училищ Музей истории подводных сил России принимает в своих залах публику разных возрастов и категорий: воспитанников детских садов, школьников, пациентов социальных и реабилитационных учреждений, пенсионеров, местных жителей. Инструментами для реализации задачи «распространения научных знаний, заложенных в первоисточнике» [4], МИПСР им. А.И. Маринеско избирает для себя различные формы культурно-образовательной деятельности.

Так, к основным формам можно отнести экскурсии, лекции, праздники, игры в музее. Обширная экскурсионная программа музея позволяет коммуницировать с различными группами посетителей – от детей до пенсионеров. Актуальным направлением экскурсионной деятельности сейчас является работа с гражданами, имеющими трудности в физическом развитии. Совместно с Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих в музее разработана инклюзивная экскурсия для слепых и слабовидящих посетителей, в рамках которой используются дидактические материалы со штифтом Брайля, тактильные макеты и муляжи. Особый акцент делается и на работу с депривированными категориями граждан. Музей инициирует и проводит экскурсионные программы для постояльцев реабилитационных центров и домов для престарелых лиц. Культурная адаптация важна в процессе социализации депривированных граждан, именно поэтому музей берет на себя функцию культурного проводника в Калининском районе Санкт-Петербурга.

Лекционная работа музея также организована по нескольким направлениям:

- тематические лекции для посетителей, приуроченные к памятным и праздничным датам, выставочным проектам;

- «уроки мужества» для школьников, посвященные героическим страницам истории подводного флота;

- выездные лекции и «уроки мужества».

При разработке и проведении лекций используются архивные материалы, музейные разработки. На встречи приглашаются моряки-подводники запаса, действующие военнослужащие ВМФ, представители других родов войск. Личный опыт и доверительный рассказ в камерной обстановке музея делают такие встречи по-настоящему ценными, информативными и запоминающимися для посетителей, производят большое впечатление на слушателей школьного возраста. Подобные мероприятия позволяют музею реализовать свою функцию центра района по патриотическому воспитанию и профессиональной ориентации.

2019-4 Алекс 5Взаимодействие с детской аудиторией в музее происходит в формате игр и музейно-педагогических занятий. Интерактивные занятия, в рамках которых детям предлагается решать задачи, выполнять задания, соревноваться, соответствуют военно-морскому духу музея, всегда отражают его тематику. Так, в музее разработан самостоятельный маршрут-квест, рассчитанный на аудиторию младшего и среднего школьного возраста. Как правило, квест дополняет обзорную экскурсию, позволяет проверить остаточные знания, самостоятельно найти ответ на экспозиции.

Современный музей нацелен на распространение своего влияния за пространство, ограниченное собственным зданием. Именно поэтому музеи принимают активное участие в общегородских и международных мероприятиях, организовывают выездные выставки, сотрудничают с различными организациями немузейного типа.

Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско принимает активное участие в культурной жизни Санкт-Петербурга. Это выражается в регулярном участии музея в общегородских культурно-массовых мероприятиях: акции «Ночь музеев», «Форуме малых музеев», музейной игре «Большая регата», праздновании Дня военно-морского флота России.

Цель данных мероприятий – популяризация в широких массах исторических знаний о подводных силах России, ее моряках, погибших и здравствующих, исполнивших свой долг перед Родиной. Немаловажная задача – расширение круга заинтересованных лиц, привлечение новых посетителей. Для этого программа, как правило, выносится в уличное пространство. Целевой аудиторией в таком случае становятся жители и гости Калининского района Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что, несмотря на широкую информационную поддержку указанных мероприятий и их известность, многие посетители впервые открывают для себя то или иное событие только после посещения МИПСР им. А.И. Маринеско. Особенно актуально это для ежегодной акции «Ночь музеев». Вдохновленные посещением Музея истории подводных сил России им. А.И. Маринеско, местные жители часто отправляется и в другие музеи города.

Отдельно стоит сказать о проведении музеем празднования Дня военно-морского флота России. Этот праздник является одним из основных и самым массовым в программе МИПСР им. А.И. Маринеско. Каждый год музеем организовываются праздничная и концертная программы, открываются тематические выставки, музей в этот день работает в режиме «дня открытых дверей». Яркие концертные номера, выступления реконструкторов, роты почётного караула, военного оркестра, солдатская каша создают уникальную атмосферу настоящего военно-морского праздника. Посетители всегда оставляют положительные отзывы о событии, отмечают его значимость в культурной жизни района.

Еще один развивающимся направлением работы МИПСР им. А.И. Маринеско является организация творческих конкурсов на базе музея. Так, например, поэтический конкурс «Морская стихия» проводится в музее с 2017 г. Конкурсанты присылают в музей свои стихотворные произведения на морскую тематику, а жюри оценивает их работы. Торжественное награждение почетными призами и кубками проходит непосредственно в помещении музея, неизменно привлекая в него все новых и новых посетителей.

2019-4 Алекс 1Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско по характеру собраний является малым музеем, его расположение удалено от основных туристических маршрутов, что существенно влияет на посещаемость. Однако грамотно организованная культурно-образовательная деятельность музея, развивающаяся во многих направлениях, использование актуальных методик и практик в реализации музейно-педагогической деятельности, позволяют музею успешно выполнять свою просветительскую функцию. МИПСР им. А.И. Маринеско за 20 лет работы стал культурной доминантой Калининского района Санкт-Петербурга. Музей приобщает к культуре жителей района и города, успешно реализует социализирующую и рекреационную функции, выступает площадкой для дискуссий, развития общественной активности. Безусловно, музею необходимо продолжать совершенствоваться и развиваться, откликаясь на актуальные запросы и потребности посетителей. Именно взаимодействие с целевой и потенциальной аудиторией, работа в целях аудитории и для реализации ее интересов способствует постоянному развитию музея как института культурной памяти.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Шляхтина Л.М. Социальные практики современного музея / Л.М. Шляхтина // Вопросы музеологии. – 2014. – № 2. – С. 10.

[2] Бутакова Д.А. Музей в социокультурном пространстве города / Д.А. Бутакова // Социологические науки. – 2011. – № 8. – С. 79.

[3] Рожденный революцией: к 100-летию Красного флота : Доклады и материалы 5-й науч.-прак. конф. «Море и флот». – СПБ.: ЦВММ, 2018. – С. 111.

[4] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК, 2001. – С.15.


© Алексахина В.А., 2019.
© Алексахина В.А., фото, 2019.

Статья поступила в редакцию 15.11.2019.

Алексахина Варвара Александровна,
научный сотрудник, Музей истории подводных сил России
им. А.И. Маринеско (Санкт-Петербург),
e-mail: varalex2012@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/4(19)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/316.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru