Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.92.86.001

Гущина Ю. Р.

«Ежегодник Императорских театров» под руководством С.П.Дягилева

Аннотация. Статья посвящена роли личности С.П. Дягилева в культуре «Серебряного века», в руководстве журналом «Ежегодник Императорских театров». Подчеркивается тесное взаимодействие Дягилева с представителями русской и западной творческой интеллигенции, а также его роль в организации знаменитых «Русских сезонов» (1906-1929), руководстве балетно-оперной антрепризой.

Ключевые слова: С.П. Дягилев, Ежегодник Императорских театров, Русские сезоны; русское искусство в Европе, издания нового типа, русская культура.

Открыть PDF-файл


Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) считается одной из ключевых фигур в русской и мировой художественной культуре начала 20 в. Это был человек переломной эпохи, когда на рубеже 19-20 столетий утверждались новые эстетические принципы. Дягилев тесно взаимодействовал с представителями русской и западной творческой интеллигенции; в их дискуссиях отражались споры о соотношении традиций и новаторства, этики и эстетики, национального и глобального в искусстве. Дягилев был гениальным импресарио, вдохновителем и организатором знаменитых «Русских сезонов» (1906-1929), руководителем известнейшей балетно-оперной антрепризы. Он также был публицистом, художественным критиком и издателем журналов «Мир искусства», «Ежегодник Императорских театров». Он регулярно выступал в различных журналах с обзорами художественных выставок, критическими статьями по изобразительному искусству, театральной жизни. С 1906 г. он организовывал масштабные художественные выставки, выступал со статьями и давал интервью по вопросам искусства, в том числе театрального. Другими словами, его деятельность была и редакционно-издательской, и культурно-просветительской. Характерно, что она имела значение не только для его времени, но и для наших дней.

Значение деятельности Дягилева отмечали и его современники, например: известный художник Александр Николаевич Бенуа. Он поставил Дягилева рядом с известным русским меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым и считал, что «молодое русское искусство, преимущественно, обязано обоим своим процветанием» [1].

С 1906 года он связал свою деятельность в основном с Западной Европой, познакомил публику с русским балетом, русской оперой, шедеврами декорационного искусства. О его «Русских сезонах» уже современники говорили, что они навсегда. И действительно, они определили художественные пристрастия, вкусы и моду Европы вплоть до 1930-х годов.

Мы более предметно остановимся на публицистической, редакторской, критической и организационной деятельности Дягилева на примере формирования нового типа издания, а именно – «Ежегодника Императорских театров» (сезон 1899-1900 гг. и приложения 1, 2 и 3 к нему). Он создал особый тип журнала-манифеста. Дягилева справедливо называли лидером, сумевшим не только сформулировать новые идеи в искусстве, но и увлечь ими и повести за собой молодых художников, литераторов, критиков. Это вполне соответствовало творческому духу «Серебряного века», который справедливо считался самой утонченной эпохой художественной, культурной жизни России начала прошлого столетия.

Деятельность Дягилева отвечала потребностям нового эстетического подхода к культуре и истории. Недаром он внес огромный вклад в становление творческой платформы журнала «Мир искусства», пропаганде идей «мирискусников».

10 сентября 1899 г. Дягилев был назначен чиновником особых поручений при новом директоре Императорских театров князе С.М. Волконском, а 1 октября того же года был утвержден в должности редактора «Ежегодника Императорских театров».

На новом своем посту он, как всегда, сумел объединить единомышленников. Руководимый им «Ежегодник» получил признание и распространение среди творческой интеллигенции России. Дягилев провел ряд реформ. Во-первых, он изменил сроки выхода издания, а именно – в течение «шести зимних месяцев», когда театральная жизнь в Москве и Санкт-Петербурге была очень интенсивной. Он считал, что в содержание «Ежегодника», который должен был выходить в это время отдельными выпусками, необходимо ввести статьи общего характера по вопросам эстетики и критики. Далее должны были быть сами драматические произведения, а также обзоры театральной жизни и материалы, которые давали представление о театре. Во-вторых, Дягилев улучшил рекламу и распространение «Ежегодников». В организации «Ежегодника» Дягилев использовал свой опыт работы в журнале «Мир искусства».

Друзья и соратники Дягилева (А.Бенуа и Л.Бакст) с увлечением работали над «Ежегодником», подбирали иллюстрации, создавали декорационные проекты, изучали театральные архивы. Вместе с Дягилевым художники готовили шрифты, виньетки, фотографии, чтобы придать этим материалам живость и выразительность. В частности, художник Валентин Серов выполнил для «Ежегодника» литографические портреты деятелей искусства.

В Западной Европе в конце 19 в. была распространена иллюстрированная театральная периодика – нечто вроде летописи театральной жизни. Для России это было новым делом и нашло отражение в «Ежегоднике». Дягилев хотел представить читателям иллюстрированную летопись. Издание должно было включать календарь сезонов столичных театров, литографии декораций пьес, опер, балетов, полный список артистов с указанием ролей, сыгранных ими, а также сведения о театральных училищах и драматических курсах, биографии и некрологи, театральные объявления.

«Ежегодник» был официальным изданием Министерства Императорского Двора. Первый номер был посвящен театральному сезону 1890-1891 гг. и содержал материалы за прошедший год. В издании было две части: первая – обзор деятельности Императорских театров, вторая – списки артистов и театральный репертуар.

Под руководством Дягилева сухое официальное издание («Вестник») было превращено в роскошный художественный журнал [2].

Еще до Дягилева возникла идея создать приложение к «Ежегоднику». Были выпущены три отдельные книжки приложений. Предполагалось, что там будет освещена историко-литературная деятельность. Тем не менее, до Дягилева «Ежегодник» не окупался, приносил убыток. Директор Императорских театров князь Волконский пытался сделать шаги для удешевления издания. Когда на должность редактора «Ежегодников» был назначен Дягилев, Волконский предложил ему идею реорганизации издания. Всего за полтора года Дягилев реализовал то, что не смогли сделать до него, а также подготовил новый том за сезон 1899-1900 гг. с приложениями. Дягилев действительно стал новатором: он не просто излагал факты театральной жизни, но и анализировал их, занимался широкой просветительской деятельностью, как делал это и в журнале «Мир искусства».

Помимо юбилейных обзоров творчества разных артистов были опубликованы большие аналитические статьи по проблемам драматургии, сценографии, истории и теории танца, другими словами, издание стало своего рода трибуной, с которой все заинтересованные могли ставить перед общественностью важные вопросы. Изменился и внешний вид издания: мелованная бумага, фотографии артистов, прикрытые тонкими листами папиросной бумаги с изящным рисунком, демонстрировались театральные костюмы, декорации. Художники Л.Баст и М.Добужинский создали оригинальные заставки, виньетки; форма подачи материалов была разнообразной, так же как и изобразительный ряд. К юбилею русского театра и его основателя Федора Волкова была опубликована большая статья аналитического характера П.Морозова, посвященная 150-летию театра в Ярославле. Статья была проиллюстрирована гравюрами, а также программой балета «Прибежище добродетели», в котором принимал участие сам Волков. В издании были представлены портреты, выполненные В.Серовым, декорации балета «Спящая красавица».

«Ежегодник императорских театров» сезона 1899-1900 гг. с тремя приложениями вышел под редакцией С.П.Дягилева [3]. Часть 1 была посвящена юбилею русского театра, а именно 150-летию театра в Ярославле, основанного Федором Волковым. Среди других материалов «Ежегодника» следует отметить также материалы об И.А.Всеволожском, директоре Императорских театров. Его работы: рисунки костюмов для балета-феерии «Волшебные пилюли» (1885), эскизы для многих балетов («Спящая красавица», «Синяя борода», «Золушка», «Щелкунчик»), в том числе исторических и фантастических балетов («Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Раймонда»), рисунки для феерий балетных танцев в операх.

В «Ежегоднике» был дан детальный обзор сезона 1899-1900 гг. Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы (оперы и балета).

Интерес представляют материалы, посвященные юбилею М.Г. Савиной («Мария Гавриловна Савина: 25-летие ее службы на императорской сцене»).

Примечательно, что Дягилев включал материалы, которые свидетельствовали о понимании важности синтеза искусств в театре, а также о взаимовлиянии русского и зарубежного искусства. Изменилось и содержание приложений. Например, в первом была статья критика А.Коптяева «А.К.Глазунов как балетный композитор», во втором – большое исследование балетного критика В.Я.Светлова «Исторический очерк древней хореографии». Это был первый профессиональный труд по истории танца: в третьем приложении был представлен список балетов, шедших в Санкт-Петербурге.

Таким образом, Дягилев преследовал не только просветительские цели, но и практические, которые были направлены на окупаемость издания. Критики говорили о том, что издание было роскошно – намного лучше, чем у прежних художественных изданий, и называли «Ежегодник» одним из немногих великолепных русских альбомов. Правда, были и негативные отзывы, связанные с тем, что «Ежегодник» называли даже филиалом журнала «Мир искусства». Тем не менее, биографии артистов, их портреты, эпизоды из истории русской сцены, воспоминания, «мелочи театральной старины» придавали «Ежегоднику» значение историко-литературного пособия. Николай II одобрил издание в новом виде, выразил свое удовольствие.

Готовился новый том «Ежегодника» к 1901 г., но тут произошел конфликт Дягилева с Волконским. Обсуждали подготовку к постановке балета Л.Делиба «Сильвия». Художники – сподвижники Дягилева (А.Бенуа, Лев Бакст, Е.Лансере, В.Серов, К.Коровин) активно занялись созданием декораций, набросками эскизов. Волконский отказался дать официальное распоряжение о том, что постановка балета поручена Дягилеву и требовал, чтобы все было согласовано заранее, под строгим контролем дирекции Императорских театров. Дягилев возмутился этими требованиям и отказался от поста редактора, художники его поддержали. Волконский изначально недоброжелательно относился к Дягилеву и ждал, что работа Дягилева начнется с провала, а тут открылась новая эра в книжном деле. Возможно, в конфликте сыграл свою роль неуживчивый характер Дягилева. Поступок Волконского вызвал бурную реакцию среди столичных деятелей искусства. Все отмечали, даже Волконский, что Дягилев много сделал для пропаганды на Западе русской культуры. В «Ежегоднике» он все-таки успел осуществить и воплотить в жизнь художественный принцип «мирискусников»: осмысление ценности прошедших эпох, создание новой эстетики, синтез искусств; независимость художника, творческая свобода в реализации им идей самовыражения.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Бенуа А.Н. История русской живописи в ХХ веке: В 2 ч. Ч. 2. – СПб.: Тип. Б.Евдокимова, 1901-1902. – С. 224-225.

[2] См.: Красовская В.М Русский балетный театр начала ХХ века: в 2 т. Т. 1. Л.: Искусство, 1971. – С. 315.

[3] Ежегодник Императорских театров: Сезон 1899-1900 / ред. С. Дягилев. – СПб.: Изд. Дирекции импер. театров, 1900.


© Гущина Ю.Р., 2020.

Статья поступила в редакцию 25.03.2020.

Гущина Юлия Рашидовна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева (Москва)

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/1(20)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/343.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru