2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.91.85.008
Наумов Ю.М.
Актуализация и музеефикация исторического и народного судостроения и судоходства в России
Аннотация. Статья посвящена истории и деятельности морского клуба «Полярный Одиссей», действующего в Петрозаводске, описаны его наиболее значимые проекты. Большое внимание уделено сотрудничеству Клуба с отечественными учеными и исследователями, прежде всего с Морской арктической комплексной экспедицией Института Наследия. Сотрудничество клуба с учеными позволило применять исторические суда в научных историко-географических исследованиях в Европе, Сибири, на Чукотке и Аляске. Автор подчеркивает, что комплексный подход позволяет выявить не только особенности движения в плаваньях по морям и системам рек, но и специфику формирования и развития историко-культурных взаимосвязей различных этнических групп.
Также описывается работа по изучению народного судостроения в музее-заповеднике «Кижи», благодаря которой сохраняются традиции судоходства. В России уже построено около 150 исторических судов, а Петрозаводск стал главным центром деревянного судостроения России. Исторические суда создают новые возможности для межрегионального сотрудничества по развитию новых маршрутов историко-культурного водного туризма и патриотического воспитания молодого поколения.
Ключевые слова: судостроение, судоходство, Полярный Одиссей, МАКЭ, Путь на Грумант, Кижи, Поморское кольцо, Скандинавское кольцо, Кижская регата, поморские кочи.
Посвящается друзьям и нашим товарищам
– участникам строительства судов
и экспедиций клуба «Полярный Одиссей»
Изготовление каркасных и деревянных судов для преодоления водных преград – древнейший вид производительной деятельности человека, обеспечивающий зверобойные и рыбные промыслы, сельское хозяйство и торговый обмен, являющиеся традиционными видами деятельности населения нашего края. Основные центры судостроения Озерного края развивались в районах промыслов и вдоль главных транспортных магистралей: в Приладожье, Обонежье и Поморье, но и вдали от этих крупных центров потенциал народного судостроения позволял обеспечивать всех жителей необходимыми плавсредствами. Начиная с новгородских времен, при освоении края использовались различные суда – от древнейших примитивных плавсредств на малых водоемах до судов, способных перевозить большие партии грузов и людей по морям и озерам.
Сеть водных путей составляет фактически этногеографическую основу для формирования культуры и северорусских традиций, а опыт освоения этих территорий и вовлечения в общегосударственную хозяйственную и культурную жизнь новых народов позволял промышленным людям Русского Севера продолжать присоединение новых земель. Эпоха Великих географических открытий России официально начинается с Петра I, но освоение россиянами побережий и островов морей Европейской Арктики началось с первых походов новгородцев по водно-волоковым путям бассейна Балтийского и Белого морей, задолго до целенаправленной государственной политики расширения границ на восток. Главную роль в этом продвижении северного, русского по происхождению населения «встречь солнцу» играли традиционные лодки всех бассейнов и более крупные водные средства передвижения, в частности – поморские кочи, лодьи, шитики и другие суда. Российские «государевы» и вольные «охочие» люди из таких центров, как Холмогоры, Устюг Великий, Тотьма, Вологда, Белозерск и Вытегра с ХVI в., всего за 100 лет прошли 1/3 земного меридиана до Берингова пролива и Камчатки. Казаки, промышленники и купцы освоили бассейны великих сибирских рек Обь, Енисей и Лена, при поддержке коренных народов смогли включить в орбиту политических и экономических процессов развития России огромные территории Азии и Америки.
Уже в ХVI-ХVII в. традиционные российские морские промысловые и купеческие суда были способны преодолевать пространства всех морей Северного Ледовитого океана, а речные суда обеспечивали перевозку грузов в Европейской части России до Каспия и Урала. В ХIХ в. ряд российских ученых [2] и судостроителей [3] изучили и описали основные типы судов и особенности судоходства Белого, Каспийского морей и бассейна реки Волга. В начале ХХ в. по Указу императора Николая II в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге была собрана коллекция традиционных лодок и их моделей со всей Российской империи – от Чукотки до Западной Украины и Белоруссии. Подробное описание истории судостроения и освоения всех водных путей до эпохи Петра Великого можно найти в монографии Н.П.Загоскина [4], посвященной истории судоходства и его роли в становлении и развитии России.
Развитие российской промышленности, в том числе и судостроительной отрасли, стремительный рост строительства военных и коммерческих судов в России начались по Указам Петра I, когда в 1702 г. на реках Свирь и Волхов стали работать первые государственные верфи. Древние водно-волоковые пути, которые связывали бассейны трех морей: с запада – Балтийского моря, с севера – морей Ледовитого океана, с юга – Волжско-Каспийский бассейн, со временем стали основой для сооружения трех самых значительных российских искусственных водных систем: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской, что способствовало судоходству и торгово-экономическому развитию Русского Севера и Российского государства.
Деревянное судостроение до конца ХIХ в. создавало основу народного и коммерческого флота России, но начинало терять свои позиции в отрасли: во второй половине ХХ в. общий объем деревянных судов в мире уже едва достигал одного процента. В Западной Европе изучение истории традиционного судостроения давно привлекает государственное внимание, деятельность предприятий и мастеров, строящих деревянные суда, получают поддержку. Во второй половине ХХ в. интерес к традиционному судостроению и судоходству в Европе вышел за пределы только научных исследований и перешел к историко-культурным экспериментам [5], начинается активное проектирование, строительство копий древних судов и моделирование плаваний по маршрутам первооткрывателей. Международный опыт навигационных экспериментов основывался на тщательной реконструкции (реплике) конкретных исторических судов, их основных размерений и технологии постройки. «Точность исторического знания <…> полученного таким образом, когда современный человек непосредственно погружает себя в условия и реалии далекой ушедшей эпохи, представляет собою новую культурную и научную ценность. <…> получить их можно только в экспедициях, открывающих в современном пространстве пласты исчезнувшего времени» [6]. В то же время и в СССР уже действуют тысячи клубов, все туристы в своих походах, том числе и по древним сухопутным и речным путям стремятся к осознанию и практическому ощущению не только условий и способов передвижения, но и реальностей истории своей страны.
В 1978 г. в Петрозаводске был создан морской клуб «Полярный Одиссей», под руководством Виктора Дмитриева на приспособленных парусно-моторных судах члены клуба первыми вышли в северные моря. В 1987 г. клуб стал основоположником российского исторического судостроения – в Петрозаводске построен легендарный коч «Помор» – первая реплика традиционного промыслового судна поморов. С этого же времени началось многолетнее сотрудничество с Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ) Института Наследия (Москва). Для продолжения совместной работы и обеспечения безопасности участников навигационного эксперимента 1989 г. – похода на Шпицберген («Путь на Грумант») [7] и графика прохождения маршрута силами клуба «Полярный Одиссей» на Петрозаводской верфи построено парусно-моторное судно сопровождения – трехмачтовая поморская лодья «Грумант». Полученный опыт морских походов и навигационные навыки позволили доказать способность небольших поморских судов для прибрежного плаванья преодолевать пространства открытого моря. Дальнейшее сотрудничество клуба с учеными позволило понять возможности исторических судов для решения исследовательских задач.
В 1990 г. «полярные Одиссеи» реализовали большую международную программу «Миссия «Золотой век» – 1990», которую поддержала Творческая Ассоциация международных программ (ТАМП) Фонда народной дипломатии (Москва). Для строительства судов клуб и новая судостроительная компания «Карелия-ТАМП» привлекли на постоянную работу профессиональных судостроителей разных специальностей. В 1990 г. для похода к истокам мировой цивилизации были построены три древнерусские боевые ладьи «Вера», «Надежда», «Любовь», на которых экспедиция прошла более 5000 км по рекам и каналам Волго-Балт и Волг-Дон, «за три моря» на Святую Землю и до Египта [8], а коч «Помор» и ладья «Грумнт» впервые обогнули Скандинавский полуостров. По заказу киностудии «Мосфильм» для съемок художественного фильма «Ермак» «Карелия-ТАМП» начала строительство пяти десятиметровых казацких стругов и десяти лодок.
После возвращения из международных экспедиций строительство новых деревянных судов продолжалось; у клуба появились последователи, что позволило развиваться историческому судостроению и навигационным экспериментам в России. В 1989 г. один из участников перегона судов после похода на Шпицберген – В. Мартусь (Ленинград) начал строительство петровского фрегата «Штандарт». В 1991 г. по заказу клуба «Штандарт» на Петрозаводской судоверфи под руководством П.Мартюкова был построен пакетбот «Св. Петр», который стал первенцем ЗАО «Варяг» – второй новой верфи Петрозаводске.
В те же 1990-91 гг. экспедиция Ленинградского университета «Нево-викинг» создала прецедент международного сотрудничества. Был реконструирован «древнерусский» вариант ладьи Х века для плавания по пути «из варяг в греки» и пройден маршрут от Стокгольма (Швеция) до Пирея (Греция). Экспедиция под руководством историка Г.С.Лебедева и капитана Ю.БЖвиташвили смогла провести археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем [9].
Руководитель МАКЭ Института Наследия П.В.Боярский был научным руководителем совместных навигационных экспериментов в Арктике на коче «Помор» и лодье «Грумант» по Белому морю, на Шпицберген и вокруг Скандинавии. В результате экспериментов участники экспедиций получали новые знания, как ходить на деревянном судне с прямыми парусами без двигателя и навигационных пособий, поняли, в каких условиях жили поморы, как осваивали морские пространства и налаживали культурные контакты с местными жителями, в том числе за границами России. Исторические суда нашли свое применение в научных историко-географических исследованиях.
В 1991 г. на верфи клуба «Полярный Одиссей» была построена большая поморская лодья «Святитель Николай», которая отправилась в свое первое плаванье по традиционным путям российских мореходов вокруг Скандинавии, продолжая историко-навигационные эксперименты на европейском Севере. Для продолжения навигационных экспериментов в морях Восточного сектора Арктики и Русской Америки на коче «Помор» в 1991-93 гг. была организована экспедиция «Колумбы Российские» на Аляску. Эта экспедиция клуба «Полярный Одиссей» была посвящена 250-летию официального открытия западного побережья Северной Америки экспедицией под командованием А.Чирикова. Коч «Помор» был доставлен на Чукотку, перед началом морского похода, впервые в новой России, на коче «Помор» подняли триколор – флаг Русско-американской компании.
После ледового шторма коч «Помор» с буксировками прошел вдоль берегов Чукотки и обогнул мыс Дежнева. С берега залива Лаврентия 6 октября 1991 г. коч вышел в автономное плаванье курсом на Аляску. В это время года в Беринговом море в американских водах не встретилось ни одного судна, на вахтах приходилось топить печку, чистить от снега палубу и обколачивать ото льда паруса. После шторма коч «Помор» пришел в эскимосскую деревню Скаммон-Бей. Эскимосы тепло приняли участников экспедиции: по решению совета старейшин было получено разрешение на зимовку, и коч был вытянут на берег. По старому поморскому обычаю на горе у деревни команда поставила обетный крест. В 1992 г. экспедиция на коче дошла до русской колонии Уналашка на Алеутских островах и продолжила плаванье вдоль Русской Америки до Форта-Росс, но из-за дефолта в России пришлось остановиться в Морском музее Ванкувера (Канада). В 1993-94 гг. при поддержке Дальневосточного, Северного и Беломоро-Онежского пароходств удалось вернуть коч «Помор» через Владивосток, Тикси, Мурманск и Архангельск в Петрозаводск.
Экспедиция 1991-1993 гг. помогла понять, что Русская Америка – это общая история России и США. Об этом напоминают имена на географических картах – Форт Росс и река Русская, Мыс Румянцева, улица лорда Баранова в Фербанксе и русские названия некоторых эскимосских селений. Это удивительный опыт позитивного развития и симбиоза русской культуры и культуры коренных народов. Много семей первых русских первопоселенцев живут на Алеутских островах, ведут традиционное хозяйство, занимаясь морскими промыслами, а коренные жители Аляски сохраняют православие, носят русские имена и фамилии и очень горды общей историей. Экспедиция получила в дар от местных жителей эскимосско-русский словарь, в котором все слова, связанные с судостроением и судоходством, строительством домов и домашним хозяйством, промысловыми орудиями и предметами быта, имеют русское происхождение и никак не связаны с англоязычными корнями.
В 1993 г. на берегу Онежского озера НПК «Карелия-ТАМП» объединилась с клубом «Полярный Одиссей» в Карельский Морской историко-культурный центр с верфью и Морским музеем. Под руководством В.Дмитриева за 25 лет в Петрозаводске было построено более 50 парусно-моторных исторических судов длиной от 10 до 50 метров и разных типов: поморских лодий, казацких стругов, военных фрегатов, купеческих галеасов и шхун, различных мотоботов и более двух сотен традиционных лодок. Именно исторические суда позволили сохранить потенциал и развиться деревянному судостроению в Петрозаводске – с середины 1990-х годов в городе деревянные суда строятся на стапелях уже четырех новых судостроительных предприятий: ЗАО «Карельский Морской историко-культурный центр», ЗАО «Варяг», ЗАО «Вокруг света» и ООО «Корабельные мастерские».
В 1990-2000-е гг. клуб «Полярный Одиссей» ведет работу по актуализации исторического судостроения. В нее входит организация международных морских фестивалей на Онежском озере и развитие водного туризма, в 1994 г. удалось получить разовое разрешение для некоммерческих иностранных судов по внутренним водным путям (ВВП) России. В 1997 г. был введен упрощенный порядок прохода иностранных прогулочных и спортивных удов.С 1997 г. с Институтом водных проблем Севера КарНЦ РАН началась разработка Программы строительства судов для дрейфа проекта «Полярный Одиссей» с целью создания первой в мире серии дрейфующих полярных станций на специально разработанных научно-исследовательских судах, способных к многоразовому использованию в Северном Ледовитом океане.
Благодаря опыту, полученному в экспедициях «Полярного Одиссея», в 1999 г. началась работа по изучению народного судостроения в музее-заповеднике «Кижи». Строительство лодок для нужд личного крестьянского хозяйства в ХIХ в. специалистами судостроителями и этнографами специально не изучалось. В советский период основное внимание судостроителей к народному флоту было привлечено исключительно с целью поиска образцов для проектирования малых рыболовецких судов. Традиционные крестьянские лодки так и не стали предметом специальных исследований, и не нашли адекватного отражения в этнографической литературе ХХ в. Отдельные сведения, опубликованные до начала ХХIв., дают крайне мало информации о народном судостроении на территории современной Республики Карелии и соседних областей Северо-Западного региона РФ.
Музей «Кижи» первым из музеев-заповедников России начал систематическую работу по изучениюи музеефикациинародного судостроения и судоходства. Исследования началась в прибрежных деревнях Кижских шхер, поэтому первой целью работы музея «Кижи» было изучение современного состояния этой части крестьянской культуры в охранной зоне музея и сделаны первые попытки сохранения и представления лодок в музее. Были организованы первые экспедиции музея с целью изучения истории и современного состояния народного судостроения. Проведены более 30 экспедиций в районы Республики Карелия, Архангельской и Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Во многих районах Карелии были зафиксированы местные лодки и работающие мастера, в деревнях сохраняется историческая память о традициях каждого локального центра, особенностях технологии и терминологии судостроения. Автором были разработаны методика изучения народного судостроения и судоходства и музеефикации результатов исследований [10]. За время исследований были опубликованы три монографии [11] и более 30 научных и научно-популярных статей в сборниках различных музеев, материалах конференций по морскому наследию России и в специальных журналах.
С 1999 г. музей начал не только изучать, но и поддерживать исчезающее традиционное судостроение охранной зоны. В домах главной экспозиции на острове Кижи были организованы постоянные выставки «Мастерская заонежского лодочника» и «Водные пути-дороги», в которых представлены лодка-кижанка в процессе строительства, мастерские и инструмент мастера и традиционные лодки Карелии. Результаты работы по Программе позволили реализовать целый ряд музейных мероприятий и объединить их в экспозиционно-выставочном комплексе «Кижская гавань» и фестивале народного судостроения «Кижская регата». Основой «Кижской регаты» являются местные жители и работники музея «Кижи». Ежегодно в гонках участвовали от 30 до 40 лодок местных жителей, лодочников из районов Карелии, соседних областей и дальних – от Калининграда до Чукотки и из-за рубежа. Впервые в музейной экспозиции были построены и спущены на воду новые лодки-кижанки, каждый год их число увеличивается на одну – две лодки, за эти годы их было построено более 30 кижанок и три соймы. Ежегодно в конкурсе «Народная лодка» и гонках «Кижской регаты» участвовали 10-15 новых традиционных лодок. Результаты работы музея по привлечению мастеров к строительству «кижанок» и других народных лодок, создаваемая атмосфера внимания к традиционному судостроению будут и в дальнейшем способствовать сохранению народного судостроения.
Благодаря сотрудничеству клуба «Полярный Одиссей» с МАКЭ Института Наследия была отработана комплексная методика навигационных экспериментов, которая включает историко-архивные изыскания для определения типов судов, традиционных для региона, сроков и этапов пути, мест стоянок на пути, исследования систем жизнеобеспечения. Комплексный подход позволяет выявить не только особенности движения по системе рек, но и специфику формирования и развития историко-культурных взаимосвязей различных этнических групп.
В 2010 г. по инициативе Чукотского АО был разработан проект «Чукотка – Территория Открытий» с уникальной экспедицией повторяющей маршрут движения на судах первопроходцев с Европейской части России до Чукотки, была посвящена 365-летию открытия С.Дежневым Берингова пролива. В июне 2011 г. на верфи «Полярного Одиссея» были спущены на воду 2 парусно-моторные реплики малых кочей «Св. Николай» и «Св. Ап. Андрей». В рамках проекта «Поморское кольцо» экспедиция прошла на кочах более 2000 км по маршруту Вытегра – Белозерск – Тотьма – Великий Устюг – Холмогоры – Архангельск – Соловецкие острова и вернулась в Петрозаводск. Экспедиция проходила отработку навигации по рекам и Белому морю как подготовительный этап реконструкции плаваний первопроходцев по реке Лена и морям Северного Ледовитого океана.
Экспериментальное плаванье с заходом на родину Семена Дежнева в Великий Устюг включало мониторинг памятников истории и культуры Поморья, состоянию морской/речной обстановке для водного туризма. Администрация Чукотки активно сотрудничала с комитетами по туризму Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей с целью использования потенциала культурного наследия по всему маршруту «Поморское кольцо». Проект «Поморское кольцо» позволил связать самые известные музеи-заповедники Русского Севера водным маршрутом и завершился участием в Кижской регате двух кочей и чукотской байдары.
В 2012 г. чукотские кочи были доставлены на р.Лену и продолжили движение на восток, пройдя около 5000 км по течению реки и морем до порта Тикси. Летом 2014 г., пройдя более 1500 миль вдоль побережий Чукотского моря в сложных погодных условиях полярного лета, почти без стоянок в отсутствии портов и удобных бухт кочи ошвартовались в порту столицы Чукотки Анадыре. Полученный опыт и практические результаты позволяют сделать вывод о возможностях использования малых судов в освоении Сибири и арктических побережий и открытии Берингова пролива.
Динамичное развитие Чукотского автономного округа в начале ХХI в. позволило реализовать полномасштабный историко-навигационный эксперимент прохождения русскими первопроходцами на малых чукотских кочах по рекам России и морям Арктики. «Россия начинается с Чукотки» – так позиционируют себя местные жители региона. По мнению участников и организаторов, характер передвижения по традиционным водным путям на воссозданных поморских кочах под парусами и на веслах дает туристам возможность погрузиться в состояние первопроходцев и вместе со специалистами реконструировать и освоить особенности плавания на судах прошлого. Отмечено, что в музеях культурных центров и населенных пунктах по всему маршруту сохраняется богатейшее наследие и есть потенциал для развития водного туризма.
В 2004 г. клуб «Полярный Одиссей» совместно с Институтом водных проблем и Институтом экономики КарНЦ РАН разработали стратегию Мега-проекта развития международного водного туризма «Скандинавское кольцо». Географическое положение и возможность выхода в Белое и Балтийское моря, своеобразные природные условия позволяют считать Северо-Западный Федеральный округ самой перспективной территорией для развития яхтинга и водного туризма. Ладожское и Онежское озера – самые большие пресноводные водоемы в Европе, экзотические внутренние водные пути России, природные и культурные памятники привлекают внимание отечественных и иностранных владельцев яхтенного флота.
В 2020 г. исполняется 30 лет первой экспедиции по маршруту «Скандинавское кольцо», клуб «Полярный Одиссей» с партнерами вновь предложили привлечь внимание к развитию водного туризма на Северо-Западе России. Яхтинг и морской туризм имеют большое значение в экономике большинства стран Европы и мира. Впроекте заложена основа для развития турбизнеса, интеграции России в международный яхтенный и круизный туризм и привлечения инвестиций в инфраструктуру ВВП России для обслуживания иностранных судов.
За 40 лет клубом «Полярный Одиссей» были воссозданы и возвращены в реальную жизнь более 30 различных исторических судов, совершивших морские экспедиции, о которых рассказывают сотни статей в российских и зарубежных СМИ, около 80 документальных фильмов и телевизионных сюжетов. Строительство судов и обучение деревянному судостроению и морской практике продолжается и в настоящее время – традиции сохраняются, развиваются и популяризируются некоммерческой организацией «Морской музей Полярный Одиссей». Благодаря деятельности клуба Петрозаводск стал главным центром деревянного судостроения России, в городе ведется строительство исторических судов и судов по самым современным проектам и технологиям. Опытные кораблестроители, представители северной школы деревянного судостроениясохраняют и развивают традиции отечественного деревянного судостроения. В процессе постройки используются проекты судов и дизайн собственной разработки, традиционные и современные технологии и материалы, комплектация судов оборудованием ведущих производителей [12].
Как показал опыт клуба «Полярный Одиссей», экспедиции на репликах исторических судов представляют значительный интерес для научных и культурных межрегиональных связей. Результаты работы клуба вдохновили и объединили многих единомышленников, сохраняющих традиции российского судостроения и судоходства в нашей стране. В России уже построено около 150 исторических судов и сотни традиционных лодок, появляются новые проекты постройки реплик, появляются новые водные фестивали, проводятся экспедиции в различных регионах России. Опыт работы клуба «Полярный Одиссей» [13] показывает, что историческое судостроение позволяет сохранять традиции судоходства. Историческое судостроение создает новые возможности для межрегионального сотрудничества по развитию новых маршрутов историко-культурного водного туризма и патриотического воспитания молодого поколения.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Озерная область. Т. III. // Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под общ. руков. П.П.Семенова. – СПб., 1900.
[2] Веселаго Ф.Ф. Материалы для истории русского флота. – СПб., 1865;Максимов С.В. Год на Севере. – СПб., 1871.
[3] См., напр.: Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. – СПб., 1859.; Андреев А.П. Ладожское озеро. Т.1, 2. – СПб., 1875.
[4] Загоскин Н.П.Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России, с приложением атласа карт. – Казань, 1910.
[5] Экспедиции на репликах различных исторических судов, повторяющие традиционные маршруты соответствующего периода истории.
[6] Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон Нево: на пути из варяг в греки. – СПб., 2000. – С. 11.
[7] Георги В.С. Путь на Грумант. – Петрозаводск, 1991.
[8] Георги В.С. К Святой Земле под парусом «Надежды». – Петрозаводск, 1992.
[9] Подробности см.: Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Указ. соч.
[10] Наумов Ю.М. К вопросу о методике изучения народного лодкостроения // Методика полевых работ и архивация фольклорных, лингвистических и этнографических материалов : Материалы VI науч.-прак. семинара. – Петрозаводск, 2013. – С. 201-211; его же. К вопросу о методике и результатах изучения народного судостроения // Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 1. – М., 2020.
[11] Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. – Петрозаводск, 2011; его же. «Veneh» – лодка по-карельски: О народном судостроении и судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. – Петрозаводск, 2017.
[12] Наумов Ю.М. Актуализация исторического судостроения и судоходства России : К вопросу о водном туризме // Русский Север – 2020: Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия : Сб. работ IV Всерос. науч. конф. – Вологда, 2020. – С. 275-283.
[13] Полярный Одиссей – морской клуб : сайт. – URL: http://polar-odyssey.org.
© Наумов Ю.М., 2020.
Статья поступила в редакцию 20.12.2020.
Наумов Юрий Михайлович,
ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» (Петрозаводск),
руководитель секции исторического судостроения
МВК по морскому наследию при Морской коллегии Правительства РФ,
е-mail: eglovo@gmail.com
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/388.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.