Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.71.16.010

Звягин С.А.

Исследование феномена морского наследия как ценностного фактора развития социокультурного пространства прибрежных территорий Арктической зоны Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена исследованию феномена морского наследия как ценностного фактора развития социокультурного пространства прибрежных территорий Арктической зоны РФ. Приведена концепция создания Арктического яхтенного порта в городе Архангельске, который сосредоточит комплекс инноваций по развитию водного, яхтенного и экспедиционного арктического туризма на Русском Севере.

Ключевые слова: морское наследие, Арктическая зона, Арктика, Русский Север, Арктический яхтенный порт, Поморская гавань.

Открыть PDF-файл


Актуальность и состояние вопроса

Актуальность исследования состоит в активизации той региональной политики государства, по развитию прибрежных территорий России, где морское наследие было и остается ценностным условием социального продвижения, где люди, как правило, готовы использовать тот опыт, который соответствуют их этническим, социальным и культурным ценностям и приоритетам.

Результаты исследования

В 21 в. постмодернизация России во многом обретает черты западноевропейского характера без видимого устремления к широкому применению собственного интеллектуального ресурса. В этом контексте категория «ценность» также позволяет объяснить значимость территориальных смыслов, заложенных в символическую систему как духовного и материального ресурса морского наследия в развитии геокультурного и геосоциального пространства на европейском Севере РФ и в Арктике.

Проблемы сегодняшнего дня во многом скрываются в отсутствие открытого и понятного обществу подхода в развитии морской и сопутствующей ей социальной деятельности. Включаясь в злободневные темы, например, в развитии внутреннего туризма в России и достойного приема туристов извне, сохранение и развитие морского наследия выступает как социально-экономический фактор, способный приносить финансовую прибыль и создавать рабочие места.

На смену антитрадиционалистским рефлексиям, которые явно отрицательно влияли на процессы развития в 1990-е годы, приходят представления о модернизационном потенциале морского культурного наследия. Суть этих представлений плодотворна лишь в случае, если инновации согласуются с традициями и традиционными представлениями о Севере России. Именно с учетом данной специфики может быть сохранена историческая (цивилизационная) субъектность прибрежных территорий европейского Севера России.

Исследования позволяют переосмыслить исторические формы морского наследия, их интерпретацию в контексте новых вызовов современности и доказать, что морское наследие, являясь источником и механизмом социокультурного изменения, конструирует социальную реальность вокруг себя, превращаясь в социальный институт, содержащий креативный смысл и инновационную сущность.

Предложение

В основе предложений стоит отдельный блок создания инфраструктурного объекта в Архангельске – Арктического яхтенного порта, который сосредоточит целый комплекс инноваций по развитию водного, яхтенного и экспедиционного арктического туризма на Русском Севере. Кроме того, порт – марина должен быть стартовым объектом развития индустрии водного туризма, индустрии развитых коммуникаций и инфраструктуры на современном и международном уровне.

2020-4 Звяг 1Комплекс инновационных проектов включает возрождение деревянного судостроения на Севере, развитие яхтинга и зимнего виндсерфинга, развитие сервисного обслуживания в порту как российских, так и зарубежных участников, комплексное туристическое обеспечение групп при смене экипажей судов или отдельных туристов, сервисное обслуживание по продаже лодок, катеров, яхт и оборудования (выставочный комплекс).

С этой целью необходимо определить оператора данного объекта, создать рабочий проект и выполнить все необходимые изыскания и согласования.

Предпосылки создания Арктического яхтенного порта как Федерального морского историко-культурного Центра «Поморская гавань» в Архангельске

1. По данным ГИМС МЧС России, по Архангельской области по состоянию на 01.01.2018 зарегистрировано 15.680 единиц маломерных судов. Все существующие стоянки не обладают современными производственными мощностями и не предлагают клиентам комплекс услуг.

2020-4 Звяг 22. Ключевой предпосылкой по созданию Центра является расположение города Архангельска на крупной водной артерии реки Северная Двина с выходом в Белое море, связь через Беломорско-Балтийский канал с Балтийским регионом и выход в Баренцево море и к Арктике.

3. Наличие большого количества маломерных судов в Северо-Западном регионе страны и возрастающий интерес зарубежных яхтсменов и туристов к водным, прибрежным и островным ландшафтам Русского Севера и к Арктике.

4. Отсутствие современных сервисных центров стоянки и обслуживания маломерных судов в Северо-Западном регионе РФ.

5. Рост численности работников занятых в сфере малого бизнеса.

6. Реализация положений в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р о Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» и реализация положений Инвестиционной стратегии Архангельской области до 2025 года – развитие водной транспортной инфраструктуры; создание объектов туристической инфраструктуры для развития круизного и яхтенного туризма.

В работу яхтенного порта в Архангельске «Поморская гавань» как федерального Морского историко-культурного Центра должно войти:

Составляющие части объекта:

2020-4 Звяг 3- Марина. По периметру некоторых внутренних причалов (в ковше), на Красной пристани Архангельска, где расположен Центр, формируется удобная стоянка-марина для яхт и маломерных судов с соответствующим техобслуживанием на понтонах. Технические возможности понтонов должны обеспечить их стоянку во льду в зимний период.

- Хозяйственно-бытовой блок, который включает сервисное облуживание прибывающих в Архангельск парусных судов, моторных яхт, небольших экспедиционных и туристических судов.

- Учебный комплекс с современными навигационными тренажерами для учащихся школ, кадетов, курсантов. На территории Центра устанавливается «полноценная» мачта парусного судна как тренажер для курсантов и кадетов. Кают-компания: место сбора морской и научной общественности (Морское собрание).

- Эллинг-галерея, где возможен процесс сборки (не строительство) исконно русских деревянных поморских судов: карбасов, кочей, шхун для дальнейшего их использования в туристических, экспедиционных и учебных целей. Использование прозрачных стен эллинга позволит наблюдать процесс сборки судна гостям, туристам и горожанам. Помещение может использоваться как выставочный зал для макетов и моделей судов, картин художников-маринистов, или других презентаций, связанных с темой морского, речного и арктического туризма.

Функции объекта (Центра):

2020-4 Звяг 4- должен обеспечить на постоянной основе подготовку и переподготовку кадров яхтенных рулевых и капитанов из числа молодежи и взрослых яхтсменов, а также осуществлять координацию работы Центра со всеми службами Архангельского морского порта, включая Портнадзор, ГИМС, погранслужбу, таможню. На постоянной основе через свою учебную деятельность и морскую практику привлекать молодежь к морской и арктической тематике;

- должен также выполнять функции дирекции традиционной Соловецкой регаты и других спортивно-массовых мероприятий, фестивалей, связанных с парусным спортом, гребным, водно-моторным и водным туризмом, в том числе с зимними видами парусного спорта (кайтинг, зимний виндсерфинг);

- может координировать связь с туристическими яхтенными маринами России и зарубежья, проводить агентирование иностранных маломерных судов, обеспечивая связь с портом и таможенно-пограничной службой;

- координирует свою работу с САФУ, с Детско-юношеской спортивной школой – парусным центром «Норд» им. Ю.С.Анисимова, с Морским кадетским корпусом, с учебными заведениями региона направленную для развития морского дела, яхтенного, водного, арктического, экспедиционного и круизного туризма и парусного спорта.

© Звягин С.А., 2020.
© Звягин С.А., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Звягин Сергей Александрович,
кандидат философских наук,
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики
им. академика Н.П.Лавёрова УрО РАН (Архангельск),
е-mail: zvyagin7@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/389.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru