Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.49.58.007

Мельник И.К.

Выставка «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане»

Аннотация. В статье рассматривается история зарождения плавсредств в Черноморском регионе, история мореплавания и освоения территории Причерноморья в древние века и Средневековье. Автором представлен проект по созданию выставки «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане» и Музея исторического мореплавания.

Ключевые слова: выставка, мореплавание, Черное море, Причерноморье, история, плавсредства, Центр исследования истории мореплавания, Музей исторического мореплавания

Открыть PDF-файл


Использование человеком водных ресурсов начинается с глубочайшей древности (8-7 тыс. до н.э.). Человек быстро расселяется благодаря перемещению по водным артериям и прибрежной морской полосе. Им используются примитивные плавающие средства: стволы деревьев, плоты из веток, камыша и тростника. С появлением первых инструментов начинают усложняться и плавающие средства: стволы деревьев превращаются в челны-однодеревки, а камышовые и другие плоты – в ладьи.

Зарождение плавающих средств не обошло и Черноморский регион, в особенности Северное и Северо-Западное Причерноморье. Связано это было с гидрологической и климатической уникальностью региона. Пожалуй, Северо-Западное Причерноморье – один из немногих на земле регионов, где на небольшой по протяженности береговой линии находится такое большое количество пресноводных водоемов и впадающих в море больших и малых рек. Северо-Западное и Северное Причерноморье ограничено с юга дельтой крупнейшей европейской реки Дунай, а с севера – Днепровско-Бугским лиманом, в который несут свои воды Днепр и Южный Буг. Оба эти водных ресурса выносят в Черное море миллионы кубометров пресной воды. Также на протяжении береговой линии между этими крупными реками с морем соединялись или соединяются в настоящее время озера Сасык, Шаганы, Алибей, Белгород-Днестровский, Сухой, Хаджибеевский, Куяльницкий, Аджалыкский, Тилигульский и Березанский лиманы.

Как само Черное море, так и реки и водоемы, прилегающие к нему, всегда были богаты рыбой, что привлекало древнего человека и способствовало его расселению в районе Северо-Западного Причерноморья. Рыбный промысел для осевших на этих землях племен становится основным видом добычи пищевых ресурсов. Но в отличие от собирательства и охоты рыбный промысел требует изготовления надежных плавающих средств, которыми, без сомнения, являются плавающие средства изготовленные из древесины. Однако регион Северного и Северо-Западного Причерноморья, богатый на водные и пищевые ресурсы, не был богат на необходимую для строительства лодок и челнов древесную растительность. По берегам водоемов произрастали верба и ива, малопригодные для хозяйственной деятельности. Основными же видами растительности были камыш, тростник и рогоз, а так же кустарники. Эти материалы и были использованы древним человеком для создания своих первых плавающих средств – плотов и тростниковых лодок.

Там, где человеку удавалось найти подходящую древесину, он изготавливал однодеревые челны, выжигая сердцевину ствола и доводя челн до необходимой формы скребками из камня и раковин. Впоследствии человек научился изготавливать свои плавающие средства методом связывания из лозы и тонких веток каркасов, которые обтягивались прожиренными кожами крупного рогатого скота.

Вероятнее всего первыми мореходами в районе Северо-Западного Причерноморья стали местные племена, которые занимались рыбной ловлей. Есть предположение, что Причерноморье могли посещать мореходы Финикии и Египта. Но если это только предположение, то достоверно, что в Черноморский регион проникали древние жители группы Кикладских островов в Эгейском море и мореходы Крито-Микенской цивилизации, направлявшиеся в Причерноморье в поисках металлов. В 13-12 столетиях до н.э. местные племена столкнулись с двинувшимися из глубины Балканского полуострова иноземцами. В поисках новых земель для проживания из глубины Балкан двинулись на юг по Дунаю и Днестру племена, получившие общее название «народы моря».

К Черноморским берегам в дельту Дуная и Днестра «народы моря» приплывали на плотах и примитивных долбленках. Здесь переселенцы накапливали силы, строили дополнительные плавающие средства, перенимая опыт местного населения. Созданный ими флот позволил совершить переход на юг в район пролива Босфор и переправиться в Малую Азию, которая вскоре была ими покорена. Нашествие «народов моря» было столь разрушительным, что только фараону Рамзесу III удалось их остановить после двух поражений на суше и на море, которые он нанес пришельцам в Палестине. О кораблях «народов моря» известно достаточно много благодаря сохранившимся египетским барельефам.

После «народов моря» проходы через проливы Дарданеллы и Босфор открыли для себя жители Малой Азии, а именно – жители Милета и Трои. Малоазийцы и сами греки быстро оценили природное богатство региона и, начиная с 8 века до н.э., стали активно заселять берега Черного моря, а с 5 в. – Северо-Западное Причерноморье. Переселенцы вначале основывали небольшие поселения, часть из которых вскоре выросла в крупные торговые центры. Такими стали Тира (современный город Белгород-Днестровский) и Никоний в Белгород-Днестровском лимане, Ольвия на реке Южный Буг. Но не следует забывать и о небольших поселениях, таких как поселение Кремниски на озере Сасык, гавани истриан и иссиаков в Одесском заливе, Одесе и Скопелах, поселении на острове Березань и, конечно же, культовом центре всего региона, острове Левка (о.Змеиный) с храмом, посвященным герою Троянской войны Ахиллу.

Между всеми населенными пунктами региона постоянно велось торговое морское сообщение, так как морем добраться из одного города или поселка в другой было гораздо быстрее, чем пересекать степь с множеством водных преград. Сам же регион постоянно находился в морской связи как с другими городами Черного моря, так и со Средиземноморьем. Греки осуществляли свои плавания на торговых судах, которые сопровождали военные корабли, униремы (корабль с одним рядом весел), диеры (корабль с двумя рядом весел) и триеры (трехрядные корабли). Основными грузами, вывозимыми из региона, были: соленая и вяленая рыба, шкуры крупного рогатого скота, пшеница. Ввозились в регион оливковое масло, вино и оружие. Активная торговля в регионе продолжалась более восьмисот лет и замерла только с распадом Римской империи в конце 4 в.

Новый расцвет торговли в регионе Северо-Западного Причерноморья начинается с укреплением позиций Византийского государства в Черноморском регионе. Античная Тира передает свое торговое значение, возникшему на ее месте средневековому Аккерману, который генуэзцы называли Маврокастро (совр. Белгород-Днестровск). Какие только корабли в период с 8 столетия не побывали под его стенами и не посещали берега Северо-Западного Причерноморья! Приходили сюда византийские дромоны, ладьи булгар и славян (наиболее известен военный и торговый маршрут «из варяг в греки» по Днепру в Черное море и далее в Константинополь), драккары викингов, арабские доу, генуэзские и венецианские торговые нефы и военные галеры. С одобрения Византии, генуэзцы для удобства торговли организуют в регионе ряд факторий, таких как Ликостома (современный город Килия), Джинестра в глубине Одесского залива, и факторию на месте современного города Очаков на входе в Днепро-Бугский лиман.

Торговые поселения и города в Северо-Западном Причерноморье до середины 15 в. и падения Византийской империи благодаря торговле связаны со всем Средиземноморьем. Как и ранее отсюда экспортируются соленая и вяленая рыба, пшеница, шкуры, к ним добавляются соль и вино. Ввозятся европейские ткани, оливковое масло, предметы роскоши и быта. Столетиями работают так называемы «галеи-линии», в соответствии с которыми караваны кораблей итальянских городов-государств совершают запланированные и строго регламентированные плавания на Крым с заходами за грузом в поселения и города Западного и Северо-Западного Причерноморья.

После падения Византии под натиском Османской империи из Черного моря были вытеснены и европейские торговцы. Черное море для турок стало внутренним, активная торговля соединявшая регион со Средиземноморьем замерла. Однако внутренние потребности Османской империи требовали развития поселений в Северо-Западном Причерноморье. Достаточно быстро возрождается торговый потенциал Аккермана, на месте Джинестры вырастает турецкое торговое поселение Хаджибей, развитие получают и города на Дунае – Килия и Измаил. Торговые корабли турок и греков, находившихся под властью осман, ведут каботажные плавания у Черноморских берегов.

Основными типами торговых кораблей в 15-18 вв. для региона становятся небольшие турецкие сайки и более крупные греческие полакры. Небольшие и неказистые корабли доставляют многочисленные грузы из района Северо-Западного Причерноморья как в Крым, так и в Стамбул. Как и прежде, основными грузами, вывозимыми из региона, остаются соль, пшеница, шкуры крупного рогатого скота, рыба и вино. Ввозятся оливковое масло, ткани и предметы быта. Особое место начинает занимать город Очаков, развившийся в мощную крепость, которая закрывает как выход, так и вход из Днепровско-Бугского лимана в Черное море. Его стратегическое значение связано с постоянными столкновениями Османской империи и их вассала Крымского ханства как с Московским государством, так и с образовавшейся Запорожской Сечью на днепровском острове Хортица.

Запорожская сечь как политическое и экономическое образование объединила в своих рядах тех, кто боролся против мусульманской экспансии. Ряды запорожцев пополнялись украинцами и поляками, становились под знамена Сечи венгры, молдаване и русские. Для осуществления своих походов запорожцы строили легкие и маневренные суда – чайки. На них они пускались в плавания по Днепру, выходили в Черное море и нападали на турецкие военные и торговые корабли. Не раз запорожцы в 16-17 вв. нападали на города и поселки осман, в том числе и на берегах Северо-Западного Причерноморья. Их бесстрашие и героизм сдерживали дальнейшую экспансию осман и крымских татар в Северную Европу.

Многое в этой борьбе меняется после вступления в войну России, которая вела с Османской империей многовековую борьбу, завершившуюся победой и основанием в Северо-Западном и Северном Причерноморье таких крупных городов, как Одесса и Николаев, ставших достаточно быстро после их основания крупными торговыми промышленными центрами.

Автор выставки, его друзья и коллеги начиная с 1988 г. занимаются исследованиями в области: «История древнего и средневекового мореплавания и кораблестроения. Группа, объединенная в Центр исследования истории мореплавания за прошедшие годы реконструировала более десяти древнейших и средневековых плавающих средств: челнов, плотов, кораблей и судов, и провела на них ряд экспериментальных плаваний в Черном, Мраморном и Средиземном морях, Атлантическом океане, по реке Дунай.

В область изучения попали древнейшие плавающие средства. Были реконструированы камышовая ладья «Фера», каркасные лодки «Меотида» и «Тигр», плетеная корзина, покрытая кожаным панцирем, однодеревые челны «Персей» и «Одиссей», архаический фракийский корабль «Кадм», греческая диера «Ивлия», средневековый средиземноморский полакр «Одесса», славянская ладья «Анна Ярославна», корабль Крито-Микенской цивилизации «Кадм», казацкая «чайка» «Хаджибей» и др. Часть реконструированных судов представлена на выставке в натуральную величину («Кадм», «Хаджибей», носовая часть финикийского корабля «Мелькарт» и носовая часть славянской ладьи), большая часть в моделях судов и кораблей, объединенных по времени их использования (50 витрин с экспонатами), а также представлены фотовыставки, рассказывающие об экспериментальных плаваниях на реконструированных судах.

Отдельный раздел посвящен реконструкции древних якорей, уникальную историю которых хранят воды Одесского залива. Еще один раздел рассказывает о примитивных плавающих средствах, которые человек строил по всему миру для использования как в закрытых водоемах, так и в морях и океанах. К ним можно отнести всевозможные плоты, плетеные корзины, однодеревки и другие плавающие средства. На выставке в отдельном разделе представлены рыболовецкие суда Причерноморского региона: дунайский каюк, черноморская шаланда, фелюга и др.

С 2016 г. автор и его коллеги совместно с Одесским горисполкомом ведут работу по созданию Музея исторического мореплавания, основой которого станет выставка «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане».

Для музея выделена площадка в Центральном городском парке им. Т.Г.Шевченко. Проводится сбор средств, готовиться архитектурный проект. Автор и его коллеги надеются, что осуществление проекта будет начато в 2021 г. и музей откроет свои двери в 2022 г. Его экспозиция поможет окунуться в прошлое нашего поистине уникального и неповторимого края – Северного и Северо-Западного Причерноморья, воды и берега которого видели десятки племен и народов за свою более чем трехтысячелетнюю историю.

Все аспекты деятельности Центра постоянно освещаются в Интернете [1]. С проектами можно ознакомиться в публикациях автора по обсуждаемой теме, таких как «Маршрутами античных мореходов» (Одесса, 1991), «История мореплавания в моделях и реконструкциях» (Одесса, 2001), «Земля погибших кораблей» (Кишинев-Москва-Одесса, 2004), «Зарождение и эволюция транспортных средств и путей сообщения. Опыт реконструкции» (Киев-Одесса, 2010) и др. Подготовленное в 2010 г. в соавторстве с И.В.Боделаном исследование «Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях» было переведено на английский и немецкий языки [2]. Готовится к изданию «Путешествие в прошлое: «Анна» и «Кадм»».


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Гидробиологическая станция Одесского национального университета имени И.И. Мечникова : сайт. – URL: http://hydrobio.onu.edu.ua/ (дата обращения: 12.12.2020).

[2] Мельник И.К., Боделан И.В. Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях = Historical Maritime Sailing in Models & Reconstructions / Игорь Мельник, Игорь Боделан. – Киев, 2010. – 104 с., ил. [На рус. и анг. яз.]


© Мельник И.К., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Мельник Игорь Кириллович,
доктор исторических наук,
директор Центра исследований истории судостроения
и мореплавания (Одесса, Украина),
е-mail: i_melnik61@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/393.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru