Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.45.22.002

Коренная В.С.

Объекты локального культурного наследия как фактор формирования исторической памяти и гражданской идентичности школьников

Аннотация. В статье рассмотрена историческая память в процессе социализации человека и формировании его гражданской идентичности. Многосторонне охарактеризованы виды исторической памяти, направленные на выработку нормативно-ценностных ориентаций. Показана роль объектов локального культурного наследия в определении и функционировании механизмов гражданской идентичности и формировании исторической памяти школьников.

Ключевые слова: историческая память, культурное наследие, гражданская идентичность, архитектурно-ландшафтное историческое пространство, социализация школьника.

Открыть PDF-файл


Историческая память является важнейшим элементом первичной социализации человека, который позиционирует школьника в потоке исторических событий и явлений, определяет место рождения и проживания в локальном геокультурном пространстве, детерминируя локальную идентификацию. Каждый человек идентифицирует себя в детстве в определенным локусом – родители – родительский дом – социальное окружение (родственники, друзья, социальные институты – детский сад, школа, организации дополнительного образования) – место проживания – географический регион – страна.

Историческая память формируется в конкретном локусе в визуально-тактильно-хеморецепторном и устном форматах (рассматривание родственников, фотографий, вещей, ощущения и запахи, вызываемые фотографиями и семейными реликвиями, и просто бытовыми вещами – игрушками, в особенности передаваемыми из поколения в поколение елочными игрушками), рассказами взрослых членов семьи, интерпретации этих разговоров детьми, символическое означивание семейных, детских и общелокальных поселенческих (дни города и т.п.) и общенациональных праздников, религиозных и иных символизированных социокультурных практик.

Исследователи выделяют, как правило, четыре вида исторической памяти: во-первых, коммуникативная память, обеспечивающая преемственность в знании истории трехпоколенной семьи, включая ее место и роль в социуме с учетом социального контекста; во-вторых, индивидуализированная или личная «мягкая» историческая память, основанная на личном опыте и личных впечатлениях; в-третьих, обыденная историческая память, сформировавшаяся в результате рефлексивного коллективного отбора событий и их интерпретации в обыденном массовом сознании; в-четвертых, «жесткая» историческая память, сформированная в результате целенаправленного социального конструирования и социально-символического означивания памятных мест, дат, церемоний и ритуалов [1].

Историческая память в процессах первичной социализации направлена на выработку на основе накопленного и отрефлексированного в процессе исторического развития опыта нормативно-ценностных ориентаций, санкционированных данным социальным локальным сообществом, к которому человек принадлежит по рождению, границ позитивного и негативного, однозначно и неоднозначно оцениваемого, которое вступает во взаимодействие с официально установленными в образовательных институтах аксиологическими нормами и трактовками событий прошлого, оценкой исторически сложившихся традиций. Школа в лице учителей – предписантов интерпретации событий и их участников в прошлом и настоящем формирует официально одобренные модели поведения, которые предлагаются школьникам как «правильные» с точки зрения доминирующей в государстве идеологической парадигмы.

Однако было бы ошибочным, с нашей точки зрения, представлять историческую память как символическое представление о прошлом, о традициях, которое детерминировано социально-культурным контекстом [2].

Картины исторического прошлого символизируются в результате интерпретации получаемой и осмысливаемой информации, причем эта символизация может иметь разнонаправленный характер – одно и то же событие, один и тот же исторический персонаж могут, в зависимости от объема человеческого капитала и уровня коммуникативной культуры отдельного человека, получать различные эмоционально-символические оценки, которые находятся под влиянием конкретного культурно-исторического контекста. При этом историческая информация, как правило, носит фрагментарно-реконструктивный характер, когда воспринимающий ее человек дополняет получаемую информацию, интерпретируя ее в соответствии с объемом и уровнем имеющихся у него исторических знаний, степенью погруженности в исторический контекст событий и деятельности исторических персонажей, способностью объяснить причинно-следственные связи хода исторического процесса и мотивацию участников исторических событий, отделить интепретативную информацию от реальности прошлого – то есть попытаться рассмотреть картину прошлого во всей ее полноте и укорененности в конкретной эпохе и конкретной локальной местности, вписать исторические события в пространственно-временные отношения «в дела давно минувших дней».

Пространственная структура исторически сложившихся городских ландшафтов является объектом «оживления» коллективной исторической памяти местного локального сообщества, формирует у горожан представления об эволюции культурно-антропоморфной локальной поселенческой среды, создает своеобразные порталы активации визуальных впечатлений об историческом прошлом в данном локусе, позволяет рельефнее представить историческую среду развертывания исторических событий, происходивших в данном месте в прошлом, увидеть и почувствовать динамику изменения пространственно-архитектурных ансамблей в социокультурной динамике.

Развивающиеся в обществе тенденции создания исторических кварталов, реставрации и воссоздания памятников архитектуры и архитектурно-ландшафтных исторических пространств являются частью государственной и муниципальной политики в сфере формирования и развития институционализированной историко-ориентированной локальной культурной среды, призванной выработать официально санкционированное отношение к историческому прошлому. Эта деятельность по реконструкции визуальных картин прошлого призвана, наряду с посещением школьниками музеев и художественных галерей в процессе освоения школьной учебной программы, программ дополнительного образования и внеурочной культурно-просветительной работы, сформировать у школьников релевантное восприятие предлагаемой школой и органами государственной власти и муниципального самоуправления реконструктивной модели коллективной исторической памяти на уровне обыденного массового сознания. Причем уже сам отбор и расположение мемориальных мест, символизирующих историческое прошлое данного поселения, является ориентирующим в коллективной массовой памяти, придающим каждому мемориальному месту свой аксиологический смысл, в ряде случаев в утвержденном городскими властями специально ориентированном порядке: «…все имеет смысл, за всеми отношениями мы находим одну и ту же структуру бытия… мы приговорены к смыслу, что бы мы ни сделали, что бы ни сказали, все обретает имя в истории» [3].

Наряду с усвоением и поддержанием с помощью маркеров символизации интерпретации исторических событий институционализированной коллективной исторической памяти, объекты локального культурного наследия играют важную роль в выработке и функционировании механизмов гражданской идентичности школьников. Социализация является важнейшим базовым основанием идентификации: последняя предполагает такой процесс в социализации, в рамках которой выявляется и утверждается индивидуальность и самость человека [4].

Политика памяти, проводимая властными и образовательными институтами (прежде всего школьными учреждениями), учреждениями культуры, направлена на формирование и поддержание коллективного ментального конструкта исторической общности людей, связанных общим историческим прошлым, общей исторической судьбой, актуальным настоящим и проективным воображаемым будущим [5].

При этом важнейшая роль отводится не самим фактам и действующим лицам исторического прошлого, а их отрефлексированной в соответствии с доминирующей государственной идеологией интерпретации, атрибуции к визуально привлекательным и узнаваемым местам, эмоциональной аранжировке их подачи массовому сознанию на уровне обыденного осознания каждым молодым человеком своей сопричастности победоносным великим свершениям и неизбежным скорбным и трагическим моментам прошлой жизни [6].

Гражданская идентичность, формируемая в процессе первичной социализации школьников семьей, родственниками, кругом социального общения, институтами образования и воспитания, местным сообществом, средствами массовой информации через визуально представленные объекты культурного наследия в виде исторических архитектурно-ландшафтных ансамблей, объектов музейного и выставочного экспонирования, посредством средств массовой информации, литературно-художественных произведений, кинофильмов и т.п., создается в процессе коммуникации школьников с реальными визуально представленными объектами истории и культуры прошлого.

Тем самым основанное на визуальной доминанте восприятие информации об историческом прошлом современными школьниками получает зримое подтверждение не только в формате передаваемой им различного рода предписантами (родителями, учителями, экскурсоводами, журналистами и другими авторитетными для школьников специалистами), но и в форме непосредственных контактов с артефактами историко-культурных событий, получающих статус документального подтверждения подлинности.

Памятники локального культурного наследия выполняют функции своеобразной мембраны исторической памяти, интегрирующей прошлое и будущее в настоящем, создавая чувство непрерывности исторического процесса и связи поколений, развивая историческое сознание в пространстве конкретного геокультурного локуса, актуализируя значение локального в современной жизни и в воображаемом будущем, раскрывая потенциал гражданского участия в жизни социума.

В результате интегративного воздействия институтов образования, учреждений культуры и средств массовой информации в рамках реализации государственной культурной политики на аксиологические, символические и эмоциональные компоненты общественного сознания и процессы социализации школьников создается и развивается матрица гражданской идентичности юных граждан, которым предстоит продолжать устроение общества и государства в недалеком по историческим меркам будущем.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сидорова Л.О. Концептуальные подходы к понятию «Историческая память» // Вестник МГУКИ. – 2012. – № 4 (48). – С. 81.

[2] См., например: NeroneJ.ProfessionalHistoryandSocialMemory // Communication. – 1989. – Vol. 11. – P. 89-104; Каким быть современному школьному учебнику по отечественной истории ХХ века? : Круглый стол // Отечественная история. – 2002. – № 3. – С. 5-30.

[3] Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб.: Ювента-Наука, 1999. – С. 19-20.

[4] Котиди Е.Ю. Проблема идентичности: история и современность // Вестник РУДН. Серия: Философия. – 2009. – № 4. – С. 70-71.

[5] Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции – М.: Ваш формат», 2017. – С. 47.

[6] См.: Малинова О.Ю. Актуальность прошлого: история, память и политика идентичности //Дискурсология: методология, теория, практика. – 2016. – № 10. – С. 156-166.


© Коренная В.С., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Коренная Валентина Сергеевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: corenvs@mail.com


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/402.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru