Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.54.47.005

Васильева С.Е.

Проблема человека в «информационном обществе»

Аннотация. В статье раскрывается сущность и специфика современного общества, в его трактовке как «общества информационного»; раскрываются основные причины, приведшие к возникновению и формированию подобной модели «общества»; раскрывается проблематика человека, сталкивающегося, в парадигме такого «общества», с новыми вызовами и угрозами своему существованию, как человека, личности. Рассматриваются определенные перспективы данного общества, и человека в нем, в направлении развития основных тенденций и закономерностей современной социально-экономической системы.

Ключевые слова: информация, информационное общество, постиндустриальное общество, человек, трансгуманизм, симулякр.

Открыть PDF-файл


Современное общество часто называют «информационным». И в этом есть своя доля истины. Но прежде всего определимся с тем, что мы, собственно, называем «информационным обществом», какой тип общества мы можем называть «информационным». Разумеется, первоначально нужно определиться здесь с понятием «информации».

«Информация» – довольно многозначный термин. Мы будем понимать под «информацией» некое новое знание. Поясним этот тезис. Всякое сообщение «информативно» настолько, насколько, с одной стороны, может быть вообще хоть как-то понятно данному конкретному человеку, а с другой стороны – насколько оно что-то прибавляет к уже существующим знаниям этого человека.

Если некое сообщение будет восприниматься как нечто совершенно непонятное, как некая абракадабра, оно будет сродни просто шуму; а если некое сообщение будет нести с собой все давно уже хорошо известное данному человеку – то оно тоже не будет информативным. Значит, информативным будет то сообщение, которое (а) понятно и (б) что-то прибавляет к уже имеющимся знаниям. В этом плане, кстати, можно провести некое различение между собственно «знанием» и «информацией» как неким новым знанием, приращением знания. Хотя зачастую понятия «знание» и «информация» не совсем корректно смешиваются.

Как мы уже сказали, современное общество сегодня часто называют «информационным обществом», а современную экономику развитых страх – «экономикой знаний» (на соотношение концептов «знания» и «информации» мы указали выше).

Так что же такое «информационное общество»?

Понятие «информационное общество» было введено в оборот еще в 1960-е гг. японскими авторами К.Курокава, Т.Умесао, а также американским экономистом Ф.Махлупом. В такого типа общественной системе предполагается, что «информация» (или то, что к ней относится) начинает играть определяющую роль. Иначе говоря, информация (с соответствующими изменениями, «знания») добавляется к классическим факторам производства – труду, земле и капиталу и, более того, начинает играть главную роль и в экономическом, и в общественном воспроизводстве.

Концепт «информационного общества» в канве своего развития тесно переплетается с понятием «постиндустриального общества», т.е. с такой социально-экономической системой, в которой, согласно концепции ее идеологов, осуществляется переход от главенства индустриального промышленного производства к главенству сферы услуг, прежде всего – связанных с «информационными услугами».

С соответствующими изменениями концепцию «постиндустриального общества» развивали такие авторы, как Д.Белл («постиндустриальное общество») [1], Д.Рифкин («третья промышленная революция») [2], А.Тоффлер («сверхиндустриальное общество», «третья волна») [3], Э.Бринольфссон и Э.Макафи («вторая эры машин») [4] и др.

Разумеется, каждая из вышеперечисленных авторских теорий требует своего специального разбора. Однако в целом необходимо сказать, что данная концепция (условно – «постиндустриального общества») является больше идеологической конструкцией, выстраиваемой в соответствии с пожеланиями авторов, выполняющих, скорее, определенный социальный заказ, нежели концепцией, отражающей реальное положение дел, тем более – их суть.

Кратко поясним наш тезис. Во-первых, индустриальное промышленное производство никуда не исчезло и по-прежнему является так или иначе фундаментом глобальной экономики, хоть и было переведено из стран «золотого миллиарда» в страны условного «третьего мира» с дешевой рабочей силой и отсутствием необходимости серьезно заботиться об экологических последствиях. Во-вторых, радужная картина «постиндустриального общества», которая обыкновенно рисуется в такого рода концепциях, призвана, прежде всего, затушевать коренные противоречия капиталистического общества (между общественным характером труда и частнособственническом присвоением его результатов) и представляет собой лишь фантом (симулякр), создаваемый здесь правящим классом для манипулирования массовым сознанием, никоим образом не решая коренных, реальных социальных проблем. В-третьих, новые «информационные технологии» так или иначе здесь будут работать именно на интересы господствующего класса и использоваться им как основание для перевода всей системы в своего рода новую формацию «цифрового тоталитаризма» – под «красивые сказки» о «свободном» «постиндустриальном обществе», об «информационном обществе», «удобстве» и «услугах» –

Особенно откровенно такого рода тенденции и планы правящих глобальных элит можно обнаружить, например, при анализе работ К.Шваба «Четвертая промышленная революция» и «Технологии четвертой промышленной революции» в их сопоставлении с вышедшей в 2020 г. его работой «Ковид-19. Великая перезагрузка» («Covid-19: TheGreatreset») [5].

Собственно понятие «информационного общество» было развито М.Кастельсом в работе «Информационная эра: экономика, общество и культура» (1998). Парадигма «информационного общества» основывается автором на следующих постулатах: 1) информация – здесь основной ресурс; 2) тотальность информационных технологий; 3) сетевая структура и логика данной социально-экономической системы; 4) глобализация данной системы [6].

В самых общих чертах обрисовав концепт «информационного общества», обратимся к проблематике человека в нем.

Господство «информационных технологий», очевидно, создает прежде совершенно невиданную для человека ситуацию господства виртуальной реальности над реальностью физической. В работе «Символический обмен и смерть» Ж.Бодрийяр определяет такого рода ситуацию как торжество «третьего порядка симулякров» [7]. Проблема человека в такой ситуации встает с особой остротой. С одной стороны, это связано с тем, что те социокультурные основания, на которых формировался «классический» тип человека (в Западной Европе – начиная с Возрождения, в рамках гуманистической парадигмы трактовавшийся в качестве «субъекта», «личности», «индивида»), в настоящее время откровенно разрушаются; соответственно, лишившийся подобных своих культурных оснований рушится как социокультурная форма и «человек» – как субъект, личность.

С другой стороны, виртуальные информационные потоки и объем информации сегодня столь огромны, что человек оказывается не в состоянии их реально осмыслить и осознать, извлечь соответствующий опыт. По существу, он становится все меньше «субъектом» и все больше «объектом», и никаких реальных возможностей – ни интеллектуальных, ни духовных или хотя бы временных, паузы для осмысления – у него не остается.

Существование человека в такого рода ситуации оказывается все более бессознательным, безличным, если угодно – бессубъектным. Возникает парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: с ростом объема информации, информатизации жизни резко падают сознательность, реальная разумность, осмысленность существования человека.

В этой связи серьезной проблемой для существования современного человека становится то, что, условно говоря, его голова оказывается погруженной в «виртуальное информационное пространство», в то время как его тело (пока еще, по крайней мере) находится в реальности физической. Однако мнения, установки, ментальные образцы этого человека определяются сегодня по преимуществу реальностью виртуальной, которая обыкновенно имеет весьма отдаленное отношение к реальности физической в плане своей возможной верификации и, вообще, адекватности. Очевидно, что подобного рода тенденции ведут к элементарному принятию человеком, людьми, причем массово, тех «решений», которые могут быть для них самоубийственными, противоречащими их физической реальности.

Технологии и стратегии манипулирования массовым сознанием становятся здесь тотальными – и человек превращается в придаток виртуальной Мегамашины, причем находящийся под постоянным контролем, без всякой возможности «личной свободы».

В этой связи следует особо отметить нынешние тенденции, связанные с переводом обучения в «цифровой» режим, связанный с дистанционным обучением, с так называемыми проектами «цифровой школы», при которых обучающийся становится придатком «искусственного интеллекта» – виртуальной Мегамашины. Последняя, с одной стороны, служит для него образцом для подражания и «инстанцией авторитета», «значимого Другого», а с другой стороны, просто забирает у человека, особенно у ребенка, «экран воображения», по существу – его «Я», со всеми вытекающими отсюда очевидными катастрофическими для личности и ее социализации последствиями.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что, действительно, мы имеем в настоящее время уже вполне ощутимую перспективу прекращения собственно «проекта человек», о чем в свое время говорил еще М.Фуко [8]. В этой канве нет ничего удивительного в том, что сегодня особенно актуальными для глобальных элит становятся идеологические установки трансгуманизма, предполагающего как раз закрытие «проекта человек» и перевода, уже условно, «человечества» в некое новое «качественное» – постгуманистическое (в их терминах) «цифровое» состояние.

Но это уже тема для другого особого разговора.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 790 с.

[2] Рифкин Д. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017. – 410 с.

[3] Тоффлер А. Третья волна. – М.: АСТ, 2009. – 800 с.

[4] Бринольфссон Э., Макафи Э. Вторая эра машин. – М.: АСТ, 2017. – 384 с.

[5] Шваб К. Технологии четвертой промышленной революции. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.; его же. Четвертаяпромышленнаяреволюция. – М.: Эксмо, 2016. – 208 с.; Schwab K., Malleret T. COVID-19: The Great Reset. – Geneva: Forum Publishing, 2020. – 212 p.

[6] Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

[7] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, 2000. – 387 с.; его же. Симулякры и симуляция. – М.: Karios, 2018. – 320 c.

[8] Фуко М. Слова и вещи. – СПб.: A-cad, 1994. – 405 с.


© Васильева С.Е., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Васильева Светлана Евгеньевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: sveta.kyrator@mail.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/412.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru