Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2021/1(24)
спецвыпуск


Науки о культуре и искусстве:
перспективные исследования

научно-практическая
онлайн-конференция
аспирантов и молодых ученых
27-28 января 2021 г.


ДОКЛАДЫ


Коренная В.С.

Объекты локального культурного наследия как фактор формирования исторической памяти и гражданской идентичности школьников

Лысенко А.С.

Несостоятельность взгляда
об исключительности метода живописи с натуры в сфере академического искусства

Васильева С.Е.

Проблема человека в «информационном обществе»

Баниже О.Н.

Субстанциальность соматического кода в культуре

Шошина С.И.

Роль клубов в воспроизводстве и развитии социокультурной жизни
в малых российских городах

Попов М.А.

Исторические предпосылки формирования сословия однодворцев в Центральном Черноземье

Мадикова Л.В.

Интерпретация семантики «корабельных сюжетов» в иконографии Русского Севера

Романова К.К.

Русские дома моды в Европе: стиль «а-ля рюс» в декоративно-прикладной культуре 1920-х годов

Чувилькина Ю.В.

Место Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого
в евразийском культурном пространстве

Ртищева И.А.

Развитие экспозиции музея-квартиры А.М.Васнецова
с 1960 по 1996 год

Лучков Н.А.

Возможные критерии оценки эффективности онлайн-выставок

Муленко И.М.

Типологические особенности бронзовых колоколов как один
из аспектов атрибуции

Саркисова Е.Г.

Музейный комплекс Краснодарского края: состояние
и перспективы развития

Краснова И.В.

Некоторые аспекты создания электронного каталога слобожанских икон конца XVIII – начала XX вв.

Краснова Т.Н.

Реставрационная деятельность как фактор возможного разрушения археологической керамики

Михальский Ф.А.

Московская периодика последней трети 19 в. как источник по истории предпринимательства


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.71.75.007

Мадикова Л.В.

Интерпретация семантики «корабельных сюжетов» в иконографии Русского Севера

Аннотация. В данной статье рассмотрены культурно-исторические основания зарождения, становления и развития символизма в раннехристианской живописи. Особое внимание уделено изображениям корабля и якоря как одним из ключевых древнехристианских символов. Представлены особенности развития иконописной школы Русского Севера и приведена интерпретация значения «корабельных сюжетов» в иконографии Русского Севера на примере отдельных икон.

Ключевые слова: корабельные сюжеты, Русский Север, раннехристианские символы, корабль, якорь, иконы, северные письма.

Открыть PDF-файл


В статье под «корабельными сюжетами» понимаются изображения, содержащие образы лодок и кораблей различных типов, а также конструктивных элементов судов (парус, руль, весло и т.д.).

Образ корабля обладает сакральным значением и представляет собой один из древнехристианских символов, появление которых тесно связано с ранними годами возникновения и развития церкви и гонениями первых христиан. Находясь в тяжелом положении, христиане с большой осторожностью относились к распространению учения веры. Церковь вынуждена была хранить догматы как от язычников, так и от вновь оглашенных, и последним лишь по истечении времени мог быть открыт доступ к таинствам. Со временем данная предосторожность становится общим правилом для церкви, и для изложения учения в письменном виде Святые отцы начинают использовать специальные фразы или отдельные слова, которые составили основу условного языка, понятного для посвященных в таинства христианского учения. Постепенно с развитием символического языка христиане начинают использовать и символические изображения. Среди первых дозволенных христианам символов, перечисленных Св. Климентом, были голубь, рыба, корабль, лира, якорь, позднее данный список расширился [1].

По мнению некоторых исследователей, причиной появление символизма раннехристианского искусства может являться не только описанная выше причина, но и то, что на начальной стадии формирования христианства последователи еще не знали, как точно передать идеи нового учения, и делали это через символы, так как требовалось время для осмысления учения [2]. По другой версии возникновение символов связывается с достижением компромисса между христианами-иудеями и эллинами, принявшими новую веру. Иудеи поначалу относились к изобразительному искусству с неодобрением, а вот вторые были настроены весьма положительно [3]. Особый образ мышления, присущий первым христианам, обитавшим в восточных районах Римской империи, предполагал использование различных иносказаний для изложения мыслей, что, по мнению ряда ученых, также могло стать предпосылкой создания древнехристианских символов [4].

Корабль является одним из важнейших христианских символов, и его изображение олицетворяет собой образ христианской жизни, то есть христианин, подобно кораблю, плывет по житейскому морю к Христу и вечной жизни в единении с Богом. Один из первых исследователей древнехристианской символики А.Уваров отмечает: «Плавающий корабль был символом человеческой жизни, а потому он служил для иконной передачи всех формул, связанных с основным понятием о жизни, в особенности, проведенной или прожитой» [5].

В христианстве корабль ассоциируется с церковью, т.е. церковь являет собой корабль, следующий за Христом. Издревле церковь отождествляли с Ноевым ковчегом, в котором праведные спасаются среди бурных вод мира, или лодкой Петра, на которой ученики Христа плывут к Небесному Иерусалиму вместе со Спасителем. Сойти с корабля значит отказаться от спасения. Взаимосвязь корабля и церкви способствовало тому, что основное храмовое пространство получило название «неф», или «наос», что по-гречески и означает «корабль». Неф имеет вытянутую форму, будто бы предупреждая, что путь к спасению может быть долгим.

Весьма интересное сравнение церкви с кораблем представлено в анонимном сочинении 90-х гг. XVII в.: «Уподобляет же ся Церковькораблю того ради, яко кораблю в началѣ сотворения своего есть узок и тѣсен, во срѣдине пространен, на совершении же паки тѣсен и узок. Подобнѣ ему и Церковь, нынѣ подвизающаяся или ратуемая, яже есть собрание вѣрных: в началѣ бѣ тѣсна и уска, яко малочисленнии в ней бѣяху человѣцы; во срединѣ же корабль Церкве есть пространен, занеже премножеством людей всяческих родов и языков исполнися, от него же времене, егда во всю землю изыде вѣщание Святых Апостол и в концы вселенныя глаголы их; но и паки будет узок и тѣсен, егда от антихриста гонение постраждет и люто зѣло утѣснен тогда будет (л. 459 об.)» [6].

Здесь сравнивается периоды развития христианства с носом, средней частью и кормой корабля.

«Во оный же Святый церковный Корабль, аще кто степеньми вѣры святыя не входитъ всячески, таковый в мори горния и вѣчныя смерти погибает. В семъ Корабли духовном вмѣщаются добрии и злонравнии людие, еже есть праведнии и грѣшнии (л. 459 об.)» [7]. Как корабль, который может вмещать людей с разными моральными и нравственными качествами, так и церковь принимает и праведников, и покаявшихся грешников.

К «корабельным сюжетам» мы также относим изображения конструктивных элементов судов, например якоря: он являет собой символ христианской надежды на будущее. Так, в послании апостола Павла к евреям, надежда на спасение души названа «якорем души»: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взять за предложенную надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу…» (Евр., 6:19). Якорь так же является эмблемой Святого Николая, покровителя моряков и обозначает безопасность.

Значение якоря было заимствовано у римлян: в древнеримском искусстве этот символ отражал радость от возвращения домой после долгого путешествия. Изображения якоря были обнаружены на старинных римских, греческих, финикийских, сирийских, карфагенских монетах. Для первых христиан данный символ стал ключевым; они изображали якорь на стенах катакомб и надгробных плитах вместо креста, рядом со словом «мир» и рыбами – символом Христа, как знак незыблемой веры в Спасителя. Христиане также вырезали якорь на своих кольцах, который символизировал образ спасения. Из-за того, что до VI в. изображение креста не поощрялось, христиане заменяли его на изображение якоря: так, например, крестообразный якорь стал заменой знака казни Христа [8].

С появлением икон «корабельные сюжеты» нашли свое место и в иконографии. Изображения кораблей и судов получили распространение на житийных иконах Николая Чудотворца, Преподобного Сергея Радонежского, Преподобного Зосима и Савватия Соловецких, Святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Иоанна Богослова, Митрополита Петра и многих других.

Подробнее рассмотрим примеры «корабельных сюжетов», представленных на иконах, относящихся к «северному письму», то есть написанные на просторах Русского Севера. Северная живопись ведет свою историю с начала массового заселения Севера в XIV в. По мере христианизации данных территорий необходимость в иконах и других христианских реликвиях возрастала. Первоначально иконы доставлялись из епархиальных центров – так на Север поступали работы новгородских, московских, псковских, ростовских и других мастеров. Помимо прямой функции они играли роль символов, закреплявших политическое и миссионерское влияние метрополий.

Также потребность в иконах обеспечивали приезжие художники, вокруг которых постепенно возникали иконописные мастерские. Поначалу работы таких мастеров практически полностью отражали стиль центральных иконописных школ, но со временем в них начали прослеживаться местные черты. В XV-XVI вв. на иконописные традиции Русского Севера все еще оказывали воздействие новгородская и ростовская школы, что находило свой отпечаток в работах северных мастеров. Все это являлось предпосылками развития традиций «северного письма», временем зарождением которого принято считать XVI в.

Одной из особенностей возникновения традиций «северного письма» является наличие разрозненных небольших очагов иконописания, которые редко взаимодействовали между собой и вследствие чего обладали самобытностью и большой консервативностью. Над созданием икон на Русском Севере работали как монахи в крупных религиозно-культурных центрах (Соловки, Валаам) и малых монастырях, священники и дьяконы, так и крестьяне и ремесленники – последнее послужило истоком фольклорности и демократичности художественного облика.

Одной из характерных черт северных икон является примитивный реализм. Иконописцы из отдаленных северных селений, где не было живописных школ и куда не попадали высокохудожественные произведения иконописи, в выборе изобразительных средств во многом исходили из жизненного опыта и наблюдений и в работе использовали различные достоверные детали из реальной жизни. На этот счёт М.А.Реформаторская, один из исследователей иконописи Русского Севера, отметила следующее: «Ни одна область русского иконописания не имела столь очевидных связей с конкретными сторонами жизни и быта людей, как северные иконы. Здесь, в далеких селениях окраинной Руси, слабее, чем в столичных городах, сказывался контроль официальной церкви, и художники проявляли себя проще и свободнее в обращении с иконописными канонами» [9].

Все это способствовало тому, что на многих иконах с «корабельными сюжетами» облик кораблей нередко был довольно сильно приближен к реальным, бытовавшим в те времена судам. Рассматривая такие композиции, мы узнаем незамысловатые и выразительные элементы судовых конструкций – корпус, парус, весло, руль, форштевень, ахтерштевень и т.д. Подобные иконы в связи с тем, что они исходят из реальных впечатлений, дают ценные сведения о конструктивных особенностях судов и судостроительных традициях, характерных для данного региона.

Рассмотрим некоторые примеры.

1. Икона «Воскресение – Сошествие во ад, с евангельскими сценами»

Икона написана в первой половине XVII в. в Холмогорах. До 1987 г. находилась в церкви Воскресения Христова деревни Верхние Матигоры Холмогорского района Архангельской области. Сейчас хранится в Архангельском музее изобразительных искусств [10].

Образ лодки можно увидеть на клейме №19 «Явление Христа апостолам на море Тивериадском; чудесный лов рыбы».

2021-1 Мадик1Клеймо рассказывает о появлении Христа перед апостолами во время рыбалки на Тивериадском море (озере). Семь апостолов во главе с Петром отправились на рыбалку в одной лодке, имея одну сеть. Апостолы провели всю ночь на море, но ничего не поймали. Тогда им явился Иисус и повелел им закинуть сеть по правую сторону от лодки, последовав совету, апостолы захватили сетью огромное количество рыбы. Ловля сетью рыбы символизирует завлекание людских душ для Царства Божьего. «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обещал Господь рыбакам» (Мтф., 4:19).

С точки зрения конструктивных особенностей можно получить следующую информацию. На клейме изображено рыбацкое судно, имеющее корпус с небольшой седловатостью, декорированным штевнем (второй штевень не просматривается), планширь и два пояса обшивки, состоящие из отдельных брусков, вероятно, соединенных «встык». Возможно, креплением планок служили клепки с широкой шляпкой или гвозди, об этом свидетельствуют небольшие кружочки, размещенные на левой или правой стороне планок обшивки. Использование корабельных гвоздей и клепок является характерным для судостроительной традиции Северо-Запада России.

2. Икона «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких»

2021-1 Мадик22021-1 Мадик3Икона написана в 1545 г. в Соловецком монастыре, в настоящее время находится в Успенском соборе Московского Кремля [11]. На данной иконе «корабельные сюжеты» встречаются на клеймах № 2, 8, 13, 18, 20, 25, 27. В качестве примера рассмотрим клейма №13 «Зосима и Герман плывут на карбасе на Соловецкий остров» и №8 «Савватий возвращается на материк, желая причаститься перед смертью». На клейме №13 представлено судно с седловатым корпусом. Корабль имеет мачту с прямоугольным парусом на рее, наклоненный вперед прямой и высокий форштевень и прямой вертикальный ахтерштевень, вероятно, изготовленный из елового корня (кокоры), что было характерно для беломорских судов XV-XVII вв. На корпусе изображены три доски бортовой обшивки и привальный брус. Здесь лодка является не только транспортным средством для перемещения по акватории, но и символом перемещения из мирской жизни в жизнь праведную (монашескую).

Здесь представлена лодка с высокими штевнями и тремя полосами обшивки.

2. Икона «Святая Троица, в деяниях»

Икона происходит из церкви Воскресения с. Верхние Матигоры Холмогорского района Архангельской области. Датируется второй четвертью XVII в. Хранится в Архангельском музее изобразительных искусств [12]. На клеймах №9 «Строительство Ноева ковчега», №10 «Всемирный потоп», №20 «Переход Израиля через Красное море. Приход в пустыню Синайскую с останками Иосифа» иконописцем изображены различные суда.

2021-1 Мадик4Рассмотрим клеймо №10. Здесь изображен ковчег, являющий собой символ спасения для верующих. Над кораблем кружит голубь, который в христианстве также является символом спасения. Судно имеет деревянную надстройку, смещенную в сторону кормы приблизительно на ¾ длины, и форштевень с небольшим свесом, который оканчивается небольшим украшением. Корпус судна обшит 3-4 досками, по кромке бортов проходит привальный брус или планширь.

Рассмотренные изображения позволяют сделать вывод, что иконы могут выступать не только как сакральные тексты, но и как источники информации о различных культурных и исторических процессах, которые не сохранились в памятниках литературы и произведениях изобразительного искусства, но остались в иконах.Они являются уникальным источником информации, как по христианской символике, так и судостроительной традиции.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Уваров А.С. Христианская символика: Символика древнехристианского периода. – М.: тип. Г.Лисснера и Д. Собко,1908. – 212 с.

[2] Иваницкая Я.Ю., Шилов В.Н. Символизм и символы в древнехристианском искусстве (II-IV вв. н.э.) // Научные ведомости. – 2010. – № 7. – Вып. 14. – С. 39.

[3] Kitzinger E. The Hellinistic Heritage in Byzanine Art // Dumbaron Oaks Papers. – 1963. – № 17. – P. 95-117.

[4] Иваницкая Я.Ю., Шилов В.Н. Указ. соч.

[5] Уваров А.С. Указ. соч. С. 109.

[6] Севастьянова С.К. Символико-аллегорические определения и метафорические образы церкви в новонайденном сочинении конца XVII в. о Патриархе Никоне // Вестник ПСТГУ. – 2014. – Вып. 4(59). – С. 143.

[7] Там же.

[8] Окороков А.В., Кулагин А.В. Древние якоря: историко-культурное наследие Северного Причерноморья. – Феодосия: Арт Лайф, 2016 – С. 55-75.

[9] Реформаторская М.А. Северные Письма. – М.: Искусство, 1968. – С. 17.

[10] Иконы Русского Севера: Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств : [в 2 т.]. Т. 2. – М.: Северный паломник, 2007. – С. 18.

[11] Царство и Царствие: Русская икона XVI века : Книга-календарь на 2003 г. – Минск: Христиан. образов. центр им. свв. Мефодия и Кирилла; Milano: La Casa di Matriona, 2002. – С. 9-10.

[12] Комашко Н.И., Саенкова Е.В. Русская житийная икона. – М.: Книги WAM, 2007. – С. 14-17.


© Мадикова Л.В., 2021.
© Мадикова Л.В., ил., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Мадикова Лидия Владимировна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: madikova.lida@yandex.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/414.html

Наверх

Новости

  • 15.12.2020

    26 декабря 2020 г. в онлайн-формате на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в 11 час. начнется пленарное заседание Международной научной конференции XVIII Юбилейные Панаринские чтения. Тема чтений – «Глобальные угрозы и солидарность цивилизаций».

  • 15.12.2020

    9 декабря в формате онлайн прошла международная научно-практическая конференция «Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России». Модераторами конференции выступили замдиректора по научной работе Института Наследия А.В.Окороков и ведущий научный сотрудник Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» Ю.М.Наумов.

  • 15.12.2020

    В конце 2020 г. вышло из печати новое издание Института Наследия – книга доктора исторических наук А.В.Окорокова «Русская эмиграция в наградах и знаках». Издание представляет собой энциклопедический тематический справочник, в котором наиболее полно отображена история символики русских эмигрантских организаций с 1920 года до конца столетия.

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru