Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.55.34.004

Окороков А.В.

Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России

Аннотация. В статье рассматривается история изучения традиционного (народного) судостроения как важной части культурного наследия народов, связанных с водной средой. Автор касается методических, методологических и практических вопросов исследований традиционных судов и лодок в России, намечает пути их решений.

Ключевые слова: традиционные суда, лодка, традиция, этнографические исследования, археологические материалы, история.

Открыть PDF-файл

Благодаря выходам к морям и самым протяженным внутренним водным путям в мире (более 2,5 млн рек) в России сложился уникальный пласт народной судостроительной культуры, отличающийся широким разнообразием типов и видов плавсредств.

2020-3 Окор1Традиции народного судостроения в России складывались и развивались веками, передаваясь из поколения в поколение посредством живого опыта без письменной фиксации. Постепенно изменялись технологии судостроения, что приводило к исчезновению древних типов судов, например кочей, благодаря которым была освоена территория Арктики и Сибири.

В 20 в. с развитием современных средств передвижения и уходом из жизни носителей традиций, постепенно исчезали опыт и технологии строительства местных типов народных судов и лодок и, соответственно, терялся значительный пласт отечественной истории и самобытной культуры.

Многолетние исследования и результаты работы Института Наследия и музея-заповедника «Кижи» в Республике Карелия доказывают необходимость изучения народного судостроения различных регионов страны как уникального и исчезающего феномена материальной культуры народов России.

При этом следует подчеркнуть, что разработка данной темы имеет не только научное, историко-культурное и идеологическое значение, но и политическое. Например, приоритет в освоении островов Северного Ледовитого океана принадлежит древним русским мореходам-поморам, которые задолго до появления в Арктике западноевропейских мореплавателей вели промысел морского зверя у берегов Новой Земли, Вайгача и Шпицбергена, совершали плавания к устьям Оби, Енисея, Лены. Однако материалы, имеющиеся в российских музеях (в основном модели судов и отдельные находки), не дают полного представления обо всех особенностях и технологии отечественного судостроения в ранние периоды. Этим пользуются западные оппоненты, утверждая о невозможности создания поморских судов, способных к арктическому плаванию, или отодвигая заслуги поморов в освоении арктического бассейна на второй план.

2020-3 Окор2нВышесказанное в равной степени относится к памятникам судостроения других регионов нашей страны. Даже реконструкция многообразных речных судов, ходивших по всем водным системам России вплоть до начала 20 в., становится почти невозможной из-за нехватки информации по конструкциям, отсутствия чертежей и полных описаний.

Напомним, что системные археолого-этнографические исследования традиционных средств передвижения по воде были начаты в последней трети 19 в. Их изучению способствовали сначала археологические находки фрагментов древних судов в скандинавских странах, затем в разработку темы включились этнографы и лингвисты. В ряде государств были созданы специальные музеи мореходства (в Париже, Берлине, Стокгольме, Кронберге, Осло, Гетеборге, Бергене) и научно-исследовательские общества (например, Британское морское научно-исследовательское общество, основанное в 1910 г.). Результаты исследований публиковались в специальных изданиях.

Наиболее значительные исследования по выявлению и описанию исконно народных средств передвижения по воде были начаты норвежским этнографом Эйлертом Сундтом в конце 19 в. [1]

С 1920-х годов документированием сведений о старинных лодках занимались Д.Хернелл (Великобритания), Х.Шимански (Германия), Б.Ферейвик (Норвегия). Благодаря трудам последнего типы традиционных лодок из северной и западной Норвегии, относящиеся главным образом к 19 в, были сохранены для дальнейших исследований в виде чертежей или музейных экспонатов. Аналогичная работа по документированию находок проводилась в Швеции Олафом Хаслефом [2] и в Дании Кристианом Нильсеном. В Швеции и Дании число собранных лодок не так велико, как в Норвегии, зато большее внимание уделялось и уделяется сбору чертежей и фотографий [3].

Этнографическая систематика средств передвижения по воде, составлением которой ученые Германии (Пееш и Рудольф) занимались с 1965 г, была признана во всем мире. В основе этой систематики лежит народная техника изготовления плавсредств. Объекты систематизированы в зависимости от их конструкции.

Плоты – это комплексные средства передвижения по воде, которые строятся на основе технологии связывания, путем соединения:

- естественных плавающих тел (бревна, бамбуковые стволы, пучки водяных растений типа тростника);

- полых сосудов-поплавков (бурдюков из шкур животных, пустых пальмовых орехов, тыкв, керамических емкостей).

Лодки – простые полые емкости, искусственно сделанные плавающими, которые могут быть загружены. Их можно изготовить, пользуясь четырьмя технологиями:

- субстрактивная: уменьшение объема цельнодревесного тела путем изменения его формы при выдалбливании и снятии стружки;

- деформативная: деформация пластичных материалов при сохранении их неизменного объема;

- коробовая: соединение плоских конструктивных элементов (деревянных планок, листов коры, бамбуковых просмоленных матов); так делаются плоскодонки;

- конструктивная: прочное соединение каркаса, изготовленного заранее и задающего форму лодки, с обшивкой (из коры, шкур животных, деревянных планок); так строятся килевые лодки.

В процессе культурно-исторического развития лишь последний принцип оказался перспективным для дальнейшего строительства больших мореходных судов с использованием деревянных досок (а с 19 в. – железных листов) для обшивки бортов [4].

В 1985 г. в «Международном журнале морской археологии и подводных исследований» был опубликован обобщающий материал – «Обшитые лодки Севера: предварительный каталог с вводными комментариями» Кристера Вестердаля, посвященный находкам (в основном этнографическим) деревянных шитых (обшитых) лодок и парусных судов Северной Европы, включая Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию и Эстонию [5].

В России первые системные исследования традиционных средств передвижения по воде были предприняты П.О.Богославским. Научная эстафета была поддержана Н.П.Загоскиным, ИА.Шубиным, В.П.Кузнецовым [6].

К началу 1970-х годов в нашей стране на основе этнографических исследований были наиболее полно изучены конструкции и технология изготовления традиционных лодок народов Сибири: нганасанов [7], коряков [8], нивхов [9], долган [10], удэгейцев [11], орочей [12], эвенков [13], кетов [14]. Общая типология сибирских лодок опубликована в работе В.В.Антроповой [15].

Рассматривались орнаментика, религиозные представления и обряды, связанные с амурской лодкой [16], развитие тунгусо-манчжурской лодки по данным языка [17]. Аналогичные исследования велись и за рубежом. Можно упомянуть интересные работы в области языкознания, проведенные финскими учеными, позволившими им сделать вывод (в совокупности с археологическими и этнографическими материалами) о тесной связи славянского и древнекарельского населения. Согласно их данным по лексике, славянское влияние охватило все сферы хозяйственной и культурной деятельности древних карел, особенно тех, которые обитали в центральной части Карельского перешейка. Что же касается судостроительных названий и терминов, то здесь наблюдается обратная ситуация: имеются славянские заимствования из карельского языка. Так, по мнению В.Нисселя, к древнейшим славянским заимствованиям, представленным в топонимике Северо-Западного Приладожья, относятся lotja (лодья), majakka (маяк), raja (край) и др., что довольно убедительно, на наш взгляд, показывает влияние карельских судостроительных традиций в данном регионе [18]. Это подтверждается и исследованиями авторов монографии «История северорусского судостроения» [19].

В конце 1980-х - начале 1990-х годов изучением традиционного судостроения как части культурного наследия народов России занялись специалисты Российского института культурологии (РИК), сначала в рамках деятельности Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ, начальник П.В.Боярский), а затем сектора локальных историко-культурологических исследований (руководитель А.В.Окороков). После объединения РИКа с Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева работы были продолжены в Центре подводного культурного наследия Института Наследия. В результате было подготовлено и опубликовано фундаментальное исследование по судостроению и судоходству бассейна реки Оки [20].

В эти же годы в разработку темы включились и археологи. В их числе следует отметить работы В.Ф.Старкова, П.Ю.Черносвитова, Г.Е.Дубровина, П.Е. Сорокина [21].

С 1999 г. историко-этнографическими исследованиями традиционных судов и лодок, в основном Карелии, начал заниматься музей-заповедник «Кижи». По результатам многолетних полевых работ сотрудником музея Ю.М.Наумовым были опубликованы материалы по карельским лодкам и лодке Онежского озера – «кижанке» [22].

В 2016 г. выходит в свет фундаментальная работа П.А.Филина и С.П.Курноскина «Народное судостроение в России: энциклопедический словарь судов народной постройки» [23].

С 2020 г. Центр подводного культурного наследия Института Наследия в рамках государственного задания стал разрабатывать научно-исследовательский проект «Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России».

Основной целью этого проекта является формирование исторически достоверной базы и общей картины российского народного судостроения и судоходства. Задачи проекта:

– выявление, расшифровка и введение в научный оборот новых источников, связанных с историей и современным состояниемнародного судостроения и судоходства Северо-западного региона, Европейской части России, Сибири и Дальнего Востока;

– реконструкция исторических типов судов;

– изучение особенностей истории возникновения и социально-экономических условий для развития народного судостроения и судоходства различных субъектов Северо-запада и других регионов РФ;

– восстановление картины судостроения в различных судостроительных центрах;

разработка эволюционной классификационной схемы традиционного судостроения.

Структура такой схемы был намечена еще в 2001 г. авторами монографии «История северорусского судостроения». В ней должно быть следующее:

1) прослежены наследственные линии развития судостроения для исследуемых территорий;

2) для каждой выделенной территории выявлена изменчивость судостроительной традиции на протяжении доступного по материалам отрезка исторического времени;

3) на основании характера изменений судостроительной традиции сделана попытка выявить факторы отбора типов судовых конструкций, получивших развитие в определенную эпоху;

4) прослежена дивергенция некогда единых исходных судовых конструкций под действием отбора на протяжении существования каждой данной судостроительной традиции;

5) прослежено появление конвергентных форм судов в разных судостроительных традициях и выявлены причины их появления;

6) прослежено появление метисных судовых конструкций и определены причины их появления;

7) определены время, место и продолжительность жизни метисных конструкций и причины их усиленного развития или исчезновения;

8) отмечено появление судов с резко выделяющимися конструктивными особенностями, не вписывающимися в традиционные для каждой данной судостроительной культуры линии развития, что можно трактовать как остроадаптивную реакцию на изменившиеся условия судоходства или появление новых задач [24].

2020-3 Окор3В рамках реализации Проекта предполагается на базе ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева», совместно с музеем-заповедником «Кижи», Нижегородским музеем-заповедником и другими заинтересованными организациями провести анализ имеющейся по данной теме источниковой базы. С помощью уникальных, до настоящего момента не изученных и не опубликованных архивных документов, данных, полученных при археологических и этнографических исследованиях, анализа изобразительных источников начать интерпретацию новых материалов, которые позволят по-новому взглянуть на традиции народного судостроения и совершить инновационный прорыв в изучении истории отечественного судостроения и судоходства.

В настоящее время сотрудниками Институтом Наследия и привлеченных специалистов подготовлен первый том трудов Института Наследия: «Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России». В него вошли материалы по истории и современному состоянию народного судостроения Республики Карелия, Архангельской, Нижегородской областей и бассейна р. Ока. Особое внимание в работах было уделено древнейшим средствам передвижения по воде – долбленым лодкам и судам шитых гибкими связями (вицей).


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Diriks C.F. Om de forskjellige slage baade i Norde u // Kristiania, 1863, vol.XII.

[2] Hasslof O., Magnusson H. Kulturhistoriska batunderokningar // Sjo, historisk arsbok 1945-46. Stockholm, 1946.

[3] Кристенсен А.Э. Изучение истории судостроения в Дании, Швеции и Норвегии // Советская этнография. – 1966. – № 6. – C. 25.

[4] Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. Вып.3. – М.: Наука, 1989. – С.188-189.

[5] Westerdahl C. Sewn boats the North: A preliminary catalogue with introductory comments. Part 1 // The International Journal Nautical Archaeology and Underwater Exploration. 1985, V. 14, № 1, P. 33-62; 1985, V.14, № 2, P.119-142.

[6] Богославский П.О. О русском купеческом судостроении. – СПб., 1859.; Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской Руси: Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судовых условий. Вып. XIV. – Казань, 1910.; Шубин И.А. Волга и волжское судоходство: История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения. – М.; Транспечать НКПС, 1927; Кузнецов В.П. Речное судостроение. – Л.: Госстройиздат, 1932.

[7] Попов А.А. Нганасаны. Вып. 1.– М.-Л. :Изд-во АН СССР, 1948.

[8] Антропова В.В. Культура и быт коряков. – Л.: Наука, 1971.

[9] Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Середина ХIХ-начало ХХ вв. – Л.: Наука, 1975. – С. 64-67; его же. Нивхи: современное хозяйство, культура и быт. – Л.: Наука, 1967.

[10] Попов А.А. Техника у долган // Советская этнография. – 1937. – № 1. – С.111.

[11] Ларькин В.Г. Хозяйство и средства передвижения удэгейцев до установления Советской власти // Труды ДВФ СО АН СССР. Т.1. – Саранск, 1959. – С.146-153.

[12] Ларькин В.Г. Орочи: Историко-этнографическией очерк с середины Х1Х в. до наших дней. – М.: Наука, 1964. – С.38-40.

[13] Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (ХVIII– нач. ХХ вв.). – Л.: Наука, 1969. – С.105-107.

[14] Алексеенко Е.А. Средства передвижения кетов // Сибирский этнографический сборник. III: Труды Института этнографии. Т. 64. – 1961. – С. 64–97.

[15] Антропова В.В. Лыжи. Лодки // Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г.Левина и Л.П.Потапова. – М.-Л.: Наука, 1961. – С. 79, 107.

[16] Иванов С.В. Орнаментика, религиозные представления и обряды, связанные с амурской лодкой // Советская этнография. – 1935. – № 4-5. – С. 62-84.

[17] Мыльникова-Форштейн К.М. Развитие тунгусо-манчжурской лодки по данным языка. // Памяти В.Г.Богораза (1865-1936 гг.) : Сб. статей. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – С. 325-348.

[18] Кочкурина С.И. Древняя корела. – Л.: Наука, 1982. – С. 180-185.

[19] История северорусского судостроения / Г.Е.Дубровин, А.В.Окороков, В.Ф.Старков, П.Ю.Черносвитов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 404 с.

[20] Окороков А.В. Ока и окское судоходство. – М.: Вече, 2017. – 544 с.

[21] Старков В.Ф. Материальная культура русских поморов по данным исследований на архипелаге Шпицберген. Вып. I. Остатки судов / В.Ф.Старков, П.Ю.Черносвитов, Г.Е.Дубровин. – М.: Научный Мир, 2002; Дубровин Г.Е. Водный и сухопутный транспорт средневекового Новгорода X-XV вв. : по археологическим данным. – М., 2000; Сорокин П.Е. Водные пути и судостроение на Северо-Западе Руси в средневековье. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.

[22] Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера : исторический очерк о судоходстве и судостроении Кижских шхер. – Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2011. – 185 с.; Наумов Ю.М. «Veneh» – лодка по-карельски : О народном судостроении и судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. – Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2017. – 255 с.

[23] Филин П.А., Курноскин С.П. Народное судостроение в России: Энциклопедический словарь судов народной постройки. – СПб.: Гангут, 2016. – 408 с.

[24] История северорусского судостроения… С. 27.


© Окороков А.В., 2020.
© Окороков А.В., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 19.10.2020.

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
первый зам. директора Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
е-mail:info@heritage-institute.ru>

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/385.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru