Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.74.49.019

Ведерников Ю.В., Бертош А.А.

О современных итогах поиска и обследования погибших подводных лодок России

Аннотация. В статье проанализированы итоги поиска и обследования погибших подводных лодок России, раскрыты результаты современных поисковых экспедиций, определены возможности и перспективы музеефикации конструктивных элементов подводных лодок.

Ключевые слова: подводные лодки, поиск подводных объектов, подводное культурное наследие, музеефикация.

Открыть PDF-файл


В марте 2021 г. подводным силам России исполняется 115 лет.

Созданные в начале XX в. подводные силы отечественного флота приняли участие в боевых действиях четырех войн – Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, активно участвовали в океанском противостоянии «холодной войны», выполняли боевые службы в современности. За эти годы было потеряно 149 подводных лодок, из которых: в Балтийском море – 62, в Черном море – 42, в Атлантическом океане – 3, в Северном Ледовитом океане – 31, в Тихом океане – 11.

Первая подводная лодка погибла в 1909 г.; в годы Первой мировой войны погибло 14 подводных лодок, Гражданской войны – 12, предвоенные годы – 5, в Советско-финскую войну – 1, в Великую Отечественную войну – 102, в послевоенные годы – 14. Вместе со своими кораблями погибли 4759моряков-подводников [1].

Из всего состава погибших подводных лодок часть затонула из-за аварийных происшествий, унося с собой большинство, если не всех членов экипажа. Некоторые лодки были затоплены своими экипажами – во избежание захвата противником, другие – затоплены противником. Многие из них позже были подняты и, как правило, сданы на слом.

Большая часть подводных лодок погибла в ходе боевых действий. Зачастую места и обстоятельства их гибели долгое время оставались неизвестными, вследствие чего корабли и их экипажи причислялись к «без вести пропавшим».

Поиск погибших подводных лодок производился государством в силу международного и общественного резонанса, вызванного фактом гибели корабля и моряков. Так, поиск и обследование атомного подводного крейсера «К-219» с ядерными ракетами на борту был обусловлен международным резонансом, влекущим за собой угрозу эскалации «холодной войны». Общественный резонанс сделал обязательными обследование и подъем подводной лодки «Курск» (К-141).

Поиск и обследование подводных лодок, погибших в годы Великой Отечественной войны, не считались актуальными задачами в послевоенное время и проводились «по мере необходимости» – после обнаружения той или иной погибшей подводной лодки, имевшего, как правило, случайный характер.

Развитие легководолазного дела постепенно вовлекло в подводный поиск широкие народные массы, и в настоящее время поиск погибших подводных лодок стал смыслом жизни многих и многих неравнодушиях людей.

Современные результаты поиска и обследования погибших подводных лодок России представлены в таблице.

2021-2 таблица

Раскроем содержание представленных данных.

Так, к настоящему моменту из 69 погибших балтийских подводных лодок подняты 19 кораблей, в числе которых «АГ-11», «АГ-12», «АГ-13», «АГ-15», «Рабочий», «Б-3», «Л-1», «М-71», «М-74», «М-80», «М-81», ««М-83», «М-200», «М-256», «Ронис», «Спидола», «С-1», «С-11» и «Щ-323».

Из числа иных погибших подводных лодок Балтики:

- найдены и обследованы подводные лодки «Акула» и «Сом», погибшие в Первую мировую войну, и «Единорог», затонувший во время «Ледового похода» в феврале 1918 г., и 28 подводных лодок, погибших во время Великой Отечественной войны, в числе которых «Л-2», «М-78», «М-95», «М-97», «М-103», «П-1», «С-2», «С-4», «С-5», «С-6», «С-7», «С-8», «С-9», «С-12», «Щ-302», «Щ-304», «Щ-305», «Щ-306», «Щ-308», «Щ-311», «Щ-317», «Щ-319», «Щ-320», «Щ-322», «Щ-324», «Щ-405», «Щ-406» и «Щ-408».

- обнаружены, но не обследованы «АГ-14» и «М-94»;

- поиск не производился, хотя причины и районы гибели известны, в отношении четырех подводных лодок – «М-98», «М-99», «С-3» и «Щ-301».

Пропавшим без вести остаются «Барс», «Львица», «Гепард», «Калев», «М-96» и «С-10».

Из 42 подводных лодок, в разные годы погибших на Черном море:

- подняты «Пеликан», «Кит», «Краб», «Налим», «Лосось», «Орлан», «Судак», «А-1» , «Д-6», «М-33» и «М-60»;

- частично подняты «Камбала» и «Щ-203», кормовые и носовые конструкции которых (соответственно) остались на месте гибели;

- найдены и обследованы «Гагара», «Кашалот», «Морж», «Нарвал», «Скат», «Л-24», «Щ-204», «Щ-210», «Щ-211», «Щ-212», «Щ-213» и «Щ-216»;

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны [2] – «Л-25».

Пропавшими без вести остаются 16 черноморских подводных лодок: «Лебедь», «А-3», «Д-4», «М-31», «М-34», «М-36», «М-58», «М-59», «М-118», «Л-6», «Л-23», «С-32», «С-34», «Щ-206», «Щ-208» и «Щ-214».

Из 31 подводной лодки, погибшей в морях Северного Ледовитого океана:

- подняты четыре подводные лодки – «ПЛ № 1», «Б-37», «С-80», «К-141 (Курск)»;

- найдены и обследованы «Д-1», «К-159» и «К-278 (Комсомолец)»;

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны – «ПЛ № 2», «Щ-421» и «Щ-424».

Пропавшим без вести остаются «Д-3», «К-1», «К-2», «К-3», «К-22», «К-23», «М-106», «М-108», «М-121», «М-122», «М-172», «М-173», «М-174», «М-175», «М-176», «С-54», «С-55», «Щ-401», «Щ-402» , «Щ-403» и «Щ-422».

Из 11 подводных лодок, погибших в тихоокеанских морях:

- подняты «Щ-103», «Щ-138», «М-252», «С-178» и «К-429»;

- частично подняты «К-129» (кормовые конструкции остались на месте гибели);

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны – «Л-16».

Пропавшими без вести остаются четыре подводные лодки: «М-49», «М-63», «Л-19» и «С-117» («Щ-117»).

В Атлантике погибли три отечественных подводных лодки, из которых атомные «К-8» и «К-219» найдены и обследованы; поиск погибшей в апреле 1945 года «В-1» не производился [3].

Приведенные в таблице данные наглядно свидетельствуют об успехах подводного поиска и обследования подводных лодок за последнее время. Если, по авторским подсчетам, к исходу 2016 г. было найдено и обследовано 38 погибших подводных лодок, то четыре года спустя число вернувшихся из безвестия кораблей выросло до 48.

Так, в 2018 г. моряками-североморцами обнаружена в Баренцевом море и обследована подводная лодка «Д-1», пропавшая без вести в 1940 г.

Колоссальных успехов добилась экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», в 2017-2020 гг. обнаружившая и обследовавшая на Балтике 9 подводных лодок [4]. Такой успех обусловлен как целенаправленной и систематичной деятельностью «Водолазно-разведывательной команды» и профессиональным историко-аналитическим обеспечением ее работ, так и ограниченным пространством поиска – все подводные лодки были обнаружены в водах Финского залива. Следует отметить: в поиске балтийских подводных лодок, пропавших без вести, активное и результативное участия принимали и дайверы из Финляндии, Эстонии и Латвии.

По сведениям членов «Водолазно-разведывательной команды», конструкции найденных подводных лодок под воздействием агрессивной морской среды постепенно разрушаются и со временем будут утрачены. Это делает актуальным вопрос о подъеме и сохранении хотя бы некоторых из погибших кораблей.

Однако такой исход дела не столь очевиден, как кажется с первого взгляда. Подъем и музеефикация погибшей подводной лодки является очень затратным делом. И если на подъем затонувшей судна будет потрачена сравнительно небольшая часть средств, то консервация и музеефикация требуют существенно больших сумм.

К примеру, по экспертным оценкам, подъем «Сома» – одной из первых подводных лодок Русского ВМФ, погибшей в шведских водах 1916 г. и найденной 99 лет спустя, обойдется в десяток миллионов рублей. Консервация конструкций и создание инфраструктуры для экспозиции этого легендарного корабля требует на порядок больших затрат. Данные обстоятельства делают маловероятными или даже невозможными подъем и музеефикацию любой погибшей подводной лодки.

Понимание этого заставляет формировать меры, направленные на сохранение подводных лодок как исторических объектов в памяти потомков.

В этом аспекте уместно привести позитивный опыт «Разведывательно-водолазной команды», последовательно создающей виртуальные 3D-модели всех найденных и обследованных ими погибших подводных лодок [5].

2021-2 визуализацияОбязательными инструментами сохранения исторической памяти должны стать фотографии, видеофильмы и другие способы визуализации как современного состояния погибшей подводной лодки, так и событий экспедиции по их поиску и обследованию. Полагаем, что через некоторое и не столь продолжительное время данные документы станут историческими.

Иным направлением сохранения прошедших событий и имен погибших моряков в памяти потомков является подъем отдельных конструктивных элементов затонувших подводных лодок. Следует признать: подъем данных элементов, безусловно, вносит те или иные изменения в сохранившиеся конструкции подводной лодки.

И в этом случае мы можем войти в противоречие c концептуальным положением «Конвенции об охране подводного культурного наследия», рекомендующим «ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования in situ [на месте] подводного культурного наследия <…> для информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия…» [6].

В тоже время, иными положениями данной концепции допускается работа с объектами подводного культурного наследия, осуществляемая по проектной документации, носящая некоммерческий характер и обеспечивающая «должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах…» [Там же].

В итоге полагаем: подъем отдельных конструктивных элементов погибшей подводной лодки допустим, но в пределах, не ведущих к принципиальному изменению имеемой композиции.

Итоговый вопрос – это выбор места хранения и экспозиции поднятого со дня моря артефакта с погибшей подводной лодки. Выскажем свои соображения по этому поводу.

Общепризнано: на погибшую подводную лодку распространяется юрисдикция государства, которому она принадлежала в момент гибели. Это определяет право собственности – затонувшая подводная лодка является собственностью государства вне зависимости от срока давности. Соответственно этому, конструктивный элемент, поднятый с затонувшей подводной лодки, может считаться государственным имуществом.

Данный факт, на наш взгляд, и предполагает передачи поднятого артефакта в государственный музей. Полагаем, что местами экспозиции поднятых артефактов должны стать специализированные, военно-морские музеи, целенаправленно занимающиеся сбором, хранением и популяризацией объектов военно-морского исторического наследия в народной памяти.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Полагаем, что эта скорбная величина будет несколько большей в силу пропусков и неточностей в учетных документах. См.: Ведерников Ю.В. В глубинах вод: погибшие подводные лодки России. – СПб.: Музей истории развития подводных сил России им. А.И.Маринеско, 2017. – 136 с.

[2] Отметим, что поиск и обследование могут не производится и по вполне объективным причинам, главные из которых – большие площади поиска и глубины затопления объекта, и отсутствие точной (достоверной) информации о фактах гибели корабля.

[3] Штурм глубины: Энциклопедия подводного флота [сайт]. – Url: http://deepstorm.ru/ (дата обращения: 20.04.2021).

[4] Там же.

[5] Разведывательно-водолазная команда : [сайт]. – Url: https://uwex.org/#team (дата обращения: 20.04.2021).

[6] Конвенция об охране подводного культурного наследия. Принята 2 ноября 2011 года // Организация Объединенных Наций : [сайт]. // Url: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения: 20.04.2021).


© Ведерников Ю.В., Бертош А.А., 2021.

Статья поступила в редакцию 10.04.2021.

Ведерников Юрий Владимирович,
старший научный сотрудник,
Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург).

Бертош Андрей Александрович,
экскурсовод,
Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург).

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/2(25)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/438.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru