Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.91.85.008

Наумов Ю.М.

Актуализация и музеефикация исторического и народного судостроения и судоходства в России

Аннотация. Статья посвящена истории и деятельности морского клуба «Полярный Одиссей», действующего в Петрозаводске, описаны его наиболее значимые проекты. Большое внимание уделено сотрудничеству Клуба с отечественными учеными и исследователями, прежде всего с Морской арктической комплексной экспедицией Института Наследия. Сотрудничество клуба с учеными позволило применять исторические суда в научных историко-географических исследованиях в Европе, Сибири, на Чукотке и Аляске. Автор подчеркивает, что комплексный подход позволяет выявить не только особенности движения в плаваньях по морям и системам рек, но и специфику формирования и развития историко-культурных взаимосвязей различных этнических групп.

Также описывается работа по изучению народного судостроения в музее-заповеднике «Кижи», благодаря которой сохраняются традиции судоходства. В России уже построено около 150 исторических судов, а Петрозаводск стал главным центром деревянного судостроения России. Исторические суда создают новые возможности для межрегионального сотрудничества по развитию новых маршрутов историко-культурного водного туризма и патриотического воспитания молодого поколения.

Ключевые слова: судостроение, судоходство, Полярный Одиссей, МАКЭ, Путь на Грумант, Кижи, Поморское кольцо, Скандинавское кольцо, Кижская регата, поморские кочи.

Открыть PDF-файл

Посвящается друзьям и нашим товарищам
– участникам строительства судов
и экспедиций клуба «Полярный Одиссей»

Географические особенности и разветвленная озерно-речная сеть региона, называемого Русский Север, объединенная с большими реками (Волхов, Свирь, Вытегра, Шексна, Сухона, Онега, Северная Двина), обусловили освоение славянами северной зоны Европейской части России. Регион от Финского залива Балтийского моря на западе, озер Ильмень и Селигер на юге, Белого озера на востоке до Белого моря на севере в российской литературе ХIХ в. назывался Озерной областью [1]. Важнейшей особенностью этой огромной территории, в которую входит и современная территория Республики Карелия, является обилие рек и озер.

Изготовление каркасных и деревянных судов для преодоления водных преград – древнейший вид производительной деятельности человека, обеспечивающий зверобойные и рыбные промыслы, сельское хозяйство и торговый обмен, являющиеся традиционными видами деятельности населения нашего края. Основные центры судостроения Озерного края развивались в районах промыслов и вдоль главных транспортных магистралей: в Приладожье, Обонежье и Поморье, но и вдали от этих крупных центров потенциал народного судостроения позволял обеспечивать всех жителей необходимыми плавсредствами. Начиная с новгородских времен, при освоении края использовались различные суда – от древнейших примитивных плавсредств на малых водоемах до судов, способных перевозить большие партии грузов и людей по морям и озерам.

Сеть водных путей составляет фактически этногеографическую основу для формирования культуры и северорусских традиций, а опыт освоения этих территорий и вовлечения в общегосударственную хозяйственную и культурную жизнь новых народов позволял промышленным людям Русского Севера продолжать присоединение новых земель. Эпоха Великих географических открытий России официально начинается с Петра I, но освоение россиянами побережий и островов морей Европейской Арктики началось с первых походов новгородцев по водно-волоковым путям бассейна Балтийского и Белого морей, задолго до целенаправленной государственной политики расширения границ на восток. Главную роль в этом продвижении северного, русского по происхождению населения «встречь солнцу» играли традиционные лодки всех бассейнов и более крупные водные средства передвижения, в частности – поморские кочи, лодьи, шитики и другие суда. Российские «государевы» и вольные «охочие» люди из таких центров, как Холмогоры, Устюг Великий, Тотьма, Вологда, Белозерск и Вытегра с ХVI в., всего за 100 лет прошли 1/3 земного меридиана до Берингова пролива и Камчатки. Казаки, промышленники и купцы освоили бассейны великих сибирских рек Обь, Енисей и Лена, при поддержке коренных народов смогли включить в орбиту политических и экономических процессов развития России огромные территории Азии и Америки.

Уже в ХVI-ХVII в. традиционные российские морские промысловые и купеческие суда были способны преодолевать пространства всех морей Северного Ледовитого океана, а речные суда обеспечивали перевозку грузов в Европейской части России до Каспия и Урала. В ХIХ в. ряд российских ученых [2] и судостроителей [3] изучили и описали основные типы судов и особенности судоходства Белого, Каспийского морей и бассейна реки Волга. В начале ХХ в. по Указу императора Николая II в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге была собрана коллекция традиционных лодок и их моделей со всей Российской империи – от Чукотки до Западной Украины и Белоруссии. Подробное описание истории судостроения и освоения всех водных путей до эпохи Петра Великого можно найти в монографии Н.П.Загоскина [4], посвященной истории судоходства и его роли в становлении и развитии России.

Развитие российской промышленности, в том числе и судостроительной отрасли, стремительный рост строительства военных и коммерческих судов в России начались по Указам Петра I, когда в 1702 г. на реках Свирь и Волхов стали работать первые государственные верфи. Древние водно-волоковые пути, которые связывали бассейны трех морей: с запада – Балтийского моря, с севера – морей Ледовитого океана, с юга – Волжско-Каспийский бассейн, со временем стали основой для сооружения трех самых значительных российских искусственных водных систем: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской, что способствовало судоходству и торгово-экономическому развитию Русского Севера и Российского государства.

Деревянное судостроение до конца ХIХ в. создавало основу народного и коммерческого флота России, но начинало терять свои позиции в отрасли: во второй половине ХХ в. общий объем деревянных судов в мире уже едва достигал одного процента. В Западной Европе изучение истории традиционного судостроения давно привлекает государственное внимание, деятельность предприятий и мастеров, строящих деревянные суда, получают поддержку. Во второй половине ХХ в. интерес к традиционному судостроению и судоходству в Европе вышел за пределы только научных исследований и перешел к историко-культурным экспериментам [5], начинается активное проектирование, строительство копий древних судов и моделирование плаваний по маршрутам первооткрывателей. Международный опыт навигационных экспериментов основывался на тщательной реконструкции (реплике) конкретных исторических судов, их основных размерений и технологии постройки. «Точность исторического знания <…> полученного таким образом, когда современный человек непосредственно погружает себя в условия и реалии далекой ушедшей эпохи, представляет собою новую культурную и научную ценность. <…> получить их можно только в экспедициях, открывающих в современном пространстве пласты исчезнувшего времени» [6]. В то же время и в СССР уже действуют тысячи клубов, все туристы в своих походах, том числе и по древним сухопутным и речным путям стремятся к осознанию и практическому ощущению не только условий и способов передвижения, но и реальностей истории своей страны.

В 1978 г. в Петрозаводске был создан морской клуб «Полярный Одиссей», под руководством Виктора Дмитриева на приспособленных парусно-моторных судах члены клуба первыми вышли в северные моря. В 1987 г. клуб стал основоположником российского исторического судостроения – в Петрозаводске построен легендарный коч «Помор» – первая реплика традиционного промыслового судна поморов. С этого же времени началось многолетнее сотрудничество с Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ) Института Наследия (Москва). Для продолжения совместной работы и обеспечения безопасности участников навигационного эксперимента 1989 г. – похода на Шпицберген («Путь на Грумант») [7] и графика прохождения маршрута силами клуба «Полярный Одиссей» на Петрозаводской верфи построено парусно-моторное судно сопровождения – трехмачтовая поморская лодья «Грумант». Полученный опыт морских походов и навигационные навыки позволили доказать способность небольших поморских судов для прибрежного плаванья преодолевать пространства открытого моря. Дальнейшее сотрудничество клуба с учеными позволило понять возможности исторических судов для решения исследовательских задач.

2020-4 Наум 1

В 1990 г. «полярные Одиссеи» реализовали большую международную программу «Миссия «Золотой век» – 1990», которую поддержала Творческая Ассоциация международных программ (ТАМП) Фонда народной дипломатии (Москва). Для строительства судов клуб и новая судостроительная компания «Карелия-ТАМП» привлекли на постоянную работу профессиональных судостроителей разных специальностей. В 1990 г. для похода к истокам мировой цивилизации были построены три древнерусские боевые ладьи «Вера», «Надежда», «Любовь», на которых экспедиция прошла более 5000 км по рекам и каналам Волго-Балт и Волг-Дон, «за три моря» на Святую Землю и до Египта [8], а коч «Помор» и ладья «Грумнт» впервые обогнули Скандинавский полуостров. По заказу киностудии «Мосфильм» для съемок художественного фильма «Ермак» «Карелия-ТАМП» начала строительство пяти десятиметровых казацких стругов и десяти лодок.

2020-4 Наум 2После возвращения из международных экспедиций строительство новых деревянных судов продолжалось; у клуба появились последователи, что позволило развиваться историческому судостроению и навигационным экспериментам в России. В 1989 г. один из участников перегона судов после похода на Шпицберген – В. Мартусь (Ленинград) начал строительство петровского фрегата «Штандарт». В 1991 г. по заказу клуба «Штандарт» на Петрозаводской судоверфи под руководством П.Мартюкова был построен пакетбот «Св. Петр», который стал первенцем ЗАО «Варяг» – второй новой верфи Петрозаводске.

В те же 1990-91 гг. экспедиция Ленинградского университета «Нево-викинг» создала прецедент международного сотрудничества. Был реконструирован «древнерусский» вариант ладьи Х века для плавания по пути «из варяг в греки» и пройден маршрут от Стокгольма (Швеция) до Пирея (Греция). Экспедиция под руководством историка Г.С.Лебедева и капитана Ю.БЖвиташвили смогла провести археолого-навигационные исследования древних водных коммуникаций между Балтикой и Средиземноморьем [9].

Руководитель МАКЭ Института Наследия П.В.Боярский был научным руководителем совместных навигационных экспериментов в Арктике на коче «Помор» и лодье «Грумант» по Белому морю, на Шпицберген и вокруг Скандинавии. В результате экспериментов участники экспедиций получали новые знания, как ходить на деревянном судне с прямыми парусами без двигателя и навигационных пособий, поняли, в каких условиях жили поморы, как осваивали морские пространства и налаживали культурные контакты с местными жителями, в том числе за границами России. Исторические суда нашли свое применение в научных историко-географических исследованиях.

В 1991 г. на верфи клуба «Полярный Одиссей» была построена большая поморская лодья «Святитель Николай», которая отправилась в свое первое плаванье по традиционным путям российских мореходов вокруг Скандинавии, продолжая историко-навигационные эксперименты на европейском Севере. Для продолжения навигационных экспериментов в морях Восточного сектора Арктики и Русской Америки на коче «Помор» в 1991-93 гг. была организована экспедиция «Колумбы Российские» на Аляску. Эта экспедиция клуба «Полярный Одиссей» была посвящена 250-летию официального открытия западного побережья Северной Америки экспедицией под командованием А.Чирикова. Коч «Помор» был доставлен на Чукотку, перед началом морского похода, впервые в новой России, на коче «Помор» подняли триколор – флаг Русско-американской компании.

2020-4 Наум 3После ледового шторма коч «Помор» с буксировками прошел вдоль берегов Чукотки и обогнул мыс Дежнева. С берега залива Лаврентия 6 октября 1991 г. коч вышел в автономное плаванье курсом на Аляску. В это время года в Беринговом море в американских водах не встретилось ни одного судна, на вахтах приходилось топить печку, чистить от снега палубу и обколачивать ото льда паруса. После шторма коч «Помор» пришел в эскимосскую деревню Скаммон-Бей. Эскимосы тепло приняли участников экспедиции: по решению совета старейшин было получено разрешение на зимовку, и коч был вытянут на берег. По старому поморскому обычаю на горе у деревни команда поставила обетный крест. В 1992 г. экспедиция на коче дошла до русской колонии Уналашка на Алеутских островах и продолжила плаванье вдоль Русской Америки до Форта-Росс, но из-за дефолта в России пришлось остановиться в Морском музее Ванкувера (Канада). В 1993-94 гг. при поддержке Дальневосточного, Северного и Беломоро-Онежского пароходств удалось вернуть коч «Помор» через Владивосток, Тикси, Мурманск и Архангельск в Петрозаводск.

Экспедиция 1991-1993 гг. помогла понять, что Русская Америка – это общая история России и США. Об этом напоминают имена на географических картах – Форт Росс и река Русская, Мыс Румянцева, улица лорда Баранова в Фербанксе и русские названия некоторых эскимосских селений. Это удивительный опыт позитивного развития и симбиоза русской культуры и культуры коренных народов. Много семей первых русских первопоселенцев живут на Алеутских островах, ведут традиционное хозяйство, занимаясь морскими промыслами, а коренные жители Аляски сохраняют православие, носят русские имена и фамилии и очень горды общей историей. Экспедиция получила в дар от местных жителей эскимосско-русский словарь, в котором все слова, связанные с судостроением и судоходством, строительством домов и домашним хозяйством, промысловыми орудиями и предметами быта, имеют русское происхождение и никак не связаны с англоязычными корнями.

В 1993 г. на берегу Онежского озера НПК «Карелия-ТАМП» объединилась с клубом «Полярный Одиссей» в Карельский Морской историко-культурный центр с верфью и Морским музеем. Под руководством В.Дмитриева за 25 лет в Петрозаводске было построено более 50 парусно-моторных исторических судов длиной от 10 до 50 метров и разных типов: поморских лодий, казацких стругов, военных фрегатов, купеческих галеасов и шхун, различных мотоботов и более двух сотен традиционных лодок. Именно исторические суда позволили сохранить потенциал и развиться деревянному судостроению в Петрозаводске – с середины 1990-х годов в городе деревянные суда строятся на стапелях уже четырех новых судостроительных предприятий: ЗАО «Карельский Морской историко-культурный центр», ЗАО «Варяг», ЗАО «Вокруг света» и ООО «Корабельные мастерские».

В 1990-2000-е гг. клуб «Полярный Одиссей» ведет работу по актуализации исторического судостроения. В нее входит организация международных морских фестивалей на Онежском озере и развитие водного туризма, в 1994 г. удалось получить разовое разрешение для некоммерческих иностранных судов по внутренним водным путям (ВВП) России. В 1997 г. был введен упрощенный порядок прохода иностранных прогулочных и спортивных удов.С 1997 г. с Институтом водных проблем Севера КарНЦ РАН началась разработка Программы строительства судов для дрейфа проекта «Полярный Одиссей» с целью создания первой в мире серии дрейфующих полярных станций на специально разработанных научно-исследовательских судах, способных к многоразовому использованию в Северном Ледовитом океане.

Благодаря опыту, полученному в экспедициях «Полярного Одиссея», в 1999 г. началась работа по изучению народного судостроения в музее-заповеднике «Кижи». Строительство лодок для нужд личного крестьянского хозяйства в ХIХ в. специалистами судостроителями и этнографами специально не изучалось. В советский период основное внимание судостроителей к народному флоту было привлечено исключительно с целью поиска образцов для проектирования малых рыболовецких судов. Традиционные крестьянские лодки так и не стали предметом специальных исследований, и не нашли адекватного отражения в этнографической литературе ХХ в. Отдельные сведения, опубликованные до начала ХХIв., дают крайне мало информации о народном судостроении на территории современной Республики Карелии и соседних областей Северо-Западного региона РФ.

Музей «Кижи» первым из музеев-заповедников России начал систематическую работу по изучениюи музеефикациинародного судостроения и судоходства. Исследования началась в прибрежных деревнях Кижских шхер, поэтому первой целью работы музея «Кижи» было изучение современного состояния этой части крестьянской культуры в охранной зоне музея и сделаны первые попытки сохранения и представления лодок в музее. Были организованы первые экспедиции музея с целью изучения истории и современного состояния народного судостроения. Проведены более 30 экспедиций в районы Республики Карелия, Архангельской и Ленинградской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Тверской областей. Во многих районах Карелии были зафиксированы местные лодки и работающие мастера, в деревнях сохраняется историческая память о традициях каждого локального центра, особенностях технологии и терминологии судостроения. Автором были разработаны методика изучения народного судостроения и судоходства и музеефикации результатов исследований [10]. За время исследований были опубликованы три монографии [11] и более 30 научных и научно-популярных статей в сборниках различных музеев, материалах конференций по морскому наследию России и в специальных журналах.

С 1999 г. музей начал не только изучать, но и поддерживать исчезающее традиционное судостроение охранной зоны. В домах главной экспозиции на острове Кижи были организованы постоянные выставки «Мастерская заонежского лодочника» и «Водные пути-дороги», в которых представлены лодка-кижанка в процессе строительства, мастерские и инструмент мастера и традиционные лодки Карелии. Результаты работы по Программе позволили реализовать целый ряд музейных мероприятий и объединить их в экспозиционно-выставочном комплексе «Кижская гавань» и фестивале народного судостроения «Кижская регата». Основой «Кижской регаты» являются местные жители и работники музея «Кижи». Ежегодно в гонках участвовали от 30 до 40 лодок местных жителей, лодочников из районов Карелии, соседних областей и дальних – от Калининграда до Чукотки и из-за рубежа. Впервые в музейной экспозиции были построены и спущены на воду новые лодки-кижанки, каждый год их число увеличивается на одну – две лодки, за эти годы их было построено более 30 кижанок и три соймы. Ежегодно в конкурсе «Народная лодка» и гонках «Кижской регаты» участвовали 10-15 новых традиционных лодок. Результаты работы музея по привлечению мастеров к строительству «кижанок» и других народных лодок, создаваемая атмосфера внимания к традиционному судостроению будут и в дальнейшем способствовать сохранению народного судостроения.

Благодаря сотрудничеству клуба «Полярный Одиссей» с МАКЭ Института Наследия была отработана комплексная методика навигационных экспериментов, которая включает историко-архивные изыскания для определения типов судов, традиционных для региона, сроков и этапов пути, мест стоянок на пути, исследования систем жизнеобеспечения. Комплексный подход позволяет выявить не только особенности движения по системе рек, но и специфику формирования и развития историко-культурных взаимосвязей различных этнических групп.

В 2010 г. по инициативе Чукотского АО был разработан проект «Чукотка – Территория Открытий» с уникальной экспедицией повторяющей маршрут движения на судах первопроходцев с Европейской части России до Чукотки, была посвящена 365-летию открытия С.Дежневым Берингова пролива. В июне 2011 г. на верфи «Полярного Одиссея» были спущены на воду 2 парусно-моторные реплики малых кочей «Св. Николай» и «Св. Ап. Андрей». В рамках проекта «Поморское кольцо» экспедиция прошла на кочах более 2000 км по маршруту Вытегра – Белозерск – Тотьма – Великий Устюг – Холмогоры – Архангельск – Соловецкие острова и вернулась в Петрозаводск. Экспедиция проходила отработку навигации по рекам и Белому морю как подготовительный этап реконструкции плаваний первопроходцев по реке Лена и морям Северного Ледовитого океана.

Экспериментальное плаванье с заходом на родину Семена Дежнева в Великий Устюг включало мониторинг памятников истории и культуры Поморья, состоянию морской/речной обстановке для водного туризма. Администрация Чукотки активно сотрудничала с комитетами по туризму Республики Карелия, Вологодской и Архангельской областей с целью использования потенциала культурного наследия по всему маршруту «Поморское кольцо». Проект «Поморское кольцо» позволил связать самые известные музеи-заповедники Русского Севера водным маршрутом и завершился участием в Кижской регате двух кочей и чукотской байдары.

2020-4 Наум 4В 2012 г. чукотские кочи были доставлены на р.Лену и продолжили движение на восток, пройдя около 5000 км по течению реки и морем до порта Тикси. Летом 2014 г., пройдя более 1500 миль вдоль побережий Чукотского моря в сложных погодных условиях полярного лета, почти без стоянок в отсутствии портов и удобных бухт кочи ошвартовались в порту столицы Чукотки Анадыре. Полученный опыт и практические результаты позволяют сделать вывод о возможностях использования малых судов в освоении Сибири и арктических побережий и открытии Берингова пролива.

2020-4 Наум 5Динамичное развитие Чукотского автономного округа в начале ХХI в. позволило реализовать полномасштабный историко-навигационный эксперимент прохождения русскими первопроходцами на малых чукотских кочах по рекам России и морям Арктики. «Россия начинается с Чукотки» – так позиционируют себя местные жители региона. По мнению участников и организаторов, характер передвижения по традиционным водным путям на воссозданных поморских кочах под парусами и на веслах дает туристам возможность погрузиться в состояние первопроходцев и вместе со специалистами реконструировать и освоить особенности плавания на судах прошлого. Отмечено, что в музеях культурных центров и населенных пунктах по всему маршруту сохраняется богатейшее наследие и есть потенциал для развития водного туризма.

В 2004 г. клуб «Полярный Одиссей» совместно с Институтом водных проблем и Институтом экономики КарНЦ РАН разработали стратегию Мега-проекта развития международного водного туризма «Скандинавское кольцо». Географическое положение и возможность выхода в Белое и Балтийское моря, своеобразные природные условия позволяют считать Северо-Западный Федеральный округ самой перспективной территорией для развития яхтинга и водного туризма. Ладожское и Онежское озера – самые большие пресноводные водоемы в Европе, экзотические внутренние водные пути России, природные и культурные памятники привлекают внимание отечественных и иностранных владельцев яхтенного флота.

В 2020 г. исполняется 30 лет первой экспедиции по маршруту «Скандинавское кольцо», клуб «Полярный Одиссей» с партнерами вновь предложили привлечь внимание к развитию водного туризма на Северо-Западе России. Яхтинг и морской туризм имеют большое значение в экономике большинства стран Европы и мира. Впроекте заложена основа для развития турбизнеса, интеграции России в международный яхтенный и круизный туризм и привлечения инвестиций в инфраструктуру ВВП России для обслуживания иностранных судов.

За 40 лет клубом «Полярный Одиссей» были воссозданы и возвращены в реальную жизнь более 30 различных исторических судов, совершивших морские экспедиции, о которых рассказывают сотни статей в российских и зарубежных СМИ, около 80 документальных фильмов и телевизионных сюжетов. Строительство судов и обучение деревянному судостроению и морской практике продолжается и в настоящее время – традиции сохраняются, развиваются и популяризируются некоммерческой организацией «Морской музей Полярный Одиссей». Благодаря деятельности клуба Петрозаводск стал главным центром деревянного судостроения России, в городе ведется строительство исторических судов и судов по самым современным проектам и технологиям. Опытные кораблестроители, представители северной школы деревянного судостроениясохраняют и развивают традиции отечественного деревянного судостроения. В процессе постройки используются проекты судов и дизайн собственной разработки, традиционные и современные технологии и материалы, комплектация судов оборудованием ведущих производителей [12].

Как показал опыт клуба «Полярный Одиссей», экспедиции на репликах исторических судов представляют значительный интерес для научных и культурных межрегиональных связей. Результаты работы клуба вдохновили и объединили многих единомышленников, сохраняющих традиции российского судостроения и судоходства в нашей стране. В России уже построено около 150 исторических судов и сотни традиционных лодок, появляются новые проекты постройки реплик, появляются новые водные фестивали, проводятся экспедиции в различных регионах России. Опыт работы клуба «Полярный Одиссей» [13] показывает, что историческое судостроение позволяет сохранять традиции судоходства. Историческое судостроение создает новые возможности для межрегионального сотрудничества по развитию новых маршрутов историко-культурного водного туризма и патриотического воспитания молодого поколения.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Озерная область. Т. III. // Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под общ. руков. П.П.Семенова. – СПб., 1900.

[2] Веселаго Ф.Ф. Материалы для истории русского флота. – СПб., 1865;Максимов С.В. Год на Севере. – СПб., 1871.

[3] См., напр.: Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. – СПб., 1859.; Андреев А.П. Ладожское озеро. Т.1, 2. – СПб., 1875.

[4] Загоскин Н.П.Русские водные пути и судовое дело в до-Петровской России, с приложением атласа карт. – Казань, 1910.

[5] Экспедиции на репликах различных исторических судов, повторяющие традиционные маршруты соответствующего периода истории.

[6] Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Дракон Нево: на пути из варяг в греки. – СПб., 2000. – С. 11.

[7] Георги В.С. Путь на Грумант. – Петрозаводск, 1991.

[8] Георги В.С. К Святой Земле под парусом «Надежды». – Петрозаводск, 1992.

[9] Подробности см.: Лебедев Г.С., Жвиташвили Ю.Б. Указ. соч.

[10] Наумов Ю.М. К вопросу о методике изучения народного лодкостроения // Методика полевых работ и архивация фольклорных, лингвистических и этнографических материалов : Материалы VI науч.-прак. семинара. – Петрозаводск, 2013. – С. 201-211; его же. К вопросу о методике и результатах изучения народного судостроения // Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 1. – М., 2020.

[11] Наумов Ю.М. «Кижанка» – лодка Онежского озера. – Петрозаводск, 2011; его же. «Veneh» – лодка по-карельски: О народном судостроении и судоходстве карел в районах их традиционного проживания и ведения хозяйства. – Петрозаводск, 2017.

[12] Наумов Ю.М. Актуализация исторического судостроения и судоходства России : К вопросу о водном туризме // Русский Север – 2020: Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия : Сб. работ IV Всерос. науч. конф. – Вологда, 2020. – С. 275-283.

[13] Полярный Одиссей – морской клуб : сайт. – URL: http://polar-odyssey.org.


© Наумов Ю.М., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Наумов Юрий Михайлович,
ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» (Петрозаводск),
руководитель секции исторического судостроения
МВК по морскому наследию при Морской коллегии Правительства РФ,
е-mail: eglovo@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/388.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru