2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.49.58.007
Мельник И.К.
Выставка «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане»
Аннотация. В статье рассматривается история зарождения плавсредств в Черноморском регионе, история мореплавания и освоения территории Причерноморья в древние века и Средневековье. Автором представлен проект по созданию выставки «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане» и Музея исторического мореплавания.
Ключевые слова: выставка, мореплавание, Черное море, Причерноморье, история, плавсредства, Центр исследования истории мореплавания, Музей исторического мореплавания
Использование человеком водных ресурсов начинается с глубочайшей древности (8-7 тыс. до н.э.). Человек быстро расселяется благодаря перемещению по водным артериям и прибрежной морской полосе. Им используются примитивные плавающие средства: стволы деревьев, плоты из веток, камыша и тростника. С появлением первых инструментов начинают усложняться и плавающие средства: стволы деревьев превращаются в челны-однодеревки, а камышовые и другие плоты – в ладьи.
Зарождение плавающих средств не обошло и Черноморский регион, в особенности Северное и Северо-Западное Причерноморье. Связано это было с гидрологической и климатической уникальностью региона. Пожалуй, Северо-Западное Причерноморье – один из немногих на земле регионов, где на небольшой по протяженности береговой линии находится такое большое количество пресноводных водоемов и впадающих в море больших и малых рек. Северо-Западное и Северное Причерноморье ограничено с юга дельтой крупнейшей европейской реки Дунай, а с севера – Днепровско-Бугским лиманом, в который несут свои воды Днепр и Южный Буг. Оба эти водных ресурса выносят в Черное море миллионы кубометров пресной воды. Также на протяжении береговой линии между этими крупными реками с морем соединялись или соединяются в настоящее время озера Сасык, Шаганы, Алибей, Белгород-Днестровский, Сухой, Хаджибеевский, Куяльницкий, Аджалыкский, Тилигульский и Березанский лиманы.
Как само Черное море, так и реки и водоемы, прилегающие к нему, всегда были богаты рыбой, что привлекало древнего человека и способствовало его расселению в районе Северо-Западного Причерноморья. Рыбный промысел для осевших на этих землях племен становится основным видом добычи пищевых ресурсов. Но в отличие от собирательства и охоты рыбный промысел требует изготовления надежных плавающих средств, которыми, без сомнения, являются плавающие средства изготовленные из древесины. Однако регион Северного и Северо-Западного Причерноморья, богатый на водные и пищевые ресурсы, не был богат на необходимую для строительства лодок и челнов древесную растительность. По берегам водоемов произрастали верба и ива, малопригодные для хозяйственной деятельности. Основными же видами растительности были камыш, тростник и рогоз, а так же кустарники. Эти материалы и были использованы древним человеком для создания своих первых плавающих средств – плотов и тростниковых лодок.
Там, где человеку удавалось найти подходящую древесину, он изготавливал однодеревые челны, выжигая сердцевину ствола и доводя челн до необходимой формы скребками из камня и раковин. Впоследствии человек научился изготавливать свои плавающие средства методом связывания из лозы и тонких веток каркасов, которые обтягивались прожиренными кожами крупного рогатого скота.
Вероятнее всего первыми мореходами в районе Северо-Западного Причерноморья стали местные племена, которые занимались рыбной ловлей. Есть предположение, что Причерноморье могли посещать мореходы Финикии и Египта. Но если это только предположение, то достоверно, что в Черноморский регион проникали древние жители группы Кикладских островов в Эгейском море и мореходы Крито-Микенской цивилизации, направлявшиеся в Причерноморье в поисках металлов. В 13-12 столетиях до н.э. местные племена столкнулись с двинувшимися из глубины Балканского полуострова иноземцами. В поисках новых земель для проживания из глубины Балкан двинулись на юг по Дунаю и Днестру племена, получившие общее название «народы моря».
К Черноморским берегам в дельту Дуная и Днестра «народы моря» приплывали на плотах и примитивных долбленках. Здесь переселенцы накапливали силы, строили дополнительные плавающие средства, перенимая опыт местного населения. Созданный ими флот позволил совершить переход на юг в район пролива Босфор и переправиться в Малую Азию, которая вскоре была ими покорена. Нашествие «народов моря» было столь разрушительным, что только фараону Рамзесу III удалось их остановить после двух поражений на суше и на море, которые он нанес пришельцам в Палестине. О кораблях «народов моря» известно достаточно много благодаря сохранившимся египетским барельефам.
После «народов моря» проходы через проливы Дарданеллы и Босфор открыли для себя жители Малой Азии, а именно – жители Милета и Трои. Малоазийцы и сами греки быстро оценили природное богатство региона и, начиная с 8 века до н.э., стали активно заселять берега Черного моря, а с 5 в. – Северо-Западное Причерноморье. Переселенцы вначале основывали небольшие поселения, часть из которых вскоре выросла в крупные торговые центры. Такими стали Тира (современный город Белгород-Днестровский) и Никоний в Белгород-Днестровском лимане, Ольвия на реке Южный Буг. Но не следует забывать и о небольших поселениях, таких как поселение Кремниски на озере Сасык, гавани истриан и иссиаков в Одесском заливе, Одесе и Скопелах, поселении на острове Березань и, конечно же, культовом центре всего региона, острове Левка (о.Змеиный) с храмом, посвященным герою Троянской войны Ахиллу.
Между всеми населенными пунктами региона постоянно велось торговое морское сообщение, так как морем добраться из одного города или поселка в другой было гораздо быстрее, чем пересекать степь с множеством водных преград. Сам же регион постоянно находился в морской связи как с другими городами Черного моря, так и со Средиземноморьем. Греки осуществляли свои плавания на торговых судах, которые сопровождали военные корабли, униремы (корабль с одним рядом весел), диеры (корабль с двумя рядом весел) и триеры (трехрядные корабли). Основными грузами, вывозимыми из региона, были: соленая и вяленая рыба, шкуры крупного рогатого скота, пшеница. Ввозились в регион оливковое масло, вино и оружие. Активная торговля в регионе продолжалась более восьмисот лет и замерла только с распадом Римской империи в конце 4 в.
Новый расцвет торговли в регионе Северо-Западного Причерноморья начинается с укреплением позиций Византийского государства в Черноморском регионе. Античная Тира передает свое торговое значение, возникшему на ее месте средневековому Аккерману, который генуэзцы называли Маврокастро (совр. Белгород-Днестровск). Какие только корабли в период с 8 столетия не побывали под его стенами и не посещали берега Северо-Западного Причерноморья! Приходили сюда византийские дромоны, ладьи булгар и славян (наиболее известен военный и торговый маршрут «из варяг в греки» по Днепру в Черное море и далее в Константинополь), драккары викингов, арабские доу, генуэзские и венецианские торговые нефы и военные галеры. С одобрения Византии, генуэзцы для удобства торговли организуют в регионе ряд факторий, таких как Ликостома (современный город Килия), Джинестра в глубине Одесского залива, и факторию на месте современного города Очаков на входе в Днепро-Бугский лиман.
Торговые поселения и города в Северо-Западном Причерноморье до середины 15 в. и падения Византийской империи благодаря торговле связаны со всем Средиземноморьем. Как и ранее отсюда экспортируются соленая и вяленая рыба, пшеница, шкуры, к ним добавляются соль и вино. Ввозятся европейские ткани, оливковое масло, предметы роскоши и быта. Столетиями работают так называемы «галеи-линии», в соответствии с которыми караваны кораблей итальянских городов-государств совершают запланированные и строго регламентированные плавания на Крым с заходами за грузом в поселения и города Западного и Северо-Западного Причерноморья.
После падения Византии под натиском Османской империи из Черного моря были вытеснены и европейские торговцы. Черное море для турок стало внутренним, активная торговля соединявшая регион со Средиземноморьем замерла. Однако внутренние потребности Османской империи требовали развития поселений в Северо-Западном Причерноморье. Достаточно быстро возрождается торговый потенциал Аккермана, на месте Джинестры вырастает турецкое торговое поселение Хаджибей, развитие получают и города на Дунае – Килия и Измаил. Торговые корабли турок и греков, находившихся под властью осман, ведут каботажные плавания у Черноморских берегов.
Основными типами торговых кораблей в 15-18 вв. для региона становятся небольшие турецкие сайки и более крупные греческие полакры. Небольшие и неказистые корабли доставляют многочисленные грузы из района Северо-Западного Причерноморья как в Крым, так и в Стамбул. Как и прежде, основными грузами, вывозимыми из региона, остаются соль, пшеница, шкуры крупного рогатого скота, рыба и вино. Ввозятся оливковое масло, ткани и предметы быта. Особое место начинает занимать город Очаков, развившийся в мощную крепость, которая закрывает как выход, так и вход из Днепровско-Бугского лимана в Черное море. Его стратегическое значение связано с постоянными столкновениями Османской империи и их вассала Крымского ханства как с Московским государством, так и с образовавшейся Запорожской Сечью на днепровском острове Хортица.
Запорожская сечь как политическое и экономическое образование объединила в своих рядах тех, кто боролся против мусульманской экспансии. Ряды запорожцев пополнялись украинцами и поляками, становились под знамена Сечи венгры, молдаване и русские. Для осуществления своих походов запорожцы строили легкие и маневренные суда – чайки. На них они пускались в плавания по Днепру, выходили в Черное море и нападали на турецкие военные и торговые корабли. Не раз запорожцы в 16-17 вв. нападали на города и поселки осман, в том числе и на берегах Северо-Западного Причерноморья. Их бесстрашие и героизм сдерживали дальнейшую экспансию осман и крымских татар в Северную Европу.
Многое в этой борьбе меняется после вступления в войну России, которая вела с Османской империей многовековую борьбу, завершившуюся победой и основанием в Северо-Западном и Северном Причерноморье таких крупных городов, как Одесса и Николаев, ставших достаточно быстро после их основания крупными торговыми промышленными центрами.
Автор выставки, его друзья и коллеги начиная с 1988 г. занимаются исследованиями в области: «История древнего и средневекового мореплавания и кораблестроения. Группа, объединенная в Центр исследования истории мореплавания за прошедшие годы реконструировала более десяти древнейших и средневековых плавающих средств: челнов, плотов, кораблей и судов, и провела на них ряд экспериментальных плаваний в Черном, Мраморном и Средиземном морях, Атлантическом океане, по реке Дунай.
В область изучения попали древнейшие плавающие средства. Были реконструированы камышовая ладья «Фера», каркасные лодки «Меотида» и «Тигр», плетеная корзина, покрытая кожаным панцирем, однодеревые челны «Персей» и «Одиссей», архаический фракийский корабль «Кадм», греческая диера «Ивлия», средневековый средиземноморский полакр «Одесса», славянская ладья «Анна Ярославна», корабль Крито-Микенской цивилизации «Кадм», казацкая «чайка» «Хаджибей» и др. Часть реконструированных судов представлена на выставке в натуральную величину («Кадм», «Хаджибей», носовая часть финикийского корабля «Мелькарт» и носовая часть славянской ладьи), большая часть в моделях судов и кораблей, объединенных по времени их использования (50 витрин с экспонатами), а также представлены фотовыставки, рассказывающие об экспериментальных плаваниях на реконструированных судах.
Отдельный раздел посвящен реконструкции древних якорей, уникальную историю которых хранят воды Одесского залива. Еще один раздел рассказывает о примитивных плавающих средствах, которые человек строил по всему миру для использования как в закрытых водоемах, так и в морях и океанах. К ним можно отнести всевозможные плоты, плетеные корзины, однодеревки и другие плавающие средства. На выставке в отдельном разделе представлены рыболовецкие суда Причерноморского региона: дунайский каюк, черноморская шаланда, фелюга и др.
С 2016 г. автор и его коллеги совместно с Одесским горисполкомом ведут работу по созданию Музея исторического мореплавания, основой которого станет выставка «История древнейшего и средневекового мореплавания в Черном море и Мировом океане».
Для музея выделена площадка в Центральном городском парке им. Т.Г.Шевченко. Проводится сбор средств, готовиться архитектурный проект. Автор и его коллеги надеются, что осуществление проекта будет начато в 2021 г. и музей откроет свои двери в 2022 г. Его экспозиция поможет окунуться в прошлое нашего поистине уникального и неповторимого края – Северного и Северо-Западного Причерноморья, воды и берега которого видели десятки племен и народов за свою более чем трехтысячелетнюю историю.
Все аспекты деятельности Центра постоянно освещаются в Интернете [1]. С проектами можно ознакомиться в публикациях автора по обсуждаемой теме, таких как «Маршрутами античных мореходов» (Одесса, 1991), «История мореплавания в моделях и реконструкциях» (Одесса, 2001), «Земля погибших кораблей» (Кишинев-Москва-Одесса, 2004), «Зарождение и эволюция транспортных средств и путей сообщения. Опыт реконструкции» (Киев-Одесса, 2010) и др. Подготовленное в 2010 г. в соавторстве с И.В.Боделаном исследование «Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях» было переведено на английский и немецкий языки [2]. Готовится к изданию «Путешествие в прошлое: «Анна» и «Кадм»».
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Гидробиологическая станция Одесского национального университета имени И.И. Мечникова : сайт. – URL: http://hydrobio.onu.edu.ua/ (дата обращения: 12.12.2020).
[2] Мельник И.К., Боделан И.В. Историческое мореплавание в моделях и реконструкциях = Historical Maritime Sailing in Models & Reconstructions / Игорь Мельник, Игорь Боделан. – Киев, 2010. – 104 с., ил. [На рус. и анг. яз.]
© Мельник И.К., 2020.
Статья поступила в редакцию 20.12.2020.
Мельник Игорь Кириллович,
доктор исторических наук,
директор Центра исследований истории судостроения
и мореплавания (Одесса, Украина),
е-mail: i_melnik61@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/393.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.