2024/1(36)
спецвыпуск
ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА
Материалы исследований
Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.
Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.
Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия
Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»
Нижнетомский очаг наскального искусства
Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.
Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы
История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса
Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»
Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.
Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений
Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа
Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.
Географические и флористические особенности бассейна реки Томь
Опубликован 15.03.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2021.56.42.002
Жуков Д.В.
О некоторых актуальных вопросах федерального законодательства о культуре
Аннотация. В статье отмечается, что развитие ценностных изменений в обществе повлияло на повышение уровня социальных запросов к государству. Развитие положений, связанных с защитой нематериального культурного наследия, может дать мощный импульс дальнейшему развитию конституционного и иного смежного законодательства в направлении правовой защиты традиционных семейных ценностей и культуры. Отсутствие единого подхода к вопросу о том, чем же являются «культурные ценности», – одна из причин возникновения противоречий в деятельности органов публичной власти по реализации права на доступ к культурным ценностям.
Ключевые слова: Конституция, поправки к Конституции, культурные права, нематериальное культурное наследие, достижения культуры, объекты культуры, культурное наследие, объекты культурного наследия, культурное достояние, памятники истории и культуры.
Конституция Российской Федерации является основополагающим актом устройства государства и развития общества, их взаимодействия, который закладывает в своих статьях о правах и свободах, конституционном строе, устройстве государства базис ценностного потенциала российского общества. Развитие ценностных изменений повлияло на стратификацию российского общества, повысился уровень его социальных запросов к государству, возможность государства (в том числе правовая) соответствовать социальным ожиданиям российского общества привела к необходимости дальнейшего развития потенциала ценностных ориентиров общества и государства.
Внесенные в Конституцию России поправки скажутся на дальнейшем развитии конституционно-правового регулирования охваченных ими новых объектов правовой защиты и сфер общественных отношений.
Значимой новеллой стало введение части 4 статьи 68, согласно которой культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Дальнейшее совершенствование конституционно-правового регулирования может быть связано с развитием положений, связанных с защитой нематериального культурного наследия. В настоящее время в Конституции Российской Федерации этого не содержится. Вместе с тем закрепление такого направления регулирования на конституционном уровне могло бы дать мощный импульс дальнейшему развитию конституционного и иного смежного законодательства в направлении правовой защиты традиционных семейных ценностей и культуры.
Также необходимо отметить тот факт, что в федеральном законодательстве установлено деление культурных ценностей на материальные и культурные.
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» среди мер и ограничений, имеющих временный характер, которые могут быть использованы при введении чрезвычайного положения, является эвакуация культурных и материальных ценностей в безопасные районы в том случае, если существует непосредственная угроза их похищения, повреждения или уничтожения [1].
Кроме того, в числе основных задач в области гражданской обороны, согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», называется «эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» [2].
Аналогичное деление ценностей на материальные и культурные встречается в статье 1 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [3].
Таким образом, в указанных законодательных актах культурные ценности отождествляются с нематериальными объектами, что входит в противоречие с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [4], где к культурным ценностям относятся также и материальные объекты, в частности, здания, сооружения, предметы.
Такое деление на ценности «материальные» и «культурные» приводит к наличию негативной ситуации в российском законодательстве, а также к правовой неопределенности в указанном вопросе. Без своей культурной значимости культурные ценности потеряют свою уникальность, превратившись лишь в вид имущества и объект права собственности, и ничем не будут отличаться от других видов материального имущества. Многие определения рассматриваемой категории в отечественном законодательстве в недостаточной степени конкретны, так как включают в себя неограниченный круг предметов и не закрепляют универсальных критериев, которые способствовали бы их отнесению к объектам правового регулирования.
Отсутствие единого подхода к вопросу о том, чем же являются «культурные ценности», выражающегося в нескольких определениях данного понятия в действующем российском законодательстве, понимаемых то как культурный объект, то как признак этого объекта, то как предмет и как товар, является одной из причин возникновения проблемы противоречия в деятельности органов публичной власти по реализации права на доступ к культурным ценностям.
Принимая во внимание эволюцию ценностных изменений и ориентиров российского общества и государства, представляется, что в ходе подготовки изменений в действующее законодательство о культуре указанные проблемы найдут свое взвешенное решение.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
[2] Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 799.
[3] Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.
[4] Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – 19 нояб. – № 46. – Ст. 2615.
Жуков Дмитрий Валерьевич,
научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат юридических наук.
Email: oberon1967@mail.ru
© Жуков Д.В., 2021.
Статья поступила в редакцию 20.11.2021.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/4(27)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/467.html
Новости
-
31.03.2024
Ужасная трагедия произошла 22 марта в концертном зале ” Крокус Сити Холл”.
Нет таких слов, которыми можно выразить всю боль и чудовищность произошедшего.
-
16.03.2024
Весной 2024 г. Институт Наследия опубликовал в электронном виде книгу «Современные процессы наследования культуры в контексте российской цивилизационной альтернативы». Автор фундаментального исследования – руководитель отдела наследования культуры Института, кандидат философских наук Ю.А.Закунов.
-
16.03.2024
В Институте Наследия подготовлено и издано научное исследование «Культурологическая парадигма в наследии Н.Н.Страхова: идеалы и внутренние кризисы культуры». Автор - руководитель Центра наследования русской культуры, доктор филологических наук, К.А.Кокшенёва.