Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.21.27.006

Сидоренко С.В.

Совершенствование законодательства о культуре: духовно-нравственные ценности и модель культуры умеренного консерватизма

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию законодательства в сфере культуры, которое обусловлено внесением изменений в Конституцию Российской Федерации. Приведен подход к решению данной задачи, предусматривающий определение системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей и разработку модели культуры умеренного (разумного) консерватизма. Предложен соответствующий механизм управления, включающий Совет Безопасности Российской Федерации, Минкультуры России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Положения данной статьи были представлены в ходе выступления на круглом столе «Совершенствование федерального законодательства о культуре в свете конституционной реформы 2020 года», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (26 октября 2021 г., Москва).

Ключевые слова: конституция, законодательство о культуре, духовно-нравственные ценности, культурный код, война культур, инклюзивный капитализм, китайская мечта, сообщество с единой судьбой и общим будущим, система социального кредита, умеренный консерватизм, российская модель культуры, образ мышления, образ жизни, условия жизнедеятельности.


В ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года были одобрены изменения в Конституцию Российской Федерации, которые коренным образом затрагивают сферу культуры (статьи 67.1, 68 и 69) [1].

27 октября 2020 года на заседании Совета при Президенте России по культуре и искусству глава государства отметил, что законодательное раскрытие новых норм Конституции, связанных с вопросами культуры и просвещения, является важным вопросом, требующим внимания и участия профессионального сообщества [2]. По итогам данного заседания Президент России дал поручение подготовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере культуры, обусловленные внесением изменений в Конституцию Российской Федерации [3], а затем разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты необходимых федеральных законов.

В связи с этим возникает вопрос: каковы же требования к решению указанной задачи? При ответе на него акцент предлагается сделать не на формальной, а на содержательной стороне (от буквы к смыслу и духу) конституционных изменений.

По сути, рассматриваемые изменения законодательства должны конкретизировать поправки, внесённые в Конституцию Российской Федерации, а также регламентировать деятельность в сфере культуры и стимулировать её субъектов к такому поведению в обществе, которое определяется традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и задаётся российской мировоззренческой моделью культуры. Данная модель должна быть адекватной текущим историческим обстоятельствам и служить инструментальной основой для государственной культурной политики.

В качестве наводящего примера приведём две модели культуры, применяемые в борьбе за мировое господство в новом технологическом и мирохозяйственном укладе.

1. Коллективный Запад насаждает культуру инклюзивного капитализма («великой перезагрузки»), в рамках которой (под прикрытием идеи создания более справедливой системы распределения ценностей в экономике, а также решения проблем растущей бедности и неравенства) ценности меньшинств навязываются всему человечеству как норма, а глобализм обеспечивается насильственными средствами с помощью широкого спектра механизмов: трансгуманизма (преодоления человечности), ЛГБТ, добровольной бездетности, детоненавистничества, BLM («жизни чёрных важны»), обратной дискриминации, культуры отмены (исключения), радикального феминизма (мужененавистничества), педофилии, разрушения семьи, ухода от реальных проблем жизни в виртуальный мир, ускоренной цифровизации и «оцифровки» людей, этического ИИ, дезинформирования посредством ложных новостей, введения электронных паспортов здоровья, нагнетания страха принудительной вакцинацией и дискриминацией непривитых, оглупления населения в сферах образования, культуры и СМИ, предоставления безусловного базового дохода и других средств воздействия на людей, ведущих к дегуманизации общества.

Система культуры инклюзивного капитализма вклинивается в иные культурные системы и взламывает культурные коды граждан, семей, народов и стран. Ведётся мировая война мировоззренческих культур, а в отношении непокорных применяются санкции (в т.ч. общественное осуждение и бойкот, отключение от привычных благ и иные дискриминационные меры, вычеркивающие из нормальной жизни любого, кто осмелится выступить против), осуществляются «цветные» революции, насильственно сменяются правящие режимы.

2. Китай целенаправленно и системно продвигает культуру «китайской мечты».

На внешнем контуре в целях защиты своих интересов, формирования глобальной партнерской сети и создания международной среды, благоприятной для распространения своего мировоззрения, реализуется основанная на китайской традиционной культуре концепция человеческого сообщества с единой судьбой и общим будущим. Данная концепция закреплена в Конституции Китайской Народной Республики (2018 г.) и отмечена в резолюциях Комиссии социального развития ООН, Совета безопасности ООН и Совета по правам человека ООН.

Внутри страны культура «китайской мечты» укрепляется посредством системы социального кредита (доверия) [4], представляющей набор источников информации, баз данных, методик и алгоритмов, которые позволяют отслеживать и оценивать надежность:

- физических лиц (например, по участию в общественно полезной деятельности, соблюдению правил дорожного движения, заботе и почитанию родителей, кредитной истории, своевременности оплаты счетов и налогов, поведению в китайском сегменте интернета, надёжности информации, размещаемой или копируемой в сети, покупательским привычкам, отсутствию случаев нарушения законов, курения в запрещённых местах, слишком большой траты времени на компьютерные игры и др.);

- компаний (по анализу информации о соответствии экологическим и юридическим нормам, о налоговых платежах, выплатах по банковским кредитам, партнёрах и поставщиках, условиях и безопасности труда, трудовых спорах и др.);

- государственных структур.

На основе полученных оценок присваивается социальный кредитный рейтинг. Высокий рейтинг ведёт к вознаграждению, низкий – к наказанию или санкциям в отношении как отдельных граждан (публичное порицание, ограничения в получении ссуд, кредитов и страховых премий, поездках за границу, отдыхе в определённых местах, гостиницах и ресторанах, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, доступе к интернет-услугам, образованию и рабочим местам в государственных учреждениях, покупке недвижимости, социальном обеспечении и др.), так и организаций (занесение в чёрный список, усиление инспекторских и аудиторских проверок, штрафы, запрет на получение субсидий и налоговых льгот, ограничения в отношении государственных закупок и др.). Таким образом, система социального кредита является моральной опорой социально-экономического развития Китая и ориентирована на обеспечение в обществе честности, надёжности и взаимного доверия. Она стимулирует социальные лифты по заслугам и увязывает ежедневное поведение граждан, компаний и государственных структур с непрерывным развитием страны в интересах всего китайского общества.

В период после поражения в холодной войне и распада СССР советская культура подвергалась целенаправленной дискредитации, разрушению и вытеснению культурой американского либерального капитализма. Целью было «вытравить из общественного сознания всякую память о создании и развитии СССР и, тем самым, воспрепятствовать попытке социалистического переустройства общества» [5]. В результате общество воинов и творцов (победивших в Великой Отечественной войне, создавших одну из величайших сверхдержав за всю мировую историю, воплотивших в советском народе «передовую для всего человечества идею дружбы народов, которая способствовала раскрытию их творческого потенциала и помогла выйти на передовые рубежи человечества, пользуясь только своими силами и ресурсами» [6], покоривших атомную энергию и космос, построивших советский социализм, «главной ценностью которого было воспитание нового человека – образованного, культурного, с широким кругозором, гуманистическим мировоззрением, интернационалиста, чувствующего свою ответственность за всех униженных и оскорбленных» [5]) подверглось трансформации в общество продавцов и потребителей.

Насаждение чуждых абсолютному большинству россиян идеалов и ценностей, пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование, фальсификация российской и мировой истории, искажение исторической правды и уничтожение исторической памяти привело к разрушительным последствиям (поощрение деструктивного поведения, увеличение проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма, формирование условий для саморазрушения общества, разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабление государствообразующего народа, дискредитация традиционных для России конфессий, культуры, русского языка как государственного языка Российской Федерации, подрыв основы политической стабильности и государственности и др.), нанесло непоправимый ущерб национальным интересам и усилило угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета [7, 8].

Президент России, выступая 21 октября 2021 года на Валдайском форуме, заявил, что в существующем виде капитализм себя исчерпал, и объявил о необходимости перехода к умеренному консерватизму [9]. Для обеспечения данного перехода в соответствии с принятыми конституционными изменениями целесообразно разработать мировоззренческую модель и на её основе сформировать систему культуры умеренного (разумного) консерватизма, способную транслировать традиционные духовно-нравственные ценности и российский образ будущего.

В рассматриваемом контексте под культурой предлагается понимать «сотворенную человеком материальную и духовную среду обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества» [11].

Удел России – всемирность [10], поэтому российская модель должна основываться на лучших достижениях мировой культуры, отражать русский культурный код и быть нацеленной на выживание и развитие как самой России, так и человечества в целом. При этом к критериям усиления живучести нашей страны следует отнести:

- характеристики целевого образа будущего – русской мечты, доминирующих ценностей, героев, образцов поведения и подражания;

- среднюю продолжительность жизни и естественный прирост численности населения;

- «подъем личного и общественного сознания*» [5];

- повышение уровня культуры населения и его потребностей;

- рост свободного времени, качества и уровня жизни и др.

В российской модели культуры предлагается предусмотреть четыре ключевые компоненты.

1. Ценности

Система духовных, нравственных, моральных и этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности.

Следует отметить, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7] к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, объединяющим нашу многонациональную и многоконфессиональную страну, отнесены: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

2. Образ мышления

Образ мышления формирует в сознании человека картину мира, определяет его поведение и готовность к определенным мыслительным и физическим действиям. Основными его составляющими являются:

- используемые языки (русский язык, языки других народов России, иностранные языки; языки искусств: живопись, музыка, пение, танец, театр и др.; иные языки);

- и культура мышления (как степень овладения соответствующими требованиям человеческой культуры приемами, нормами и правилами умственной деятельности, которые выражаются в умении осознавать свои интересы и возможности, находить и критически воспринимать информацию, точно формулировать проблемы, получать требуемые знания, создавать оптимальные способы решения проблем, делать обоснованные выводы, извлекать уроки и правильно этим пользоваться на практике).

Образ мышления порождает определенный тип личности, нации, народа и цивилизации, что существенно влияет на их судьбы.

3. Образ жизни

Образ жизни как способ организации жизни и совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом, которые берутся в единстве с условиями жизни и включают: культуру труда, культуру отдыха и досуга, культуру быта, художественную культуру, культуру общественной жизни, политическую культуру, культуру обучения и воспитания, культуру науки и творчества, культуру вероисповедания, культуру чтения, общения и речи, физическую культуру, культуру питания, культуру национальных и международных отношений, культуру семьи и др.

4. Условия жизнедеятельности

Совокупность сред, существенным образом влияющих на жизнь и деятельность человека: природная среда, архитектурная и предметная среда, институциональная среда (организации культуры, образования, науки, СМИ и др.), нормативно-правовая среда, политическая среда, информационная среда и др.

Указанные компоненты российской модели культуры позволяют задать концептуальную рамку для конструктивного определения требований к совершенствованию законодательства в сфере культуры (в соответствии с принятыми конституционными поправками) и выделения перечня федеральных законов, в которые следует внести соответствующие изменения.

С учётом высокой значимости поставленной задачи и необходимости межведомственного взаимодействия при её решении разработку сводной модели культуры и механизмов её реализации целесообразно вести под руководством Совета Безопасности Российской Федерации. Частные модели культуры, охватывающие отдельные её составляющие, могут создаваться под кураторством уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Основным разработчиком предлагается назначить Минкультуры России. Функции национального центра компетенций в рассматриваемой сфере могут быть возложены на Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева.

* Под сознанием понимается способность мышления человека делать предметом рассмотрения накопленные и используемые им знания о чем-либо. Основным элементом сложной структуры сознания являются уровни сознания (рефлексия): первый – знание о знании (сознание), второй – знание о сознании, третий – знание осознании о сознании и т.д. Переход с одного (низкого) уровня сознания на другой (высокий) называется подъемом сознания.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

[2] Заседание Совета при Президенте России по культуре и искусству от 27 октября 2020 г. – URL: /http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/7/64288 (дата обращения: 21.11.2021).

[3] Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте России по культуре и искусству, состоявшегося 27 октября 2020 г. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64925 (дата обращения: 21.11.2021).

[4] Официальная страница сообщества единой судьбы человечества. – URL: https://www.creditchina.gov.cn (дата обращения: 21.11.2021).

[5] Никаноров С.П. Уроки СССР : Исторически нерешённые проблемы как факторы возникновения, развития и угасания СССР. – М., 2012.

[6] Экологические корни культуры. Культуры. Народы. Будущее / В.В. Бугровский, В.И. Дайнеко, Н.П. Долбилкин и др.; под общ. ред. В.В. Бугровского, В.И. Дайнеко. – 5-е изд., перераб. – М.: РУСАКИ, 2001.

[7] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

[8] Доклад Совета Федерации ФС РФ и Фонда «Институт экономики и социальной политики» «Культурная политика – 2020. Взгляд субъектов Российской Федерации на основные проблемы и их решения». – URL: https://inesp.ru/directions/general/news/news_detail.php?ID=3050 (дата обращения: 21.11.2021).

[9] Стенограмма пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» от 21 октября 2021 г. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 21.11.2021).

[10] Достоевский Ф.М. Дневник писателя: в 2 т. Т. 2 / Ф.М.Достоевский. – М.: Книжный клуб 36.6, 2011.

[11] Декларация прав культуры (проект). 3-е изд., испр. – СПб.: СПбГУП, 2001.


Сидоренко Сергей Владимирович,
заместитель директора Фонда
«Институт экономики и социальной политики» (Москва),
кандидат экономических наук
Email: svs@inesp.ru

© Сидоренко С.В., 2021.
Статья поступила в редакцию 22.11.2021.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/4(27)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/469.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru