Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.65.25.005

Шашкин П.А.

Приоритеты законодательного регулирования сферы государственной культурной политики с точки зрения обеспечения национальной безопасности и достижения общественно значимых целей национального развития

Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Совершенствование федерального законодательства о культуре в свете конституционной реформы 2020 года», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (26 октября 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, национальная безопасность, национальные интересы, Россия.


Принятые в 2020 году поправки в Конституцию России зафиксировали целый комплекс правовых новелл, касающихся декларируемой государством ценностно ориентированной политики. Их необходимо воспринимать взаимосвязанно. Ключевые конституционные правовые новеллы касались понятия ценностей, задающих вектор национального развития. К таковым отнесены как ценности общечеловеческие, так и ценности самобытные национальные: преемственность в развитии государства, государственное единство, гражданские свободы и ответственность, сохранение и приумножение уникального культурного наследия предков и, что важно, солидарность, которая в этом ключе приобретает характер основного правового императива государственной политики и всего стратегического планирования в целом. Солидарность предполагает эффективное взаимодействие органов власти и общественных институтов и солидарную же ответственность за достижение поставленных целей государственной политики.

Стратегическая цель развития суверенного государства всегда определяется конкретным ценностным вектором национального развития общественных отношений во взаимосвязи с мировым развитием, спецификой и преимуществами той нации, которая претендует на лидерство и сохранение суверенитета. Правовое регулирование данной сферы требует умелого сочетания инструментов и механизмов стратегического планирования в целях комплексной защиты национальных интересов на долгосрочную перспективу. А это, в свою очередь, подразумевает наращивание интеллектуального и культурного потенциала нации и технологического лидерства в сочетании с последовательной защитой ее самобытности, национальной и культурной идентичности граждан, научной идентичности от вызовов и угроз национальной безопасности и устойчивому развитию страны.

Существующая несогласованность приоритетов, инструментов и механизмов государственной политики в сфере стратегического планирования должна быть преодолена. Например, заявленные в документах стратегического планирования задачи повышения роли школы в воспитании молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии, и интеграции системы образования с наукой и промышленностью, приоритетного развития гуманитарных и социальных наук и междисциплинарных исследований в целях эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, приоритетного развития гуманитарных наук как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной и общественной деятельности, повышения качества экспертизы для принятия эффективных решений в области научного, научно-технологического и социально-экономического развития, государственного управления, рационального использования всех видов ресурсов должны быть в должной мере соотнесены с национальным приоритетом защиты социокультурных основ российского общества и российской самобытности как ключевого фактора национального развития, определяющего сохранение его общественно значимых ориентиров, укрепление национального суверенитета и конкурентоспособность России на мировой арене (пп. 22, 90, 92 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).

В качестве примера – целью научно-технологического развития Российской Федерации заявлено обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации всего комплекса стратегических национальных приоритетов (п. 75 Стратегии национальной безопасности России), включая защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Однако действующие документы стратегического планирования в сфере научно-технологического развития, в том числе законодательные акты практически не предусматривают эффективных механизмов ответа на угрозу утраты национальной и культурной идентичности российских граждан, хотя таковая и отнесена к большим вызовам Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации (пп. «е» п. 15 Стратегии), а противодействие социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму отнесено к приоритетам научно-технологического развития (пп. «д» п. 20 Стратегии).

Законодательные акты, будучи нормативными актами высшей юридической силы, имеют принципиальное значение в планировании, определяя цели, задачи и конкретные механизмы совершенствования института социального государства в России, социально значимого развития, отвечающего национальным интересам, обеспечение безопасности такого развития, формулируя основную стратегическую цель развития государства, реалистичную и взаимосвязанную с исторической идентичностью народа. Такого рода развитие имеет смысл только в контексте реализации его главной стратегической национальной цели – достижение лидерства России в условиях глобальной конкуренции при неизменном сохранении ее самобытности и идентичности.

Наиболее остро стоит задача соотнесения приоритетов культурной и национальной политики, социально-экономического и научно-технологического развития с целями и задачами обеспечения национальной безопасности и выработки единых научно-методологических подходов и рамочных управленческих механизмов, фиксация которых должна произойти в федеральном законодательстве. В связи с этим потребуется принятие изменений в целый ряд федеральных актов, включая федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», «Об образовании», «О промышленной политике в Российской Федерации», дальнейшая детальная разработка федерального закона «О культуре».

Основное в этом процессе – реорганизация механизмов управления в целях эффективного формирования системы стратегического планирования, точная расстановка приоритетов, научно обоснованная экспертиза, объективный контроль и мониторинг результатов управленческого воздействия на предмет достижения общественно значимых результатов развития и защиты национальных интересов на долгосрочную перспективу. Недостижение общественно значимых результатов развития, включая неэффективное использование бюджетных средств должностными лицами, в свою очередь, должно преследоваться по закону, вплоть до уголовной ответственности (пп. 14 п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации). Это потребует, среди прочего, внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях.

Во избежание возможных злоупотреблений важно вернуться к практике детализации законодательных актов, регулирующих основные сферы стратегического планирования. Сложившаяся практика бесконечного делегирования нормотворческих полномочий федеральному Правительству и органами исполнительной власти завела ситуацию в тупик, создав очевидную проблему разночтений и многочисленных нестыковок нормативных актов в сфере стратегического планирования. Не говоря уже о собственно правовой стороне вопроса, когда подзаконные акты фактически приравнены к законодательству.

Ключевые межотраслевые и отраслевые приоритеты стратегического планирования должны устанавливаться только федеральными законами и нормативными указами Президента Российской Федерации. Поскольку исключительно глава государства и Федеральное Собрание осуществляют представительство национальных интересов и задают вектор национального развития согласно Конституции страны.

В части совершенствования законодательства о культуре необходимо отметить следующие приоритеты законодательной повестки:

Внесение изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании». Необходима интеграция в законодательное поле разрабатываемых управленческих механизмов и критериев эффективности экономических, технологических и политических решений, соотнесение их с целями и задачам национального развития и обеспечения национальной безопасности, в том числе с целям и задачам государственной культурной политики. Учитывая, что Конституцией России и Стратегией национальной безопасности сохранение единого культурного пространства, гражданского единства, самобытности нации и ее культурного наследия зафиксированы в качестве основы Российской государственности, в законе должны быть определены основные механизмы межотраслевого планирования и программирования поддержки культуры народов России, в том числе определенного Конституцией государствообразующего народа – русского и русского языка как государственного. В этом случае культура как приоритет единой государственной политики будет способствовать достижению стратегической цели развития государства;

Внесение изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», развивающих положения о необходимости интеграция науки и образования, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, признании науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства. Культурное и научно-технологическое развитие должны быть сопряжены как определяющие уровень развития потенциала нации. Особое внимание необходимо обратить на формирование механизмов поддержки развития фундаментального научного знания, в особенности гуманитарных и социальных наук и междисциплинарных исследований в целях эффективного ответа российского общества на большие вызовы;

Коррелирующие нормы должен содержать разрабатываемый федеральный закон «О культуре», который призван заменить собой морально устаревшие и не соответствующие действующей Конституции, в которой не предусмотрен такой вид нормативного акта, Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Впредь до их отмены представляется целесообразным внесение в Основы необходимых изменений, фиксирующих базовые цели и задачи стратегического планирования в части государственной культурной политики;

Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании», развивающих положения о приоритетности образования, предусматривающих формирование механизмов защиты гуманистического характера образования, его соотношения с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий;

Внесение необходимых законодательных изменений с целью совершенствования механизмов мониторинга и контроля соответствия решений, принимаемых органами публичной власти всех уровней, и результатов реализации этих решений целям и задачам социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности в части государственной культурной политики. Речь может идти о поправках в федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О парламентском контроле», «О Счетной палате Российской Федерации», в Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» с целью повышения уровня эффективности взаимодействия федеральных органов в вопросах достижения общественно значимых результатов национального развития и защиты национальных интересов.


Шашкин Павел Александрович,
советник генерального директора
Международного научно-исследовательского института
проблем управления (Москва), кандидат философских наук

© Шашкин П.А., 2021.
Статья поступила в редакцию 20.11.2021.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/4(27)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/471.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru