Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.91.45.012

Авилов Р.С.

Владивостокская крепость – уникальный комплексный памятник истории русской и мировой военно-инженерной мысли конца XIX – начала XX века

Аннотация. В статье рассматривается Владивостокская крепость как уникальный комплексный памятник истории русской и мировой военно-инженерной мысли конца XIX – начала XX века, не имеющий аналогов в мире и обладающий большим потенциалом для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Отмечается необычное для приморской крепости расположение на полуострове, что обусловило наличие в крепости не только берегового фронта, но и сильной сухопутной линии обороны, защищающей крепость от возможного удара с суши. Делается вывод, что поскольку крепость расположена на нетипичной для фортификационного строительства холмистой местности со сложным рельефом, в период 1910–1916 гг. большинство фортификационных объектов были построены по уникальным проектам.

Ключевые слова: Владивостокская крепость, Дальний Восток России, Владивосток, Русский остров, Русско-японская война 1904–1905 гг., Первая мировая война 1914–1918 гг.


Владивостокская крепость является уникальным комплексным памятником истории русской и мировой военно-инженерной мысли конца XIX–начала XX века, аналогов которому на территории современной Российской Федерации нет. Отдельные, сходные по типу с Владивостокскими сооружения можно встретить в бывших русских крепостях Гродно, Брест-Литовск, Новогеоргиевск (Модлин), Карс и др., в настоящее время находящихся за пределами территории Российской Федерации. Однако все это – сухопутные крепости, вообще не имеющие берегового фронта [1]. В Морской крепости императора Петра Великого можно встретить сходные по типу сооружения береговой обороны (береговые артиллерийские батареи), однако эта приморская крепость не имеет сухопутного обвода из пехотных фортов, вместо которых уже использовались опорные пункты расчлененного типа [2]. Близкие по типу (но не аналогичные) с Владивостокскими сооружения береговой и сухопутной обороны периода 1899–1905 гг. имеются одновременно только в расположенной на территории КНР бывшей русской крепости Порт-Артур (в настоящее время – г. Люйшунь). Однако эта крепость была оставлена Россией по итогам Русско-японской войны 1904–1905 гг. [3], и далее вплоть до 1945 г. никакого русского оборонительного строительства там не велось, в то время как во Владивостокской крепости, с учетом опыта обороны Порт-Артура, в 1910–1916 гг. была построена новая линия сухопутной обороны крепости и полностью перестроен береговой фронт крепости. Таким образом, во Владивостоке имеются сооружения как построенные накануне Русско-японской войны 1904–1905 гг. конструктивно близкие с Порт-Артурскими, так и возведенные накануне Первой мировой войны 1914–1918 гг. с максимальным учетом опыта обороны Порт-Артура. Причем сохранность сооружений 1899–1905 гг. во Владивостоке на несколько порядков выше, чем Порт-Артурских, серьезно пострадавших во время осады крепости японскими войсками.

Располагается Владивостокская крепость на полуострове Муравьева-Амурского и островах залива Петра Великого (Владивосток, его пригороды и ближайшие окрестности). Представляет собой крупнейшую и одну из самых сильных в мире приморских крепостей своего времени. Включает в себя более сотни различных объектов и сооружений, в числе которых оборонительные сооружения (форты, временные укрепления, редуты, береговые и сухопутные батареи, пороховые погреба, противодесантные капониры и полукапониры), объекты инфраструктуры (здания различных управлений крепости, казармы, офицерские флигели, склады и др.) и объекты коммуникации (грунтовые и канатные дороги, мосты, причалы). Крепость со всеми ее сооружениями была построена во времена Российской империи. Однако многие из объектов крепости оказались настолько удачными, что с некоторыми модернизациями продолжали использоваться в советское время (в том числе во время Второй мировой войны 1939–1945 гг.), а некоторые используются и в настоящее время.

Серьезное изучение крепости стало возможным только после распада Советского Союза, когда стали доступны ранее засекреченные архивные материалы по ее истории, а также появилась возможность посещения значительной части оборонительных сооружений крепости, занятых ранее объектами министерства обороны. Тем не менее, к настоящему времени Владивостокская крепость является одной из самых хорошо изученных крепостей в стране [4], что, впрочем, не исключает необходимости ее дальнейшего исследования.

В истории Владивостокской крепости, как в зеркале, отразилась вся история российского Дальнего Востока: от военной и внешнеполитической до культурной и социально-экономической, а процесс эволюции крепости наиболее полно отражает изменение внешних угроз российскому Дальнему Востоку во 2-й половине XIX– начале XX в. В истории крепости принято выделять 6 этапов:

1. 1860–1899 гг. – основание поста Владивосток, становление Владивостокской крепости, строительство первой линии обороны крепости.

2. 1899–1905 гг. – строительство второй главной линии обороны крепости и Владивосток в годы Русско-японской войны 1904–1905 гг.

3. 1905–1909 гг. – Владивостокская крепость в период русской революции 1905–1907 гг. и дискуссии о целесообразности дальнейшего укрепления Владивостока.

4. 1910–1914 гг. – Владивостокская крепость накануне Первой мировой войны. Проектирование и строительство новой главной линии сухопутной обороны крепости и ее берегового фронта.

5. 1914–1917 гг. – Владивостокская крепость в годы Первой мировой войны. Работа «на передовой линии тыла».

6. 1917–1923 гг. – Владивосток и его оборонительные сооружения во время революций 1917 г., Гражданской войны 1918–1922 гг. и иностранной интервенции на российском Дальнем Востоке [5].

Первые оборонительные сооружения – береговая батарея из 4 пушек, снятых с корвета «Гридень», в основанном 20 июня 1860 г. посту Владивосток появились уже через месяц. Официально Владивосток будет объявлен крепостью только 30 августа 1889 г. Будущий город и порт оказался исключительно удобен в качестве будущей базы военно-морского флота. Владивосток находился на полуострове Муравьева-Амурского, омываемого двумя заливами – Амурским и Уссурийским, а со стороны открытого моря прикрывался грядой островов, самым крупным из которых был Русский остров. Таким образом, для защиты Владивостока со стороны суши требовалось построить линию оборонительных сооружений поперек полуострова на достаточном удалении от города и порта, а для противодействия удару неприятеля со стороны моря – выбрать наиболее удобные места для строительства батарей берегового фронта и организовать надлежащую оборону Русского острова. В этом заключалась специфика крепости: она должна быть готовой к одновременному удару противника и с суши, и с моря. Причем на первом этапе существования крепости велика была вероятность того, что удар будут наносить разные противники: на суше – Китай, с моря – британский ВМФ. Именно Китай и Британская империя считались основными и наиболее вероятными противниками России на Дальнем Востоке до Японо-китайской войны 1894–1895 гг., когда стало ясно, что в регионе появился новый сильный и опасный противник – Япония. Поэтому в дальнейшем все оборонительное строительство во Владивостоке велось уже в расчете на войну с Японией. Тогда была возведена новая (вторая) главная линия сухопутной обороны крепости и существенно перестроен и усилен ее береговой фронт.

Единственный боевой эпизод за всю Русско-японскую войну 1904–1905 гг. во Владивостоке имел место 22 февраля 1904 г., когда он был обстрелян с моря японской эскадрой под командованием контр-адмирала Х. Камимуры, состоящей из 5 башенных броненосных крейсеров и 2 легких крейсеров. Обстрел велся перекидным огнем со стороны Уссурийского залива, причем японцы постоянно держась на расстоянии не ближе 15 верст от берега, т.е. вне обстрела и досягаемости батарей восточного берегового фронта. Всего было выпущено свыше 200 снарядов [6].

После войны конфигурация крепости сильно изменилась. Была построена пересекающая полуостров Муравьева-Амурского поперек новая линия сухопутного обвода крепости – Форты № 1–7 (нумерация идет от Уссурийского залива к Амурскому). На Русском острове, в дополнение к уже имевшимся оборонительным сооружениям были построены еще 4 пехотных форта для прикрытия наиболее десантоопасных направлений – Форты № 9–12. Побережье прикрыли орудийными капонирами и полукапонирами, представлявшими собой небольшие, тщательно замаскированные со стороны моря, убежища для полевых артиллерийских орудий, которые при появлении в пределах досягаемости неприятельского десанта должны были выкатываться на специально подготовленные позиции, уничтожать его и снова прятаться в убежища. Тогда это был наиболее дешевый и в то же время эффективный способ борьбы с вражеским десантом. Значительно возросло количество береговых батарей.

Производительность военной промышленности Российской империи заметно отставала от требований времени, существенно снижая темпы как оборонительного строительства, так и перевооружения русской армии. Из-за этого так и не были достроены две береговые башенные 305-мм артиллерийские батареи (по две 2-орудийные башни на каждой батарее) – батарея № VII у 55-й высоты на материке на побережье Уссурийского залива близ бухты Тихая и № XIX – на Русском острове севернее мыса Вятлина.

За период 1910–1914 гг. Владивосток превратился в одну из самых сильных приморских крепостей в мире, причем с исключительно мощным сухопутным фронтом, наличие которого вообще было редкостью для приморских крепостей. Основными задачами крепости считались: демонстрация противнику русского присутствия и военной силы (сдерживание неприятеля); в случае начала войны – оборона полуострова Муравьева-Амурского до подхода подкреплений; охрана единственной базы русского военно-морского флота. После Русско-японской войны 1904–1905 гг. сохранившаяся, а затем радикально усиленная Владивостокская крепость стала одним из важных факторов предотвращения новой войны на Дальнем Востоке и потепления отношений с Японией. Форты строились так, чтобы их можно было оборонять на любой стадии строительства, что учитывалось в мобилизационных планах. Противник осознавал: до тех пор, пока во Владивостоке есть крепость, захват территории Южно-Уссурийского края невозможен.

Предотвратив во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. вторжение японской армии на территорию Южно-Уссурийского края, а значит и последующее отторжение этих земель от России, оказав существенное влияние на позицию Японии на начальном этапе Первой мировой войны 1914–1918 гг. и став крупнейшим логистическим центром империи на протяжении всей этой войны, Владивостокская крепость в полной мере выполнила свою историческую задачу и окупила вложенные в ее строительство финансовые средства. Более того, многие сооружения крепости использовались и в советское время, в том числе в годы Второй мировой войны 1939–1945 гг.

В настоящее время почти все сохранившиеся объекты Владивостокской крепости являются памятниками истории и культуры федерального значения.

Уникальность объекта в целом состоит в следующем:

1. Наличие в рамках одного комплексного памятника одновременно русских оборонительных сооружений периода Русско-японской войны 1904–1905 гг. и кануна Первой мировой войны 1914–1918 гг.

2. Наличие в приморской крепости 2-й половины XIX– начала ХХ века одновременно как системы береговых оборонительных сооружений (береговые артиллерийские батарей, артиллерийские капониры и полукапониры и др.), предназначенных для защиты крепости со стороны моря, так и мощнейшего сухопутного фронта (пехотные форты проектов 1910 г.), предназначенного для защиты крепости от удара в тыл со стороны суши.

3. В основе владивостокских сухопутных фортификационных сооружений, достраивавшихся в период Русско-японской войны 1904–1905 гг., лежит типовое решение «Полудолговременный форт Буйницкого 1898 г.» (разработан профессором Николаевской инженерной академии Н.А. Буйницким), видоизменяемое под конкретные условия местности. Этот тип форта, разработанный для второстепенных укрепленных пунктов на Передовом театре военных действий (Польша), там реализован не был и нашел материальное воплощение только во Владивостоке.

4. Возведенная накануне Первой мировой войны главная линия сухопутной обороны крепости состоит из 7 расчлененных фортов проекта 1910 г. (Форты № 1–7), каждый из которых выполнен не по типовому, а по уникальному проекту, разработанному для конкретной высоты с максимальным учетом особенностей местности. Расчлененные форты проекта 1910 г., построенные во Владивостоке, тщательно адаптированы ко всем капризам сильно пересеченной местности. Такое инженерно-техническое решение явилось событием в мировом военно-оборонительном зодчестве и существенно опережало свое время, практически не имея аналогов ни в России, ни за границей.

5. Уникальной особенностью крепости является наличие расположенных на о. Русский 4 расчлененных сухопутных фортов проекта 1910 г. (Форты № 9–12), обращенных фронтом к морю и имеющих ярко выраженные противодесантные функции. Каждый из этих фортов также выполнен не по типовому, а по уникальному проекту, разработанному для конкретной высоты с максимальным учетом особенностей местности.

6. Организация противодесантной обороны побережья посредством строительства сети орудийных капониров и полукапониров для выкатных скорострельных орудий с целью ближней противодесантной обороны, представлявших собой небольшие, тщательно замаскированные со стороны моря убежища для полевых артиллерийских орудий, которые при появлении в пределах досягаемости неприятельского десанта должны были выкатываться на специально подготовленные позиции, уничтожать его и снова прятаться в убежища. Подобная система не имеет каких-либо аналогов в мировой практике.

6. Использование при строительстве главной линии обороны крепости в 1910–1914 гг. не только грунтовых и железных дорог, но и системы канатных дорог, позволявших доставлять стройматериалы на строительные участки (вершины сопок, где возводились форты) по воздуху.

7. Наличие на фортах главной линии сухопутной обороны крепости проекта 1910 г. на п-ове Муравьева-Амурского и на Форту № 9 на Русском острове разветвленной системы контрминных галерей для обороны кофров (сооружений, предназначенных для обороны рвов) уникально для русских фортификационных сооружений того периода. Строительство таких галерей было призвано препятствовать противнику вести подкоп и подрыв защищающих ров кофров, как это делали японцы при осаде русских фортов в Порт-Артуре во время Русско-японской войны 1904–1905 гг.

8. Применение новаторских инженерно-технических решений, существенно опередивших свое время. Так, для защиты личного состава от осколков бетона, отслаивавшихся от сводов при попадании в сооружение крупнокалиберных снарядов, в оборонительных сооружениях Владивостокской крепости, строившихся накануне Первой мировой войны 1914–1918 гг., была применена система противооткольной защиты сводов. В Европе, частности во Франции, ее начали применять только после Первой мировой войны 1914–1918 гг. на основе опыта битвы под Верденом.

Наибольшую историческую, культурную и военно-патриотическую ценность Владивостокская крепость представляет именно как комплексный памятник истории русской и мировой военно-инженерной мысли конца XIX– начала XX века, аналогов которому ни на территории современной Российской Федерации, ни в зарубежных странах нет. Поэтому именно так, в комплексе, он и должен быть сохранен для потомков. Только сохранение Владивостокской крепости в целом как нескольких целостных, тщательно подуманных, взаимосвязанных между собой и достаточно хорошо видимых систем оборонительных сооружений (1-й и 2-й главных линий сухопутной обороны крепости, комплекса сооружений береговой и противодесантной обороны и др.) позволит в полной мере использовать ее для решения музейных, научных, военно-патриотических и иных задач, стоящих перед Россией на Дальнем Востоке на современном этапе.

Одним из важнейших шагов, по сохранению Владивостокской крепости, могло бы стать включение ее в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку она в полной мере соответствует как минимум четвертому критерию: «является выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества». Более того, она в значительной мере соответствует и третьему критерию – «является уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей».

Сооружения Владивостокской крепости не только тщательно вписаны в уникальный рельеф и природу полуострова Муравьева-Амурского и острова Русский, но и вобрали в себя накопленный за несколько столетий в Российской империи опыт строительства приморских и сухопутных крепостей. Владивостокская крепость, без сомнения, является ярчайшим памятником русской национальной школы фортификации, наивысший подъем которой пришелся на период между Русско-японской войной 1904–1905 гг. и Первой мировой войной 1914–1918 гг. Дальнейшее ее развитие остановили крах Российской империи в 1917 г., в результате которого многие военные инженеры были вынуждены покинуть Родину, и Первая мировая война 1914–1918 гг., существенно изменившая направление эволюции военно-инженерной мысли.

Более того, с одной стороны, в 1910–1916 гг. для обороны Владивостока все еще строили крупные сухопутные форты с массивными бетонными брустверами протяженностью в сотни метров, а с другой – береговая противодесантная оборона крепости была основана на использовании орудийных капониров и полукапониров – небольших хорошо замаскированных сооружений, рассредоточенных на местности. Таким образом, Владивостокская крепость стала своего рода соединительным звеном между фортификацией прошлого – крепостями фортового типа, и фортификацией будущего – рассредоточенных на большой площади небольших малозаметных оборонительных сооружений или огневых групп.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Яковлев В.В. История крепостей. Эволюция долговременной фортификации. – СПб., 1995. – С. 282–292.

[2] Подробнее см.: Амирханов Л.И. Морская крепость Императора Петра Великого. – СПб., 1995. – 80 с.

[3] Подробнее см.: Шварц (фон) А., Романовский Ю. Оборона Порт-Артура : Ч. 1–2. – СПб., 1908–1910.

[4] Крепость Владивосток / Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. – СПб., 2001. – 264 с.; Владивостокская Крепость / Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. – Владивосток, 2006. – 336 с.; Авилов Р.С. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. I: Назло надменному соседу. 1860–1905 гг. / Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. – Владивосток, 2013. – 383 с.; Авилов Р.С. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. II: Уроки Порт-Артура. 1906–1917 гг. / Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. – Владивосток, 2014. – 408 с.; Авилов Р.С. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Часть III: Крепость трех измерений / Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. – Владивосток, 2016. – 517 с.; Авилов Р.С. Владивостокская крепость: войска, фортификация, события, люди. Ч. IV: Инженеры Владивостокской крепости: счастливые люди / Авилов Р.С., Аюшин Н.Б., Калинин В.И. – Владивосток, 2015. – 378 с.; Калинин В.И. Русское и советское фортификационное наследие Дальнего Востока в публикациях Владивостокских исследователей // Книжная отрасль Дальнего Востока. Аналитика. Факты. Прогнозы : материалы отраслевой науч.-практ. конф. / Примор. краев. публ. б-ка им. А.М.Горького; отв. ред. Н.И.Кузьмина. – Владивосток, 2016. – С. 139–153.

[5] Авилов Р.С. Владивостокская крепость – форпост Российской империи на Дальнем Востоке (1860–1923 гг.) // Военно-исторический журнал. – 2018. – № 1. – С. 20.

[6] Avilov R.S., Kalinin V.I., Ayushyn N.B. The Japanese Naval Bombardment of Vladivostok February 22 (March 6), 1904: an Analysis // The Coast Defense Journal. Vol. 26 Issue 1. P. 4–42.


Авилов Роман Сергеевич,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток),
старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника
«Владивостокская крепость» (Владивосток)


© Авилов Р.С, 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/502.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru