Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.42.55.026

Скороход А.А.

Бытовые сюжеты в творчестве «малых голландцев»
на примере четырех картин из архива экспертизы ГОСНИИР

Аннотация. В течение 2000-х годов на исследование в экспертизу ГОСНИИР поступили 4 произведения «малых голландцев» XVII века – Бартоломеуса Моленара, Яна Минзе Моленара и Яна Якобса Моленара. Всех их объединяет единый сюжет – бытовые сценки крестьян и горожан в трактирах и кабаках. Данная статья расскажет об этих четырех произведениях. В статье использованы технико-технологические данные и искусствоведческие исследования из отдела экспертизы ГОСНИИР.

Ключевые слова: искусство, голландские художники, экспертиза.


XVII век для Голландии – век расцвета, «Золотой век» голландского искусства – портрета, натюрморта, пейзажа и «жанра». Также XVII век это век т.н. «малых голландцев» (термин скорее искусствоведческий, имеется в виду камерность сюжета, изображение бытовых сценок, небольшой формат работы).

Причиной взлета голландского искусства нужно считать обретение Голландией независимости от Испанской империи в 1581 г., когда вместе с политической свободой она получила и религиозную. Утверждение в Голландии кальвинизма – отдельного течения в протестантизме – несло с собой отказ от храмовой живописи, что подталкивало художников XVII в. к поиску сюжетов скорее светского, а не религиозно-мистического содержания.

Многолетняя война с Испанией, безусловно, нашла отражение и в искусстве. Художники видели в этом некий иносказательный момент – библейские ветхозаветные сюжеты в их творчестве переплетались с реальностью. Но постепенно художники начинают отказываться от религиозного сюжета в пользу окружающей их реальности. Они работают на человека новой эпохи, зажиточного горожанина, буржуа. В связи с этим распространяется портрет и появляется новый жанр в искусстве – бытовой. Собственно, его и можно назвать «жанром». Художники начинают изображать бытовые сценки горожан и крестьян – часто в кабаках и тавернах, пирующих и музицирующих.

В XVII веке появляются основные центры и школы, где формируются целые гильдии мастеров-художников: утрехтская, дельфтская, харлемская и амстердамская – соответственно названию городов, где они и располагались. Одним из первых голландских художников, положивших начало изображению бытовых сцен, был Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) [1]. Он обучался в Риме, испытал влияние Караваджо, писал картины в италонизирующем стиле. В его творчестве нашли свое отражение и образы уличных музыкантов: например, «Веселый скрипач с бокалом вина» (1623. Холст, масло. 107,2 x 88,3. Рейксмузеум, Амстердам) и «Виолончелист» (1631. Холст, масло. 84 x 67,5. Львовская картинная галерея).

Что касается харлемской школы, то этот славный город дал много известных мастеров маньеризма, в числе которых необходимо назвать в первую очередь трех художников – Хендрика Гольциуса (1558–1617) [2], Корнелиса ван Харлема (1562–1638) и Карела ван Мандера (1548–1606); последний оставил бесценный труд о своих современниках – «Книгу о художниках» [3].

Также необходимо сказать и о мастере голландского Золотого века Франсе Халсе (Хальсе) (1582/83–1666). Этот художник родился в Антверпене, работал в Харлеме и был известен как выдающийся портретист. Можно сказать, что именно Халс прославил голландский портрет. Его образы созданы виртуозно, мастер великолепно передает эмоции портретируемых. Образ народа по-настоящему передает изображение цыганки на картине «Цыганка», такж известная как «Улыбающаяся женщина» (1628–1630. Дерево, масло. 58 x 52. Лувр, Париж). Именно благодаря Франсу Халсу в Харлеме складывается целая школа, основной тематикой которой стало изображение пирушек крестьян и горожан в кабаках и тавернах.

Правда, стоит отметить что в своем позднем творчестве Халс отходит от изображения крестьянских пиршеств в пользу портретов буржуа. Известный советский историк искусства Б.Р. Виппер пишет: «Гальс отказывается от свойственного ему раньше жанрового подхода к портрету и значительно суживает свой тематический кругозор: из его портретов исчезают народные типы, образы детей, шумные пирушки стрелков, музыка и вино; отныне мастер ограничивается исключительно ролью портретиста голландской буржуазии» [4].

Также одним из основоположников крестьянской тематики и вообще бытового жанра был харлемский мастер Адриан ван Остаде (1610–1685). В его работах чувствуется некоторый карикатурный оттенок – нарочито грубые образы, сгорбленные, с крупными носами и подбородками. Типичный образец – «Крестьяне в интерьере». (1661. Холст. Масло. 37 x 47. Рейксмузеум, Амстердам). Но со временем художник отходит от подобной стилистики, как отмечает тот же Виппер: «Именно в 40-х гг. эта проблема среды, особой теплой атмосферы, обволакивающей людей и предметы, проблема интерьера, как своеобразного живого организма, более привлекают Остаде» [5]. Композиции фигур теперь размещены в уютных интерьерах: «В деревенском кабачке» (1660. Дерево, масло. Картинная галерея Дрездена, Германия) [6].

Итак, мы подошли к героям нашего исследования. Речь пойдет о трех Моленарах, двое из которых были братьями. Имеются в виду Ян Минзе Моленар (1609/10–1668) и Бартоломеус Моленар (ок. 1615–1650). Оба проживали в Харлеме и оба находились под влиянием Адриана ван Остаде. Ян Минзе Моленар прославился своими жанровыми картинами на тему крестьянских пирушек, сценками с музыкантами и галантными сюжетами. Как пример можно привести работу «Вкус» (1635. Дерево, масло. 20 x 25. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) [7]. Также ряд произведений он исполнил совместно с художницей Юдит Лейстер, с которой в 1636 г. вступил в брак. Работал в Харлеме, Амстердаме (1637–1648) и в Хемстеде.

Его брат, Бартоломеус Моленар работал в Харлеме, где с 1640 г. состоял в гильдии живописцев. Он также испытал влияние Адриана ван Остаде. Его произведения находятся в крупнейших музеях мира, включая Государственном Эрмитаже, фигурируют на европейских художественных аукционах.

Также в исследовании приняла участие работа Яна Якобса Моленара. Родство с братьями проследить, к сожалению, не удалось. Но по времени и по сюжетной составляющей он находит сходство с Моленарами. О нем известно не так много: родился в Харлеме, писал жанровые сценки в интерьере таверн и застолий. В Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге имеется его картина «Едоки устриц». В ГМИИ им. А.С. Пушкина находится приписываемая ему «Жанровая сцена» (Дерево, масло; 29 х 27).

Необходимо сделать уточнение относительно технологических особенностей голландской живописи. Т.В. Максимова, углубленно занимавшаяся этой проблемой, в своей работе «Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии» так описывает этот феномен: «Живопись голландских мастеров XVII века с точки зрения технологических особенностей обладает исключительной спецификой… особое значение в анализе голландской живописи, уже в силу специфического соотношения технологии и эстетики, мы придаем изучению оптической структуры картин, являющейся основой живописного метода голландцев. Элементы этой структуры в совокупности с техникой нанесения красочного материала обуславливает характер формы, цвета и фактуры, создают игру рефлексов и движение света, глубину и прозрачность теней, и собственно являются основополагающими в так называемом “феномене голландской живописи”. Важно, что у голландцев на первый план живописного поиска выдвигается проблема свето-тени, которая прежде всего связана с идеей пространства и свето-воздушной среды. Особый эффект “воздушной среды”, или “атмосферный эффект”, – главное средство создания единства в голландской картине» [8].

Теперь о собственно предметах исследования – работах Моленаров, прошедших экспертизу российских реставраторов.

1. Моленар, Бартоломеус (Molenaer, Bartholomeus),(ок. 1615–1650). Крестьянская пирушка. Вторая треть XVII в. Дерево (дуб), масло. 20 x 29. Голландия.

Б.МоленарСюжет работы, ее изобразительный язык близки голландскому жанру. Сцена крестьянской пирушки в кабачке, пластический язык в изображении персонажей, трактовка предметной среды перекликаются с характерными чертами художественной традиции того времени, наиболее выраженной в харлемской школе, где эти сюжеты были особо распространены под влиянием мастерской Франса Халса и творчества фламандского живописца Адриана Брауэра. Работа реставрировалась. Следы реставрационных вмешательств – тонировки, ретуши – разновременные. Доска была опилена с трех сторон, на обороте сохранился скос по правому краю основы. Технико-технологическая структура произведения – использованная основа и особенности ее обработки, сероватый неравномерно положенный грунт, дисперсность красочных паст авторских участков живописи и последовательность письма – согласуются с художественной практикой голландских живописцев XVII в.

По предварительной версии в качестве автора исследуемого произведения предполагается художник Бартоломеус Моленар. Мотив и решение композиции сопоставимы с темами творчества Б. Моленара (например, «Крестьянская семья за обедом»; дерево, масло; 45 х 38,5; проходила на аукционе Glerum, Амстердам; 13.11.2005). Камерный характер изображения и определенная гротесковость образов, запечатленных в разных ракурсах, оригинальные приемы построения композиции, сдержанный контрастный колорит, напоминают крестьянские сценки Адриана ван Остаде, оказавшего сильное воздействие на художественный почерк Моленара. Исследуемое произведение отличается своеобразием изобразительных приемов и, несмотря на отсутствие подписи, может рассматриваться в рамках творчества Бартоломеуса Моленара. Живописная фактура изображение несколько нивелирована реставрационными вмешательствами.

Комплексная экспертиза данного произведения была проведена сотрудниками отдела экспертизы ГОСНИИР М.М. Красилиным, К.А. Николаевым, Ю.А. Халтуриным.

2. Моленар, Бартоломеус (?) (Molenar, Bartholomeus), (ок. 1615–1650). Сцена в кабачке. Вторая четверть XVII в. Дерево (две одинаковые по размеру горизонтально протяженные доски, скрепленные паркетажем), масло. 59 х 84. Голландия.

Б.МоленарСпецифика изображения сцены крестьянской пирушки в кабачке, пластическая трактовка интерьера и персонажей, предметной среды перекликаются с характерными чертами голландского жанра этого времени, наиболее выраженными в харлемской школе, где эти сюжеты были особо распространены под влиянием мастерской Франса Хальса и творчества фламандского живописца Адриана Брауэра. В частности, мотив и решение композиции сопоставимы с произведениями харлемского живописца Бартоломеуса Моленара, испытавшего влияние Адриана ван Остаде. Определенная гротесковость образов простолюдинов, запечатленных в разных ракурсах, оригинальные приемы построения композиции, сдержанный контрастный колорит, специфические пропорции в пространственном решении интерьера достаточно близки художественной практике Бартоломеуса Моленара. Исследуемое произведение отличается своеобразием изобразительных приемов и, несмотря на отсутствие подписи, может рассматриваться в рамках творчества Бартоломеуса Моленара. Живописная фактура изображение несколько нивелирована потертостями и реставрационными вмешательствами. Произведение выполнено на профессиональном уровне и имеет музейное значение.

Комплексная экспертиза данного произведения была проведена сотрудниками отдела экспертизы ГОСНИИР М.М. Красилиным, Ю.А. Халтуриным, С.А. Кочкиным и сотрудником отдела физико-химических исследований ГОСНИИР М.М. Наумовой.

3. Моленар, Ян Якобс (Molenaer, Jan Jacobsz), (1654 – ок. 1690). Сценка в таверне. Вторая половина XVII в. Дерево, масло. 27,4 х 26,4. Голландия.

Я.Я.МоленарСюжет работы, его образная трактовка и приемы изобразительного языка согласуются с традицией художников харлемской школы XVII в., испытавших влияние мастерской Франса Хальса. В частности, характерны мотив сценки в таверне, камерный характер изображения, сдержанный контрастный колорит и некоторая гротесковость образов. Особенности сюжетной темы – изображение монаха в таверне, - специфичное решение композиции небольшого размера, часто тяготеющей к формату близкому квадратному, и особая образная трактовка персонажей могут быть соотнесены с творчеством харлемского живописца второй половины XVII в. Яна Якобса Моленара. Имеющаяся на работе подпись, указывающая на его авторство, лежит на участке множественных реставрационных поновлений. Возможно, она была восполнена на этапе старой реставрации (к этому периоду относится красочный слой живописной «вставки» в изображении неба в окне, выполненный берлинской лазурью. Таким образом, подпись может рассматриваться как косвенное указание на авторство.

В качестве аналогии исследуемой композиции можно привести картину Яна Моленара «Гулянка монахов в таверне» (дерево, масло; 34 х 42. Аукцион Christie's. 05.09.2001. Лот 55). Характерно изображение монаха в колпаке и служанки на переднем плане, приемы разработки персонажей в разных ракурсах, пластика фигур. Также оригинальным является прием моделировки световых акцентов – схема наложения точечных белильных бликов, динамично подчеркивающих объем форм лаконичными точными касаниями кисти. Такой прием отмечен как характерный для живописи Яна Моленара – см. каталог ГМИИ им. А.С. Пушкина, аннотация к «Жанровой сцене», автор Ян Моленар (?). В качестве технологических особенностей рассматриваемой сценки нужно отметить использование грунта светло-коричневого оттенка, поверх которого был положен неравномерный тонкий слой дисперсной сажи.

Фактура живописи на некоторых участках изображения была несколько нивелирована потертостями, а также при разновременной реставрации (в том числе, следы позднего лакового покрытия).

Комплексная экспертиза данного произведения была проведена сотрудниками отдела экспертизы ГОСНИИР М.М. Красилиным, Ю.А. Халтуриным, С.А. Кочкиным, К.А. Николаевым и сотрудником отдела физико-химических исследований ГОСНИИР М.М. Наумовой.

Материалы исследования данной работы были использованы в качестве примера в научно-методическом пособии по экспертизе, в разделе «Красочный слой» [9]. В данном разделе подробно рассказывается про изучение красочного слоя, работу под микроскопом. Особенно интересны примеры того, как работа с микроскопом позволяет выявить разновременные слои переработок и поновлений, незначительно разделенные во времени по отношению к первоначальным слоям авторской живописи.

4. Моленар, Ян Минзе (Минсен) (Molenaer, Jan Miensz. (Miensen)/, (ок. 1610, Харлем (?) – 1668, Харлем). Музыканты. Вторая треть XVII в. Дерево (дуб), масло. 36,2 х 32,2. Голландия.

Я.М.МоленарСпецифика изображения сценки с музицирующими персонажами в интерьере, их образность и пластическая трактовка предметной среды находят сходство с творчеством известного голландского живописца Яна Минзе Моленара, мастера харлемской школы. Имеющаяся на изображении подпись в своей графике начертания может быть соотнесена с автографами художника на его эталонных работах. Однако не исключено, что подпись была восполнена в период старой реставрации картины. Сюжетную трактовку жанрового мотива с музицирующей парой и персонажами на дальнем плане, их типажи и особенности композиционного решения можно сравнить, например, с картиной Моленара «Крестьянский концерт» (дерево, масло; 36 х 32,5) из собрания Национального музея в Познани (Польша). В частности, нужно отметить практически повторяющееся изображение фигуры скрипача, показанного в близком ракурсе и с похожими портретными характеристиками. Дама, играющая на лютне, в исследуемой картине также наделена явными индивидуальными портретными чертами. Эта пара на переднем плане выделена световыми и колористическими акцентами, а фигуры на заднем плане моделированы более сдержано, с подчеркнутой передачей поз и жестов (мужчина с поднятым бокалом вина справа за столом). Нужно отметить свойственные оригинальной манере Моленара приемы мягкой светотеневой моделировки, построенной на сдержанных тональных отношениях и тонких колористических переходах, отмечающих основные элементы предметной среды и изображения главных персонажей. Красочная разработка изображения выполнена в послойной манере письма сглаженным мазком, с использованием просвечивающей тональной подготовки. Чередованием письма лессировками и мелкими корпусными мазками выявляются фактурные особенности различных предметов, а также подчеркиваются пространственных характеристики разных планов. Картина реставрировалась.

Комплексная экспертиза данного произведения была проведена сотрудниками отдела экспертизы ГОСНИИР К.А. Николаевым и А.А. Скороходом.

Итак, мы рассмотрели четыре произведения «малых голландцев». Также были проведены химические исследования, в частности, в работе над картиной Яна Якобса Моленара «Сценка в таверне». Результаты показали следующие выводы: грунт – коричневый мел, имприматура – дисперсная сажа. Пигменты: синий – натуральный и искусственный азурит, берлинская лазурь – на участке неавторского более позднего красочного слоя (в изображении неба в окне слева).

Таким образом, был сделан вывод, что набор идентифицированных оригинальных материалов грунта и красочных пигментов использовался в западноевропейской станковой живописи XVII в. [10]


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Киселев А. Шедевры мировой живописи. Голландская живопись XVIIвека / А. Киселев – М.: Белый город, 2008. – С. 17.

[2] Валебная Н.В. «Мастерские гравюры» Хендрика Гольциуса: maniera, imitatio, disegno // Исторические исследования: Журнал Исторического факультета МГУ : [сайт]. – 2019, № 13. – URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/238/561.

[3] Мандер, Карел ван. Книга о художниках / Карел ван Мандер. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 441 с.

[4] Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета / Б.Р. Виппер. – М.: Искусство, 1962. – С. 161.

[5] Там же. С. 107.

[6] Киселев А. Указ. соч. С. 62.

[7] Вережникова Т. Малые голландцы. Портрет, пейзаж, жанровая живопись, натюрморт / Т. Вережникова – СПб.: Аврора, 2004. – С. 180.

[8] Максимова Т.В. Голландские живописцы XVII века и их немецкие имитаторы в XVIII столетии (вопросы стиля и технологии) / Т.В. Максимова – М.: Ин-т Наследия, 2002. – С. 35.

[9] См.: Комплексные исследования (экспертиза) произведений живописи : Научно-метод. пособие / Гос. научно-иссл. ин-т реставрации; отв. ред. С.А. Кочкин. – Череповец, 2021. – 47 с.

[10] Максимова Т.В. Указ. соч. С. 202.


Скороход Александр Александрович,
младший научный сотрудник отдела экспертизы,
Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва)
Email: skorohodios@yandex.ru

© Скороход А.А., 2022.
© Скороход А.А., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 25.08.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/3(30)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/533.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru