Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.97.64.027

Кузнецов Н.А.

Исследование объектов культурного наследия
на острове Беннетта в ходе экспедиции
«По следам странников Полуночной Земли» в 2022 г.

Аннотация. В статье рассказывается о результатах исследования объектов культурного наследия, связанных с историей Русской полярной экспедиции (1900–1902 гг.), спасательной экспедиции по поиску барона Э.В. Толля и его спутников (1903 г.) и Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915 гг.), расположенных на острове Беннетта в Восточно-Сибирском море. В 2022 г. во время арктической историко-мемориальной экспедиции «По следам странников Полуночной Земли», проведенной на яхте «Апостол Андрей», были выполнены полевые исследования и мониторинг ряда памятников истории изучения Российской Арктики. Результаты работ позволят уточнить ранее известные данные.

Ключевые слова: А.В.Колчак, историко-географический эксперимент, Морская арктическая комплексная экспедиция, Н.А.Бегичев, объекты культурного наследия, остров Беннетта, памятные кресты, Российская Арктика, Русская полярная экспедиция, Э.В.Толль.


С 16 по 26 августа 2022 г. на яхте «Апостол Андрей» под командованием капитана Николая Андреевича Литау проходила арктическая историко-мемориальная экспедиция «По следам странников Полуночной Земли».

яхта

В 1996 – 2006 гг. Н.А. Литау совершил три кругосветных плавания на «Апостоле Андрее», во время которых было установлено несколько мировых рекордов (в том числе впервые в истории мореплавания под парусом осуществлен сквозной переход по Северному Морскому пути). С 2010 г. «Апостол Андрей» совершает историко-географические плавания в водах Российской Арктики, во время которых на борту яхты периодически работают представители различных отраслей науки.

Экспедиция 2022 г. приурочена к важным юбилейным датам в истории Российской Арктики: 150-летию выдающегося полярного мореплавателя Федора Андреевича Матисена (1872–1921) и 120-летию завершения Русской полярной экспедиции (РПЭ) под руководством барона Э.В. Толля. Основной задачей экспедиции было исследование объектов культурного наследия, связанных с историей арктических экспедиций.

В плавании приняли участие 7 человек – капитан яхты Н.А. Литау, старший помощник П.С. Дубровин, 2-й помощник Р.В. Светличнов, кок Д.А. Ульянов; научный руководитель экспедиции, сотрудник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, кандидат исторических наук Н.А. Кузнецов, члены экспедиции А.В. Балакин, Р.В. Чудинов (неоднократный участник экспедиционных проектов МАКЭ). Экспедиция проходила при финансовой и организационной поддержке А.В. Балакина и Р.В. Светличнова.

командаПосле выхода из Тикси за 11 суток было пройдено более 1000 морских миль (около 2000 км) по морю Лаптевых и Восточно-Сибирскому. Участники экспедиции посетили места, связанные с историей РПЭ и спасательной экспедиции 1903 г., в частности, место второй зимовки «Зари» – лагуну Нерпалах на острове Котельный. Недалеко от нее похоронен врач экспедиции Г.Э. Вальтер, скончавшийся в 1902 г. Его могила сохранилась до наших дней. Никаких других следов пребывания здесь РПЭ здесь не осталось. Находящиеся на западной косе лагуны постройки, а также предметы быта относятся к деятельности одной из промысловых баз совхоза «Таймылырский», периода 1960-х – 1990-х гг. В качестве курьеза можно отметить то, что их принял за объекты, связанные с историей РПЭ, Л. Круглов, руководитель медиагруппы экспедиции Северного флота и Русского географического общества, побывавшей здесь в 2020 г. [1]

постройкиПокинув район лагуны Нерпалах, яхта взяла курс на север. После захода на аэрологическую станцию Котельный, обогнув одноименный остров с северной стороны, «Апостол Андрей» направился к острову Беннетта – главной цели экспедиции. Отметим, что мы придерживаемся современного варианта написания названия острова – Беннетта (именно так оно приведено в лоции). В некоторых цитатах, приведенных в работе, используются другие варианты написания.

Остров Беннетта, самый западный из островов Де-Лонга – северо-восточной группы Новосибирских островов. Он находится в 75 милях к Nот острова Новая Сибирь. Размеры острова 30х15 км (он является самым большим в группе). В западной части острова расположена его высшая точка – гора Де-Лонга (высота 448 м). Центральная часть острова покрыта ледниковым щитом, от которого спускаются ледники, большинство из которых не доходит до берега. Части острова, свободные от ледников и фирновых полей, заняты в основном хаотическими нагромождениями коричневато-бурых базальтовых глыб. В небольших долинах ручьев, текущих от ледников к морю, имеются участки, покрытые мхом и лишайниками. Берега изрезаны незначительно, но здесь есть несколько высоких, хорошо приметных обрывистых мысов: Эммы (юго-западная оконечность), Софии (южная оконечность полуострова Чернышева, в восточной части южного берега острова), Преображения (расположен к северу от полуострова Чернышева), Эммелины (северо-восточная оконечность); Надежды (северо-западная оконечность) [2].

карта островаОстров Беннетта был открыт экспедицией американского полярного исследователя Д.У. Де-Лонга (он же назвал его в честь владельца газеты «Нью-Йорк геральд» Д.Г. Беннетта, субсидировавшего экспедицию), который на яхте «Жаннета» предполагал достичь Северного полюса, а также провести поиски шведской экспедиции Н.А. Норденшельда, вышедшего из Швеции на судне «Вега» в 1878 г. с целью пройти Северным Морским путем. Получив сведения о том, что «Вега», ранее вмерзшая в лед в районе Колючинской губы, освободилась и пошла к Берингову проливу, Де-Лонг решил идти к Северному полюсу, но в сентябре 1879 г. к NO от острова Геральд «Жаннета» была зажата льдами. Ее дрейф продолжался до июня 1881 г., а затем льды раздавили судно и оно затонуло. Во время дрейфа экспедиция открыла острова Жаннетта и Генриетты, а после гибели яхты, во время дрейфа на льдине, остров Беннетта. В дальнейшем на трех шлюпках члены экипажа отправились на юг. Бóльшая часть из них погибла (в живых осталось 13 человек). Шлюпка Де-Лонга достигла устья Лены, все находившиеся в ней умерли от голода; экипаж второй шлюпки, которой командовал Дж. Мелвилл, был спасен якутами [3].

Де-Лонг и его спутники шли к острову более двух недель, а на самом острове пробыли восемь дней – с 28 июля по 5 августа 1881 г. Пребыванию на острове посвящена одна из глав книги Де-Лонга, подготовленная вдовой исследователя Э. Де-Лонг на основе сохранившихся дневников и других материалов. Она вышла в свет в 1884 г., а русский (сокращенный) перевод – в 1936 г. [4]

Несмотря на то что первооткрыватели острова подняли на нем американский флаг и объявили его частью владений США, фактически на право владения островом какие-либо государства, кроме России, никогда не претендовали. Юридически принадлежность острова Российской Империи впервые была закреплена в ноте Министерства иностранных дел от 20 сентября (3 октября) 1914 г., разосланной по дипломатическим каналам правительствам союзных и дружественных стран. 15 апреля 1926 г. вышло постановление ЦИК СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», окончательно закреплявшее право СССР на арктические земли [5]. В силу этого любые современные утверждения о «спорной территориальной принадлежности» острова Беннетта являются не более чем спекуляцией.

Наибольшую известность остров приобрел в связи с РПЭ. Именно с него барон Э.В. Толль надеялся увидеть Землю Санникова. В задачи РПЭ, проходившей с июня 1900 по октябрь 1902 гг. входило исследование побережья и островов Северного Ледовитого океана по маршруту движения экспедиционного судна – яхты «Заря», проведение широкого комплекса естественнонаучных работ и поиск легендарной «Земли Санникова». Сведения о ее возможном существовании севернее Новосибирских островов барон Э.В. Толль впервые получил в 1886 г. и с тех пор он стал буквально одержим идеей совершить новое географическое открытие. РПЭ принесла значительные результаты: были исследованы полуостров Таймыр, Новосибирские острова, открыт ряд географических пунктов, проведены научные исследования в разных областях. В начале июня 1902 г. барон Э.В. Толль с тремя спутниками (астрономом Ф.Г. Зеебергом и охотниками Н. Протодьяконовым и В. Гороховым) отправился на остров Беннетта. Он надеялся увидеть оттуда «Землю Санникова», а также планировал провести геологическое исследование острова. Из-за малого запаса угля и сложной ледовой обстановки снять барона Толля и его спутников «Заря» не смогла, и яхта пришла в бухту Тикси без них.

Императорская Академия Наук решила организовать спасательную экспедицию. После обсуждения различных вариантов было принято решение о проведении санно-шлюпочного похода на остров Беннетта. Его возглавил один из офицеров «Зари» – лейтенант А.В. Колчак (выступивший автором этого проекта). Поисковая экспедиция, проходила с января по декабрь 1903 г. В ее составе было 17 человек на 12 нартах, запряженных 160 собаками (в поход с острова Котельный на остров Беннетта пошли 7 человек). Участники экспедиции везли с собой вельбот, снятый с «Зари». Путь до острова Беннетта занял три месяца. Прибыв туда 4 августа, члены экспедиции обнаружили следы пребывания партии Толля. Из оставленной записки следовало, что Толль и его спутники еще 26 октября 1902 г. ушли на юг, имея запасов провизии лишь на две-три недели. Это означало, что они пропали без вести. Забрав часть оставленных геологических коллекций, участники экспедиции 7 августа отправились в обратный путь и 30 ноября благополучно прибыли в село Казачье (конечный пункт экспедиции) [6].

Помимо РПЭ и спасательной экспедиции по поиску барона Э.В. Толля и его спутников, под руководством лейтенанта А.В. Колчака (1903 г.) в течение следующих 75 лет, прошедших после открытия острова Беннетта, его посетили три экспедиции: Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» (1913 г.); высокоширотная экспедиция на ледокольном пароходе «Садко» (1937 г.); комплексная физико-географическая экспедиция Арктического института и Московского университета (1956 г.). Все эти экспедиции хорошо освещены как в отчетных материалах, так и в воспоминаниях участников и в научной и научно-популярной литературе. Отметим, что в задачи всех перечисленных выше экспедиций входил поиск следов пребывания на острове участников РПЭ.

Из экспедиций, посетивших остров Беннетта в XXIвеке, отметим две. Летом – осенью 2003 г. была проведена историко–мемориальная экспедиция «Беннетта – 2003». Автором идеи ее организации и научным руководителем выступил А.А. Першин (1951–2011), научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, океанолог, путешественник, писатель и историк. Руководил экспедицией известный путешественник О.В. Волынкин. На парусном тримаране «Русь» (капитан А.А. Леванов) шесть участников экспедиции (еще трое входили в береговой штаб) дошли из бухты Тикси до острова Беннетта, где недалеко от мыса Преображения был установлен памятный крест в честь участников РПЭ и спасательной экспедиции 1903 г. Оттуда «Русь» перешла к полярной станции Санниково, расположенной на острове Котельном, где тримаран принял на борт атомный ледокол «Вайгач», следовавший в Мурманск. Всего за 20 дней в сложных условиях на тримаране было пройдено 1147 миль. Именно экспедиция «Беннетта – 2003» стала первым в мире плаванием на остров Беннетта на надувном судне [7].

В 2010 г., во время работ МАКЭ на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» на острове были проведены полевые исследования (фото и видеофиксация объектов культурного наследия, сбор подъемного материала). 1 октября 2010 г. на побережье губы Павла Кеппена, на месте последнего зимовья начальника РПЭ барона Э.В. Толля и его спутников, в рамках реализации программы МАКЭ «Память Российской Арктики» (разработанной начальником и научным руководителем экспедиции П.В. Боярским) был установлен памятный знак. Тогда же участники экспедиции провели поисковые работы на месте, где стояла поварня барона Толля и его спутников. В ходе них удалось найти остатки этого сооружения и впервые точно определить его местоположение [8]. Экспедиция 2022 г. «По следам странников Полуночной Земли» стала во многом продолжением исследований, проведенных МАКЭ в 2010 г.

21–22 августа 2022 г. участники экспедиции «По следам странников Полуночной Земли» проводили работы на острове Беннетта. Яхта «Апостол Андрей» обошла вокруг острова (протяженность маршрута составила 37,5 миль). В нескольких местах были организованы высадки на берег, в ходе которых проводилось комплексное исследование сохранившихся на острове объектов культурного наследия. По просьбе руководства Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН были проведены визуальная оценка поголовья моржей на лежбище, расположенном северо-восточнее мыса Эмма, и мониторинг двух птичьих базаров, а также осуществлен забор биологического материала.

Плавание яхты вдоль берегов острова, во многом носило характер историко-географического эксперимента. В нашей стране это направление исследований много лет разрабатывает профессор П.В. Боярский. Один из видов историко-географического эксперимента заключается в проведении плаваний по маршруту мореплавателей прошлых веков на современных судах, отличающихся от тех, на которых ходили полярные первопроходцы, но приближенных к ним по размеру и типу движителя – парусу. Рассказывая о применении судовых мотоботов в исследованиях МАКЭ в 1980-х гг. на Новой Земле и Вайгаче, Боярский отметил значительную «приближенность условий плавания поморов и современных исследователей на маломерных судах» [9]. Он подчеркнул ряд важных моментов: «Одинаковы были: условия визуального наблюдения; совпадала осадка судов; невозможность вытаскивания тяжелых судов на берег во время шторма и подхода ледовых полей к побережью арктических островов; возможность только визуальной ориентации по конфигурации и приметным объектам побережья при ограниченной видимости во время сильных туманов или захода солнца; необходимость поиска удобных для стоянки маломерных судов мест; судовождение в прибрежной зоне, где особую опасность представляют мели, подводные камни и т.д. Отличия, конечно, тоже были существенны: наличие точных карт, радиосвязь, и главное – возможность маневрирования (благодаря использованию дизельных двигателей) в любых погодных условиях. Но та же сильная зависимость от всего комплекса природных условий, повышенная опасность плавания во льдах и прибрежной зоне, схожесть в приемах судовождения – все это способствовало основной цели эксперимента: обнаружению возможных мест стоянок и зимовок и остатков поморской системы навигационных приметных знаков. Более того, оценка значения последних при их нахождении» [10].

Практически все вышесказанное можно отнести и к экспедиции 2022 г. Несмотря на то, что яхта «Апостол Андрей» меньше экспедиционного судна РПЭ: яхта «Заря» больше и вельбота той спасательной экспедиции и, тем более, байдарки, на которой на остров Беннетта пришел Толль со своими спутниками [11], – именно с борта яхты, а также надувной шлюпки удалось увидеть остров глазами первооткрывателей. Это позволило обнаружить один из объектов культурного наследия – гурий, предположительно сооруженный в 1903 г., о котором будет рассказано ниже.

Остановимся подробнее на описании двух объектов культурного наследия, связанных с историей РПЭ, изученных в ходе экспедиции.

Гурий, предположительно сооруженный участниками спасательной экспедиции 1903 г.

Местоположение. Южное побережье острова Беннетта. Примерно в 4 милях к E от мыса Эммы. Географические координаты: N 76° 38.676´ E 148° 46.141´.

Описание памятника. Гурий высотой около 1,2 м и диаметром у основания около 2 м сложен из крупных глыб базальта.

гурийИсторические сведения. О том, что гурий был сложен участниками спасательной экспедиции 1903 г., упоминает в своих воспоминаниях боцман «Зари» Н.А. Бегичев. Полностью их рукопись не опубликована [12], но ее большие фрагменты цитировал в своих книгах биограф Бегичева – Н.Я. Болотников [13], на книги которого ссылаются практически все пишущие о спасательной экспедиции 1903 г. Единственным опубликованным источником, принадлежащим перу непосредственного участника событий, является работа А.В. Колчака, изначально вышедшая в «Известиях Императорского Русского географического общества», а затем отдельным оттиском [14].

Бегичев так описывает переход на остров Беннетта и первое время пребывания экспедиции на нем: «Хорошо пообедали, спустили вельбот в воду, оставили свою льдину и пошли дальше парусами и подсобляя веслами. Шли очень быстро, все время туман, впереди ничего не видно. Прошли 16 часов, увидели в тумане черную линию, от курса на правую скулу шлюпки. Железняков [15] сказал, что это земля. Все стали смотреть туда, но в тумане ничего не разберешь, отделяется чего от тумана, туман серый, а это черная полоса. Направили вельбот прямо на черную полосу. Постепенно туман стал расходиться, показалось солнце, увидели высокий берег земли и в центре ледниковую гору и отвесный ледниковый обрыв, который от солнца светит как прожектор. Все очень обрадовались, ветер стал тише, стали грести веслами сильно. Когда увидели землю, мы даже шли шесть часов, вокруг земли стоял на мели редкий торосистый лед. Стали выбирать для стоянки место. Берег был каменистый и высокий, отвесные скалы. Кое-как нашли место, где было можно пристать к берегу, вышли на берег, тут же увидели рубленый плавник и из камня знак. У знака лежала медвежья шкура, из которой шерсть лезет, все надеялись, что барон здесь. Поставили палатку, вельбот вытащили далеко на берег, пообедали, все легли спать» [16].

Приведем описание этих же событий, сделанное Колчаком: «Двое суток шли мы почти беспрерывно, то греблей, то под парусами, встречая в открытом море редкие мощные льдины, дававшие нам временное пристанище для отдыха и еды. Однако подобных льдин было так мало, что часто нам приходилось устраиваться крайне неудобно на небольших сравнительно обломках. В последнюю ночь перед приходом на Беннетт одна такая льдина треснула под нами, и мы едва не потеряли своего вельбота. Наконец, на вторые сутки на прояснившемся туманном горизонте вырисовались черные, отвесно спускающиеся в море скалы острова Беннетта, испещренные полосами и пятнами снеговых залежей; постепенно подымающийся туман открыл нам весь южный берег острова с двумя, как казалось, ледниками, спускающимися с сплошных фирновых полей, покрывающих верхние части земли, в море. Под берегом плавала масса мощных льдин, возвышавшихся над водой до 20-ти – 25-ти фут; множество кайр и чистиков со стайками плавунчиков лежали кругом, с необыкновенным равнодушием к вельботу, подплывая к нему на несколько шагов; кое-где на льдинах чернели лежащие тюлени. Ветер стих, мы убрали паруса и на веслах стали пробираться между льдинами. Без особых затруднений мы подошли под самые отвесно поднимающиеся на несколько сот фут скалы, у основания которых на глубине 8 – 9-ти сажен через необыкновенно прозрачную воду виднелось дно, усеянное крупными обломками и валунами. Неподалеку мы нашли в устье долины со склонами, покрытыми осыпями, узкое песчаное побережье, где высадились, разгрузили и вытащили на берег вельбот» [17].

О каменном знаке, около которого лежала медвежья шкура, упоминает только Бегичев. При этом записки, оставленные Толлем, были обнаружены не около этого знака, а в другом месте, находящемся неподалеку. Об этом подробно написал Бегичев: «Я пошел по леднику, взял с собой барометр, измерил высоту отвесной скалы. Высота была берега 300 метров. Вернулся обратно. Лег тоже спать. Утром встали, день был жаркий, ясный. Напились шоколаду. Мы трое – Колчак, я и Инков пошли искать избу барона Толля на мыс Эмма. Поднявшись по скату ледника наверх и взяли направление на запад, прошли верст пять, стали спускаться по камням вниз, кое-как спустились. Я вышел на низкий берег моря и увидел воткнутое весло байдарки, побежал к нему, взял его. Лежала из-под шампанского бутылка. В бутылке было письмо. Я крикнул Колчаку, он подошел, разбил бутылку, прочитал письмо» [18].

Колчак описывает эти же события куда более лаконично: «Близ мыса Эмма мы нашли, как было условлено, керн, около которого лежала бутылка с документами и планом острова…» [19].

После того, как поисковые работы были завершены и стало ясно, что барон Толль и его спутники покинули остров и пропали без вести, участники экспедиции вернулись к месту лагеря и стали готовиться к отплытию. В автобиографии Бегичев пишет об этом: «Утром стали, спустили вельбот на воду, сделали из камня знак и на доске вырезали надпись. Оставили один пуд керосину и пошли обратно» [20].

В работе Колчака об этих же событиях говорится следующее: «Выяснив, что партия барона Толля ушла с Беннетта за 9 месяцев до моего прихода, я решил оставить остров и идти на юг при первом попутном ветре, более же детальным обследованием острова заняться только в случае неблагоприятной погоды; 7-го августа, взяв с собой небольшую часть геологических коллекций барона Толля, брошенных им при уходе, при легком северном ветре, отодвинувшем от берега лед, мы отвалили от острова Беннетта и пошли на юг» [21]. О сооружении знака Колчак не упоминает.

Ю.В. Чайковский выдвинул интересную версию относительно упомянутого Бегичевым пуда керосина. По его мнению, речь шла о банке из-под керосина, в которую могла быть вложена записка с информацией о посещении острова спасательной экспедицией. Упоминание о «пуде керосина», по версии исследователя, – результат опечатки при создании машинописной копии (перед словом «керосину» должно было стоять «банку из-под», при этом тот, кто перепечатывал документ прочел «под», как «пуд», а слово «один» добавил «по смыслу») [22]. Проверить это возможно только, ознакомившись с подлинником рукописи, хранящейся в СПФ АРАН. На наш взгляд, участники экспедиции вполне могли оставить именно пуд керосину для того, чтобы иметь возможность вывезти часть геологических коллекций барона Толля, оставленных на острове. Ознакомление со списком предметов снабжения спасательной экспедиции (в случае, если он сохранился в СПФ АРАН) может подтвердить или опровергнуть данное предположение.

В 1956 г. гурий обследовали участники комплексной физико-географической экспедиции. Биолог С.М. Успенский в своей статье и книге изложил результаты работ: «На следующий день [26 июня] … мы обнаружили гурий, сложенный из крупных глыб базальта. Когда-то он имел вид усеченного конуса высотой около 2 м и диаметром в средней части около 1,5 м. Но за прошедшие годы гурий основательно разрушили медведи. Верхушка его была снесена, под одним из камней виднелись обломки расщепленной доски. На этой доске удалось разобрать вырезанную ножом надпись – даты прихода на остров и ухода с него партии Толля и спасательной партии.

Заинтересовавшись гурием и частично разобрав его, сбоку у основания гурия под камнями мы нашли вмерзшую в лед прямоугольную жестяную банку размером примерно 25 на 25 см. Банка когда-то была запаяна и оставлена в гурии с документами. Но со временем дно банки проржавело. Внутри лежали теперь только чешуйки ржавчины и хлопья совершенно разрушившейся бумаги. Это, пожалуй, наиболее интересная и загадочная из наших находок.

Извлеченная из-под камней доска когда-то стояла на вершине гурия и была оставлена там в 1903 г. спасательной партией. Об этом свидетельствуют не только надписи на самой доске, но и записки участников партии. Из этих же записок известно, что банки с документами партия здесь не оставляла. Остается предположить, что в банке лежали документы, оставленные Толлем или, что наиболее вероятно, Де-Лонгом. Спасательная партия, по-видимому, укрепила доску на уже имевшемся гурии, возможно достроив и увеличив его. Во всяком случае, второго, построенного самой спасательной партией гурия в этом районе обнаружить не удалось» [23].

поискиМожно предположить, что упомянутая жестяная банка и была емкостью для пуда керосина (правда, не совсем ясно, что в таком случае принял Успенский за остатки бумаги). Слова Бегичева о том, что участники экспедиции перед отходом «сделали из камня знак» действительно могут свидетельствовать о том, что ими был достроен уже сооруженный ранее гурий. Чайковский пишет о том, что «…немыслимо, чтобы Колчак воспользовался чужим гурием, не обыскав его и не написав о нем ни слова. Впрочем, оставление гурия без записки об увезенных документах Толля тоже немыслимо, и за сто лет никто не обратил на эту ложь Колчака внимания» [24]. По мнению Чайковского, Колчак не упоминал в дальнейшем о некой своей гипотетически существовавшей записке, оставленной в гурии, в силу того, что она была адресована его «невесте» (не С.Ф. Омировой), которая приехала встречать его в Усть-Янск (эта история подробно изложена на страницах цитируемой книги и в других публикациях Ю.В. Чайковского). На наш взгляд, причина, по которой Колчак не оставил записки в гурии (ограничившись доской, на которой были вырезаны даты прихода экспедиции), гораздо более прозаична. В задачи партии Колчака входил поиск следов пребывания на острове барона Толля со спутниками. Следы эти были обнаружены довольно быстро, после чего спасателям оставалось дождаться благоприятного направления ветра и быстро отправиться в обратный путь. Скорее всего, им просто было не до «попутных работ» по изучению гурия, оставлению в нем своих записок, отчетов и т.п.

Обратимся к свидетельству Де-Лонга о пребывании на острове. 28 июля 1881 г. американцы высадились у подножья утеса, недалеко от небольшого ручья, образовавшегося на месте таяния снега. «Место высадки я назвал мысом Эмма», написал начальник экспедиции [25]. Перед уходом с острова он отправил Денбара, одного из участников экспедиции, «положить наш отчет в пирамиде из камней на милю к востоку от мыса Эмма» [26]. Как упоминалось выше, гурий находится примерно в 4 милях к востоку от мыса Эммы. Но нужно учитывать тот факт, что лагерь Де-Лонга располагался не на самом мысу, а восточнее его, на относительно пологом участке суше. Кроме того, едва ли Денбар абсолютно точно отмерил расстояние, когда выполнял поручение Де-Лонга. С другой стороны, место установки гурия отделено от предполагаемого местонахождения лагеря Де-Лонга как минимум одним скальным массивом, обрывающимся в море, который нужно обходить поверху. Также возникает вопрос, почему Де-Лонг не стал строить гурий непосредственно на том месте, где был разбит его лагерь? Впрочем, визуальное обследование побережья от «гурия 1903 г.» до мыса Эммы, проведенное участниками экспедиции 2022 г. с борта шлюпки (в дополнение к пешим маршрутам), показало, что никаких других рукотворных объектов, видимых с моря, в этом районе нет.

Версию о том, что обнаруженный и исследованный в 1956 г. гурий мог быть создан членами экспедиции Де-Лонга, высказал Л.М. Старокадомский – участник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910–1915 гг., врач ледокольного парохода «Таймыр», автор воспоминаний и многочисленных публикаций (включая предисловие к книге С.М. Успенского, посвященной острову Беннетта [27]). В личном фонде Старокадомского, который находится в РГАЭ, сохранилась рукопись статьи, озаглавленной «Загадочный документ» [28]. В работе говорится о том, что в декабре 1956 г. на заседании Московского филиала Географического общества СССР было заслушано сообщение С.М. Успенского о найденной им на острове Беннетта жестяной коробке, содержащей истлевший лист бумаги. Старокадомский перечислил все экспедиции, побывавшие на острове в 1881–1956 гг. и пришел к выводу, что найденная записка относится к экспедиции Де-Лонга. Он аргументировал это следующим образом: «Было точно известно, что документы, оставленные Толлем, вывезены полностью. Посещавшие остров Беннета после экспедиции Толля не оставляли каких-либо записок, рассчитанных на сообщение некоторых сведений последующим посетителям острова. Ни Толлю, ни побывавшим на острове Беннета после него не было известно также об оставлении на острове письменного свидетельства первыми посетителями острова – экипажем погибшей «Жаннеты»». Далее Старокадомский приводит цитату из книги Де-Лонга, в которой говорится об оставлении документа, и приходит к выводу о том, «что обнаруженная в груде камней неподалеку от мыса Эмма на острове Беннета С.М. Успенским записка в проржавленной жестянке является написанным Де-Лонгом отчетом, пролежавшим до своего обнаружения почти 75 лет. Никто из побывавших на острове Беннета за этот промежуток времени путешественников не искал этого документа, так как о его существовании никому из них не было известно и оно даже не предполагалось» [29]. Можно предположить, что Толль и Колчак были знакомы с книгой Де-Лонга, изданной в США, но, как уже упоминалось выше, поиски следов своих предшественников не входили в число их основных задач.

Ю.В. Чайковский в 1991 г. писал о том, что «гурий Де-Лонга (где Толль и оставил записки в бутылке) так никто и не искал. Он расположен примерно в пяти верстах к западу от гурия Колчака» [30]. Как уже упоминалось выше, в ходе визуального обследования каких-либо других рукотворных сооружений в этом районе обнаружено не было (что, впрочем, может свидетельствовать о том, что они не сохранились до наших дней).

карта островаЧайковский в 1991 г. опубликовал составленную им схему острова Беннетта с указанием следов мест высадки и пребывания различных экспедиций. На наш взгляд, она нуждается в некоторой корректировке. Так, отмеченное цифрой 1 место высадки Де-Лонга однозначно расположено восточнее, т.к. в указанном месте какая-либо высадка на абсолютно отвесную скалу невозможна. То же можно сказать и о «гурии Де-Лонга – Толля», который, по мнению Чайковского, расположен на возвышенности мыса Эммы. Между тем, по сведениям Бегичева, цитированным выше, бутылка с запиской была найдена на «низком берегу моря». Еще одним свидетельством в пользу того, что «гурий с медвежьей шкурой» может быть «гурием Де-Лонга – Колчака», на наш взгляд, является то, что на момент прихода спасательной партии к острову Беннетта, в районе высадки уже находился упомянутый Бегичевым «из камня знак». Возникает вопрос, зачем при уходе с острова нужно было в том же месте сооружать еще один гурий или знак?

веслоЕще одной загадкой, связанной с исследованным в 2022 г. гурием, стало обнаружение нами практически у его подножья фрагмента деревянного весла. Здесь интересны два момента – в этом месте полностью отсутствует плавник, вынесенный прибоем; о весле (которое, по нашему мнению, могло быть воткнуто в гурий) не упоминает С.М. Успенский. Думается, что весло, фрагмент которого обнаружили участники экспедиции 2022 г., могло относиться либо к байдарке барона Толля, либо к вельботу Колчака. В дальнейшем планируется передать эту реликвию в один из музеев.

Крест, установленный в 1913 г. участниками Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в память барона Э.В. Толля и его спутников

Местоположение. На краю берегового обрыва мыса Эммелины – северо-восточной оконечности острова Беннетта. Географические координаты: N76° 44.733´ E 149° 26.260´.

Описание памятника. Деревянный крест, высотой от основания 3,2 м. В верхней части креста, на пересечении с центральной перекладиной размещена медная табличка размером 20х30 см, прикрепленная к кресту пятью шурупами. На табличке в верхней части изображен восьмиконечный православный крест, под ним надпись:

Памяти погибшихъ въ 1903 г Начальника экспедицiи барона Эдуарда Толль Астронома Фридриха Зебергъ Проводниковъ Николая Протодьяконова и Василiя Горохова

Гидр. Эксп. Сев. Лед. Океана 5 сентября 1913 г

Исторические сведения. 5 сентября 1913 г. ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» подошли к острову Беннетта и стали на якорь на глубине 22 м за мысом Эммелины, который закрывал их от идущей с юга волны. 5–6 сентября врач Л.М. Старокадомский вместе с тремя офицерами и 16 матросами из числа экипажей двух транспортов нашли и забрали часть геологических коллекций барона Толля, которую не смогли взять с собой участники спасательной экспедиции 1903 г. [31] 6 сентября крест был установлен [32].

крест 1913 г.мемориальная доскаВ 1956 г. место установки креста посетили участники комплексной физико-географической экспедиции. С.М. Успенский писал: «С годами крест покосился, но дерево, из которого он срублен, еще остается твердым и прочным. В 1956 г. этот памятный знак был выправлен и дополнительно укреплен базальтовыми глыбами» [33]. В 2010 г., во время облета на вертолете северной части острова Беннетта в ходе работ МАКЭ на острове, крест обнаружен не был. Это связано с тем, что в этот период он лежал на земле и из-за наличия снежного покрова его невозможно было увидеть.

22 августа 2022 г. в ходе пешего маршрута по полуострову Эммелины крест удалось найти. Он прекрасно сохранился, но упал от ветра. Участники экспедиции установили и укрепили крест, а также зафиксировали географические координаты этого уникального объекта культурного наследия (служащего также навигационным ориентиром для мореплавателей).Вольнов 1956 г.

фото 2022 г.Подводя итоги экспедиции «По следам странников Полуночной Земли», можно отметить, что все поставленные задачи удалось полностью решить. Этому способствовал целый ряд факторов, прежде всего уникальный опыт мореплавания в высоких широтах капитана яхты «Апостол Андрей» Николая Андреевича Литау, четкое взаимодействие между всеми участниками экспедиции и понимание ими своих задач, благоприятная погода и ледовая обстановка. В ходе историко-географического эксперимента была пройдена часть маршрута яхты «Заря» в 1901–1902 гг. и спасательной экспедиции 1903 г. Результаты обследования побережья острова Беннетта позволят уточнить детали истории экспедиций, работавших на этом отдаленном клочке суши в прошлом. На некоторые возникшие по итогам работы экспедиции вопросы ответ могут дать дополнительные полевые исследования и изучение опубликованных источников и архивных материалов.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] «Это как портал в прошлое». Участники экспедиции исследовали одно из мест зимовки барона Толля. Беседовала Наталья Мозилова. – Url: https://www.rgo.ru/ru/article/eto-kak-portal-v-proshloe-uchastniki-ekspedicii-issledovali-odno-iz-mest-zimovki-barona (дата обращения: 25.09.2022).

[2] Материалы к лоции моря Лаптевых и Восточносибирского моря. П.К. Хмызников Архипелаг Новосибирских островов. А.А. Кухарский Хатангский залив и устье реки Хатанги. – Л., 1937. – С. 31–32; Лоция Восточносибирского моря. – Л., 1939. – С. 60–62; Лоция Восточно-Сибирского моря. СПб., 1998. С. 95 – 98.

[3] Морской энциклопедический словарь. Т. 1. А – И. – Л., 1991. – С. 385–386.

[4] Де-Лонг Дж. Плавание «Жаннеты». – Л., 1936.

[5] Пинхенсон Д.М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма // История открытия и освоения Северного Морского пути. Т. 2. – Л., 1962. – С. 644–645.

[6] Истории РПЭ и спасательной экспедиции 1903 г. посвящено значительное количество научных и научно-популярных работ. См., например: Виттенбург П.В. Жизнь и научная деятельность Э.В. Толля. М.-Л., 1960; Синюков В.В. Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики. М., 2000 и мн. др.

[7] Подробнее см.: Першин А. Экспедиция на край Земли (К столетию похода А.В. Колчака на остров Беннетта) // Живописная Россия. – 2003. – № 6. – С. 38–42; Галенко В. Маршрутом Колчака сто лет спустя // Катера и яхты. – 2004. – № 1. – С. 116– 19 и др.

[8] Подробнее см.: Кузнецов Н.А. Память Российской Арктики // Морской сборник. – 2011. – № 10. – С. 39–43.

[9] Боярский П.В. Теория и практика исторического эксперимента // Исторический эксперимент. Теория, методология, практика : Сб. науч. трудов. – М., 1991. – С. 52.

[10] Там же.

[11] Длина «Апостола Андрея» – 16,2 м; «Зари» – 43,89 м; вельбота – ок. 8 м; байдарки – ок. 3 м.

[12] После смерти Н.А. Бегичева в 1927 г. его архив приобрел П.М. Устимович (1867–1931), известный литературовед, находившийся в 1927–1929 гг. в ссылке в Енисейске и работавший в местном музее. Устимович стал первым биографом Бегичева. В 1931 г. Устимович передал документы Бегичева в Архив Академии Наук СССР. Сегодня они хранятся в фонде 47 (Комиссия по изучению Якутской АССР Академии наук СССР,1924-1930 гг.) Санкт-Петербургского филиала Архива Российской Академии Наук (СПФ АРАН), составляя отдельную опись № 5. Машинописные копии документов Бегичева, а также различных работ о нем и других биографических материалов, собранные Устимовичем, отложились в фонде 67 (Научно-исследовательский институт по изучению экономики Севера при Главном управлении Северного Морского пути (1934–1937). Оп. 1 Д. 172, 173) Российского государственного архива экономики (РГАЭ). Ю.В. Чайковский, исследователь истории Арктики и один из первых ученых, обратившихся к изучению полярных подвигов А.В. Колчака, при этом детально реконструировавший события РПЭ и спасательной экспедиции 1903 г., высказал предположение о том, что «Бегичев воспоминания не писал, а рассказывал, и писавший (от руки – на то есть помета) не всегда поспевал. По неверным написаниям фамилий видно, что Бегичев текста не правил… А в архив попала уже машинопись» (Чайковский Ю.В. Мысы Ледовитого напоминают. Исторические очерки и повесть. – М., 2015. – С. 211). На наш взгляд, это утверждение вызывает определенные сомнения. Разрешить их помогло бы обращение к документам описи 5 фонда 47 СПФ АРАН, но из-за многолетнего переезда архива в новое здание в данный момент его осуществить невозможно. Автор пользуется вариантом воспоминаний, хранящимся в РГАЭ. В начале машинописной копии отмечено (скорее всего П.М. Устимовичем): «Тетрадь IV. С подлинника. Рукопись Н.А. Бегичева в переплетенной тетради. Автобиография Н.А. Бегичева». Чайковский в другой своей работе (У Арктики долгая память. Заметки из российской истории – арктической и не только. М., 2019. С. 85) ссылается на «Воспоминания» Бегичева, хранящиеся в СПФ АРАН (Ф. 47. Оп. 5. Д. 1, но не приводит их заголовка, указанного в описи («Автобиографические записи Н.А. Бегичева с описанием экспедиций на севере Сибири»), а называет их «[Воспоминания]», а также указывает, что в деле содержится 113 страниц машинописи (тогда как в описи 5 фонда 47 отмечено, что изначально в деле было 182 листа; эта цифра зачеркнута и вместо нее вписано 78, что, скорее всего, связано с перенумерацией листов дела). Именно 113 страниц машинописи составляет автобиография Бегичева, хранящаяся в РГАЭ (Ф. 67. Оп. 1. Д. 172. Л. 3–60). Все вышеизложенное позволяет предположить, что в распоряжении Чайковского была та же машинописная копия автобиографии Бегичева, что и у автора. Выяснить вопрос, является ли автобиография Бегичева из фондов СПФ АРАН написанной его рукой или она действительно записана с его слов, можно будет лишь после открытия архива. Мы не случайно столь подробно остановились на данном вопросе. Анализ свидетельств Бегичева очень важен при попытке установить происхождение гурия.

[13] Никифор Бегичев. – М.-Л., 1949; М., 1954; Последний одиночка. Жизнь и странствования Никифора Бегичева. – М., 1976.

[14] Колчак А. Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Императорской Академией Наук для поисков барона Толля // Известия Императорского Русского географического общества. 1906. Т. XLII. Вып. 2–3. С. 487–519.

[15] Так в тексте. Правильно – Железников.

[16] РГАЭ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 172. Л. 23 – 23об.

[17] Колчак А.В. Указ. соч. С. 509 – 510.

[18] РГАЭ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 172. Л. 23об.

[19] Колчак А.В. Указ. соч. С. 516.

[20] РГАЭ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 172. Л. 25 – 25об.

[21] Колчак А.В. Указ. соч. С. 518.

[22] Чайковский Ю.В. Мысы Ледовитого напоминают… С. 211.

[23] Успенский С.М. По следам прошлого на о. Беннета // Летопись Севера. Вып. 3. – М., 1962. – С. 280–282.

[24] Чайковский Ю.В. Мысы Ледовитого напоминают… С. 211.

[25] Де-Лонг Дж. Указ. соч. С. 350.

[26] Там же. С. 357. В книге, на с. 356–357 приведен текст документа. Его объем – 1–2 страницы. Даже с точки зрения сохранности использование для закладки такого документа достаточно объемной жестяной банки (вместо бутылки или гильзы) выглядит странно. На наш взгляд, это еще один аргумент в пользу того, что банка с керосином могла быть оставлена партией Колчака. В случае если гурий сооружен экспедицией Де-Лонга, то упомянутая в его книге записка, возможно, до сих пор лежит внутри него (в случае, если она была упакована не в жестяную банку).

[27] Успенский С.М. На пределе жизни. Экспедиция на остров Беннета. – М., 1959.

[28] РГАЭ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 112. Л. 2–4. 2 января 1959 г. Л.М. Старокадомский отправил рукопись заметки «Загадочный документ с острова Беннета» в редакцию журнала «Молодая Гвардия».

[29] Там же. Л. 4.

[30] Чайковский Ю.В. Почему погиб Эдуард Толль? (Опыт междисциплинарного анализа старой загадки) // Вопросы истории естествознания и техники. – 1991. – № 1. – С. 12.

[31] Старокадомский Л.М. Пять плаваний в Северном Ледовитом океане 1910–1915. – М., 1953. – С. 201–205.

[32] Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910 – 1915 годах. – СПб., 2013. – С. 188.

[33] Успенский С.М. По следам прошлого… С. 283.


Кузнецов Никита Анатольевич,
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Отдела военно-исторического наследия
Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына



© Кузнецов Н.А., 2022.
© Кузнецов Н.А., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 05.10.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/3(30)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/537.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru