2024/1(36)
спецвыпуск
ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА
Материалы исследований
Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.
Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.
Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия
Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»
Нижнетомский очаг наскального искусства
Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.
Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы
История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса
Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»
Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.
Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений
Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа
Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.
Географические и флористические особенности бассейна реки Томь
Опубликован 15.03.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.33.48.014
Бурбаева С.Б., Ганиева А.С.
К вопросу музеефикации раннесредневекового городища Бозок в рамках проекта Национального парка под открытым небом
Аннотация. Статья освещает краткие результаты исследования памятника Бозок и воссоздания городища в рамках музейного проекта под открытым небом, который предполагает наряду с консервацией и реконструкцию градообразующей части комплекса Бозок.
Ключевые слова: Бозок, Сарыарка, музеефикация, реконструкция, историко-культурное наследие.
Археологический памятник – раннесредневековое городище Бозок обнаружен в 1998 г. известными археологами Кималем Акишевым и Марал Хабдулиной в верховьях реки Ишим, на восточном берегу озера Бузукты, в 5 км западнее столицы Казахстана г. Нур-Султан. Городище Бозок находится в северной Сарыарке, на территории которой с древнейших времен проходили миграционные потоки населения, фокусировались и взаимодействовали различные хозяйственно-культурные типы.
Памятник впервые стал известен после публикации путевых заметок русского офицера Ивана Шангина, совершившего путешествие из Сибири в Среднюю Азию по одному из караванных маршрутов в 1815 г. В 1928-1929 гг. местный краевед Валерий Семенов провел на памятнике рекогносцировочные раскопки.
С 1999 г. Ишимская стационарная археологическая экспедиция под руководством профессора К.А. Акишева начала на городище полевые исследования. На памятнике проведены 15 археологических сезонов (1999-2014 гг.). Раскопки Бозока стали самыми крупномасштабными исследованиями на памятнике оседлой культуры степной зоны Евразии. В июле 2004 г. на базе памятника проведен Международный полевой семинар, на котором учеными-экспертами определены и установлены характер и датировка Бозокского комплекса. За годы полевых и лабораторных исследований написаны десятки научных статей и 4 монографии в соавторстве, отражающие результаты исследования на Бозоке.
Весь комплекс памятника расположен на территории 40 га. Планиграфически памятник состоит из центральной, северной и южной групп. Центральная часть представляет собой 3 площадки квадратной формы, окруженные рвом и валом. Площадки размерами 65х55 м композиционно размещены в виде трехлепесткового цветка. Полностью исследована северная площадка, в верхних слоях которого вскрыты остатки наземных домов XI-XII вв., а в нижнем слое раскопано округлой формы святилище с жертвенным захоронением в центре сооружения (VII в.) [4].
В северной части раскопаны 3 жилища-землянки, состоящие из 2-4 комнат, размещенных в ряд. В них располагались П-образные суфы, очаги и пристенные камины. Культурный слой содержал различные предметы быта. Традиции домостроительства находят аналогии в жилищах городов Великого Шелкового пути [2]. В южной части памятника выявлен некрополь эпохи Золотой орды, где встречаются монгольские и тюркские элитные захоронения. Недалеко от некрополя зафиксировано зимнее поселение казахов – кыстау XVIII-XIХ вв. Вокруг городища выявлена развитая система ирригации.
Датировка объектов определена археологическими и естественно-научными методами анализа.
Сложная пространственная структура памятника в результате исследования выявила хронологическую разновременность объектов городища. Археологи выявили на городище 4 исторических периода: Тюркского каганата (VII в.), Кипчакского ханства (Х-ХII вв.), Улус Джучи (XIII-XIV вв.) и Казахского ханства (XV-XVI вв.).
По планиграфическим характеристикам и параметрам Бозок аналогичен средневековым городам степной части Восточной Европы (городища Хазаркала, Биляр), северо-восточной Болгарии (Плиски, Гарван), Монголии (Ден-терек, Могой) и Тувы (Межегей, Элегест) [1, с. 23].
Исследования городища Бозок дают возможность на основе археологического материала создать реконструкции культурной, духовной, хозяйственной и этнической истории населения северной Сарыарки.
По результатам первых лет исследований Кималем Акишевым создана реконструкция городища Бозок. Город представлял собой крупный культовый и ремесленный центр, построенный в Х-ХII вв. как город крепость и военная ставка на трассе Степного Шелкового пути. Марал Хабдулиной представлена реконструкция жилищ-землянок городища [3, с. 104].
В начале 2000-х гг. памятник оказался в зоне застройки новой столицы и возникла острая необходимость сохранения его путем создания музея под открытым небом на городище. Еще в 2006 г. в рамках государственной программы «Культурное наследие» было принято решение о создании Национального природно-исторического парка на базе городища Бозок. В 2010 году городище включено в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. В 2017 году памятник «Бозок» вошел в общенациональный список сакральных объектов Казахстана, а в 2019 году включен в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.
Многолетние раскопки раннесредневекового городища Бозок, популяризация памятников археологии, активное внедрение полученных результатов в научное пространство Казахстана и Евразии получили претворение в создании в 2018 г. Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок».
На сегодняшний день в Казахстане функционируют 12 республиканских историко-культурных музеев-заповедников, на территории которых расположены уникальные объекты археологии. Государством принимаются различные меры по сохранению и популяризации объектов историко-культурного наследия (законы, госпрограммы, концепции и т.д.).
Основная цель музея-заповедника «Бозок» – реализация первого в стране историко-культурного, архитектурного проекта «Создание Национального парка под открытым небом Бозок на основе археологических раскопок древнего городища Бозок», где будет воссоздана история формирования и развития всаднической культуры, начиная с эпохи энеолита по позднее Средневековье. Основной задачей проекта является реконструкция городища Бозок на основе исследований Есильской стационарной археологической экспедиций и воссоздание исторических комплексов в рамках Концепции Парка. Также площадки музея-заповедника будут представлены для экспериментальной археологии, а именно – реконструкции гончарных и металлургических печей, кузниц и мастерских. В период функционирования всех исторических поселений объекты археологического парка будут дополняться традиционными культурно-образовательными мероприятиями на основе привлечения элементов нематериального культурного наследия в форме музейных празднеств, реконструкций обрядово-ритуальных практик и военно-спортивных игр.
При разработке проекта учитывался зарубежный опыт создания современных музейных комплексов под открытым небом в России, Турции, США, Корее, Японии и других странах.
В рамках реализации проекта разработан эскизный проект реконструкции городища Бозок. В эскизное проектирование вошли: святилище тюркского времени, каганская ставка, почтовая служба и смотровая башня. Музеефикация данных объектов необходима для включения их в современную культурообразующую среду. В настоящее время все чаще используется при музеефикации археологических памятников метод реконструкции, основанный на возведении постройки целиком на основании сохранившихся частей, данных раскопок и привлечения аналогов.
Одна из важнейших задач исторической реконструкции– сделать памятник археологии интересным и понятным для широкого круга посетителей.
Основой реконструкции стали три площадки, каждая из которой окружена крепостной стеной и рвом (рис. 1). Данная градообразующая часть памятника имеет двойную защиту и окружена дополнительными крепостными стенами и рвом вокруг трех площадок. Входные порталы, ориентированные на юг, представлены в средневековом архитектурном стиле.
Северную площадку будет представлять оригинальная реконструкция древнетюркского святилища. Сооружение округлой формы из обожженного кирпича с куполообразной крышей и врезными деревянными столбами по внешним стенам. Вход в храм с восточной стороны. К востоку от входа в храм установлено каменное изваяние-идол для поклонения. Основное назначение святилища – проведение обрядово-ритуальных практик.
В центре возвышенной площадки между тремя кварталами будет возведена башня (рис. 2) со смотровой площадкой, одной из функции которого было использование его как ориентира Великого Шелкового пути. Башня круглая в основании, диаметром 7 м, высотой 20 м, возведена из обожжённого кирпича квадратной формы. Первый этаж будет использован в качестве выставочного зала.
Восточный квартал воссоздан по реконструкции К. Акишева в виде Каганской ставки и состоит из следующих построек: Диван (канцелярия, Суд), резиденция кагана, дворец приемов, казна.
Южный квартал представляет собой почтовую службу – инфраструктуру средневекового города (рис. 1). Недалеко от городища проходило одно из торговых ответвлений Великого Шелкового пути, и Бозок являлся пространственно-временным ориентиром для средневековых караванов, идущих с южных регионов на север и запад. Почтовая служба являлась местом хранения и распределения товаров, а также местом отдыха для торговцев и путешественников. Помимо практической функции данный комплекс являлся местом коммуникаций, обмена интеллектуальными, духовными ценностями и культурного разнообразия, которые распространялись на трассах Великого Шелкового Пути. Архитектура зданий представлена в классическом средневековом стиле.
Реконструкция Бозока демонстрирует развитую городскую культуру Сарыарки с торгово-ремесленным центром в долине реки Есиль, выполнявшим функции военно-политической резиденции степных каганов.
Сегодня музеи оказывают влияние не только на культурное, но и на экологическое и социальное развитие общества. Благодаря развитию туризма возрождаются традиционные производства, развивается инфраструктура.
Бережное сохранение и использование археологического наследия как свидетельства прошлого дает возможность изучать и популяризировать его в поисках идентичности в интересах нынешних и будущих поколений.
Таким образом, основная миссия музейного комплекса «Бозок» – создание инновационного, современного «живого» музейного центра с эффектом погружения в аутентичную среду древности найдет отражение в Национальном парке под открытым небом «Бозок».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акишев К.А., Варфоломеев В.В. Жилища городища Бозок // Бозок в панораме средневековых культур Евразии. – Астана, 2008. – с. 41-55.
[2] Акишев К.А. Предварительные итоги раскопок средневекового городища Бузок (1999-2003 гг.) // Бозок в панораме средневековых культур Евразии. – Астана, 2008. – С. 20-24.
[3] Роль степных городов в цивилизации номадов. – Астана, 2008. – 408 с.
[4] Хабдулина М.К., Тлеугабулов Д.Т. К древнетюркской жилой архитектуре степи // Маргулановские чтения-2019. – Нур-Султан, 2019. – C. 584 -591.
Бурбаева Сауле Букихановна,
кандидат педагогических наук,
директор Государственного историко-культурного
музея-заповедника «Бозок» (Нур-Султан, Республика Казахстан)
Ганиева Айнагуль Сабитовна,
кандидат исторических наук,
ученый секретарь Государственного историко-культурного
музея-заповедника «Бозок» (Нур-Султан, Республика Казахстан)
© Бурбаева С.Б., Ганиева А.С., 2022.
© Бурбаева С.Б., Ганиева А.С., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/504.html
Открыть PDF-файл
Новости
-
31.03.2024
Ужасная трагедия произошла 22 марта в концертном зале ” Крокус Сити Холл”.
Нет таких слов, которыми можно выразить всю боль и чудовищность произошедшего.
-
16.03.2024
Весной 2024 г. Институт Наследия опубликовал в электронном виде книгу «Современные процессы наследования культуры в контексте российской цивилизационной альтернативы». Автор фундаментального исследования – руководитель отдела наследования культуры Института, кандидат философских наук Ю.А.Закунов.
-
16.03.2024
В Институте Наследия подготовлено и издано научное исследование «Культурологическая парадигма в наследии Н.Н.Страхова: идеалы и внутренние кризисы культуры». Автор - руководитель Центра наследования русской культуры, доктор филологических наук, К.А.Кокшенёва.