Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

УДК 8 P2 : 9 (с 27)

Лакутина Н.П.

Великая Отечественная... Женщины на войне

Аннотация. Материал посвящен некоторым аспектам биографии писательницы Валентины Васильевны Чудаковой, автора популярных во второй половине ХХ века беллетристических книг о Великой Отечественной войне. Впервые публикуется письмо писателя к прототипу одного из персонажей повести «Чижик – птичка с характером» – хирургу Вере Иосифовне Лучко, «доктору Вере». Также в статье впервые приводятся биографические данные о ней.

Ключевые слова: русская литература советского периода, Великая Отечественная война, женщины на войне, Валентина Васильевна Чудакова, пулемётный взвод, Вера Иосифовна Лучко.

Открыть PDF-файл


Война и женщина... Понятия плохо совместимые: на войне убивают, женщина даёт человеку жизнь. Но на войне женщины лечат, спасают раненых, и, убивая врага, защищают родную землю, свою семью. И ещё женщины писали о войне книги. Их суровая реальность трогает сердца, вызывая в благодарной памяти тех, кто спасал страну от фашизма ценой огромных усилий, часто ценой своей жизни.

В.В.ЧудаковаВ русской литературе советского периода повесть «Чижик – птичка с характером» [5], вышедшая в 1967 году в Ленинграде, занимает особое место. Её написала, имеющая многочисленные боевые награды, участник Великой отечественной войны 1941–1945 годов, Валентина Васильевна Чудакова (1925–1989), единственная в истории этой войны женщина – командир пулемётного взвода. Рукопись книги обнаружил в редакции газеты «На рубежах Родины» Сергей Каширин, бывший лётчик, назначенный начальником отдела культуры Ленинградского Военного округа. Его встретила в «бедной и обшарпанной квартирке» [2], куда он поехал знакомиться с автором рукописи, маленькая суровая женщина, непохожая на командира взвода. Работы у неё на тот момент не было. Тогда всем было трудно. Семье, где было двое маленьких детей, приходилось жить на маленькую пенсию офицера, неоднократно контуженого, с осколком в груди прошагавшего всю войну. Работать судьёй женщина, беспощадно расстреливавшая фашистов, не смогла – оказалось, что ей тяжело выносить суровые приговоры. Рукопись решено было напечатать. Критики книгу поначалу не заметили, в отличие от читателей. Когда письма читателей «присылали мешками», пошли в печать и другие написанные живым и образным языком книги . Популярность стала её заслуженной наградой и помогла наладить достойную жизнь семье.

Книга является в значительной степени биографической – Тинатина Чудакова родилась в 1925 году и жила в городе Дно Псковской области. Её семьёй были бабушка и младшие брат и сестра. Когда началась война и бабушка и младшие братья быстро уехали в деревеньку на реке Шелонь, девочка-подросток пошла под бомбёжкой искать своих близких. От беженцев и отступавших солдат она узнала, что деревню, где находились её близкие, заняли немцы. С начала войны и молодёжь и те, кто старше, устремились в действующую армию, защищать родную страну. Тине Чудаковой удалось уговорами и слезами убедить полковника Карапетяна зачислить её в дивизию и поставить на довольствие как воспитанника. Бойцы прозвали её «Чижиком» – «чёлка, и нос курносый! И глаза, как у совёнка, круглые» [5. С 12]. Медсанбат, куда попала Чижик, состоял из военврача, фельдшера, санитара, шофера. Медсанбат шутливо называли «Батальон в составе четырех с половиной единиц». Но это звучало скорее трагично, чем смешно. Дивизия была кадровой и накануне войны стояла в одной из прибалтийских республик, на государственной границе. На те хутора, где в дивизионном тылу располагались медики, немцы выбросили десант с артиллерией. «Дивизия с боями вырвалась из огненного кольца, но медсанбата в ее рядах уже не было...» [5. С.15]. В начале повести её героиня – подросток, перевязывая раненых, участвуя в боях, находит и теряет друзей. Здесь, на войне Чижик встречает первую в жизни любовь и, вскоре потеряв её, взрослеет. Перевязывая раненого пулемётчика, сама стреляет из пулемёта. Попав на курсы пулемётчиков, не может заниматься ничем другим – нелёгкая неженская работа заглушает боль потери. По окончании курсов ей, как опытному бойцу, уже имеющему боевую награду, доверяют стать начальником пулемётного взвода. Героине книги удаётся завоевать авторитет среди своего непростого контингента подчинённых – бывших заключённых.

Большинства персонажей повести – реальные люди, даже фамилии их были мало изменены. Среди приобретённых друзей в 183 стрелковой дивизии – доктор Вера – врач, оперировавший её после ранения, и с которой её довелось однажды сходить в разведку. Прообразом «доктора Веры» послужила Вера Иосифовна Лучко – реальный человек, первоклассный хирург. У близких Веры Иосифовны, в её архиве, сохранились некоторые документы [4]. Среди них – письмо однополчанки Валентины Чудаковой:

Милая Вера Иосифовна!

Родная, дорогая и всегда любимая!

Пишу наскоро и всего два слова. Когда вы были в Ленинграде, я, наверное, показалась Вам странной. И верно, я походила на чокнувшуюся. Дело в том, что меня снедали творческие муки – я писала повесть. И даже Вам не призналась, боялась, не поверите, т. К. и сама не верила в свои силы. Но все мои помыслы были направлены на одно – написать! Остальное текло мимо. Даже не проводила Вас и Вы подумали: свинья! А я всю ночь писала главу о Федоренко и ревела, как корова. Ту самую, что посылаю Вам в подарок. Утром я не могла встать. И так я творила и вытворяла весь 1963г., половину 62 г. и за полтора года написала книгу в 2-х частях объёмом около 40 авторских листов (Каждый лист – 24 стр. на машинке). Представляете, что это был за кирпич! Поначалу это были мемуары бывалого солдата. Правда и ни капли вымысла. Мне сказали: «Ты не старый генерал – не придуривай – пиши повесть! А повесть это 99 процентов авторского вымысла и только 1 процент правды. У меня вымысла только 20 процентов, остальное – правда! Весь 1964г. были издательские муки: сокращали, кроили и перекраивали. Злодеи! Почти всем героям заменила фамилии! Только мёртвым оставила подлинные. Вам первоначально дали фамилию Дулько (какая пакость), я запротестовала и в книге Вы остались Вера Иосифовна Рычко – «доктор Вера». Потом я (увы поздно) стала хитрить, Нахально врала, что это не истинные фамилии, а выдуманные мною, и таким образом удалось спасти: Лёшу Иванова, А.С.Журавлёва, Зуева, комиссара Юртаева. И всё. Остальные: доктор Быченков – Быков; Ахметов – Ахматов (я его пристегнула сбоку …, ведь он был не в моём полку. Но мне хотелось хоть вспомнить; Наташа – Глазкова, Зоя – Ваганова; Чибизов – Товгазов. А сокращали! Зверски. Из 40 авт. Листов осталось только 25. Итак, родилась повесть «Чижик – птичка с характером». Говорят отличная штука. Отрывки печатались в «Смене», в «Вечернем Ленинграде», в «Московском гудке» и в «Центральной Правде». Будет теле- и радио- постановки. В феврале, в журнале «Нева» перв. часть (сокр вариант – 9 авт. Листов о 183 дивизии, о Вас и т.д.). Журнал вышлю немедленно. В мае, ко дню Победы книга выходит в полном объёме, в «Лениздате».Ближайшие планы: детская книга «Чижик», сценерий, а потом попытаюсь написать о Энвере Ахсарове. В самом деле, Верочка, почему они должны быть забыты? Это же нечестно. Ей богу, напишу, но только с Вашей помощью, мне нужны будут сведения. Но это если буду жива. А чувствую себя так, что даже не могу передать. Отнимаются ноги.

Пока всё. Целую крепко. Большой привет мужу и милой вашей матушке (и о ней в книге упоминается – как вы их искали в эвакуации) и <...>о Жене было, но всё полетело – безбожно.

18.02.65 Ваш Чижик

Валентина Васильевна Чудакова была похоронена в 1989 году на одном из кладбищ под Ленинградом.

Вера Иосифовна – замечательная «доктор Вера» – была женой Евгения Игнатьевича Полянцева, с которым она познакомились на войне, тоже хирургом и достойным человеком. Она была человеком душевным, приветливым и одновременно строгим. Такое сочетание черт характера формирует профессия хирурга.

В.И.ЛучкоВера Иосифовна Лучко (1918–2001) родилась в Городе Витебске. В начале июня 1941 года В.И. Лучко закончила медицинский институт. После объявления войны её, вместе с подругами, пригласили в военкомат и направили в действующую армию. Первое назначение – Старая Русса, медсанбат 183 стрелковой дивизии. Фронтовой врач — это прежде всего хирург. Хирургом становится и Вера Лучко. Её родная 183 стрелковая дивизия прошла путь от Немана до Волги, и от Дона до Дуная. В тяжёлых фронтовых условиях приходилось оперировать с короткими передышками по нескольку суток подряд. Именно 183 стрелковая дивизия попала в июле 1942 года под мощный танковый удар в районе Прохоровки, неся огромные потери – более 5000. За этими цифрами стоят и операции по несколько суток подряд с короткими перерывами, и гибель людей, которые успели стать близкими. Дивизия только после доукомплектования была введена в бой на подступах к Харькову. После тяжёлых боёв за освобождение города дивизия, которой было присвоено название «Харьковская», была направлена под Киев. За мастерство врача и спасение жизней многих солдат и офицеров Вера Иосифовну получила правительственные награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медали. Первая и потому самая дорогая награда – медаль «За боевые заслуги», которую она получила в мае 1942 года.

Благодарность Лучко

После окончания войны Вера Иосифовна была демобилизована и продолжала работать хирургом, но уже гражданским. Благодаря огромному фронтовому опыту операции самой разной сложности были для нее обычным делом. В газете «Спутник» [3], были опубликованы воспоминания капитана Кокорева, получившего ожоги большой поверхности тела, которого успешно вылечили в госпитале ракетных войск: «Ведущим врачом нашей палаты была Лучко Вера Иосифовна – заслуженный врач РСФСР. Обращалась она с нами, как с детьми. Может быть, так и должен поступать врач со своими пациентами. Чтобы на лицах пациентов не было рябинок, Вера Иосифовна сама обрабатывала их, не доверяя это сёстрам, иногда и уколы делала сама. Не могу не вспомнить об этом настоящем докторе, я благодарен медицинскому персоналу госпиталя и особенно Вере Иосифовне Лучко. <...> Вера Иосифовна прошла всю Великую Отечественную войну в должности хирурга. В марте 1965 г. в Ленинградском журнале «Нева» была опубликована повесть под названием «Чижик - птичка с характером» об этой удивительной женщине, спасшей многих раненых во время войны. Повесть написала бывший санинструктор, которая сказала однажды: если останусь живой, поступлю в институт на факультет журналистики и напишу обязательно об этом замечательном человеке. Она выполнила своё обещание».

Последние 20 лет Вера Иосифовна проработала в военном госпитале Подмосковного города Одинцово. В Одинцовской газете «Новые рубежи» в июне 1970 года журналист А. Иванов в статье «Призвание» писал о том, как уважают её за знания, умение и отзывчивость коллеги, каким высоким профессиональным мастерством врача – самой гуманной профессии в мире – владеет Вера Иосифовна Лучко. Её называли «врач от бога».


Лучко Вера Иосифовна была похоронена в 2001 годуна Одинцовском кладбище рядом со своим мужем Полянцевым Евгением Игнатьевичем.

Вспоминая войну, нельзя не вспомнить талантливую русскую поэтессу Юлия Друнину, принявшую нелёгкую военную судьбу, стихи которой любят и помнят до сих пор.

В одном из её стихотворений в описании короткого мига – как это может настоящий поэт – отражается происходящее и сразу видим мы её – войну [1, 6.11]:

Побледнев, Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа одна

Ты должна оторваться, И бруствер

Проскочить под обстрелом должна.

Ты должна. Хоть вернешься едва ли,

Хоть «Не смей!» Повторяет комбат.

Даже танки (они же из стали!)

В трех шагах от окопа горят.

Чувство долга и мужество, с которым этот долг выполнялся, становились основой и для формирования творческого начала. Его реализация в замечательных стихах и книгах не позволяет людям забыть о Великой Отечественной войне, о подвигах нашего народа.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Друнина Ю.В. Разговор с сердцем. – М.: Молодая гвардия, 1955.

[2] Каширин С. Суд офицерской чести : Очерк. – URL: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7459 (дата обращения: 10.05.2016).

[3] Кокарёв И. Капустин Яр (воспоминания 1955–1969 гг.).

– Цит. по: http://rvsn.ruzhany.info/sputnik_lib_003.html (дата обращения: 10.05.2016).

[4] Личный архив Лучко В.И.

[5] Чудакова В.В. Чижик – птичка с характером. – Л.: Лениздат, 1965.

© Лакутина Н.П., 2016.

Фото предоставлены автором.

Статья поступила в редакцию 10.05.2016.

Лакутина Наталья Павловна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: Lak279@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/2(5).

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/74.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru