Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Путрик Ю.С.

Под толщей вод хранимы… Рецензия на составленный А.В.Окороковым «Свод объектов подводного культурного наследия» (Ч. 1. Чёрное и Азовское моря)

Аннотация. Первая часть «Свода объектов подводного культурного наследия» подготовлена доктором исторических наук А.В.Окороковым и охватывает регион Черного и Азовского морей. В рецензии отмечается значимость издания в деле поиска, фиксации и систематизации объектов подводного культурного наследия России, его роль в качестве научной базы для формирования государственного механизма учета, охраны и использования отечественного подводного культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, подводное культурное наследие, подводная археология, объекты наследия, военная история, А.В.Окороков

Открыть PDF-файл


обложка Свода

Подводные пространства во все времена привлекали исследователей из различных отраслей науки – биологов, историков, археологов, гидрологов, океанологов, геологов и многих других, каждая из которых имеет свое четко выделенное направление по изучению подводного мира. Выделилась и подводная археология, которая призвана расширить наше историческое и культурологическое знание об объектах наследия, сокрытых под толщей морских, речных и озерных вод. В этом смысле подготовленный А. В.Окороковым и изданный в 2017 г. Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева «Свод объектов подводного культурного наследия России» явился значимым этапом в деле поиска, фиксации и систематизации объектов подводного культурного наследия России и уже в изданном виде представляет собой вполне конкретную научную базу для формирования государственного механизма учета, охраны и использования подводного культурного наследия России, а также основу для научно-обоснованной оценки перспективности (этапности) дальнейшего изучения того или иного объекта.

Важность, актуальность и масштабность проделанной работы составитель Свода подтверждает данными из богатейшей истории России.

Так, например, на Черном море, в период Крымской войны (1853–1856 гг.) чтобы создать искусственное заграждение для вражеского флота, при в ходе в Севастопольскую бухту, было затоплено: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийских шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных. В Керченском проливе, чтобы преградить фарватер неприятельским судам затопили более 50 судов. В их числе были и казенные, и частные суда, приобретенные у владельцев, и даже одно конфискованное английское. В целом, в результате Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых судов.

Самая кровопролитная война XX в. – Великая Отечественная. Она нанесла катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Только за три года войны в Черном море было потоплено 788 кораблей и судов общим водоизмещением 640 тыс. тонн, в том числе 198 боевых кораблей. Всего же за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот, по некоторым данным потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В воздушных боях над морем были сбиты десятки самолетов.

Приводятся примеры и колоссальных людских потерь.

7 ноября 1941 г. в 15 км к югу от Ялты был торпедирован немецким самолетом грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1928 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. По некоторым данным погибло более 5000 человек.

9 ноября 1941 г. на траверсе м. Сарыч подорвался на мине грузопассажирский пароход «Ленин» (построен в 1909 г. в Данциге), шедший из Севастополя в Ялту. По разным источникам общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек.

17 апреля 1942 г. в восточной части Черного моря погиб санитарный транспорт «Сванетия» На его борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек.

Исторические факты и статистика производят, конечно же, неизгладимое впечатление, однако это впечатление многократно усиливается и начинает восприниматься более объемно и зримо, когда знакомишься на страницах Свода с обстоятельствами гибели конкретных военно-морских судов, картинами событий, принимаемых решений и команд, поведением боевых экипажей. Это, безусловно, очень значимый результат системно представленной в Своде информации.

Свод представляет собой список, содержащий сведения об объектах, выявленных в различных архивных и литературных источниках в результате проведенного целенаправленного поиска, а также данных предоставленных региональными управлениями культуры и приморских музеев, информации дайверских клубов и центров, исторических и поисковых порталов и сайтов, и др., что придает списку объектов несомненную весомость и достоверность. В ходе составления списка выделены несколько типологических видов объектов, которые были подразделены на: остатки затопленных древних поселений и отдельных сооружений; места якорных стоянок, останки судов, лодок, военно-мореходных средств, военно-воздушной техники и бронетехники; места их гибели. В Свод включены объекты культурного наследия разных типов в акваториях Крымского полуострова, Таманского полуострова, Кавказского берега, Керченского пролива, Азовского моря, что позволяет по-новому посмотреть на подводный сегмент культурного наследия, составить масштабную картину объектов подводного наследия и их пространственного распространения в различных типах акваторий и донных зонах. Сказать о Своде только как о списке объектов и сведений о них было бы явно недостаточно для полной характеристики изданного труда. Важно отметить, что ознакомление с приведенными в Своде подробными и правдивыми, без прикрас, описаниями обстоятельств участия в событиях, гибели или затопления военных и гражданских судов может служить не только учебным материалом по истории и судоходству, но и важным фактором формирования патриотического сознания у читателя, прежде всего у молодежи.

Автором использованы четкие географические и исторические рамки акваторий южных морей России, логически и методически открывающие перспективу для охвата данным типом исследования западных, северных и дальневосточных морей, омывающих территорию Российской Федерации. Примененная периодизация от античного периода до послевоенного периода ХХ в. вполне зримо обогащает историю России, включая в научный оборот ранее неизвестные факты военно-исторических и исторических событий, новые сведения о древних поселениях, оказавшихся несколько веков назад под водой.

Несомненным достоинством и ценностью проведенного исследования является то, что четко указанные географические координаты подавляющего числа объектов, подкреплены картографическими материалами по каждой из выделенных морских акваторий в виде приложения с указанием на карте местоположения объектов и мест. Издание снабжено черно-белыми архивными фотографиями некоторых объектов и цветными фотографиями, что также представляет значительную историческую и культурологическую ценность. В ходе описания объектов подводного наследия составителем часто приводятся не только подробные сведения об объекте, но также характеристика и сведения об исторической обстановке в регионе описываемых событий соответствующего периода, повлиявших на историческую (часто трагическою) судьбу того или иного объекта, проливая свет на малоизвестные факты отечественной истории, дополняя и расширяя их ряд. Многие такие сведения, поражая воображение и, сохраняя в то же время далекую от мифологизации свою фактологическую сущность, вполне могут служить основой сюжетов творческих литературных и кинематографических произведений.

Важно отметить, что отдельно выделяются наиболее значимые исторические события: Крымская война (1853-1856 гг.); Первая мировая война (1914 -1916 гг.); Гражданская война (1918 – 1920 гг.); Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.). Специальный раздел посвящен местам гибели исторических судов (с. 391 – 424 Свода), включающий 88 наименований.

В Свод включены не только отечественные, но и иностранные объекты (чаще всего морские суда), нашедшие упокоение на дне российских морских акваторий. Так, обследованный и описанный подводными археологами и включенный в Свод принадлежащий Германии паром типа «Зибель», затонувший в 1942 г. результате атаки советских самолетов, через много лет предстал перед исследователями палубой и бортами «…буквально засыпанными гильзами. Стволы зенитных автоматов развернуты в сторону берега…На борту нашли немало консервов, в том числе самовозгорающихся, предназначенных для горных стрелков…обнаружены останки пяти человек…Высокая мягкая кожаная обувь с оковкой. Карабин…На ремнях остались ножны с кинжалами…Большой пистолет… По сохранившейся эмблеме установили, что эти немецкие солдаты принадлежали к элитной части - диверсионно-десантному полку «Бранденбург». Одна рота этого полка принимала участие 2 сентября 1942 года в десантной операции «Блюхер-2». Рядом с затонувшим кораблем были обнаружены несработавшие авиабомбы. Сбрасывали их с малой высоты и вертушка предохранителя не успевала скрутиться. Катамаран «Зибель» неосмотрительно зашел на мелководье, где был стеснен в возможности маневрировать, вследствие чего получил множество повреждений и затонул» (Объект 797 – SF-паром. С. 375-376 Свода). И это несмотря на то, что «…обладал «Зибель» и высокой живучестью – девять водонепроницаемых отсеков… В последний поход фашисты вышли с большим количеством боеприпасов, оружия и снаряжения. Снаряды тщательно упакованы. Некоторые даже в алюминиевых цилиндрах с кремальерой. Обнаружили также много палаток, радиостанций. На которых сохранились таблички с маркой «Телефункен». Тяжелое оружие было размещено на палубе» (там же, с. 375). Чем не сюжет для творческого работника писательского цеха!

Ознакомление со Сводом приводит к выводу о том, что представляемое издание и последующие выпуски в рамках данного проекта могут найти свое практическое применение не только в области исторических и культурологических исследований, но и в других сопутствующих сферах культуры: художественном творчестве, литературе, кинематографии, театральном искусстве, музейном деле. Книга может быть востребована и в образовательно-воспитательной сфере, организаторами и участниками военно-патриотического движения, а также послужить существенным информационно-справочным материалом при составлении туристских справочников и путеводителей по многочисленным туристским и экскурсионным маршрутам в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа, обогатив их яркими историческими фактами и сюжетами героической борьбы Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками, сведениями и фактами об объектах наследия древних народов и цивилизаций, размещавшихся когда-то в Черноморско-Кавказском и Крымском регионах.

__________

Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия. Ч. 1: Чёрное и Азовское моря. - М.: Ин-т Наследия, 2016. 440[8] с.: ил.


© Путрик Ю.С., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.08.2017.

Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук, кандидат географических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва).

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/3(10)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/153.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru