2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
Ивановский М.С.
Дипломатия и всемирное наследие: вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога
Аннотация. В настоящей статье рассматривается непростая тематика взаимосвязи дипломатии и всемирного наследия в разрезе вклада ЮНЕСКО в развитие и укрепление международного диалога. Обозначается место и значение всемирного наследия в современных международных отношениях. Комментируется его взаимосвязь с дипломатией, при этом особое внимание уделяется феномену «мягкой силы». Констатируется значительная роль ЮНЕСКО в укреплении и развитии диалога между субъектами международной политики, принадлежащими к различным культурам. По итогам делаются выводы о роли ЮНЕСКО в международных отношениях в будущем.
Ключевые слова: дипломатия, всемирное наследие, «мягкая сила», ЮНЕСКО, международные отношения, международный диалог, культура.
Международное сотрудничество и дипломатия с давних времен помогали цивилизациям решать миром острые и неоднозначные вопросы и противоречия, а также извлекать выгоду из двустороннего взаимодействия.
Как правило, любой международный диалог основывается на взаимных интересах. Часто бывает так, что государствами движут экономические интересы – они стремятся наладить взаимную торговлю, что особенно актуально, если одно из них обладает ресурсом, представляющим для другого высокую ценность. Развитие диалога бывает вызвано и военно-политическими причинами – в случае, если союз выгоден партнерам на конкретном историческом этапе.
Но все подобные интересы, как правило, носят временный характер. Военно-политический союз со временем способен утратить актуальность под воздействием самых разных причин, а в торговом сотрудничестве достаточно легко найти альтернативу.
Идея настоящей статьи в том, чтобы показать, что именно культурное сотрудничество, диалог, направленный, в том числе, на совместное сохранение и популяризацию всемирного наследия является той основой, которая способна обеспечить постоянство.
Современная дипломатия: «мягкая сила» и её взаимосвязь с всемирным наследием
Дипломатией называют деятельность глав государств, глав правительств, а также специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей [1].
Дипломатия, как и многие другие сферы жизни, стремительно меняется, адаптируясь к новым реалиям и к новым технологиям.
Одним из примеров изменений, происходящих в дипломатии, может послужить повышение информационной открытости. Ранее дипломатия была достаточно закрытой и недоступной для обывателя. С приходом современных технологий ситуация меняется в пользу большей открытости и, как следствие, большей осведомленности граждан – развивается цифровая дипломатия. Она выходит в медиа-пространство, использует современные средства коммуникации и распространения информации, например, социальные сети. Собственные аккаунты в социальных сетях имеет не только центральный аппарат Министерства иностранных дел Российской Федерации, но и зарубежные представительства (посольства).
Другой пример – изменения в самом характере дипломатии. «Жесткие» методы ведения переговоров, агрессивное давление и угрозы – всё это, конечно, сохраняется в современной дипломатии, но уже не имеет такого широкого распространения и острого характера, какой был характерен, к примеру, для взаимоотношений государств в XX столетии. Если в предшествующем веке имели место такие явления, как конфронтация государств, баланс сил, угроза применения оружия, то в настоящее время создан целый ряд международных организаций и переговорных площадок, посредством которых страны мира пытаются прийти к компромиссу и решить актуальные проблемы путем консенсуса. Постепенно возрастает роль иных средств дипломатии и влияния, например, концепции «мягкой силы», о которой хотелось бы рассказать подробнее.
«Мягкая сила» – это форма политической власти, в основе которой лежит достижение результатов посредством добровольного участия, симпатии и привлекательности. «Мягкая сила» диаметрально противоположна «жесткой силе», которая предполагает, прежде всего, принуждение.
Надо сказать, что сама концепция «мягкой силы» тесно связана с политикой колониальных держав и имеет к ней прямое отношение. Ведь именно метрополии привносили в жизнь колоний собственный язык, ценности, жизненный уклад и многие другие элементы национальной культуры. Таким образом, культура метрополии приживалась в колонии и оказывала на её жизнь серьезное влияние как во время колониализма, так и после освобождения страны от колониального гнета. Яркими примерами могут быть страны Северной Африки или Индокитая, где до сих пор очень сильно французское влияние.
Термин «мягкая сила» (англ. softpower) принадлежит американскому ученому, профессору Гарвардского университета Джозефу Наю. Онвпервыеввелэтоттерминвоборотвсвоейкниге “Bound to Lead: The Changing Nature of American Power”. Затемэтоттерминбылразвитвдругойегокниге, “Soft Power: The Means to Success in World Politics” [18].
По мнению Джозефа Ная, «мягкая сила» – это, прежде всего, язык страны и её культура. Они важны для международных отношений, так как прямо или косвенно влияют на политические взаимоотношения, деловые связи.
Нельзя сказать, что понятие «мягкая сила» абсолютно новое и до Джозефа Ная никто не пытался разработать похожую концепцию.
В 1930-х гг. итальянский философ и политик Антонио Грамши создал концепцию «культурно-идеологической гегемонии». Суть концепции – в продвижении культуры одной державы за её пределы. Как правило, такие действия совершает сильное и влиятельное государство, которое стремится упрочить своё положение за счёт культурной экспансии.
Идеи применения «мягкой силы» для установления власти восходят ещё к древнекитайской философии. Согласно цитате Лао-Цзы, «в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет» [8].
Таким образом, становится очевидно, что идеи «мягкой силы» как минимум не новы. Но они не были ранее так актуальны, как сейчас.
И дело не только в технологическом развитии, но также и в осознании цены потенциального военного столкновения. С учётом мощи современного оружия последствия его применения могут быть катастрофическими. Поэтому одной из ключевых целей современной дипломатии становится укрепление мира, недопущение развязывания конфликтов. Вполне логично, что в этой связи на одну из важнейших позиций выходит диалог культур различных стран.
Легко заметить, что и А. Грамши, и Д. Най в своих концепциях исходили из того, что в случае с «мягкой силой» ключевым фактором является культура государства.
При этом соотношение «мягкой силы» и всемирного наследия – неоднозначный вопрос, в котором заложен определенный конфликт.
Внесение объектов какой-либо страны, представляющих высокую универсальную ценность, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это существенный шаг для укрепления позиций не только региона, к которому принадлежит данный объект, но всей страны.
Ведь подобные объекты способствуют:
- популяризации определенных образцов культуры данного государства, привлечению к ним международного внимания;
- укреплению международного статуса и имиджа региона и государства, которому принадлежит объект всемирного наследия;
- росту туристского потенциала и туристических потоков из разных стран;
- как следствие из предыдущего пункта – росту доходов региона и государства.
Обобщая изложенное, стоит сказать – расширение перечня объектов всемирного наследия, находящихся в данной стране, способствует укреплению имиджа, статуса и доходов государства.
Кроме того, продвижение объектов культурного и природного наследия, находящихся в стране – это не просто техническая процедура по внесению определенных объектов в международный список наследия. Это продвижение ярких элементов национальной традиции, культуры и искусства, продвижение некой философии, присущей определенной стране и региону. Ведь объект культурного наследия воплощает в себе определенные архитектурные концепции, плоды творчества и человеческого гения, принадлежащего нации.
Можно проследить соответствие целей дипломатии развитию и продвижению культурного наследия страны. Согласно выводам британского исследователя М. Леонарда, сделанных по итогам работы «Дипломатия другими средствами», у публичной дипломатии XXI века есть несколько важнейших целей, таких как:
- повышение осведомленности о стране;
- формирование позитивного имиджа страны, обеспечение понимания идей и убеждений, характерных для государства;
- привлечение людей в страну в целях туризма и учёбы, продвижение её товаров (в том числе, и за рубежом);
- привлечение иностранных инвестиций и политических союзников [16].
Исходя из данных целей, легко проследить, что практически все они в большей или меньшей степени связаны с продвижением объектов культурного и природного наследия.
К примеру, совершенно очевидно, что подобные объекты повышают осведомленность о стране.
Также не вызывает сомнений, что продвижение объектов культурного наследия способно положительно повлиять на имидж государства на международной арене, послужить подтверждением того, что данное государство активно участвует в процессе сохранения мирового наследия.
Само собой, ценные культурные и природные объекты способствуют привлечению в страну туристов из-за рубежа. Хотя объекты культурного и природного наследия и трудно связать с продвижением товаров страны, тем не менее, можно представить это таким образом – указанные объекты вносят свой значительный вклад в продвижение туристического продукта и бренда страны. Он становится более востребованным.
Что касается привлечения инвестиций, то здесь вновь наблюдается прямая взаимосвязь – ведь для объектов всемирного наследия, включенных в Список ЮНЕСКО, представляется возможным привлечь международную помощь. Конечно, стоит оговориться, что страна обычно вынуждена прибегать к таким шагам вследствие жесткой нехватки собственных средств. Но сам факт того, что возможность привлечения международной помощи для объектов всемирного наследия существует, уже делает их пусть и косвенно, но взаимосвязанными с привлечением инвестиций.
Также можно отметить, что для развития объектов всемирного наследия и туристических дестинаций, связанных с ними, часто привлекаются средства зарубежных инвесторов и спонсоров.
Но важно отметить, что конфликт заключается в следующем: Список всемирного наследия ЮНЕСКО нельзя рассматривать в качестве инструмента «мягкой силы», ведь сама ЮНЕСКО стремится к мультикультурализму. То есть, организация способствует сохранению и популяризации разнообразных образцов культуры, но не является площадкой для продвижения каким-то определенным государством своих культурных интересов и, в целом, дистанцируется от политики.
Многие страны в современных условиях выстраивают свою политику и дипломатию с опорой на культуру. К примеру, во Франции исследователи и ученые часто отождествляют культуру и политику. Более того, во Франции государство играет роль ключевого координатора культурной дипломатии, производится активное финансирование культурных программ, а под эгидой Министерства иностранных дел и Министерства культуры и коммуникаций объединены все инструменты дипломатии [2].
Одними из важнейших целей культурной дипломатии Франции являются усиление аудиовизуального присутствия в мире, продвижение языка, наращивание обменов в области высшего образования и, конечно, сохранение французского культурного наследия, как материального, так и нематериального.
Надо сказать, что в числе приоритетов французской дипломатии – поддержка Франкофонии. Это объединение из 56 стран, официальным языком которых является французский. Франкофония – достаточно политизированная структура, что лишь ещё раз подтверждает отождествление культуры и политики.
Французская «мягкая сила» продвигается посредством сети средств массовой информации, образовательных организаций (таких как Альянс Франсез), а также силами Французского института, ключевая задача которого – продвижение французского языка.
Стоит сказать, что определяющим для членства в Франкофонии является даже не степень владения французским языком, а наличие давних и устойчивых культурных связей с Францией.
Франкофония – отличный канал продвижения своей культуры и «мягкой силы» для Франции. Ведь с помощью данной организации представляется возможным сохранять прежние культурные связи и влияние на ряд стран, являвшихся ранее французскими колониями. Один из примеров – продвижение французского образования. Многие представители элит стран Северной Африки, ряда стран Африки южнее Сахары, а также Индокитая получают высшее образование во Франции, перенимая французский менталитет и культуру. Затем они возвращаются на родину и занимают высокие руководящие должности в структуре государственного аппарата или бизнеса, становясь «проводниками» французских ценностей.
Другой пример удачного синтеза политики и культуры может продемонстрировать Италия. Именно культура приносит итальянскому бюджету немалые доходы (почти 6% ВВП ежегодно) [3]. Особенно активно растет культурный туризм.
Такие показатели отнюдь не случайны. Италия обладает огромным культурным потенциалом и на данный момент лидирует по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя на лидерство в скором времени сможет претендовать Китай. По состоянию на 2018 год в Италии насчитывается 54 памятника культуры, внесенных в Список ЮНЕСКО. В то же время в Списке значатся 53 китайских памятника культуры, именно поэтому автором отмечена возможность скорого перехода лидерства по количеству памятников культурного наследия к КНР. Что касается Франции, то она располагает 44 памятниками культуры [19].
Серьезный потенциал объектов культурного наследия страны способствует созданию благоприятных условий для культурной дипломатии.
Например, благодаря в том числе огромному количеству объектов культурного наследия, Италия ежегодно привлекает миллионы туристов из разных стран мира. Развитый туризм способствует росту доходов бюджета, но этим роль объектов всемирного наследия не ограничивается. Посещая Италию, туристы погружаются в уникальную среду этой страны, в национальную специфику. Они узнают и перенимают итальянские ценности, знакомятся с итальянским языком. На отдельных посетителей страна производит настолько позитивное впечатление, что они увлекаются её культурой и связывают с ней будущую работу или увлечения, а иногда и вовсе переезжают в Италию. Автор располагает практическим примером последнего случая из собственного жизненного опыта.
С 2015 года итальянская культура активно продвигается на международных площадках, в частности, на выставке ЭКСПО. Это всемирная выставка, посвященная современным технологиям и национальному брендингу. В рамках национального брендинга Италия использует не только продвижение популярных образов, предметов искусства, но и итальянского языка и образа жизни [3].
В настоящее время в стране переплетена и политика, и культура, и экономика. Само собой, культура имеет значимую роль не только для политики, но и для экономического развития вследствие высокой доли доходов и активного развития туризма в стране.
Прослеживается определенная взаимосвязь между ростом веса и потенциала Китая на международной арене и значительным увеличением объектов культурного наследия, включенных в Список ЮНЕСКО от данной страны. Ведь именно в XXI веке Китай активизировал работу в продвижении культурного потенциала. Ещё совсем недавно он уступал Испании по количеству объектов культурного наследия и занимал лишь третью строчку по данному показателю, а по итогам 2018 года он уже опережает Испанию и, более того, имеет все возможности для перехвата лидерства у Италии уже в ближайшие годы.
Для Китая продвижение объектов культурного наследия также имеет важное значение в контексте популяризации национальной культуры и привлечения иностранных туристов.
Объекты культурного наследия – это некий культурный образ государства, дополняющий и развивающий то, что уже известно о культуре, истории, традициях страны и её народа. Это одно из средств укрепления имиджа, повышения привлекательности и, как следствие, продвижения культурного кода страны. Поэтому объекты культурного наследия вполне могут быть рассмотрены в качестве одного из инструментов «мягкой силы».
По итогам рассмотрения «мягкой силы» и её взаимосвязи со всемирным наследием можно обозначить достаточно четко прослеженную связь – объекты культурного наследия вполне могут быть рассмотрены в качестве одного из инструментов «мягкой силы». Они вносят свой вклад в укрепление имиджа государства, повышение его привлекательности, а также интереса к культуре страны.
«Мягкая сила» – перспективное направление развития дипломатии, которое помогает добиться своих целей и решить спорные вопросы мирными способами. В условиях осознания цены военного столкновения и создания множества переговорных площадок такое направление, как «мягкая сила» получит, скорее всего, дальнейшее развитие в будущем.
Вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога: соотношение с концепцией «мягкой силы», перспективы развития
В целях всестороннего рассмотрения заявленной тематики представляется целесообразным рассказать прежде всего о том, чем занимается ЮНЕСКО и каковы ключевые цели организации.
ЮНЕСКО рассмотрена в данной работе, поскольку эта организация представляет собой одну из переговорных площадок, с помощью которых страны могут вести диалог по проблемным вопросам. Кроме того, именно ЮНЕСКО в 1972 году была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. В соответствии с этой конвенцией ведется работа по внесению культурных ценностей в Список всемирного наследия, принимаются меры по сотрудничеству и диалогу во имя их сохранения и защиты.
АббревиатураЮНЕСКОобразоваласьврезультатесокращенияназвания United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
То есть, ЮНЕСКО представляет собой специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которое занимается вопросами образования, культуры и науки. Организация нацелена на установление и поддержание международного мира посредством укрепления сотрудничества в вышеперечисленных областях.
ЮНЕСКО принимает специальные программы, которые нацелены на достижение целей и задач, поставленных в соответствии с Повесткой дня в области устойчивого развития до 2030 года, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 2015 году [7].
Позиция ЮНЕСКО заключается в том, что политических и экономических договоров и соглашений ещё недостаточно для построения крепкого, доверительного и искреннего диалога между представителями разных стран и культур. Поэтому важно стремиться к тому, чтобы народы различных стран мира достигали взаимопонимания, интеллектуальной и нравственной солидарности друг с другом.
Исходя из этого, ЮНЕСКО действует по следующим направлениям:
- образовательное: организация разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. Важно стремиться к тому, чтобы каждый житель нашей планеты имел доступ к качественному образованию;
- культурное: защита и сохранение культурного наследия является важным для деятельности ЮНЕСКО. Посредством работы в этой области удается сохранить уникальное наследие в разных уголках планеты и способствовать развитию диалога и сотрудничества между странами – ведь не стоит забывать, имеют место и такие ситуации, когда объект культурного наследия находится на территории двух и более государств;
- научное: научно-исследовательское сотрудничество продвигается ЮНЕСКО как одна из основ построения продуктивного диалога между странами. В данном контексте организация прилагает усилия по организации обмена опытом и знаниями, а также выступает в качестве «лаборатории идей».
По каждому из данных направлений ЮНЕСКО ведет активную деятельность, несомненно, способствующую укреплению межкультурного диалога.
Но в контексте данной статьи нас интересует прежде всего культурное направление. Ключевым принципом работе организации в этой связи является сохранение культурного многообразия. Этот принцип закреплен во Всеобщей конвенции о сохранении и развитии культурного разнообразия, принятой в 2005 году [10].
В сфере культуры ЮНЕСКО занимается действительно разнообразными проектами – от сохранения крупных объектов культурного наследия до защиты форм нематериального наследия.
В структуре ЮНЕСКО существует Центр всемирного наследия (ЦВН). На сайте ЦВН можно ознакомиться с полным списком объектов всемирного наследия [13]. Роль ЮНЕСКО в деле сохранения и защиты культурного наследия – главным образом, нормотворческая и организационная.
По состоянию на 2018 год в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО состоит 1092 объекта, и этот список ежегодно пополняется. Абсолютное большинство этих объектов (845) – это объекты культурного наследия. Объектов природного наследия значительно меньше – всего 209. Также совсем небольшая доля – 38 объектов – являются смешанными.
Включение объекта в Список всемирного наследия – важный шаг для страны, располагающей данным объектом. Ведь это способствует широкому представлению своей культуры, привлечению туристов из иностранных государств, поддержке, оказываемой со стороны ЮНЕСКО в деле сохранения и развития объектов культурного наследия.
Теоретически значение вклада ЮНЕСКО в укрепление международного диалога и сотрудничества во имя мира целесообразно оценить высоко – ведь научно-образовательные программы способствуют гуманитарному сотрудничеству между государствами, а продвижение культурного наследия усиливает международный имидж государств-обладателей таких объектов. Само собой, необходим и практический пример, на основании которого можно показать, как именно деятельность ЮНЕСКО способствует международному диалогу и сотрудничеству.
В этой связи целесообразно обратиться к инициативе ЮНЕСКО «Возрождение духа Мосула» (англ. RevivingtheSpiritofMosul).
«Возрождение духа Мосула» – это флагманская инициатива ЮНЕСКО, направленная на реставрацию исторических городских ландшафтов древнего иракского города Мосул [4]. Город серьезно пострадал по причине военных потрясений, которые пережил Ирак в начале XXI столетия.
Важным моментом является то, что восстановление Мосула (а также города Басры) планируется производить параллельно с созданием рабочих мест. Предполагается, что профессиональную подготовку удастся предложить как минимум 1500 молодых людей, которые смогут развить свои профессиональные навыки либо получить их с нуля под руководством опытных инструкторов.
В конце февраля 2019 г. проект «Возрождение духа Мосула» получил финансовую поддержку Европейского Союза в размере 20 миллионов евро. 21 февраля 2019 г. в Брюсселе было подписано соответствующее соглашение между официальными представителями ЕС и ЮНЕСКО. Помимо восстановления Мосула, предметом соглашения являются также реставрационные работы в городе Басра. Соглашение представляет собой двусторонний договор, заключенный сроком на три года, нацеленный на развитие международного сотрудничества и развития.
Представляется, что договор в частности и инициативу «Возрождение духа Мосула» в целом можно рассматривать как отличный пример вклада ЮНЕСКО в развитие международного диалога. Данный тезис подтверждается следующими аргументами:
1) Инициатива, направленная на восстановление утраченного в результате военных действий культурного облика и ценностей древнего города, уже сама по себе провозглашает ценность и важность взаимодействия во имя мира и способствует урегулированию конфликтов;
2) Международные программы обучения специалистов, которые сопровождают указанную инициативу, поспособствуют развитию межкультурного диалога, повышению общего уровня образованности и, как следствие, качества жизни;
3) Сотрудничество с ЕС по реализации инициативы «Возрождение духа Мосула» стимулирует взаимодействие между странами Европы и Ближнего Востока, которое может носить широкий гуманитарный характер;
4) Привлечение молодежи к реставрационным работам, которое предполагается в ходе реализации инициативы, поспособствует установлению дружеских контактов, а также молодежным обменам между государствами-участниками инициативы;
5) Восстановление культурной самобытности даст толчок развитию города и региона, благотворно отразившись на экономическом развитии и на привлечении туристов из-за рубежа;
6) Тесное сотрудничество с местными иракскими общинами, организациями и ведомствами в ходе реставрационных работ позволит укрепить международное согласие и взаимопонимание.
В связи с чем автор убежден, что культурно-реставрационные инициативы ЮНЕСКО, подобные инициативе «Возрождение духа Мосула» – это одно из самых мощных и эффективных средств по развитию гуманитарного сотрудничества и диалога между разными государствами.
Однако, стоит отметить, что проект «Возрождение духа Мосула» вряд ли может быть рассмотрен в контексте концепции применения «мягкой силы». Этот проект лишь подчеркивает различия между деятельностью ЮНЕСКО и продвижением отдельными государствами своих интересов посредством «мягкой силы». ЮНЕСКО является политически нейтральной организацией, и инициатива «Возрождение духа Мосула» не нацелена на продвижение европейской культуры на Ближний Восток. Она нацелена на сотрудничество, сохранение культурного наследия и памятников древности.
Роль науки и культуры в дипломатии неоднократно удостаивалась весьма высоких оценок. Стоит упомянуть мнение главы российского Министерства иностранных дел С.В. Лаврова, озвученное им в связи с открытием десятого международного форума ЮНЕСКО «Наука на благо человечества»: «Сегодня мир находится на этапе стремительных перемен и как никогда востребовано сопряжение усилий всех, кто заинтересован в обеспечении его поступательного и стабильного развития, включая представителей академических кругов и широкой общественности». С.В. Лавров подчеркнул, что научное и культурное сотрудничество государств, в конечном итоге, способствует укреплению атмосферы доверия и взаимопонимания между народами [11].
Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини, говоря о современных интеграционных процессах, отмечает: «Наши культуры преодолели государственные границы, чтобы встретиться и взаимодействовать друг с другом. И наш долг – извлечь максимально возможную выгоду из данного процесса» [14].
Очевидно, что речь идет, в том числе, о международных объединениях, нацеленных на развитие взаимодействия в сфере культуры, основной из которых является ЮНЕСКО.
Уместно вспомнить слова известного политика Г. Киссинджера: «дипломатия есть искусство обуздывать силу» [6]. Как представляется, именно гуманитарное сотрудничество в целом и культурное в частности, которое ведет ЮНЕСКО, помогает «обуздать силу» и предложить новые, конструктивные пути решения споров и разногласий.
Таким образом, роль культуры и науки в дипломатии высоко оценивается на уровне официальных лиц, представляющих государства и международные организации.
Исходя из этого, можно утверждать, что вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога действительно существенен. Но вклад ЮНЕСКО заключается именно в укреплении и развитии сотрудничества, а не в продвижении интересов государств. Таким образом, между концепцией «мягкой силы» и работой ЮНЕСКО существует серьезное различие.
Стоит вспомнить, что на конференции в Хельсинки в 1975 году был принят документ, известный как Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В данном акте существовало 4 раздела: первым следует международно-правовой раздел, вторым – военно-политический, третьим – экономический и четвертым – гуманитарный.
Именно гуманитарный блок предполагал наращивание связей и сотрудничества в области культуры. Но тот факт, что подобные вопросы оказались в заключительном разделе, свидетельствует о недостаточном внимании к ним и даже об их недооценке. Как представляется автору, в условиях современности уже складываются предпосылки к пересмотру места гуманитарного и, в частности, культурного диалога в международных отношениях. Иногда культурное направление даже становится сферой лоббирования интересов государств.
Хорошим примером в этой связи может стать попытка французской стороны номинировать 80-километровую прибрежную зону в Нормандии, известную как зона высадки союзников в 1944 году во время Второй мировой войны, с целью её включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО [17].
При этом весьма существенным является то, как именно преподносятся важность и значение данного необычного объекта. Французская сторона стремится представить плацдарм в Нормандии как место, где произошел перелом в ходе Второй мировой войны. Очевидно, что с помощью культурного лобби Франция стремится представить историю самой кровопролитной в истории человечества войны в несколько ином свете: подчеркнуть, что именно во Франции, на пляжах Нормандии, а не в СССР, в боях под Сталинградом, произошел решительный перелом.
Работа по этому направлению ведется французской стороной уже с 2014 года. Подобная инициатива вполне может быть воспринята как попытка переписывания истории и преуменьшения подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В свою очередь, российской стороной в октябре 2014 года было предпринято включение в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО Мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане [9].
Как очевидно, даже на политически нейтральной площадке, такой как ЮНЕСКО, имеет место лоббирование собственных интересов с применением методов «мягкой силы».
Напоследок стоит остановиться на вопросе перспектив участия ЮНЕСКО в международном диалоге и сосуществовании с концепцией «мягкой силы».
Нельзя назвать перспективы деятельности ЮНЕСКО безоблачными – пытаясь избежать политизации, организация оказывается, так или иначе, вовлечена в неё. И речь идет не только о попытках отдельных стран продвинуть в качестве объектов культурного наследия военные памятники и, таким образом, попытаться изменить исторические реалии. Другой яркий пример – приостановка членства в ЮНЕСКО со стороны нескольких государств, а именно: Соединенных Штатов Америки, Канады и Израиля. Приостановкой членства угрожает и Великобритания. Такие шаги были спровоцированы принятием Палестины в ЮНЕСКО ещё в 2011 году. Израиль и США сразу же выразили протест в связи с данным шагом и пригрозили приостановкой уплаты членских взносов. Затем к ним присоединилась и Канада.
В конце 2017 года администрация Дональда Трампа приняла решение о выходе из состава ЮНЕСКО, и Израиль последовал этому примеру. Позиция израильской стороны заключается в том, что ЮНЕСКО последовательно проводит антиизраильскую политику, преуменьшая связь еврейского государства со Святой землей. Об этом говорил представитель Израиля при ООН Дани Данон [15].
В свою очередь, бывший постпред США при ООН Никки Хейли подвергла ЮНЕСКО резкой критике за «антиамериканизм», политическую предвзятость и коррупцию [15].
Дальнейшее участие в деятельности организации США планируют осуществлять лишь в статусе государства-наблюдателя. Но при этом США отказываются от выплаты членских взносов. Стоит подчеркнуть, что именно на США приходилась значительная доля финансирования ЮНЕСКО, так как американские взносы составляли не менее 22% всего бюджета организации. Если добавить взносы, уплачиваемые ранее Израилем и Канадой, станет очевидно, что ЮНЕСКО понесла весьма серьезные финансовые потери. Таким образом, в настоящее время организация сталкивается с недофинансированием.
Стоит подчеркнуть, что ЮНЕСКО является для государств единственной максимально политически непредвзятой площадкой для переговоров и решения спорных вопросов. Принятие Палестины в состав организации, а также критика оккупации Израилем восточного Иерусалима (те самые действия, которые Израиль называет враждебными) нацелены всего лишь на максимально справедливое представительство всех наций и культур в рамках ЮНЕСКО. Осуждение израильских действий в Иерусалиме нацелено на то, чтобы призвать государства мира следовать нормам международного права и идеям мирного сосуществования, вернуться за стол переговоров и отказаться от силового метода решения тех или иных вопросов.
Как очевидно, в своём стремлении к справедливому и равноправному международному диалогу ЮНЕСКО сталкивается с серьезными трудностями и попытками воздействовать на организацию как с помощью «мягкой», так и с помощью «жесткой» силы.
Благодаря поддержке, оказываемой гуманитарным инициативам различных государств со стороны ЮНЕСКО, представляется возможным достичь качественного повышения уровня жизни и укрепления позиций тех государств, которые в настоящее время испытывают затруднения. Ведь помимо популяризации объектов всемирного наследия ЮНЕСКО также оказывает помощь в их сохранении, в том числе финансовую.
Это один из факторов, который позволит проблемному государству решить хотя бы часть проблем, с которыми оно сталкивается.
Таким образом, у ЮНЕСКО есть потенциал в будущем укрепить свои позиции в качестве одной из важнейших международных площадок, вносящих заметный вклад не только в построение конструктивного международного диалога, но и в развитие государств мира, в их сотрудничество во имя всеобщего процветания.
Важно, что при помощи активности ЮНЕСКО будет возможно продвигать новое мировосприятие – осознание себя частью большого, глобального мира, осознание своей ответственности за его состояние и дальнейшее развитие. Это простимулирует дальнейшие меры по сотрудничеству в гуманитарной сфере, а также внесет значительный вклад в укрепление международного сотрудничества.
Заключение
По итогам рассмотрения «мягкой силы» и её взаимосвязи со всемирным наследием можно обозначить достаточно четко прослеживаемую связь: объекты культурного наследия вполне могут быть рассмотрены в качестве одного из инструментов «мягкой силы». Они вносят свой вклад в укрепление имиджа государства, повышение его привлекательности, а также интереса к культуре страны.
«Мягкая сила» – перспективное направление развития дипломатии, которое помогает добиться своих целей и решить спорные вопросы мирными способами. В условиях осознания цены военного столкновения и создания множества переговорных площадок такое направление, как «мягкая сила», скорее всего получит дальнейшее развитие в будущем.
Вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога действительно существенен, поскольку инициативы организации способствуют международным обменам, укреплению международных связей, знакомству с культурой различных государств и общему наращиванию гуманитарного сотрудничества. Но есть существенное противоречие между концепцией «мягкой силы» и деятельностью ЮНЕСКО – у них несколько разные цели. ЮНЕСКО является политически непредвзятой организацией и избегает лоббирования интересов государств. Со своей стороны, отдельные государства стремятся использовать культурное лобби и продвинуть в Список всемирного наследия ЮНЕСКО такие объекты, которые представили бы историю в несколько ином, более выгодном для них свете.
ЮНЕСКО стремится к максимально полному представлению всех культур, к соблюдению норм международного права, осуждая агрессию и предлагая субъектам международных отношений мирно решать все возникающие споры и разногласия. Но в последнее время, в связи с палестинским вопросом, ЮНЕСКО столкнулась с протестами и обвинениями таких стран, как Израиль, США и Канада. Эти страны покинули состав организации и приостановили уплату членских взносов, что привело к серьезному недофинансированию организации.
Таким образом, будущее ЮНЕСКО нельзя назвать безоблачным. Однако стоит подчеркнуть, что ЮНЕСКО является для государств единственной максимально политически непредвзятой площадкой для переговоров и решения спорных вопросов.
ЮНЕСКО имеет возможности внести свой вклад в развитие государств, в продвижение инновационных идей и технологий, а также в укрепление осознания себя частью большого, единого мира, нуждающегося в заботе и бережном отношении. В этой связи перспективы организации относительно участия в укреплении международного диалога хотелось бы оценить положительно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Большой энциклопедический словарь, 2000.
[2] Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/kulturnaja_diplomatija_
kak_instrument_magkoj_sily_gosudarstva_2015-11-23.htm (дата обращения: 16.06.219).
[3] Василенко Е.В. «Мягкая сила» современной Италии. – URL: http://www.perspektivy.info/misl/cenn/magkaja_sila_sovremennoj_italii_2015-05-25.htm (дата обращения: 16.06.19).
[4] Европейский Союз выделил 20 миллионов евро на флагманскую инициативу ЮНЕСКО «Возрождение духа Мосула». – URL: https://ru.unesco.org/news/evropeyskiy-soyuz-vydelil-20-millionov-evro-na-fragmanskuyu-iniciativu-yunesko-vozrozhdenie (дата обращения: 16.06.19).
[5] Информация о деятельности международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» / Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=104 (дата обращения: 16.06.19).
[6] Киссинджер Г. / Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/467615-genri-kissindzher-diplomatiia-est-iskusstvo-obuzdyvat-silu (дата обращения: 16.06.19).
[7] Коротко о ЮНЕСКО: миссия и мандат / ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco (дата обращения: 16.06.19).
[8] Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Litres, 2015. С. 78.
[9] Мамаев курган включили в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. – URL: https://www.interfax.ru/culture/402381 (дата обращения: 16.06.19).
[10] Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО / Центр всемирного наследия ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: https://whc.unesco.org/ru/list/ (дата обращения: 16.06.19).
[11] Эксперты мирового уровня обсудят в Москве вопросы научной дипломатии. – URL: https://ria.ru/20181126/1533511163.html (дата обращения: 16.06.19).
[12] Browse the Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of good safeguarding practices / Intangible Cultural Heritage UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: https://ich.unesco.org/en/lists#2018 (дата обращения: 16.06.19).
[13] Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions 2005. Paris, 20 October 2005 / UNESCO Legal Instruments [Электронный ресурс]. – URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=31038&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 16.06.19).
[15] Fox News: после выхода США и Израиля из ЮНЕСКО Хейли обвинила организацию в коррупции и предвзятости. – URL: https://russian.rt.com/inotv/2019-01-02/Fox-News-posle-vihoda-SSHA (дата обращения: 16.06.19).
[17] Normandy’s D-Day landing site proposed for UNESCO World Heritage List. – URL: https://www.dw.com/en/normandys-d-day-landing-site-proposed-for-unesco-world-heritage-list/a-42387474 (дата обращения: 16.06.19).
[18] Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics // Public Affairs. – 2004. – 191 p.
© Ивановский М.С., 2019.
Статья поступила в редакцию 15.06.2019.
Ивановский Михаил Сергеевич,
специалист Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва),
e-mail: im070692@yandex.ru
Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2019/2(17)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/286.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.