Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Айтуганова Н.Л., Бузина Л.М.

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»

Аннотация. В статье рассматриваются существующие рекомендации, программы, проекты и методы вовлечения молодежи в процесс сохранения объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На основе практического опыта объекта «Болгарский историко-археологический комплекс», приводятся рекомендации по реализации и адаптации данных инструментов под конкретные объекты всемирного наследия.

Ключевые слова: Болгарский историко-археологический комплекс, всемирное наследие, ЮНЕСКО, вовлечение молодежи, сохранение культурного наследия.

Открыть PDF-файл


Вовлечение молодежи в сохранение материального и нематериального культурного наследия является одним из ключевых элементов устойчивого социального и экономического развития будущих поколений. Формирование культурных ценностей, сохранение культурной идентичности и исторической памяти, укрепление межкультурного диалога и внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры не представляется возможным без работы с молодым поколением.

Однако, не смотря на существующее признание роли молодежи в сохранении культурного наследия как на государственном, так и на международном уровнях, существует трудность в реализации данных положений на практике и оценке эффективности тех или иных инструментов вовлечения.

Данная статья рассматривает проблему вовлечения молодежи в процесс сохранения объектов всемирного культурного наследия с помощью анализа программ, методов и инструментов, предлагаемых Центром всемирного наследия ЮНЕСКО, а также с помощью анализа опыта применения и адаптации данных инструментов на примере объекта всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс».

Контекст

Прообраз идеи вовлечения молодежи в сохранение всемирного наследия может быть выявлен в Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия (1972), статья 27 которой устанавливает:

1. Государства – стороны Конвенции стремятся, применяя все соответствующие средства и, в частности, просветительские и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию, определяемому в статьях 1 и 2 Конвенции;

2. Они обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о мерах, принимаемых во исполнение Конвенции [1].

Институциональное оформление данной идеи состоялось в 1994 г. с запуском специализированной программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» [2]. Отчетливая интеграция данной программы с системой всемирного наследия состоялась в 2002 г. после принятия Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО Будапештской декларации о всемирном наследии. Будапештская декларация сконцентрировала развитие системы всемирного наследия на решение четырех стратегических задач, две из которых имеют непосредственное отношение к данной теме:

3. Развитие эффективных мер по укреплению потенциала;

4. Усиление общественной осведомленности, вовлечения и поддержки всемирного наследия через коммуникации [3].

Задачи, направления деятельности и проекты программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия» могут быть сгруппированы в соответствии с данными целями (Таблица 1) [4].


2019-2 таб1Реализация Программы осуществляется Центром Всемирного наследия в сотрудничестве с Сетью ассоциированных школ ЮНЕСКО, кластерными бюро ЮНЕСКО, Комиссиями по делам ЮНЕСКО и рядом заинтересованных сторон, включая организации, управляющие объектами всемирного наследия.

С точки зрения управления объектами всемирного наследия, внимание к проблеме вовлечения молодежи усилилось с введением подхода совместного участия, предполагающего привлечение местного сообщества и иных заинтересованных сторон к разработке и реализации планов управления [5]. Вместе с тем, как международные, так и региональные методические рекомендации по планированию управлением не дают конкретных стратегий, инструментов и методов вовлечения молодежи, тем самым оставляя широкое поле для выбора решений управляющим организациям. В большинстве случаев управляющие организации разрабатывают собственные проекты по вовлечению молодежи в сохранение наследия, участвуют в проектах или адаптируют инструменты Программы ЮНЕСКО под конкретный объект и его социокультурный контекст.

Болгарский историко-археологический комплекс

Болгарский историко-археологический комплекс находится на берегу Куйбышевского водохранилища около 120 км к югу от города Казань. Он занимает площадь 424 га и содержит свидетельства существования средневекового города Болгар в IX-XV вв. Он также является символическим напоминанием о принятии ислама волжскими булгарами в 922 г. и остается местом паломничества для мусульман. Объект сохранил пространственный контекст, фортификационные сооружения, а также руины каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения XIII-XIV вв. Территория комплекса включает археологический культурный слой глубиной до 5 м [6].

Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 г. по критериям (ii) и (vi).

Управляющей организацией объекта является Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. План управления объектом на 2016-2021 гг. был утвержден Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО в 2016 г. Мероприятия по вовлечению молодежи предусмотрены стратегическими целями плана управления №3 «Исследования», №4 «Вовлечение местного сообщества» и №5 «Экскурсионно-просветительская деятельность и продвижение» [7].

Вовлечение молодежи в рамках реализации стратегической цели №3 «Исследования» осуществляется с помощью проведения на базе объекта Международной полевой археологической школы в партнерстве с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и Институтом археологии им. А.Х.Халикова Академии наук Республики Татарстан. Школа проводится ежегодно с 2014 г. при участии 100 российских и зарубежных молодых исследователей-археологов. Цель проекта – внедрение новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения археологического наследия Евразии, а также продвижение исследований культурного наследия Болгарского историко-археологического комплекса на международном уровне [8].

В рамках стратегической цели №5 «Экскурсионно-просветительская деятельность и продвижение» Болгарский музей-заповедник осуществляет подготовку сертифицированных гидов-экскурсоводов на базе местного колледжа. Проект нацелен на привлечение профессиональных кадров из местной молодежи, а также на уменьшение оттока данной группы в близлежащие крупные города.

Более того, ведется целенаправленная работа по повышению осведомленности об объекте всемирного наследия среди молодых посетителей Болгарского историко-археологического комплекса. С этой целью данной группе посетителей предлагается ряд познавательных интерактивных мероприятий, посвященных нематериальным элементам культурного наследия Болгара, включая традиции болгарского чаепития и средневековые ремесла [9].

Реализация стратегической цели №4 «Вовлечение местного сообщества» предусматривает два направления по работе с молодежью. Первое направление охватывает молодежь местного сообщества – города Болгар. Их вовлечение происходит благодаря тесному сотрудничеству Болгарского музея-заповедника с образовательными учреждениями города в формате регулярных музейных уроков, освещающих различные атрибуты выдающейся универсальной ценности объекта. Данные занятия проводятся в соответствии с Методическим пособием для учителей «Всемирное наследие в руках молодых» и с применением интерактивных видео «Приключения Патримонито» Программы ЮНЕСКО [10].

Второе направление нацелено на вовлечение молодежи из Республики Татарстан, других регионов России и мира в процесс сохранения объекта. Работа по данному направлению осуществляется в формате ежегодных 2-недельных международных волонтерских лагерей в рамках инициативы «Волонтеры всемирного наследия» Программы ЮНЕСКО. За 2017-2018 гг. в проекте приняли участие более 50 молодых людей из 15 стран мира. Деятельность волонтеров включает в себя практическую работу по сохранению культурного наследия объекта (работа на археологических раскопках, оцифровка музейных коллекций, и др.) [11]. Волонтеры также проходят специально разработанную интерактивную образовательную программу об объектах Всемирного наследия.

Образовательная программа

2019-2

Образовательная программа международного волонтерского лагеря на объекте «Болгарский историко-археологический комплекс» разработана Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Программа включает в себя занятия по следующим темам: система всемирного наследия; повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года; нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО и управление туризмом на объектах всемирного наследия. Образовательная программа организована по принципу «лекция – практический семинар», для достижения эффективности усвоения материала используются интерактивные инструменты, включая презентации, фото- и видеоматериалы, работу в командах. Принимая во внимание международный характер волонтерского лагеря, образовательная программа проводится на английском языке.

В 2018 г. был опробован формат занятия с применением практики интеллектуального волонтерства: участникам было предложено разработать памятку посетителям объекта «Болгарский историко-археологический комплекс». Данный метод показал достаточную эффективность: волонтерами были созданы раздаточные материалы для посетителей объектов на русском, татарском, английском, немецком, испанском и французском языках и видеосюжет с демонстрацией основных правил поведения, которые используются в ежедневной работе визит-центра Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

2019-2 таб2

Интерпретация и анализ

Опыт вовлечения молодежи в сохранение объекта всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс» свидетельствует о возможности интеграции инструментов Программы ЮНЕСКО в управление объектами на основе планов управления: из 5 предложенных проектов и инструментов Центра всемирного наследия были использованы 3: методическое пособие для учителей «Всемирное наследие в руках молодых», короткометражные мультфильмы «Приключения Патримонито», а также международные волонтерские лагеря инициативы «Волонтеры Всемирного наследия».

Инструментарий, предложенный Центром всемирного наследия ЮНЕСКО для вовлечения молодежи, был дополнен Болгарским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником дополнительными проектами: проблемы мониторинга археологического наследия в буферной зоне объекта и популяризации научных исследований по культурному наследию объекта были решены с помощью проекта ежегодной Международной полевой археологической школы для молодых специалистов. Так же для работы с возросшим количеством посетителей объекта были подготовлены дополнительные кадры из числа местной молодежи.

Что касается мониторинга эффективности применения тех или иных инструментов вовлечения, необходимо отметить, что инструменты, направленные на повышение общей осведомленности молодежи об объекте всемирного наследия (музейные уроки или познавательные интерактивные мероприятия), имеют методы отслеживания эффективности (устный опрос, тестирование, контрольная работа и другие). Вместе с тем, оценка эффективности специализированных ежегодных мероприятий (Международная полевая археологическая школа, международный волонтерский лагерь) в краткосрочной перспективе вызывает вопросы. Достаточную эффективность в области повышения осведомленности о всемирном наследии ЮНЕСКО показала образовательная программа международного волонтерского лагеря, которая также способствовала развитию профессиональных навыков молодых людей.

Заключение и рекомендации

Успех вовлечения молодежи в сохранение всемирного наследия зависит от того, насколько конкретные инструменты отвечают запросам молодежи в области приобретения навыков, опыта работы или участия в международном проекте. В этой связи особый интерес представляет инструментарий Программы ЮНЕСКО «Участие молодежи в сохранении и популяризации всемирного наследия», который разработан с учетом увлечений молодого поколения. Вместе с тем, данный инструментарий может быть адаптирован под специфические нужды того или иного объекта всемирного наследия, что обеспечивает эффективность реализации мероприятий по привлечению молодежи управляющими организациями. Вопрос оценки эффективности отдельных мероприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе остается открытым и требует разработки отдельной методологии оценки.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. – URL: https://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 20.02.19). 

[2] World Heritage Education Programme [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. – URL: https://whc.unesco.org/en/wheducation/ (дата обращения: 20.02.19). 

[3] The Budapest Declaration on World Heritage [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. – URL: http://whc.unesco.org/en/documents/1334 (дата обращения: 20.02.19). 

[4] World Heritage Education Programme [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. – URL: https://whc.unesco.org/en/wheducation/ (дата обращения: 20.02.19).

[5] Managing Cultural World Heritage [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. – URL: https://whc.unesco.org/en/news/1078 (дата обращения: 20.02.19). 

[6] Bolgar Historical and Archaeological Complex [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. – URL: https://whc.unesco.org/en/list/981 (дата обращения: 20.02.19). 

[7] Bolgar Historical and Archaeological Complex Management Plan for 2016-2021 : [Unpublished Report]. 

[8] Международная археологическая школа в Болгаре [Электронный ресурс]. – URL: http://archtat.ru/ru/arch-school/ (дата обращения: 20.02.19). 

[9] Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: события [Электронный ресурс]. – URL: http://великий-болгар.рф/?paged=15&cat=16 (дата обращения: 20.02.19). 

[10] Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: познавательные занятия [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/society/20170728/1499325637.html (дата обращения: 20.02.19). 

[11] Международный волонтерский лагерь ЮНЕСКО на базе Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника [Электронный ресурс]. – URL: http://www.heritage-institute.ru/news/news-heritage-institute/item/3477-mezhdunarodnyj-volonterskij-lager-yunesko-na-baze-bolgarskogo-gosudarstvennogo-istoriko-arkhitekturnogo-zapovednika (дата обращения: 19.03.19).



© Айтуганова Н.Л., Бузина М.Л., 2019.

Статья поступила в редакцию 15.06.2019.

Айтуганова Наргиз Ляисовна,
научный сотрудник Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва),
e-mail: nargissaituganova@yandex.ru

Бузина Людмила Михайловна,
заместитель руководителя Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва),
e-mail: liudmila.buzina@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/2(17)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/289.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru