Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.27.74.003

Чувилькина Ю.В.

Комплектование музейных фондов в СССР во второй половине XX века

Аннотация. Статья посвящена основным принципам комплектования и охватывает основные идеи и направления музейного комплектования второй половины XX в. Также работа описывает возникновение термина «комплектование» и его общепринятые этапы.

Ключевые слова: комплектование, музей, фонды, принципы, критерии, концепция, подход, предметы, формы, собирательство, систематизация.

Открыть PDF-файл


Комплектование музейных фондов является важнейшим направлением деятельности любого музея. Именно с помощью комплектования музей осуществляет функцию документирования действительности.

Базой для развития всех направлений музейной работы являются коллекции, уровень которых во многом определяет экспозиционную, культурно-образовательную и выставочную деятельность музея.

При осуществлении комплектования, необходимо помнить о том, что лишь разностороннее отражение жизни человека и общества, включающее успехи и поражения, достижения и ошибки, способно претендовать на объективное представление реальности.

Вопросам комплектования в музее уделено большое внимание в статье Н.И.Решетникова [1] Комплектование музейного собрания несет в себе научность, системность и базируется на определенных принципах, а именно: комплексность источников, неделимость фонда, изучение среды бытования, краеведческий принцип, мемориальность, достоверность.

Принцип комплексности источников в формировании коллекции может пониматься в двух значениях: в первом случае это комплекс определенного вида или типа предметов, составляющих единое целое (сервиз, набор и проч.), во втором – общность предметов, способная в своем комплексе отражать исторические события или явления жизни человека. Принцип комплексности часто нарушается в ходе работы экспедиционных групп, так как во внимание зачастую принимается лишь определенная тематика комплектования, являющаяся приоритетной. В результате такой работы комплексные источники могут быть отброшены или не замечены.

Недостаток узкого тематического подхода заключается и в том, что отбор лишь определенных предметов может привести к распределению комплекса источников по различным коллекциям или фондам и утрате их смысла и значения в отдельности от группы. После отбора лишь субъективно интересных ему предметов коллекционер делает их неинформативными и «глухими», нарушая принцип неделимости фондов. При таком подходе увеличивается риск утраты предметов, ошибочно признанных незначительными, подлежащими забвению или уничтожению.

Принцип изучения среды бытования является необходимым и значимым для успешного комплектования. Для полноты информации о предмете необходимо изучить обстановку и среду, в которой он находился, кто мог им владеть или пользоваться. Важно, что одни и те же предметы, попадая в различную среду бытования, могут приобретать различное значение, способное существенно изменить легенду предмета.

Краеведческий принцип комплектования применяется для соответствующего типа музеев. Данный принцип включает в себя документирование природных явлений и исторических событий местности, изучение различных процессов, присущих определенным местам. Коллекции краеведческого музея комплектуются исключительно в рамках территории своего края.

Важным при комплектовании представляется также принцип мемориальности. Мемориальная ценность предмета представляет собой значимость данного предмета как памяти о человеке или событии. При установлении связи с владельцем или событием предмет приобретает большую значимость. Мемориальность предмета подлежит документальному подтверждению, если не фиксирует в себе связь с лицом или событием (наличие пометок и подписей, рукописных текстов, рисунков, печатей и клейм). Иллюстрацией данного принципа можно считать мемуары. Воссозданные в памяти автора события нужно оценивать с осторожностью, выявляя степень их объективности и опираясь на другие источники.

В ходе комплектования необходимо соблюдать также принцип достоверности. Данное понятие включает в себя два смысла. В первом случае определяется оригинальность и подлинность самого предмета, отделение его от существующих копий и подделок. Во втором случае – достоверность авторства, принадлежности к среде бытования или событиям, информации о технике изготовления или способе производства. При изучении предмета, уже принятого в коллекцию музея, необходимо проверить и подтвердить информацию, собранную во время комплектования.

Одной из задач комплектования также является создание взаимосвязи с научно- исследовательской работой в музее [2]. Принимая решения о комплектовании определенных предметов, необходимо задумываться о том, какие исследования, полезные для музея, эти предметы дают возможность проводить и каковы будут их результаты.

Задачей, уже стоящей на пути воплощения, можно назвать создание единого каталога музейных предметов для всех музеев [3]. Данный каталог должен служить для упрощения изучения предметов, содержать в себе информацию о коллекциях, предметах, степени изученности, сохранности, мемориальности, связи со средой бытования, библиографии, месте хранения предмета.

Процесс комплектования можно разделить на следующие этапы:

1. Определение основной тематики комплектования. Выбор музеем направления работы, определение наиболее важных процессов и явлений, требующих документирования.

2. Поиск и изучение предметов и памятников, соответствующих концепции комплектования.

3. Определение среди памятников предметов, имеющих музейное значение.

4. Изучение предметов музейного значения. Проведение научной экспертизы.

5. Регистрация и учет музейного предмета, согласованного для принятия в фонды.

Формы музейного комплектования можно разделить на текущее комплектование и полевые исследования [4]. В понятие текущего комплектования входят такие формы, как обмен, дарение, закупка предметов, безвозмездная передача, выполнение для музея копий предметов для работы с посетителями. Если же говорить о полевых исследованиях, то они предполагают постоянно действующую экспедицию, репортажный сбор в момент события и маршрутное экспедиционное исследование.

Критерии отбора музейных предметов включают социальную значимость предмета, его уникальность, типичность, полноту отражения фактов, достоверность – такой критерий отбора называется «репрезентативность». В этом случае важным фактором является наличие в предмете как материального воплощения, так и смыслового содержания.

Способность предмета взаимодействовать с человеческими чувствами, а также выстраивать связи с другими предметами, дополнять информацию или давать разъяснения является критерием «коммуникативности».

Нахождение предмета в экспозиции музея влечет за собой необходимость поддержания предмета в пригодном для экспонирования состоянии. Поэтому важным критерием отбора предметов является также критерий «сохранности». Сочетание в музейном предмете таких свойств, как экспрессивность и аттрактивность, зачастую также положительно влияет на решение об отборе предмета. Однако предметы, не сочетающие данные качества, не следует однозначно расценивать как незначительные: необходима взвешенная оценка всей совокупности критериев.

Определение «комплектование музейных фондов» на протяжении значительного времени было тождественно «собирательству». Термин получает свое законодательное оформление в 1965 г. и закрепляется в «Положении о Музейном фонде Союза ССР» [5].

В 1950-60-х годах музейная деятельность несет в себе в основном пропаганду советского строя [6]. Главным образом музеи были вынуждены в свои коллекции принимать произведения советского искусства различных видов и жанров. Предпочтение отдавалось идеологически наполненным произведениям живописи, несущими определенный идейно-политический смысл. Также одним из ключевых направлений был отбор предметов, представляющих культуру различных национальностей.

С 1953 г. музейное дело в России находилось под управлением созданного Министерства культуры, а на местном уровне – в органах культуры исполкомов Советов [7]. Всестороннему развитию деятельности музеев, интересу к истории, культуре и туризму во много способствовал процесс демократизации, начавшийся в стране после смерти И.В.Сталина.

Позднее, в 1960-80-е гг. наступает так называемый период «музейного бума» [8]. Появляются новые музеи, а крупные музеи в данный период всестороннее развивают направления и формы своей работы. Одним из важнейших направлений можно считать музейное комплектование.

Уточнение и разделение понятий «комплектование» и «собирательство» появляется в 1970-х гг. в работах Ю.П.Пищулина [9], Н.П.Финягиной [10], У.М.Поляковой [11], Именно в это время в результате осмысления понятий, можно говорить о том, что комплектование музейных фондов отныне становится концептуальным, а определение «собирательство» стало отражать лишь одну из частей комплектования.

В ходе формирования в музеях РСФСР централизованной музейной сети проводилась также и единовременная сверка документации фондов с имеющимися предметами. Крупные музеи в этот период послужили для небольших методическим и практическим примером, а также оказали помощь в атрибуции и оценке. Распределение предметов между основными и вспомогательными фондами также явилось предпосылкой для улучшения качества музейной документации и работы музея в целом.

При Министерстве культуры создаются организации, задачей которых является пополнение музейных фондов страны. Прежде всего, это «Дирекция художественных фондов» (основана в 1959 г), позднее (с 1977 г. и до конца 1990-х гг.) ставшая организацией «Росизопропаганда» (РОСИЗО) [12]. Государственные закупки предметов, их распределение по музеям и фондам, организация проведения выставок различных музеев страны также являлись задачами этой организации [13].

Еще одной организацией подобного типа было основанное в 1966 г. «Всесоюзное художественно-производственное объединение имени Е.В.Вучетича» [14].

Одним из популярных источников пополнения фондов становятся закупки [15], которые могли производиться за счет бюджетных средств по итогам работы закупочной комиссии музея. Пополнялись фонды также путем выявления интересующих музей предметов у коллекционеров. [16] Необходимо отметить, что предметы, отобранные в результате работы музейных экспертов, имели зачастую большую художественную ценность, чем предметы, поступавшие по линии Министерства культуры. Такие приобретения значительно влияли на дальнейшее развитие коллекций музеев.

Важнейшим источником поступлений для музеев зачастую были личные контакты с художниками, чьи работы можно было приобрести прямо с выставок, из мастерских, а иногда и получить в дар. Работы столичных художников провинциальные музеи могли получить в ходе командировок сотрудников и выездных выставок.

1960-80-е гг. ознаменовались для музеев также большим количеством экспедиционных работ, способствовавших пополнению музейных коллекций предметами быта и культуры определенного края. Этой теме посвящены работы Л.И.Петухова [17], Ф.В.Усачева [18].

В 1970-80 гг. одним из новых и интересных направлений комплектования становятся произведения наивного искусства и народного творчества [19].

В 1980-90-е гг. музеи во многом продолжают следовать «краеведческому» принципу комплектования: проявляется такая тенденция, как собирательство культурной специфики каждого отдельного региона. Открывается большое количество мемориальных домов и музеев-квартир, развивается направление работы, связанное с известными композиторами, художниками и общественными деятелями (музей Л.Толстого, музей Цветаевой, музей Серебряного века, музей Лермонтова).

В начале 1990-х гг. значительно сократилось количество музейных экспедиций: многие музеи просто не имели возможности закупать произведения в фонды. Пополнение коллекций чаще всего происходило благодаря РОСИЗО, а также передачам от частных лиц и художников. Несмотря на финансовые трудности в этот период в работе музеев намечаются новые направления. Например, одной из новых форм пополнения коллекций стала передача музеям культурных ценностей, конфискованных правоохранительными органами за незаконное приобретение или использование [20].

Одной из важнейших задач комплектования становится систематизация и научная организация имеющихся коллекций. В каждом музее появляется необходимость в разработке собственных классификаций для конкретных собраний.

Повышению эффективности комплектования музейных фондов способствует создание компетентных фондово-закупочных комиссий [21], способных как анализировать новые поступления, так и проводить экспертную оценку уже имеющихся. Не менее важным качеством является и способность к грамотной систематизации предметов, ведь именно полные и разнообразные коллекции музея дают необходимую основу для работы.

Подводя итоги, следует отметить, что комплектование фондов постоянно подвержено изменениям, связанным с идеологией, появлением новых идей, формированием направлений, но именно оно во многом отражает общественные и исторические явления, сохраняя их для будущих поколений.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Решетников Н.И. Музей и музееведческие проблемы современности: Вопросы музейной практики. Практика комплектования музейных коллекций [Электронный ресурс]. – URL: http://opentextnn.ru/museum/N.I.Reshennikov._Museum_and_the_Museological
_problems_of_modernity/index.html@id=6090
(дата обращения: 15.01.2020).

[2] Решетников Н.И. Музей и музееведческие проблемы современности: Вопросы музейной практики. Научные исследования [Электронный ресурс]. – URL: http://opentextnn.ru/museum/ N.I.Reshennikov._Museum_and_the_Museological_problems_of_modernity/
index.html@id=6090 (дата обращения: 18.01.2020).

[3] Приказ Министерства культуры РФ от 1 декабря 2017 г. N 2012 «Об утверждении Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации».

[4] Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 2. – М.: Прогресс; Рипол классик, 2001. – С. 17.

[5] Постановление Совмина СССР от 02.06.1965 N 428 «О музейном фонде Союза ССР».

[6] Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическомвоспитании трудящихся».

[7] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР на базе Министерства кинематографии РСФСР, Комитета по делам культурно-просветительных учреждений, Комитета по делам искусств, Управления по делам полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли при Совете Министров РСФСР на основании Закона СССР от 15 марта 1953 года «О преобразовании министерств СССР».

[8] Дриккер А.С. Музейный бум как феномен демократической культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2012. – № 3. – С. 10-14.

[9] Пищулин Ю.П. О координации научно-исследовательской работы краеведческих музеев: К постановке вопроса// Музей и современность. Проблемы координации научной и научно-просветительной работы : Сб. науч. тр. НИИ культуры. Вып. 36. – М., 1976. – С. 5-9; его же. О научном комплектовании музейных фондов // Актуальные проблемы фондовой работы музеев: Сб. науч. тр. НИИ культуры. Вып. 83. – М., 1979. – С. 3-13.

[10] Финягина, Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы / Н.П. Финягина // Музейное дело в СССР / Центральный музей революции СССР; ред. Владимиров П.Ф. – М.: Советская Россия, 1975. – С. 19-38.

[11] Полякова У.М. К вопросу комплектования музейных фондов по современности в музеях исторического и краеведческого профилей // Актуальные проблемы фондовой работы музеев: Сб. науч. тр. НИИ культуры. Вып. 83. – М., 1979. – С. 15-24.

[12] РОСИЗО ведет свою историю с 1959 г., когда при Министерстве культуры РСФСР была учреждена Дирекция художественных фондов и проектирования памятников. С 1977 по 1994 г. существовал Республиканский центр художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда». С 1 января 2010 г. ГМВЦ «РОСИЗО» обрел статус музея.

[13] Кабулова, Ю.П. Документация фондово-закупочных комиссий: оформление изменений в составе основного фонда музеев Российской Федерации / Ю.П. Кабулова, Г.А. Кулева // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Труды ГИМ. Вып. 104 / Сост. Л.И. Скрипкина. – М.: ГИМ, 1999. – С. 78-85.

[14] Основан в 1966 г. на базе Дирекции художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР. В 1983 г. переименован во Всесоюзное художественно-производственное объединение имени Е.В. Вучетича при Министерстве культуры СССР (ВХПО им. Е.В. Вучетича).

[15] Федотова А.А. Основные источники и направления комплектования фондов провинциальных художественных музеев России во второй половине ХХ в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №3 (20). – С. 140.

[16] Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России. – СПб.: СПбГУКИ, 2006. – C. 122.

[17] Петухов, Л.И. Основной и научно-вспомогательные фонды / Л.И. Петухов // Музейное дело в СССР / Ред. И.М. Поспелова. – М.: Советская Россия, 1973. – С. 134-137.

[18] Усачев В.Ф. Достижения и трудности комплектования фондов по разделу современности / В.Ф. Усачев // Актуальные проблемы фондовой работы музеев: Труды 83 / Сост. Л. Лашкевич – М.: НИИК, 1979. – С. 103-119.

[19] Жерневская Л.М. Музеи народного творчества: Обзор. – М.: [б. и.], 1974. – 36 с.

[20] Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

[21] Распоряжение Правительства Москвы от 9 апреля 2009 г. N 618-РП «Об утверждении Положения об Экспертно-закупочной комиссии Департамента культуры города Москвы по приобретению произведений (предметов) культурно-исторического и природного наследия и современного искусства и Типового положения об Экспертной фондово-закупочной комиссии музея (выставочного зала), подведомственного Департаменту культуры города Москвы».


© Чувилькина Ю.В., 2020.

Статья поступила в редакцию 23.03.2020.

Чувилькина Юлия Викторовна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: chuvilkina.julia@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/1(20)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/338.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru