2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2021.99.67.018
Варэс Л.Н.
Просвещенный хозяин – Сергей Михайлович Рукавишников
Аннотация. Результаты архивных исследований и реставрационных работ на архитектурных сооружениях, построенных нижегородским купцом С.М.Рукавишниковым, позволили пересмотреть исторически сложившиеся стереотипы в оценке личности их создателя и представить его как человека с активным творческим началом, деятельность которого является примером успешного использования инноваций своего времени.
Ключевые слова: С.М.Рукавишников, провинциальный предприниматель, городская и сельская усадьбы, архитектурный стиль, строительные материалы, «образцовое хозяйство», технологии.
Часто бывает, что однажды данная кем-то характеристика «приклеивается» к человеку на всю жизнь. Людская молва «дорисовывает» кем-то начатый портрет, в результате создавая образ, совсем не соответствующий обсуждаемому герою. Очевидно, подобное произошло и в отношении Сергея Михайловича Рукавишникова. Сложилось общее мнение, что он, как «человек неслужилый», мало чем себя проявивший «мильонщик», жил на проценты от доходов и потратил отцовское наследство на строительство в Нижнем Новгороде роскошного дворца на волжском откосе. Современные исследователи, опираясь на общепринятые «штампы», называют С.М.Рукавишникова «достаточно заурядным, ординарным человеком» [1].
Комплексные реставрационные работы 2007-2010 гг., проведенные на особняке в городской усадьбе Рукавишниковых, архивные исследования и обследование сельской усадьбы Рукавишниковых в Подвязье (Богородский район) позволяют нам доказать обратное, предоставив к рассмотрению объективные факты, дабы справедливость восторжествовала.
Сергея Михайловича с полным правом можно назвать «строителем», который жил «в ногу со временем», был в курсе модных для своего времени стилистических направлений. Чтобы осуществить задуманное, он привлекал талантливых архитекторов. Основную роль в реконструкции дома на Верхне-Волжской набережной сыграл уроженец Нижнего Новгорода, московский архитектор Петр Самойлович Бойцов, которого сейчас называют «непризнанным гением эклектики». В результате первого опыта молодого Бойцова был создан роскошный дворец (1875-1877). Общее стилевое решение сооружения представляет собой прекрасный пример стиля «историзм», столь характерного для последней трети ХIХ столетия. Поэтому расхожий анекдот советской поры, прославлявший безграмотность богатого купца Рукавишникова, который на вопрос архитектора: «В каком стиле строить дворец?», ответил – «Во всех стилях», напротив, свидетельствует о грамотности заказчика, сведущего в вопросах различных художественных направлений и стилей в искусстве, в том числе и в архитектуре.
Воздвигнутый на Волжском откосе дворец-палаццо стал примером «безудержной эклектики», характерной для той поры. Богатому убранству фасадов здания соответствуют и интерьеры внутренних покоев дома. Отделка залов парадной анфилады второго этажа включает элементы практически всех известных стилей за исключением готики. Демонстрируя престижность и богатство, особняк задал определенный уровень и статус последующей застройке Верхне-Волжской набережной представительными домами.
Минул век девятнадцатый, и все виды искусства охватил новый стиль – стиль модерн. В архитектурном облике Нижнего Новгорода появляются постройки иного, нового типа. Среди них здание банка на Рождественской улице (ул. Рождественская, 23), построенное С.М.Рукавишниковым в 1908 г. Оно создается по проекту известного архитектора, основоположника модерна в России Федора Осиповича Шехтеля. Примечательно, что банк был построен одновременно с типографией Рябушинских «Утро России» на Страстном бульваре в Москве, автором проекта которого тоже является Шехтель. «Типография стала хрестоматийным примером рационального модерна в России. Банк в Нижнем Новгороде близок по строгой и лаконичной композиции типографии Рябушинских … Фасад банка по Рождественской являет собой яркий пример рационалистического модерна» [2].
Будучи страстным поклонником всего ультрамодного, С.М. не боялся экспериментировать. В нижегородской усадьбе, не разрушая старого дома, он «встроил» его в стены нового дома-дворца. В богородской сельской усадьбе он виртуозно «перевернул» старый господский дом, замуровав бывший парадный подъезд и устроив парадный вход со стороны реки над обрывом. Даже в строительстве здания банка выработано необычное решение: здание состоит из двух корпусов, выходивших один на ул. Рождественскую (для Митрофана Михайловича), а другой – на Нижне-Волжскую набережную (для Сергея Михайловича). Оба корпуса были соединены между собой, но имели разные планировки и фасады. Он был воздвигнут на волне нового стиля, тесно связанного с новыми конструкциями, новыми строительными материалами и естественно предполагавшего создание рационалистических произведений.
Рукавишников действительно был «просвещенным» хозяином. Он не просто строил – он строил качественно, добротно, на века: «Так строили, чтоб не только в день, когда леса падут, но и на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного»3. Использовались только надежные строительные материалы. Если брали облицовочную плитку, так высококачественную фирменную метлахскую, потому что она обладала высокими эксплуатационными свойствами. По большинству параметров подобная плитка близка к современному керамограниту. Ее технические показатели испытанывременем, свидетельство тому – хорошей сохранности керамическая метлахская плитка в исторических интерьерах построек Рукавишникова в Нижнем Новгороде и сельской усадьбе Подвязье.
Состоятельному Сергею Михайловичу не откажешь в практичности. При выборе стекла для строительства четырех своих оранжерей он останавливает свое внимание на изобретении швейцарского архитектора Гюстава Фальконье. Прозрачное и легкое стекло (системы Фальконье) применяли там, где нужно было много света. Преимущество этого материала заключается еще и в том, что стеклянные блоки – «камни», как их тогда называли за прочность и долговечность, заключая в себе воздух, не потели и не замерзали. Стеклоблоки часто использовали в оранжереях, так как они прекрасно предохраняли от холода, позволяли экономить до 50% топлива. Если учесть, что момент этого изобретения в 1880 г. и начало реконструкции усадьбы в Подвязье (приобретена в 1879 г.) практически совпали по времени, то можно сделать вывод, что энергичный Рукавишников был в курсе строительных новинок и активно их использовал. Его оранжереи представляли собой внушительную постройку «величиною 17х5 саженей, передняя стена и бока каменные, задняя стена и крыша стеклянные, в железных рамах, разделяется на теплицу, состоящую из 3-х комнат, котельную парового отопления в 1 комнату» [4].
Стекло Фальконье получило широкое распространение на рубеже ХIХ-ХХ столетий в архитектурных сооружениях Москвы и Санкт-Петербурга, но значительно реже встречалось в провинции. Стало быть, и в этом случае Сергей Михайлович Рукавишников не уступал в своих запросах и в строительной практике престижному столичному уровню.
Аналогичным было и отношение к техническому оснащению практически всех рукавишниковских построек. При строительстве своего «палаццо» в Нижнем Новгороде Сергей Михайлович продумывал все до мелочей, дабы обеспечить максимально комфортную жизнь в доме-дворце. По замыслам просвещенного хозяина все должно было быть максимально удобно и соответствовать последним достижениям мирового жилищно-бытового прогресса того времени. Он хотел иметь в доме водяное или паровое отопление, холодную и горячую воду в умывальниках, принудительную вентиляционную систему, газовое освещение, ватерклозеты, холодильник. Исполнителем была выбрана знаменитая на весь мир, ведущая российская фирма «Сан Галли», которая демонстрировала надежность и качество работы.
Устройство отопительных систем было одной из спецификаций этого завода, первым в России имевшим отделение по отливке труб, использовавшихся для парового и водяного отопления. Кроме того, к середине 1870-х гг. фирма уже имела большой и успешный опыт выполнения подобных работ на нескольких крупных объектах в Санкт-Петербурге. К тому же она славилась отливкой чугунных лестниц, балконов, решеток и разного рода орнаментальных украшений. Возможно, ажурные садовые решетки и лестницы главного дома усадьбы Рукавишникова были изготовлены тем же производителем.
Уже в процессе строительства дворца на набережной, в июле 1876 г. в усадьбу проводится водопровод. В связи с этим на ее территории строится специальное одноэтажное каменное здание для размещения локомобиля. Это механическое приспособление предназначалось для накачивания воды в новые строения усадьбы. А в 1906 г. вновь прокладывается водопроводное ответвление, но уже от городской магистрали. Система водоснабжения начиналась за оградой усадьбы на улице Малой Печерской (ныне Пискунова) неподалёку от фонтана, который был во внутреннем дворике усадьбы. До сих пор сохранился водопроводный колодец с остатками чугунных труб и запорные задвижки, одна из которых регулировала напор воды в фонтане. От городского водопровода по ответвлению вода посредством насоса с паровым приводом (локомобилем) подавалась в накопительный стальной клёпаный бак на чердаке дома, а оттуда направлялась в зависимости от назначения во все части усадьбы. Водопроводные трубы изготавливали из чугуна и свинца. Большое количество остатков труб различного диаметра было обнаружено в процессе реставрации помещений на всех этажах здания, как в перекрытиях, так и в стенах под слоями штукатурки. На втором этаже в половине хозяйки дома в небольшом будуаре сохранился в весьма исправном состоянии умывальник серого мрамора с зеркалом. Латунный кран, сифон, прочистка практически ничем не отличаются от современных. После многократных реконструкций и ремонтов сегодня довольно сложно с точностью установить расположение умывальных и туалетных комнат, но, опираясь на развитую водопроводную систему и её возможную производительность, можно однозначно утверждать, что умывальни и отхожие места были устроены на каждом этаже [5].
Уникальность главного дома усадьбы на Откосе состоит как раз в том, что до наших дней не только сохранились детали и элементы бытовых систем, но они действовали до недавнего времени. Система отопления поддерживалась в рабочем состоянии до 2010 г.
Очевидно, что Сергей Михайлович, как человек, который по-деловому оценивал экономическую ситуацию, развивавшуюся в пореформенной России, обращает свое внимание на усадьбу дворян Приклонских – «Подвязье» в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. Завершив обустройство своей новой городской усадьбы в Нижнем Новгороде, в 1879 г. он выкупает старое «дворянское гнездо» и ставит перед собой задачу изменить его сообразно своему времени.
Приходящие в упадок дворянские усадьбы той поры переживали тяжелый период трансформации, приспособления к новым условиям. Они стали основой для возникновения «образцовых хозяйств», чья экономическая жизнь строилась уже, в основном, на рыночных принципах. Это были достаточно высокоразвитые для своего времени экономии, в которых, как правило, сельскохозяйственное производство сочеталось с переработкой произведенной продукции… Фактически владельцы таких имений постепенно становились провинциальными предпринимателями, стремившимися к максимальной экономической эффективности своих хозяйств [6].
Рукавишников творчески подходил ко всему, чем занимался. Это касалось не только его архитектурно-строительных дел. Он применял лучшие мировые технологии во всех областях, будь то сельское хозяйство, цветоводство, животноводство, молочное производство и многое другое. Свидетельством тому являлось образцовое хозяйство, созданное им в сельской усадьбе «Подвязье». Именно сюда специально выписывались журналы по ведению сельского хозяйства из Германии, Англии, информация которых позволяла узнать обо всех новых изобретениях по части машин, оборудования и технологий. Здесь можно было не только теоретически изучать все новое, но и увидеть практическое воплощение достижений прогресса той поры. Практичность и удобство пользования в сочетании с эстетикой и надежностью отличали строения усадьбы. Здесь поражало все: оранжереи с механически поднимающейся и опускающейся крышей, аквариум с рыбами редких пород, водонапорная башня с бесперебойной подачей воды, кузница и ветряные мельницы, пекарня и рыбный ледник, сыроварня и молочная с холодильником фирмы «Альфа Нобель» и тремя сепараторами фирмы «Альфа Лаваля». Узнав из иностранного журнала о технологии пастеризации молока, Сергей Михайлович тут же выписал из заграницы технолога, приобрел пастеризатор и начал первым в Нижегородской губернии производить из пастеризованного молока несоленое сливочное масло. Расфасованное в 5-фунтовые, 1-фунтовые, 0,5 и 0,25- фунтовые формы с этикеткой «Ферма Рукавишникова», сделанной по рисункам Шехтеля, масло поступало в магазины Москвы и Нижнего Новгорода. Оно продавалось в фунте на 5 копеек дороже, чем другое масло, и этим очень гордился С.М.Рукавишников [7].
Известным губернским агрономом А.В.Португаловым проводились в имении опыты с травосеянием, искусственными удобрениями. Здесь испытывались новые сельхозмашины, в частности, жатки-сноповязалки «Колумбия» фирмы «Износков и Зуккау», передовые машины и оборудование выписывали из Германии и Америки [8].
Агрономы и специалисты животноводства, приезжавшие в Нижний, считали честью для себя посетить знаменитое образцовое хозяйство, студенты Московского сельскохозяйственного института не раз проходили здесь практику. Еще бы! Ведь на фермах Рукавишникова был лучший молочный скот, который он «выписал» из Германии. Сейчас мало кто знает, что знаменитая высокоудойная «красногорбатовская» порода это – порода «коров Рукавишникова» [9]. Известным в свое время был и конный завод рысистых лошадей Потомственного Почетного Гражданина Сергея Михайловича Рукавишникова, размещавшийся при селе Подвязье близь станции Растяпино Московско-Нижегородской железной дороги. Завод был в числе экспонентов Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. В газете «Нижегородский листок» от 24 июня 1896 г.(№172) упоминается группа из шести лошадей, за которую С.М.Рукавишников получил серебряную медаль: «Крапива» (гнедая кобыла, 5 лет); «Посыльный» (вороной жеребец, 3 года); «Кавалер» (темно-гнедой жеребец, 2 года); «Гордость» (вороная кобыла, 2 года); «Победа» (вороная кобыла, 2 года); «Газета» (рыжая кобыла, 2 года). На Всероссийской конной выставке в Санкт-Петербурге в 1898 г. лошадь рукавишниковского завода была удостоена бронзовой медали.
Приведенный далеко не полный перечень исторических свидетельств знакомит нас с интереснейшей творческой личностью и просвещенным хозяином Сергеем Михайловичем Рукавишниковым. Это был романтик-созидатель, человек с активным творческим началом, деятельность которого является примером успешного использования инноваций своего времени.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Макаров И. Карман России. – Н. Новгород: Книги, 2006. – С. 521.
[2] Орельская О.В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде. – Н. Новгород: Промграфика, 2000. – С. 87.
[3] Рукавишников И.С. Проклятый род : [роман]. – Н. Новгород.: Нижегор. Ярмарка 1999. – С. 97.
[4] Сидоренкова С. Возникшая из небытия усадьба Приклонских-Рукавишниковых / Презент НН. – 2007. – № 19. – С. 7.
[5] Северьянов Л.Б. Инженерные системы архитектурного памятника и проект реставрации особняка / Новый роман старого дома. – Н. Новгород, 2010. С.86.
В 1879 г. заработал новый водопровод мощностью 200 тыс. ведер воды в сутки. Воду он подавал уже не родниковую, как первый, открытый 1 октября 1847 г., а речную. Канализация в Нижний Новгород пришла лишь в 1896 г.: на Нижегородской ярмарке построена первая в России подземная сводчатая канализация.
[6] Шорин Ю.Н. Ивонино: Мир русской усадьбы пореформенного времени : Усадебный фотоархив как исторический источник / Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 12(28). – М.: Жираф, 2006. – С. 461.
[7] Вадимов-Маркеллов А.А. От детства до первых огней рампы (воспоминания) / Нижегородский музей. 2013. № 26. С.89.
[8] Потравко Ж.А. Рукавишниковы: отец и сын / Пространство под названием «Музей» : сб. стат. Вып. III. – Н. Новгород, 2016. – С. 85.
[9] Сидоренкова С. Указ. Соч. С. 11.
© Варэс Л.Н., 2021.
© Варэс Л.Н., фото, 2021.
Статья поступила в редакцию 10.04.2021.
Варэс Людмила Николаевна,
заместитель генерального директора по научной работе,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
email: varas@ngiamz.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/2(25)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/439.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.