2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.55.74.007
Окороков А.В.
Русские не сдаются!
Аннотация. В статье приведены истории жизни трех летчиков-истребителей – героев Великой Отечественной войны, фотографии которых отложились в личном архиве автора.
Ключевые слова: летчик-истребитель, герой, штурмовик, Великая Отечественная война, плен.
В нынешнее непростое время как никогда раньше назрела необходимость рассказать о молодых героях, отдавших свою жизнь ради нашей жизни в годы Великой Отечественной войны. Ради того, чтобы 77 лет мы могли спать спокойно, не вздрагивая от воя сирен, чтобы мое поколение 1950-х годов могло водить внуков в школу, рассказывать им об истории нашего Отечества, учить гордиться национальными героями. Учить думать.
Наше счастье и счастье наших родителей далось огромной ценой, ценой жизни целого поколения молодых, здоровых и преданных Родине воинов. Вот о них-то я и хочу рассказать, отдавая дань памяти и уважения как своим родственникам, так и совершенно незнакомым мне, но таким близким каждой российской семье людям. А они настоящие русские герои, которые не сдаются, которые непобедимы.
Так уж сложилось, что мои родственники и близкие люди в последние годы своей жизни стали передавать мне свои архивы, воспоминания, фотографии, ценные для них семейные реликвии. Среди этих материалов есть несколько писем и фотографий периода Великой Отечественной войны моего дяди – старшего брата моей мамы Михаила Ивановича Журавкина. На двух фотографиях запечатлены его однополчане – летчики из 277-й Красносельской штурмовой дивизии, входившей в состав 13-й Воздушной армии. Причем обе фотографии датированы 24 октябрем 1944 года, вероятно, днем, когда в эскадрилью приезжал фронтовой фотограф.
На обороте одной фотографии надпись: «На память другу по службе Журавкину Михаилу от Кунгурцева Е.М. 24.1944 г. IX м-ца. В дни освобождения Советской Эстонии. Лен – фронт».
На обороте другой: «Товарищу по совместной боевой работе на Ленинградском фронте Журавкину Мих. От Медведева П.Г. 24.9.44 г.».
Мне стало интересно, кто эти молодые ребята с орденами «Красного знамени», «Отечественной войны» и медалью за освобождение Ленинграда на груди. Их биографии меня поразили.
Кунгурцев Евгений Максимович. Он родился 3 октября 1921 года в городе Ижевске Вотской автономной области (ныне – столица Удмуртии) в семье рабочего. В 1939 году окончил 7 классов школы, а в 1940 году – 1-й курс Воткинского машиностроительного техникума и Воткинский аэроклуб. В том же году был призван в Красную Армию, в рядах которой и встретил начало Великой Отечественной войны. 24 августа 1941 года часть, в которой служил Кунгурцев, попала в окружение, а уже 10 сентября молодой боец оказался в плену. Спустя два месяца, 12 ноября, Евгению удалось бежать. После прохождения спецпроверки в Подольске он был направлен в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой в декабре 1942 года вновь вернулся на фронт. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, Красносельско-Ропшинской, Ленинградско-Новгородской, Выборгской, Нарвской, Таллинской, Моонзундской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.
Особенно отличился Евгений в апреле 1944 года в воздушном бою в районе деревни Атаки (Псковский район Псковской области), в результате которого группой Ил-2 под командованием Евгения Кунгурцева были сбиты два немецких истребителя ФВ-190.
К октябрю 1944 года командир звена 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиадивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) гвардии лейтенант Кунгурцев совершил 176 боевых вылетов, сбил лично 1 и в группе 6 самолётов противника.
23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые подвиги и проявленные мужество и отвагу гвардии лейтенанту Кунгурцеву Евгению Максимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» [1].
4 марта 1945 года при штурме неприятельского объекта в районе села Айзенберг (ныне – с. Желязна-Гура, Варминско-Мазурское воеводство, Польша) самолет Е.М.Кунгурцева был подбит и совершил аварийную посадку. Лётчик при ударе о землю ударился головой о приборную доску и в бессознательном состоянии вновь попал в плен (был признан убитым: его мать получила «похоронку»). Девять дней он находился в лагерном лазарете. Во время перехода в другой концлагерь колонна пленных попала под удар советских штурмовиков. Пользуясь замешательством охранников, Е.М.Кунгурцев сумел бежать и в течение семи дней скрывался в лесах до подхода советских войск. 26 марта 1945 года он вернулся в свой полк.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за новые боевые подвиги гвардии старший лейтенант Кунгурцев Евгений Максимович был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (в 24 года!).
После войны Евгений Кунгурцев продолжил службу в ВВС. Был командиром авиаэскадрильи, помощником командира гвардейского штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, лётчиком-инспектором по технике пилотирования штурмовой авиационной дивизии, командиром гвардейского штурмового авиационного полка, заместителем командира дивизии по лётной подготовке, первым заместителем командира бомбардировочной авиационной дивизии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1957 году – Военную академию Генерального штаба. Затем командовал 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизией (с 1964 – 11-я гвардейская) и 11-й (с 1966 – 18-й) гвардейской военно-транспортной авиационной дивизией. Гвардии генерал-майор авиации (1964). В 1968 году вышел в запас, а затем в отставку. Был депутатом Верховного Совета Эстонской ССР 2-го созыва (1947–1951 гг.). С 1968 года жил в городе Бердянске Запорожской области. Работал директором профессионально-технических училищ, руководил строительством, а затем стал директором пансионата «Лазурный», работал заместителем председателя терсовета, директором пионерского лагеря «Юный химик». Умер Евгений Максимович 11 мая 2000 года.
Именем летчика были названы улицы в городах Ижевске, Воткинске и Бердянске. В Ижевске на здании школы, в которой он учился, и в Бердянске на доме, в котором он жил, были установлены мемориальные доски. В 2000 году пассажирский теплоход прибрежного плавания «Плутон» был переименован в теплоход «Генерал Кунгурцев» (порт приписки – Мариуполь), а в 2005 году гвардии генерал-майору Е.М.Кунгурцеву посмертно было присвоено звание «Почетный гражданин города Бердянска».
Летчик на второй фотографии – Петр Георгиевич Медведев. Он родился в 1918 году в деревне Мартемьяново Наро-Фоминского района Московской области в семье крестьянина. Учился в Мартемьяновской школе, по воспоминаниям людей, знавших его, был бойким и весёлым, у сверстников слыл заводилой в играх и в мальчишеских проказах [2]. После окончания семилетки Петр учился в ФЗУ [3], параллельно занимался в аэроклубе, а затем поступил в Борисоглебскую летную школу. Это была легендарная школа: в 1923 году (первый выпуск) ее окончил Валерий Чкалов – летчик-герой для нескольких поколений советской молодежи. 28 декабря 1938 года, согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова, Борисоглебской летной школе было присвоено имя В.П.Чкалова. С этого момента она стала называться Борисоглебской Краснознаменной военной авиационной школой имени В.П.Чкалова.
В декабре 1939 года курсант Пётр Медведев принял присягу на верность Родине, а в следующем 1940 году был выпущен из Школы в звании младшего лейтенанта с квалификацией пилота.
Начало Великой Отечественной войны Пётр Медведев встретил в составе 174-го штурмового авиаполка (с 1944 г. – 15-й гвардейский Невский ордена Красного Знамени штурмовой авиационный полк). Участвовал в боях на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Летал на «Ил-2».
24 сентября 1941 года при штурме коммуникаций противника самолет летчика Медведева был подбит. Снаряд противника попал в топливный бак, и пилот вынужден был маневрировать, уклоняясь от пламени до тех пор, пока не сбросил на цель все бомбы и не использовал весь боезапас. «Ил» упал в лесу в расположение врага. От удара о землю Медведев потерял сознание и очнулся лишь тогда, когда немцы катали его по земле, стараясь сбить пламя. Затем был концлагерь. Пленные врачи фактически спасли ему жизнь. У него срослись сломанные пальцы правой руки, зарубцевалась левая обгоревшая часть лица. А весной 1942 года под Варшавой во время транспортировки на работы в Германию Медведеву вместе с несколькими пленными удалось бежать. Случайная встреча с партизанами в очередной раз спасла ему жизнь. Благодаря их помощи он через две недели перешел линию фронта и… был арестован органами НКВД как изменник родины и шпион. Однако 30 июля 1943 года «за недостаточностью доказательств» был оправдан, освобожден из-под стражи и направлен на фронт. Согласно летной книжке, на 1 января 1944 года гвардии лейтенант П.Г.Медведев налетал уже 409 часов.
29 июня и 31 августа 1944 года командир звена, штурмовик Петр Медведев за образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден двумя Орденами Красного Знамени [4], а позднее – Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Однако судьба бросила вызов Петру еще раз. 23 октября 1944 года его самолет вновь был сбит и упал на линии фронта. Пилот и стрелок (Алексей Манохин), отстреливаясь, попытались добежать до ближайшего леса. Но уйти не удалось. Петра тяжело ранило в бедро и правую руку (кисть руки так и осталась неподвижной), и он снова оказался в плену. Пытался несколько раз бежать, но неудачно. В апреле 1945 года концлагерь, где находился П.Г.Медведев, освободили советские войска.
После окончания войны Петр вернулся в полк, а в октябре 1945 года заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Петр Георгиевич Медведев был признан медицинской комиссией непригодным к летной работе. В заключении комиссии отмечалось: «Товарищ Медведев прибыл в полк в 1941 году рядовым лётчиком. Состояние здоровья его было хорошее до сентября 1941 года. 24 сентября 1941 года был сбит над территорией врага. При падении самолёта получил осколочное ранение левой голени и ожёг 3-й степени кистей и лица с последующим образованием контрактур на правой руке, всех пальцев на левой: II-III-IV-V пальцев и рубцовое изменение кожи лица. Будучи в плену в апреле 1942 года, перенёс сыпной тиф. В плену страдал дистрофией. 23 октября был вторично сбит над территорией врага. При падении был обстрелян из автомата и получил тяжёлое пулевое ранение правого предплечья и лёгкое пулевое, сквозное ранение правого бедра. Заживление предплечья произошло с функциональным нарушением кисти. В настоящее время в связи с значительными трофическими изменениями кистей, целесообразно т. Медведева использовать на другой работе».
После увольнения из армии Петр Георгиевич окончил школу рабочей молодежи, женился, жил в Москве и работал плотником на стройках. 5 марта 1963 года, на 45 году жизни бывший летчик-штурмовик П.Г.Медведев ушел из жизни и был похоронен на Востряковском кладбище [5].
Что же касается моего дяди – Михаила Ивановича, то его судьба схожа с жизнью его боевых друзей.
Михаил Иванович Журавкин родился 13 ноября 1919 года. Окончил аэроклуб и летную школу. Военную службу начал 28 мая 1940 года. Войну встретил в звании младшего лейтенанта. Воевал на разных фронтах, был награжден медалью «За оборону Ленинграда», Орденом Красного Знамени и позже – Орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Его последним местом службы был 15-й гвардейский штурмовой авиационный Невский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова полк 277-й штурмовой авиационной Красносельской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии. Должность – летчик, командир экипажа.
Согласно донесению 277-й авиационной дивизии, гвардии младший лейтенант Михаил Журавкин пропал без вести 23 октября 1944 года, позже он был внесен в список безвозвратных потерь (как погибший) и «увековечен на мемориальной плите» в братской могиле у деревни Хумола Выборгского района Ленинградской области.
Это по официальным данным. В действительности же летчик Михаил Журавкин был сбит в одном из воздушных боев в конце октября 1944 года и попал в плен. Через некоторое время ему удалось бежать из концлагеря, находившегося в Чехословакии. Короткое время он скрывался у чеха и был освобожден американскими войсками. После возвращения на родину и прохождения специальной проверки в Уфе Михаила уволили из Военно-Воздушных сил, но предложили продолжить службу в гражданской авиации. Он отказался. Жил в Сочи, работал на разных хозяйственных должностях. Умер Михаил Иванович 9 июня 1997 года.
Таковы судьбы трех боевых друзей, честно защищавших свою Родину.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ЦАМО. Ф.33. Оп. 686046. Д.11.
[2] Архив историко-краеведческого музея МБОУ АСОШ № 4. Ф.2, Оп.1, Д.1, Д.2.
[3] ФЗУ – Школа фабрично-заводского ученичества – низший (основной) тип профессионально-технической школы в СССР с 1918 по 1940 год.
[4] Всего П.Г.Медведев, по некоторым данным, был награжден шестью орденами «Красного Знамени».
[5] Подробнее см.: Бычихина О.Б. Медведев П.Г. – лётчик-штурмовик // Nsportal.ru : [сайт]. – Url: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/05/05/medvedev-pg-lyotchik-shturmovik (дата обращения: 28.12.2022).© Окороков А.В., 2022.
© Окороков А.В., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 20.12.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/557.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.