Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/4(43)


Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Васильев Г.Е.

Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия


ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Ельчанинов А.И.

Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года


Козлов В.Ф.

Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)


Кузеванов В.С.

Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири


Пряхин Ю.В.

Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.


Романова Д.Я.

Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России


МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Кузнецов Н.А.

Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы


Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Вадатурский Д.А.

Архитектура православных храмов Аляски


ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Окороков А.В.

Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика


Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия


Смирнова А.Г.

Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
из фонда Государственного Исторического музея


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Данг Тхи Ким Чи

Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991–2025)



Опубликован 26.11.2025 г.


Архив

УДК 7А6.1:37+721

Соловьев А.П.

Образовательный туризм и культурное наследие: пути взаимодействия в Российской Федерации

Аннотация. Автор рассматривает взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия в Российской Федерации. В статье представлены образовательные свойства туризма, опыт образовательного туризма.

Ключевые слова: туризм, образовательный туризм, образование, культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Открыть PDF-файл


Культурное наследие является одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации. На территории Российской Федерации сконцентрировано множество уникальных объектов культурного наследия. До 2002 г. они учитывались как памятники истории и культуры, с подразделением на виды памятников: архитектуры, археологии, истории и монументального искусства. В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным Законом Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введен в употребление термин «объекты культурного наследия», которые в свою очередь, подразделяются на «памятники», «ансамбли» и «достопримечательные места».

При включении в туристскую программу объекты культурного наследия приобретают, кроме культурного и воспитательного значения, еще и образовательную и экономическую ценность. В этой связи возникает проблема оценки их потребительской стоимости в составе туристского продукта.

Образовательный туризм позволяет осуществлять одновременно шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.

Важнейшим фактором для его развития является природно-рекреационный и культурный потенциал всех регионов Российской Федерации, а именно: музеи-заповедники, тематические и региональные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и архитектуры.

Различными отечественными учеными данный вид туризма трактуется следующим образом:

– «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» [1];

– «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [2];

– «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации – в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [3].

Согласно международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов.

Образовательный туризм представляется одним из эффективных средств решения многообразных задач обучения и воспитания населения. Особенно важное значение образовательный туризм имеет для обучения и воспитания молодого поколения граждан. Наибольшим образовательно-воспитательным потенциалом, по отношению к этой возрастной категории, обладает самодеятельный туризм.

Образовательные свойства самодеятельного туризма имеют два взаимосвязанных уровня реализации:

- освоение профессиональных и иных практических навыков, необходимых для осуществления туристской деятельности;

- накопление знаний и впечатлений о тех социально-культурных и природных процессов и явлений, объектов культурного и природного наследия, с которыми знакомится человек в процессе занятий туризмом.

Важная особенность образовательных свойств туризма заключается в том, что молодому человеку предоставляется возможность получать такие знания и навыки, которые не предусмотрены программами основного общего образования. Занятие различными видами самодеятельного туризма позволяет, например, освоить специфические технические средства передвижения, соответствующие тому или иному виду туризма: водный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, автомобильный, конный и др. Помимо навыков управления теми или иными техническими средствами, туристу приходится изучать их конструктивные и эксплуатационные особенности, нормативы и методики ухода за ними, их ремонта и хранения и многое другое, т.е. освоить огромное количество специальных знаний и навыков, которые невозможно получить в иных сферах деятельности.

Следует признать, что уровень развития образовательного туризма не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в России. При этом справедливо заметим, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортивно-оздоровительным туризмом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

В настоящее время в России работает множество профильных оздоровительно-образовательных лагерей. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по истории, литературе, культурологии, экологии, точным наукам и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома.

Определенный опыт образовательного туризма существует в Москве. Так, в столичном департаменте образования презентовали новую программу «Москва – столица образования». Она направлена на улучшение системы профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства выпускников колледжей и ВУЗов страны, а также на повышение интеллектуальных знаний учащихся. По данным Правительство Москвы, в столице более 5,5 тыс. образовательных учреждений, в которых работают педагоги, имеющие колоссальный опыт имеют образовательной деятельности. В связи с этим возникла идея пригласить из регионов школьников для получения дополнительного образования и знакомства с культурой столицы. [4]. В рамках программы образовательного туризма первой группе уфимских школьников показали киностудию, познакомили с нанотехнологиями и искусством фотографии, провели экскурсию по музеям и театрам. В среднем для каждого из них эта поездка обошлась в 10 тыс. рублей. По примеру уфимцев Москву посещают старшеклассники, студенты и учителя и из других городов, в частности, Сахалина.

Еще одна программа, реализуемая в рамках образовательного туризма в Москву – языковая. Ее смысл заключается в изучении иностранцами русского языка посредством знакомства с культурой и историей России. Гостям столицы предлагаются до 40-50 тематических образовательных программ, в которых задействованы более 500 различных образовательных учреждений – от вузов и лицеев до учреждений дополнительного образования. Так, ребята и педагоги узнают «Москву энергоэффективную», «Москву эксклюзивную» и «Москву школьную».

На рынке туристских услуг наибольшее количество предложений учебно-образовательных туров представлено для студентов специальностей и направлений подготовки, связанных с туристским бизнесом: «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Гостиничное дело» и т.п. Это объясняется тем, что будущая профессия студентов данных специальностей связана именно с туристско-экскурсионными поездками и получать образование в данной области невозможно без участия в подобных путешествиях в процессе обучения. Мероприятия в туре для будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков и межкультурного обмена участников поездки.

В настоящее время профессиональный образовательный туризм в России представляется несколько однотипным. Большинство программ образовательных поездок для будущих специалистов имеют схожую структуру и стандартный набор программ, включающих, как правило, три составляющих: обучение, практика, сертификация. На деле каждая программа профессионального образовательного тура должна составляться отдельно для каждой туристской специальности и изменяться для каждой группы индивидуально.

Общероссийская система подготовки специалистов должна включать обучение кадров для образовательного туризма и культурного наследия. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт отечественного и зарубежного образования, начать создавать новую современную систему подготовки профессиональных кадров в сфере образовательного и культурного наследия.

Для обеспечения развития профессиональной структуры необходимо сформировать общероссийскую систему подготовки кадров, включающую базовое и непрерывное обучение всех категорий профессиональных кадров и общественного актива. Одна из ее главных задач – методическое обеспечение специализированных учебных заведений и их подразделений (классов, лицеев, вузов, курсов и т.п.), педагогических университетов и институтов, а также самостоятельных учебных мероприятий (как правило, разовых).

За общероссийской системой могут быть закреплены следующий функции:

- прогнозировать потребности в кадрах той или иной квалификации;

- вытупать центра по организации и проведению методических конференций, выставок, симпозиумов и семинаров по проблемам туризма;

- вести издательскую деятельность по выпуску учебников, учебных пособий, программ обучения;

- развивать и укреплять сотрудничество между регионами по реализации учебных программ.

Широкое распространение должны получить практика очно-заочных курсов подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов, количество учебных часов на которых может составить от 72 до 500. Необходимо ежегодно проводить семинары для педагогов дополнительного образования, ведущих учебно-тренировочную и воспитательную работу во время проведения туристских слетов, профильных полевых лагерей и соревнований по туризму и краеведению.

Одной из основ профессионального обучения кадров туризма может стать создание совместных учебных структур государственных и общественных организаций, что даст возможность развить систему базового и непрерывного образования персонала и специалистов туристского профиля для организации образовательного туризма.

Современные информационные и туристские технологии реализуются в деятельности Туристско-информационных центров (ТИЦ), что существенно повышает эффективность туристского использования объектов культурного и природного наследия.

Внедрение в практику работы объектов наследия современных туристских технологий и широкий выход на российский и зарубежные туристские рынки позволит существенно расширить и усовершенствовать прием и обслуживание отечественных и иностранных туристов. Это улучшит их финансовое состояние, что, в свою очередь, поможет в решении многих профессиональных, хозяйственных и социальных проблем, обретении финансовой независимости.

Необходимая степень применения туристских технологий в практике работы объекта наследия может быть достигнута различными путями, а именно:

- расширением деловых контактов с туристскими, транспортными и гостиничными предприятиями;

- обоснованным планированием туристской инфраструктуры;

- систематическим обучением, подготовкой и переподготовкой персонала, работающего с туристами и экскурсантами;

- созданием специализированной туристской службы;

- использованием современных способов, методов и приемов формирования, продвижения и реализации своего туристского продукта;

- интеграцией в действующие туристско-информационные системы.

Взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок. Очень важно через туризм вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Отечества, его культуры, истории и природы.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма : Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 267.

[2] Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №8 (30). – С. 96-112.

[3] Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика. – М.: МарТ, 2004. – ( Новые технологии). – С. 24.

[4] Подробнее см.: URL: http://icmos.ru/news/9517-v-programme-moskva-stolica-obrazovaniya-soglasilis-uchastvovat-28-vuzov/ (дата обращения 15.03.2016).

© Соловьев А.П., 2016.

Статья поступила в редакцию 13.03.2016.

Соловьев Андрей Петрович,
кандидат педагогических наук, заведующий сектором туристско-рекреационных форм
использования наследия, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
е-mail: info@heritage-institute.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/60.html

Наверх

Новости

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил и издал коллективную монографию «Фундаментальные аспекты культурологии: культурная идентичность». В ней представлены тексты ключевых участников VI Российского культурологического конгресса с международным участием, проведённого в 2024 г. в Москве. Редакционная коллегия издания: В.В.Аристархов (председатель), Д.Л.Спивак (зам. председателя), С.Ю.Житенёв, А.В.Окороков, А.В.Венкова (отв. секретарь).

  • 26.11.2025

    Вышла в свет книга «Русские географические названия на карте Мирового океана как объект нематериального культурного наследия», подготовленная сотрудниками Центра картографии и геоинформационных систем под руководством А.И.Ельчанинова.

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил издание материалов 11-го Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», состоявшегося 11–14 сентября 2025 г. В издании представлены научная программа и тезисы докладов участников. 

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru