Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Архив

Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея
на берегу Азовского моря

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются перспективы развития туризма Запорожской области и способы актуализации культурного наследия Приазовья. Особое внимание уделяется музеефикации персонального наследия Ф.Ф.Конюхова, а также созданию интегрированного музея в прибрежном районе Азовского моря. В основе формирующейся концепции этого музея лежит понимание исторических объектов как важного ресурса государственной культурной политики, актуализация которого будет способствовать восстановлению и развитию региона.

Ключевые слова: мемориальный музей, культурный туризм, рекреационный комплекс, Запорожская область, культурное наследие, интегрированный музей, развитие туризма.


Мир держится на людях,
которые не живут как все…

Федор Конюхов

Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области» был официально определен статус освобожденных территорий Запорожской области. Тем самым открылась новая страница в истории данного региона, судьба которого была решена жителями области на референдуме, проходившем с 23 по 27 сентября 2022 года.

Данная статья посвящена в большей мере перспективам развития культурного, а также туристического потенциала территории, музеефикации ряда объектов, которые могут стать главными брендами Запорожской области, а также популярными культурными объектами для всей страны.

Значительная часть Запорожской области представляет собой живописную прибрежную зону Азовского моря, являющуюся потенциальным объектом природного наследия в контексте культурных ландшафтов, связанных как с историческими событиями на территории области, так и с ее выдающимися людьми. Всё это – перспективные туристические зоны. Учитывая, в том числе, данное обстоятельство, Правительство Российской Федерации в ближайшие годы предполагает построить вокруг Азовского моря автомобильное кольцо протяженностью 1400 км. Очевидно, что будущая автодорога станет одним из ведущих туристических автомаршрутов Российской Федерации, связывая Ростовскую область с историческими землями Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Республики Крым, а также Краснодарским краем. Данный маршрут не только плодотворно повлияет на развитие внутреннего туризма, но и безоговорочно станет одним из решающих факторов в развитии всей инфраструктуры Юга России.

Столь значимые проекты, по мнению автора, необходимо развивать параллельно с внедрением современных технологий актуализации историко-культурного наследия региона. Как показывает практика, в последние годы особым успехом пользуется развитие так называемого «культурного туризма» [1]. Нельзя не отметить перспективы развития культурного туризма, которые открываются для Запорожской области, а также перспективы для развития экономики всего региона.

Представление о культурном наследии во время украинской власти было несколько иным. В течение нескольких десятилетий украинские власти пытались перестроить сознание местного населения, ментально связанного с Россией, посредством самых разных институций. Прежде всего, с помощью «молельных домов», выступающих в качестве своеобразных культурно-религиозных центров для пропаганды укро-нацизма.

Всё, что касается многовековой истории и культуры «благополучно» забывалось и стиралось из памяти населения. Для того, чтобы понять насколько масштабным был этот процесс, каким было отношение власти к культурному наследию нации, достаточно посетить любой из 20-ти музеев области, где хоть какие-то финансовые вложения за последние 30 лет видны. Материально-техническая база, в большинстве своем, сильно отстает от современных российских стандартов. Это касается не только мультимедийного или экспозиционно-выставочного оборудования, но элементарного состояния данных учреждений культуры: во многих музейных зданиях отсутствует отопление, разрушаются полы, протекают крыши.

Отметим, что на фоне катастрофического запустения объектов и учреждений культуры особенно контрастируют аккуратные и ухоженные «молельные дома». Во времена украинской власти эти пропагандистские центры использовались для создания нового «культурного кода» нации. Не секрет, что организацию и существование подобных баптистских объединений обеспечивали «доброхоты» из Канады и США. Понятно, что деятельность аналогичных центров на территории РФ запрещена Российским федеральным законом о противодействии экстремистской деятельности. Кроме того, наличие «сектантских центров», взращивающих неонацистские настроения в местном обществе, противоречат Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. К сожалению, на территории Запорожской области еще остались очаги подобных псевдорелигиозных учреждений, хотя, несомненно, вопрос об их существовании в ближайшем будущем постепенно будет разрешен.

В сложившейся ситуации особенно важно комплексно и целенаправленно подходить к вопросам развития культурного потенциала Запорожской области. По мнению автора, стоит обращать особое внимание на то, чтобы создавать в регионе новые историко-культурные центры, где исторические, культурные и природные объекты, тесно переплетаясь, находились бы в одном архитектурном и ансамблевом пространстве с православными храмами, являющимися сакральной частью данных центров. Эти действия позволят создавать уникальные и популярные территории смыслов, направленные на сохранение и актуализацию традиционных русских православных ценностей, подкрепленных реальными историческими событиями и процессами. Всё это будет способствовать не только росту привлекательности региона на туристической карте нашей страны, но и позволит разрешить ряд актуальных проблем, возникших в области. В первую очередь в Запорожье остро ощущается необходимость интеграции населения (хотя данному процессу, по мнению автора, больше подходит определение «реинтеграция», т.е. возвращение отделившегося территориального менталитета в коллективное тело страны) в культурную и социальную сферу Российской Федерации. Что поспособствует формированию единого культурного пространства и территориальной целостности России, а также формированию гражданского общества, связанного единой историей и культурой.

В настоящее время на освобождённой территории Запорожской области проживают около 800 тысяч человек. Причем, несмотря на определенный отток местных жителей со своих земель в момент начала СВО, в настоящее время отмечается рост населения за счет тех, кто возвращается на Родину после миграции, а также за счет тех, кто выбрал Запорожскую область в качестве постоянного места жительства и работы. Существуют реальные перспективы роста количества жителей в ближайшие годы, в связи с освобождением остальной части территории, а также за счет ежедневно прибывающих потоков людей.

Итак, в настоящее время, главным богатством региона является его население. Причем уровень его социально-экономического благополучия во многом зависит от развития культурного и туристического потенциала региона, обеспечивающего и дополнительные доходы, и новые рабочие места. Поэтому особенно остро ощущается потребность в усовершенствовании и преобразовании в новых субъектах Российской Федерации историко-культурной среды, ее материальных, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов.

Обратимся к перспективным направлениям развития культурного потенциала, построенного на традиционных ценностях русского народа. Со времен правления Екатерины IIв просторы Новороссийской губернии массово переселяли людей со всей Российской империи. В настоящее время на территории Запорожской области проживает более 120 национальностей, быт и культура которых на протяжении многих веков связана с Россией. Кроме того, на протяжении сотен лет на территорию Приазовья шли крестьяне из Архангельской, Рязанской, Ярославской, Тульской, Тамбовской и других губерний. Ведь Новороссия представляла собой практически безлюдные земли, которые заселили русскими крестьянами из внутренних губерний России. Сегодня этот важный факт подчеркивает историческое единство территорий, общность истории, а также является первоочередным концептуальным подходом к развитию культурного потенциала.

Одно из важнейших направлений масштабных проектов, способствующих формированию новой культурно-туристической среды, связано, на наш взгляд, с созданием в Приазовском районе крупнейшего интегрированного музея (экомузея), центром которого может стать Мемориальный дом-музей Ф.Ф.Конюхова.

Фёдор Филиппович Конюхов – личность мирового масштаба,советский и российский путешественник, писатель, художник и священник – является одним из виднейших уроженцев Запорожской области. Федор Филиппович родился в с. Чкалово Приазовского района в семье потомственных поморов, прибывших в XIX веке из Архангельской губернии. Его жизненный путь – пример успеха русского человека, добившегося всего благодаря собственным усилиям, ежедневным преодолениям самого себя. «Только в нашей стране можно так путешествовать…», – говорит Федор Филиппович в своих интервью.

Общественный запрос на увековечивание имени известного земляка появился среди односельчан уже много лет назад. Однако все попытки украинской власти создать музей Конюхова не увенчались успехом, а с 2014 года он и вовсе был объявлен сепаратистом-предателем, главной причиной чему послужила написанная путешественником книга для детей «Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал» [2].

Подчеркнем, что сегодня остро ощущается необходимость в определении подлинного и популярного героя, нашего земляка и современника, исторически связанного с Приазовьем. Ф.Ф.Конюхов говорит: «человека любят там, где он родился». Эта фраза объясняет важность увековечивания всемирно известной личности именно на его родной земле.

В селе Чкалово сохранился дом семьи Конюховых, где родился будущий великий путешественник. Во все времена, в разных уголках земли, на свет появлялись люди, которые опережали своё время. Они обозревают перспективу на будущие столетия, не боятся мыслить глобально, зажигают своим ресурсом энергии окружающих и вращают Землю. Федор Конюхов – один из таких самородков.

В наши дни дом семейства Конюховых находится в полуразрушенном состоянии, требует проведения капитального ремонта. Во время встречи с местной администрацией и населением автору данной статьи были озвучены планы руководства села Чкалово о снесении дома 1909 года постройки, оборудовании парка на месте дома, возведении мемориальной доски и велодорожек. Это представляется недопустимым по отношению к зданию, имеющему огромное историко-культурное значение.

В селе Чкалово и близлежащий населенных пунктах (с. Мирненское, с. Степановка) сохранились и иные постройки, связанные с семьей Ф.Ф.Конюхова – школа в которой учился молодой мечтатель о путешествиях, церковь в которой его крестили. Кроме того, большое количество зданий в селах относится по временным рамкам к детству Конюхова. В целом все эти поселения и их незамысловатые постройки представляют собой своего рода историко-культурный памятник дореволюционного и советского периода. Причем – в живописном природном окружении, имеющем значительный рекреационно-туристический потенциал. На наш взгляд, всё это следует максимально использовать в благих целях.

Напомним, что на территории Российской Федерации памятники истории и культуры являются огромной ценностью, несут в себе печать определенного времени – дух эпохи. Сохранение историко-культурных объектов – важнейшая задача на пути актуализации традиционной архитектуры, местной истории и культуры. В Основах государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, культура признана «значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире»[3]. Объекты культурного наследия и территории создаются не только для их сохранения как таковых, но и для решения научных, социально-культурных и экономических задач.

Существуют разные подходы и формы включения культурно-исторических памятников в систему рекреационно-туристского обслуживания. Среди наиболее распространенных – организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов. Особый интерес для организаторов туризма представляют крупные комплексы, включающие множество культурных и природных объектов. В качестве таких комплексов выступают исторические города, музеи-заповедники, монастырские комплексы, памятники ландшафтной архитектуры, естественные природные ландшафты, культурные ландшафты, природно-технические системы [4].

В нашем случае, комплексный подход к сохранению наследия Конюхова и окружающих природно-культурных ландшафтов позволит тематически объединить три населенных пункта: с. Чкалово, с. Мирненское и с. Степановку, где сохранились традиции переселенцев XIX века, и создать на их базе крупный рекреационный комплекс – интегрированный музей (экомузей), центром которого станет бывшее подворье Конюховых.

Об историко-культурном потенциале этого подворья расскажем более подробно. Дом Конюховых представляет собой типичное южнорусское жилище. Подобных домов в данном поселении, а также в близлежащий деревнях большое количество. В самом доме из бытовой обстановки, к сожалению, почти ничего не сохранилось. На потолке остался крюк, за который крепилась колыбель будущего покорителя морской и воздушной стихии, а также домашняя печь. Эти предметы и объекты, дополненные сформированной коллекцией мемориальных вещей Конюхова, могут стать основными смысловыми точками в процессе создания музейной экспозиции отреставрированного дома-музея.

Как известно, Колыбель является одним из древнейших символов материнства и заботы о детях. Для наших предков она имела не только утилитарное, но и большое сакральное значение. В религиозных и мифологических преданиях колыбель несет различные символические значения и ассоциации. Считается, что когда младенец уснул в колыбели, на его груди качаются мягкие волны сна, а его маленький мир подобен лодке, качающейся на волнах. Как видим, ассоциация домашней колыбели с первой лодкой в жизни путешественника поможет создать концепцию и проект оригинального музейного пространства, где колыбель/лодка – путь в жизни, стремление, поиск, путешествия, а печь – то, что всегда влечет вернуться домой, к семье...

Тема семьи и родителей – одна из главных в будущей экспозиции. Именно родители вырастили человека, который не побоялся экспериментировать, добиваться в жизни поставленных целей. Семья – место, где подрастающая личность делает первые шаги, место, где учатся всему, что так необходимо в жизни. Традиции, культура, воспитание, привычки – всё это формирует становление человека как общественной единицы. Именно семейные традиции – то, главное, что важно прививать на общегосударственном уровне. Поэтому целевой аудиторией данного проекта станут, прежде всего, семьи, заинтересованные в поддержке всестороннего развития и воспитания детей.

Как известно, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [5]. Известно, что в раннем детстве воображение ребенка не скованно стереотипами. Именно потому столько юных жителей страны хотят стать космонавтами, изобретателями, путешественниками. Тем не менее, лишь малый процент людей, повзрослев, исполняет задуманное.

В будущем музее важно показать с помощью мемориальных предметов и иммерсивных технологий, как Фёдор Конюхов описывает свои детские мечты: «Я с детства мечтал о Северном полюсе. Помню, когда выпадал снег, а его в наших краях было мало, я делал лыжи из бочковой клепки. И ходил в степи по вспаханному полю, представляя, что это торосы» [6]. Посетитель увидит, что мечты – это самый большой стимул не стоять на месте, развиваться и двигаться вперед. Что, когда дети мечтают, они вдохновлены, их творческий потенциал максимально раскрывается. Посетитель узнает, что родителям Конюхова удалось воспитать в сыне силу духа, способную пойти на исполнение детских желаний, не смотря на мнения окружающих. «Я готовил себя к дальним странствиям, закалял организм, купался круглый год, спал на гвоздях, пил морскую воду, – вспоминает известнейший путешественник. — В 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Начитавшись приключенческих книг, мечтал пройти вокруг света». Всё это – темы для ярких музейных инсталляций в пространстве сохраненного мемориального дома.

Вторая важная точка притяжения для потенциальных туристов – комплекс «Маяк» на берегу с. Чкалово, расположенный на том месте, откуда юный мечтатель впервые отправился в плавание к берегу Керчи.

Обратившись к книге Ф. Конюхова «Как адмирал Ушаков черное море русским сделал», узнаем следующее: «У каждого человека должны быть герои, на которых ему хотелось бы походить. Для меня одним из таких героев ещё с детских лет стал наш великий флотоводец, непобедимый русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков» [7]. Таким образом современный комплекс музейного типа, созданный в данном месте, может рассказать о формировании и боевой деятельности Азовской флотилии, о подвигах великого флотоводца, в служебной биографии которого нет ни одного поражения, о его человеческих и религиозных принципах. В этой связи напомним, что Фёдор Ушаков в октябре 2004 года канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви, причислившим его к общецерковным святым в лике праведных.

Как известно, в православной символике Храм – это своеобразный Маяк в море нашей жизни. С другой стороны, в христианском представлении Маяк – это символ Христа, поскольку, как сказано в Библии, Иисус есть «свет миру» [8]. Считается, что свет, исходящий от вершины маяка, есть символ божественного сияния, распространяющегося во мраке нашего мир [9]. Недаром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл десять лет назад лично осветил уникальную плавучую часовню-маяк в честь святителя Николая Чудотворца, построенную на месте слияния двух сибирских рек – Иртыша и Оби [10].

Итак, у нас появляется возможность развить тему аналогии маяка-храма, как религиозного сооружения с двумя функцями: с одной стороны, это – реальный Маяк, освещающий перспективу Азовского моря и привлекающий водных туристов, с другой стороны, это – православный храм или часовня, где каждый паломник, обращаясь к традициям православного христианства, смог бы найти свой путь к душевному равновесию…

Как известно, религиозный аспект в сохранении русской идентичности – важнейшая и неотъемлемая часть государственной политики, в том числе – в области культуры. Президент РФ В.В.Путин считает, что православие и Россия неразделимы. Он также отмечает, что «православие является важнейшей составной частью души России», оно «подарило России тысячелетнюю историю... и сделало то, чего раньше не было – обратилось к человеку, к его совести и к его душе с вечным призывом к милосердию, добру и любви» [11].

Все это отвечает основным задам, которые следует решить в процессе формирования интегрированного музейно-туристического комплекса. Одна из главных задач – создать на его территории условия, способствующие воплощению и развитию самых разнообразных и смелых идей. Ведь наш ведущий герой, Фёдор Конюхов, реализовал себя не только в путешествиях, он – православный священнослужитель, художник, писатель, изобретатель. Столь многогранное развитие личности делает его настоящим примером для подрастающего поколения. Обширность тем позволяет разрабатывать самые разные зоны в пространстве данного комплекса, посвященные увлечениям и жизненным принципам Ф. Ф. Конюхова: водные виды спорта, путешествия, строительство баркасов, изобразительное искусство, религия. Именно эта идея всестороннего воспитания подрастающей личности должна лечь в основу базового концепта создания рекреационного и познавательного комплекса на берегу Азовского моря. Это – «территория смыслов», «место поиска себя», «зона развития», «область формирования целей». На наш взгляд, данная идея будет востребована не только детьми, но и их родителями.

Возвращаясь к образу Маяка-Храма, еще раз подчеркнем, что данный объект, органично связанный с личностью Конюхова, будет выполнять не только свои утилитарные функции, но и станет современным многофункциональным религиозно-туристическим и музейным объектом, привлекающим внимание как местных посетителей, так и многочисленных гостей из самых разных регионом России.

Особо отметим, что местным жителям отводится значительная роль в формировании и развитии интегрированного культурно-туристического комплекса. Ведь именно им предстоит не только включиться в работу по созданию его музейных объектов и инфраструктуры, но и принимать самое активное участие в гостеприимном обслуживании потенциальных туристов. Более того, жители прилегающих населенных пунктов, которые станут неотъемлемой частью комплекса, являются носителями и хранителями традиционной и разнообразной южнорусской культуры. Проживая на данной территории и являясь потомками переселенцев со всех концов России, они получат уникальную возможность организовать на базе своих подворий локальные «живые музеи» с этнографической спецификой, характеризующей данные регионы и входящие в структуру крупного и неформального экомузея.

Основная цель создания и главная особенность подобного экомузея – активное участие местного населения в его функционировании, неразрывность природного и культурного наследия, характеризующего самобытность традиционной культуры местного населения. Экомузей рассматривается и как социокультурный институт, и как исследовательская лаборатория, и как культурно-образовательное учреждение, и как место познавательного отдыха. В своей деятельности экомузей, местное население, местное самоуправление и, сфера обслуживания выступают активными партнерами.

Как отмечают специалисты, «к этой форме “живого музея” стремятся наиболее успешные музеи-заповедники, органично вписанные в социокультурную жизнь региона. Основной признак фактического экомузея – активное вовлечение в музейную жизнь местных жителей, возрождение местных ремесел и технологий, традиционных форм хозяйствования в природной среде». Причем, «воспроизведение этих традиций должно стать органической потребностью населения, что максимально обеспечит их преемственность и передачу новым поколениям» [12].

В мировой практике экомузей – наиболее эффективный и перспективный тип музея под открытым небом, позволяющий сохранять, использовать и транслировать будущему поколению разнообразие этнокультурного и природного наследия местного населения в естественной жизненной среде [13]. Таким образом, будут созданы условия для сохранения как материального, так и нематериального культурного наследия, где носителями традиций и обычаев станут местные жители. И, что немало важно, экомузей может спровоцировать естественную волну новых переселенцев со всех уголков нашей страны так же, как и два века назад. Понятно, что данная проблема потребует юридической базы и решений непростых административных задач. Но сама идея, на наш взгляд, обладает перспективой к рациональному воплощению.

В этой связи инициаторы данного проекта, сотрудники АНО «Центр социокультурной интеграции Запорожской области», видят своей главной миссией: объединение усилий в рамках разрабатываемого и реализуемого проекта ведущих русских культурологов, историков, музейных проектировщиков, а также православных священнослужителей для того, чтобы вернуть местному населению, прежде всего – молодежи, историческую, культурную и религиозную память, способствующую формированию единеного культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

Разработка и реализация данного проекта, направленного на формирование уникального бренда Запорожской области, национальной идентичности населения в сочетании с исторической и культурной связью с Российской Федерацией станет, как уже отмечалось, важным этапом на пути реинтеграции местного населения области в целостное тело страны.

Кроме того, проект имеет перспективу вывести данный регион в ряд самых привлекательных направлений и географических мест для внутреннего туризма. Ведь несомненным плюсом данного региона является тот факт, что в транспортном контексте Запорожская область становится, в самом ближайшем будущем, удобным туристическим центром на пути между Краснодарским краем и Республикой Крым.

Дальнейшее продвижение высказанных здесь концептуальных идей требует разработки полноценной Концепции с развернутой сюжетно-тематической структурой и, главное, архитектурно-планировочного Проекта будущего культурно-туристического комплекса с элементами неформального экомузея. Большие надежды в процессе реализации интегрированного музея в Приазовье возлагаются на участие Правительства Российской Федерации, администрации Запорожской области, а также местного населения и регионов-шефов. На наш взгляд, именно регионы-шефы могут поддержать идею создания музейно-этнографических подворий на территории комплекса, посвященных традициям и быту своих регионов. Переселенцы из Архангельской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и иных губерний некогда обосновались на берегах Азовского моря, дав своим потомкам на многие века место жительства на живописных плодородных российских землях и, тем самым, исторически связав территории северной и центральной России с югом. Полноценная актуализация историко-культурного материального и нематериального наследия Приазовского района позволит подчеркнуть историческое единство территорий Российской Федерации. Так что призываем администрации и общественность данных областей принять посильное участие в данном проекте к качестве шефов.

В настоящее время государство рассматривает объекты культурного наследия как важный экономический ресурс, как фактор, формирующий национальное самосознание народа, как незаменимое средство в образовательном и воспитательном процессах. Актуализация исторических и культурных объектов Запорожской области может стать неотъемлемой частью региональной государственной культурной политики, способной повлиять на восстановление и развитие региона и его уникального культурного потенциала.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мамешина, Н. С., Кротов, А. В. Культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – 2016. – № 22. – С. 312-316.

[2] Конюхов, Ф. Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал. – Москва : Фома, 2013. 23, с.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 20.04.2024).

[4] Путрик, Ю. С., Соловьев, А. П. Перспективные направления использования объектов культурного наследия, находящихся в границах охранных зон на территории Российской Федерации // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств. – 2021. – № 3(29). – С. 9-14.

[5] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р // Правительства России : официальный сайт. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

[6] Конюхов, Ф. Ф. Мои путешествия. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 334 с.

[7] Конюхов, Ф. Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал. – Москва : Фома, 2013. – 23 с.

[8] Евангелие от Иоанна 8:12 (синодальный текст): «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Толкование отцов церкви см.: https://bible.by/fater/43/8/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

[9] Уваров, А. С. Христианская символика // Azbyka.ru : [сайт]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/hristianskaja-simvolika/5 (дата обращения: 20.04.2024).

[10] Патриарх Кирилл освятил плавучую часовню-маяк на месте слияния рек Иртыша и Оби // Правмир : [сайт]. 19.09.2013. – URL: https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyatil-plavuchuyu-chasovnyu-mayak-na-meste-sliyaniya-rek-irtysha-i-obi/ (дата обращения: 20.04.2024).

[11] Цит. по: Документальный фильм «Патриарх» (2016), кинокомпания «Мастерская», реж. Федор К., сцен. Марина Бандиленко, прод. Саида Медведева. Фильм снят к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

[12] Поляков, Т. П. Учение об экологии культуры в контексте современного «живого музея» // Экология культуры – учение о сохранении культурного наследия и вечных ценностей культуры: к 110-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачёва : материалы Междунар. юбил. науч. конф., 26 окт. 2016 г. / Отв. ред. С.Ю.Житенёв. – Москва : Ин-т Наследия, 2017. – С. 113-128.

[13] Селиваненко, А. М. Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации // Баландинские чтения. – 2015. – № 2. –Т. 10. – С. 320-324.


Снеговская Евгения Алексеевна
старший преподаватель Мелитопольского
государственного университета,
заместитель директора АНО «Центр социокультурной
интеграции Запорожской области» (Мелитополь, Запорожская область)
Email: 9647239505@mail.ru

© Снеговская Е.А., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 20.03.2024.
Публикуется в авторской редакции.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Снеговская, Е. А. К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 2. – С. 55-62. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/655.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru