Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н.

Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России

Аннотация. В ходе реализации федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на период 2011-2018 гг возникла необходимость усиления культурной компоненты создаваемых в стране автотуристских и туристско-рекреационных кластеров. Решение этой задачи может быть достигнуто путем создания кластеров музейно-туристского типа.

Ключевые слова: музей, туризм, культура, интеграция, кластер

Открыть PDF-файл


Музеи – традиционный объект в системе туристского оборота. Да и тема взаимодействия музеев и туризма не нова. В СССР, например, когда решением партийно-правительственных органов в 1960-е экскурсионное дело было поручено профсоюзам, возникло долго сохранявшееся конкурентное напряжение между профсоюзными туристскими организациями и органами культуры, т.к. последних ограничили, в основном музейными экскурсиями.

Сегодня таких проблем нет в связи с резко изменившейся ситуацией на туристском и экскурсионном рынках, где профсоюзы уже не присутствуют в сколько-нибудь значимых масштабах и поэтому экскурсионную деятельность в целом по стране никто не монополизирует. С другой стороны, познавательная компонента массового туризма все больше изменяется: на смену классическим экскурсам в историю и искусствоведение приходят новые формы с играми, квестами, театрализованными программами. Так, компания «Волга-тур» успешно реализует проект «Сказочное кольцо России», где знакомство со старинными самобытными городами Золотого кольца сочетается с игровыми встречами с героями русских сказок. Большим спросом пользуется еще один новый проект «Автоквест по городам Золотого кольца» — динамичная интеллектуальная игра, во время которой участники не только путешествуют на автомобилях, а но и решают логические задачи, выполняют поиск на местности, строят оптимальные маршруты. Хитом продаж экскурсий по Золотому кольцу является интегрированный продукт «Сказочный автоквест». Говоря об инновациях, это может быть и автоквест, и фотоквест и любая другая активная форма игры-путешествия, когда во время выполнения тех или иных заданий туристы знакомятся с городом, его историей и достопримечательностями. Таким образом, благодаря новым формам удается вдохнуть новую жизнь в маршруты Золотого кольца и избежать серьёзного падения спрос [3].

Сфера туризм в Российской Федерации на современном этапе претерпевает существенные изменения в связи с реализацией положений Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [5], Федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 гг.), а также Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [9]. Эти изменения происходят, в основном, в туристском инфраструктурном поле, куда направляются реальные государственные инвестиции, и где осуществляется реальное государственно-частное партнерство. Возникающие при этом проблемы и задачи в значительной мере лежат в плоскости взаимодействия культуры и туризма. Так, одной из проблем, которая ощущается все явственнее, становится проблема содержательного насыщения пребывания туристов и отдыхающих в уже построенных и строящихся объектах туриндустрии, в т. ч. в десятках туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.

В более широком смысле речь о недостаточном вовлечении историко-культурного потенциала в федеральные и региональные планы и программы развития туризма. В этой связи можно констатировать, что организаторы туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях оказались не готовы к резкому увеличению спроса на посещение регионов отечественными и иностранными туристами и принимаемых мер по исправлению такого положения явно недостаточно. Так, Комитет по импортозамещению в туризме, созданный при Экспертном совете Министерства культуры [1] концентрирует свою деятельность на расширении сети туристских маршрутов в регионах России, что само по себе правильно, но явно недостаточно. Здесь важно также обратить самое пристальное внимание на интеграцию культурного потенциала регионов в сферу туризма и одним из путей успешной интеграции может стать формирование музейно-туристских кластеров, что существенно поднимет социальную значимость и уровень всего туристского комплекса, исходя из того, что культура относится к социально значимым сферам, которые способствуют качественному совершенствованию человеческого потенциала, а туризм по своей природе направлен на культурное развитие и восстановление сил людей через познание нового, эмоциональное восприятие полученных впечатлений. Поэтому определяющая роль культурного наследия в Российской Федерации по привлечению туристов к посещению определённых территорий становится всё более очевидной и здесь государственные и частные музеи должны играть гораздо более значимую роль. Ведь вполне очевидно и зафиксировано, что познавательные поездки в статистическом отражении занимают, одно из центральных мест в сфере туризма, т. к. их целью является знакомство с культурным наследием на различных территориях земного шара, а также с современными направлениями развития культуры, искусства, качеством и образом жизни [4, c. 27]. Такие поездки, конечно же, включают посещение не только традиционных объектов культуры (музеи, галереи, объекты культурного наследия и сценического искусства), но и знакомство с образом жизни людей на определенной территории, изучение предметов быта, материальной культуры и явлений этнической культуры. Однако и здесь музей, как аккумулятор всего значимого на данной территории, всегда может и должен найти свое место.

Поэтому не случайно по данным Всемирной Туристской Организации в мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям. Определение границ культурно-познавательного туризма, позволяет включить в эту категорию все перемещения лиц, поскольку «они удовлетворяют разнообразные потребности человека в стремлении к повышению собственного культурного уровня и получения новых знаний, опыта и интересных встреч» (широкое определение культурно-познавательного туризма). Такие поездки являются также одним из видов познавательных путешествий, к которым можно отнести экологический, сельский и промышленный туризм, а также виды, связанные с самодеятельным туризмом (походы, сплав по рекам и т.д.).

Таким образом, культурно-познавательные мотивации присущи подавляющему большинству туристских поездок и путешествий, так или иначе ориентированных на целенаправленное или сопроводительное культурное потребление, и поэтому виды культурно-познавательного туризма включают: туризм по объектам культурного наследия, тематический туризм, арт-туризм (туризм, связанный с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства), событийный туризм, этнокультурный туризм, а также воспитательной ролью объектов культурного наследия и явлений культурной жизни для подрастающих поколений (в сочетании с оздоровительными и образовательными функциями),т.е. детский туризм и другие виды туризма с культурно-познавательной составляющей.

В связи с изложенным, в данной статье рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций культурно-познавательного туризма как следствия необходимости и целесообразности дальнейшего усиления взаимной интеграции сферы туризма и сферы культуры. Актуальность усиления культурно-туристской интеграции вызвана недостаточным использованием возможностей культурно-исторического потенциала регионов Российской Федерации для развития культурно-познавательного туризма, который среди других видов и форм туризма в условиях нестабильных сезонных условий в большинстве регионов может стать катализатором устойчивого, наиболее равномерного туристского потока, в наименьшей степени зависимого от сезонных колебаний. Этот аспект развития туризма, самым непосредственным образом связанный с проблемами создания комфортной туристской среды в конкретных дестинациях* (а впоследствии и в регионах в целом), равно, как и деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия требует сегодня повышенного внимания со стороны федеральных и региональных структур управления культурой и туризмом, т.к. в эффективной интеграции культуры и туризма, кроются колоссальные резервы для социально культурного и экономического развития регионов, улучшения их общей и социальной инфраструктуры, повышения культурного и образовательного уровня населения.

В этой связи актуальным направлением дальнейшей организации и регулирования всей туристской системы в стране и регионах должно стать создание не только удобной, динамичной и современной, комфортной туристской среды в целом, что требует специального научного, методического и иного обеспечения, т.к. понятие «комфортная туристская среда» подразумевает такое состояние инфраструктурной, инженерной, коммуникативной, культурной, сервисной и др. составляющих туристской дестинации, которое способно привлекать не только новые туристские контингенты, но и побуждало бы уже побывавших в данной дестинации туристов вернуться в данное место [6, c. 32-38]. В этих целях необходимо обеспечить потенциальным российским и иностранным туристам возможность потребления туристских услуг в удобной, динамичной и современной информационной среде. Заметим при этом, что важным компонентом комфортной туристской среды должно стать и доброжелательное, гостеприимное отношение местного населения к туристам, его активное участие и содействие туристским мероприятиям, что можно отнести к социопсихологической составляющей комфортной туристской среды, во многом определяющей общую атмосферу доброжелательного гостеприимства в туристской дестинации. Этот компонент не возникает сам собой, а является результатом вполне целенаправленных мер, которые также требуют государственной поддержки.

Каркасом такой среды могут стать музейно-туристские кластеры, в которых в полной мере мог бы быть восполнен образовавшийся дефицит культурной компоненты в созданных к настоящему времени десятках туристско-рекреационных и автотуристских кластеров по всей стране в рамках выполнения мероприятий упомянутой выше Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Действительно, по мере реализации основных этапов этой ныне действующей Федеральной целевой программы возникла необходимость проведения «работы над ошибками», т.к. все явственнее проявляются не только положительные, но и негативные эффекты от примененного кластерного подхода, когда более 50% уже созданных кластеров не осуществляют ожидаемых объемов приема и обслуживания туристов. Такие негативные факторы объясняются недостаточным вниманием создателей кластеров не только к вопросам качества научного обоснования выбора проектов, но и к вопросам социокультурного содержания и программирования их деятельности. Из-за отсутствия культурной компоненты, тесно связанной с профессиональными стандартами и невысоким уровнем квалификации персонала, туристско-рекреационные кластеры в целом так и не стали бесспорно привлекательными для туристов. В этой связи резко актуализировалась задача проведения комплексного анализа результатов выполнения ФЦП по туризму, в том числе выявления причин отказа многих инвесторов от участия в этой федеральной программе, а также внесения соответствующих предложений на будущее для учета в дальнейшей работе. А дальнейшая работа, как известно, будет продолжена в рамках уже новой федеральной целевой программы по развитию туризма на период 2019-2025 гг. Концепция такой программы уже разрабатывается, однако среди приоритетов культурная компонента пока не просматривается [2]. Поэтому сейчас как раз и актуализируются вопросы активизации деятельности по вовлечению музеев в технологический процесс формирования туристских кластеров. В действующих же ныне кластерных проектах музейно-культурная составляющая принимается во внимание в очень малой степени.

Поэтому создаваемые в рамках Федеральной целевой программы туристско-рекреационные и автотуристские кластеры требуют не только содержательного и разнообразного насыщения различными аттракциями и сервисами, которые побуждали бы туристов активно посещать эти пункты, но сам состав типов кластеров должен быть дополнен еще одним типом – музейно-туристским. Такой тип кластера может оказать свое благотворное воздействие и на формирование имиджа каждого конкретного региона, который в современных условиях формируется и продвигается все в более значительной мере в аспекте повышения его привлекательности для туристских контингентов. Именно в рамках музейно-туристского кластера может весьма успешно реализоваться синергетический эффект взаимодействия культуры и туризма. Музейно-туристские кластеры будут способствовать также более углубленной интеграции объектов наследия и музейной деятельности и постепенному превращению музеев в центры информационного обеспечения познавательной функции туризма. Причем речь может идти не только о краеведческих музеях, но и музеях других типов, как учреждений, аккумулирующих информацию обо всем спектре объектов материального и нематериального наследия. Такая интеграция открывает более широкие возможности для выхода музеев за рамки музейных стен и хранилищ, когда музейные экспонаты или их копии могут становятся доступными не только в стенах музея, но и за его пределами. И это не только выездные выставки, но и другие мероприятия, ярмарки и карнавалы с активным вовлечением в них местных жителей. Соответственно, оказывается воздействие на повышение культурного уровня местного населения, приобщение молодежи к национальным традициям и реликвиям. Мы живем в такое время, когда усиление взаимной интеграции музеев и туризма проявляется не только в том, что мы идем в музей, но и в том, что музей идет к нам, т.е. к туристам. Понятно, что этому способствуют современные информационные технологии. Развивается такое направление, как виртуальные музеи. Интернет делает доступным дистанционное ознакомление с экспонатами музеев. Однако для туризма этого явно недостаточно. Сегодня музей должен в прямом смысле все более активно выходить за рамки своих территориальных границ не только в форме участия в выездных выставках и форумах, но и путем организации своих специальных мероприятий вне места своего нахождения. Во многих европейских городах регулярно проходят масштабные массовые культурные мероприятия, связанные с традициями и обычаями своих стран. Так, в нидерландском городе Маастрихте происходит ежегодный грандиозный осенний карнавал. Это костюмированное шествие, представляющее различные сословия в разные эпохи и проходящее через весь город, растягивается на несколько километров и начинается еще за пределами города. В карнавале участвуют не только десятки тысяч людей, в этот процесс вовлечены отары овец, конные повозки, ослы, собаки и другие домашние животные. Полагаем, что без местных музеев, которых в этом городе со 120-тысячным населением насчитывается более 100, никак не обходится [7, c. 105-119].

Устойчивой базой для обеспечения многостороннего интегрированного взаимодействия музейной и туристской сфер может служить не только инициатива музейных и туристских работников но и системное представление о цивилизационных ценностях, продекларированное в «Стратегии сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г.» [8], которое позволяет создать научно-методическую основу для проектирования сети музейно-туристских кластеров в рамках новой Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы с опорой на статуированные объекты культурного и природного наследия.


 * Дестинация (от анл. destination) – принятый в мировой практике термин, обозначающий «место назначения туристского потока». Дестинацией может быть континент, регион, страна, область, местность, населенный пункт.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Ассоциация туроператоров России (АТОР), официальный сайт: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/32536.html

[2] В РСПП обсудили концепцию федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы. См. официальный сайт Российского союза туриндустрии: http://www.ratanews.travel/news/news_27072017_4.stm?printv (дата обращения 10.09.2017 г).

[3] Компания «Волга-тур», официальный сайт: https://www.volga-tours.ru/ring/ (дата обращения 20.08.2017 г).

[4] Миронова Т. Н. Исторические и региональные аспекты сохранения наследия : монография / Т. Н. Миронова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 272 с.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 (с измен. на 31 янв. 2017 г.) О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (с измен. на 31 янв. 2017 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902295121 (дата обращения 11.09.2017).

[6] Путрик Ю.С. Новая модель туризма в России. Развитие потенциала внутреннего туризма России на современном этапе: Материалы XVIII науч.-практ. конф. Лосево (Ленинградская область), 24 сентября 2016 г. — СПб.: Астерион, 2016. — С. 32-38.

[7] Путрик Ю.С., Ельчанинов А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области. В кн.: Наследие и современность : Информ. сб. Вып. № 21. — М.: Индрик, 2014. — С. 105-119.

[8] Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г. : Проект / Бахревский Е.В., Беспалова Т.В., Закунов О.А., Миронов А.С. — М.: Институт Наследия, 2016. — 136 с.

[9] Федеральное агентство по туризму, официальный сайт: www.russitourism.ru

© Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н., 2017.

Статья поступила в редакцию 12.09.2017.

Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
руководитель Центра социокультурных и туристских программ,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Москва),
вице-президент Международной Туристской Академии,
e-mail: putrik@list.ru

Вагабов Махач Мустафаевич,
доктор исторических наук, профессор,
Московский государственный машиностроительный университет (Москва),
e-mail: 9162803@mail.ru

Пересветов Владимир Натанович,
кандидат технических наук, доцент,
Московский государственный институт культуры (Химки),
e-mail: strela_econ@mail.ru

Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2017/3(10)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/162.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru