2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
УДК 37.017.4
Путрик Ю.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е.
Культурное и природное наследие как важный фактор патриотического воспитания молодёжи в Российской Федерации
Аннотация. В статье представлены формы и методы использования объектов культурного и природного наследия в целях совершенствования воспитания и образования молодёжи. Анализируются следующие направления: краеведение, музейная педагогика, туризм, экскурсии, библиотеки, самодеятельность молодёжных объединений, событийные и фестивальные мероприятия и другие. Рассматриваются различные виды туризма как важная составляющая часть системы дополнительного образования в средней и высшей школе в нашей стране.
Ключевые слова: культурное и природное наследие, патриотизм, образование, молодёжь, туризм, краеведение, экскурсия, библиотека, музейная педагогика, молодёжные объединения, волонтёрское движение.
Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим обществом, стало сохранение и актуализация природного и культурного наследия, являющегося национальным достоянием народов России. А это во многом зависит от воспитательной и образовательной деятельности в нашем обществе.
Говоря о формах и методах использования в воспитательных и образовательных целях объектов культурного и природного наследия, следует выделить несколько направлений этой деятельности:
1. краеведение (как система дополнительного образования и общественной деятельности);
2. музейная педагогика;
3. туристская деятельность;
4. проведение экскурсий;
5. деятельность библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров;
6. самодеятельность молодёжных объединений и виртуальных сообществ;
7. событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодёжные игры с использованием объектов наследия и т.д.);
8. волонтёрское молодёжное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании;
9. деятельность молодёжных поисковых отрядов;
10. трансляция культурных стандартов, традиций и обычаев в семье.
Выделенные направления воспитательной деятельности условно подразделяются на два уровня: институциональный и неинституциональный. Здесь имеется в виду условная идеально-типическая модель. В действительности часто трудно определить, к какому именно уровню относится то или иное направление воспитательной деятельности. Как правило, они накладываются друг на друга, переходят из институционального уровня в неинституциональный, и наоборот. В целом, при формировании у молодого поколения граждан патриотизма, различные направления воспитательной деятельности применяются комплексным образом.
Разберём более подробно направления и уровни патриотического воспитания. В рамках условной модели можно отнести краеведение, музейную педагогику, экскурсионную деятельность и деятельности библиотек к институциональному уровню патриотического воспитания. В то же время, туризм, самодеятельность молодёжных объединений и виртуальных сообществ, деятельность событийных и фестивальных мероприятий, связанных с фактами истории, семейное воспитание – скорее относятся к неинституциональному уровню воспитательной деятельности.
1. Краеведение. По мнению выдающегося отечественного учёного, историка и краеведа С.О.Шмидта [4], под краеведением в российской исторической науке понимают научную и научно-просветительскую деятельность по различной тематике: прошлое и настоящее родного края, достопримечательные территории, города, сельские поселения, улицы, дома и т.д. Ко всей полноте и многообразии представленной тематики необходимо добавить общественную деятельность, которую ведут не только специалисты различных направлений, но и широкий круг граждан.
Краеведческое знание является разноплановым и разноуровневым. Так, историческое краеведение может соотноситься с историко-литературными, культурологическими, природоведческими, архитектурными, социально-экономическими, географическими и другими аспектами. При этом основой краеведения, по мысли С.О.Шмидта, должно являться не только знание края, но прежде всего любовь к родному краю.
Краеведение, как система дополнительного образования, является традиционным и эффективным средством воспитания в российской молодёжи любви к Родине. Кроме того, в отечественной педагогической науке и практике получили широкое распространение специальные методики организации экскурсий и историко-краеведческих исследований, направленные на расширение интеллектуального кругозора у учащихся и освоение ими различных навыков практического характера. Историческое краеведение тесно связано с широким комплексным изучением родного края, играет важную роль в глубоком познании прошлого и настоящего, осознании перспектив в развитии культуры общества в целом. Историческое краеведение занимается не просто изучением дат и событий, а старается создать яркое, образное впечатление от явлений истории, культурной и политической жизни края, его природных богатств. Объекты природного и культурного наследия региона представляют собой наглядный краеведческий материал, который способствует более целостному и глубокому ознакомлению учащихся с особенностями развития общества. Незнание истории родного края зачастую приводит к отсутствию у молодого поколения определенных нравственных ориентиров, и, как частный случай, стимулирует нежелание жить и работать в родной среде.
Использование объектов культурного и природного наследия в качестве краеведческого материала вносит наглядность и эмоциональность в преподавание истории, а, следовательно, придаёт процессу образования больше конкретизации. В этом случае можно говорить о некоем эмоциональном стимуле для творческой мысли. Следует согласиться в этом отношении с точкой зрения В.А.Сухомлинского [3], который считал необходимым усиливать в образовательном процессе формы активизации познания учащимися окружающего мира. Основой такой деятельности служат краеведческие походы, поездки и экскурсии по объектам наследия малой Родины, родного края. Историко-краеведческая работа с молодёжью в учебных учреждениях является одним из действенных средств повышения эффективности воспитания патриотизма у учащихся.
Следует учитывать тот факт, что историческое краеведение с использованием объектов культурного и природного наследия как система дополнительного образования обладает многофункциональностью, сочетая в себе следующие функции: познавательную, обучающую, развивающую и воспитательную. Историко-краеведческий материал, представленный объектами наследия, способствует освоению отечественной истории на эмоционально-чувственном уровне за счёт близкого, вещественного, доступного и понятного подростку материала. Тем не менее, в современных российских школах многие учителя до сих пор недооценивают значение краеведческой работы, ограничиваясь на уроках малозначительными иллюстрациями и зарисовками.
Актуальность использования объектов культурного и природного наследия как историко-краеведческого материала заключается в следующем:
- главная методологическая задача исторического краеведения, использующего в качестве наглядного материала объекты культурного и природного наследия, состоит в осознании молодёжью неразрывной связи своей малой родины (края, региона, местности, города, деревни) с единым общероссийским историко-культурным и социально-экономическим процессом развития страны;
- краеведческая работа с применением объектов наследия является одним из важнейших средств активизации интеллектуальной деятельности учащихся;
- объекты наследия способствуют образному восприятию действительности, поэтому историческое краеведение существенно помогает в выработке у учащихся научных взглядов, убеждений, навыков, умений к применению их на практике;
- использование объектов культурного и природного наследия в освоении исторического краеведения непосредственно расширяет кругозор, помогает овладеть технологиями исследовательской работы.
При разрешении вопросов воспитания патриотизма у учащихся краеведческий подход важен, так как имеет глубокие методологические и философские основы. Они основаны на рассмотрении диалектических взаимоотношений между живым созерцанием окружающей действительности и развитием самостоятельного научного и практического мышления, способного понимать не только частное, но и общее, то есть познавать историю родного края в неразрывном единстве с обществом и государством.
2. Музейная педагогика. Существуют следующие направления музейной деятельности:
- культурно-образовательное (с широким спектром общекультурных и социокультурных задач и нацеленностью на самые различные категории посетителей и расширение музейной сети в целом);
- музейно-педагогическое (связано с конкретными педагогическими задачами определенных музейных проектов, ориентированных в первую очередь на молодежь – школьников и студентов);
- специальное (связано с обеспечением и развитием собственно музейного дела, его исследованиями и пропагандой).
Культурно-образовательное и музейно-педагогическое направления реализует в музее специалист по музейной педагогике. На основе анализа работ исследователей в этой области (М.Е.Каулен, А.А.Остапец, А.Е.Сейнейский, Б.А.Столяров, Т.Ю.Юренева) были содержательно определены функции музейной педагогики:
1. образовательная (просветительская) – формирование у учащихся понятийного аппарата в процессе общения с предметами и субъектами в условиях музейной среды, формирование знаний об истории и культуре родного края и народов страны проживания, создание положительной мотивации учащихся в процессе обучения;
2. воспитательная – воспитание патриотизма, ценностного отношения к объектам природного и культурного наследия, уважения к культуре и истории своего и других народов;
3. развивающая – развитие у учащихся способности самостоятельно добывать информацию из первоисточников в процессе общения с объектами наследия; развитие творческого воображения, логического мышления, навыков самостоятельной работы;
4. социализирующая – преобразование приобретаемого социокультурного опыта в собственные нравственные установки и ценностные ориентиры.
Рассмотрим, основываясь на научных трудах Б.А.Столярова, А.Е.Сейненского, А.А.Остапца, основные формы и методы патриотического воспитания на основе музейной педагогики. К ним относятся:
- уроки мужества и встречи с ветеранами войны и труда;
- участие в создании и развитии школьных музеев;
- участие в поисково-исследовательских экспедициях по местам боёв, закрепление за школьниками памятников и уход за ними;
- проведение патриотических конференций с участием учеников и педагогов;
- проведение тематических внеклассных уроков, в том числе выездных, по междисциплинарным темам патриотической направленности;
- проведение музыкальных, художественных и литературных фестивалей патриотической направленности;
- участие в деятельности по охране природы родного края.
Ведущей формой музейной педагогики, способствующей расширению задачи патриотического воспитания учащихся, является подготовка и проведение экскурсий в краеведческих музеях, музеях-заповедниках, природных заказниках и других. Экскурсия – это посещение какого-либо объекта с научными, научно-учебными, просветительскими, общекультурными и познавательными целями. Любая экскурсия должна иметь цель и программу наблюдений, вопросы, задания, намеченный план.
Одним из эффективных средств патриотического воспитания молодёжи является создание музея в среднем учебном заведении (школе или колледже), материалы которого могут использоваться в учебной и внеклассной деятельности. По мнению В.Е.Туманова [6], поскольку школьный музей возникает как результат длительного, систематического и разностороннего изучения родного края, он необходим для обеспечения охраны и пропаганды объектов культурного и природного наследия и проведения просветительской работы среди учащихся. Естественно, – для обобщения и передачи опыта краеведческой работы, в том числе вновь создающимся школьным музеям региона. Школьный музей всегда ориентируется на учебную программу, его фонд постоянно обновляется, в нем осуществляется введение элементов открытого экспонирования музейных предметов, производится организация по заявкам учителей временных выставок по отдельным темам учебных предметов; школьники могут соприкасаться с экскурсоводческой работой.
Таким образом, музейная педагогика ориентирована на передачу культурного опыта через просветительский и воспитательный процессы в условиях музейной среды. Музейно-педагогическая деятельность школьного учителя заключается во взаимодействии со школьным музеем, сотрудничестве с музеями разных видов и профилей, что может помочь педагогу решить сложные и многоаспектные задачи приобщения учащихся к истории и культуре своего родного края, обучению и воспитанию молодёжи, воспитанию патриотизма. Использование средств музейной педагогики в процессе воспитания способствует формированию активной, патриотически воспитанной и образованной личности.
3. Туризм. Этот вид досуга выступает в качестве интегратора взаимности обязательств туристов, субъектов туризма и местного населения, властных структур и других общностей (семьи, школы и др.), осознающих свою принадлежность к малой родине (регион, край, область) и, в конечном счете, ко всему Отечеству [2]. Поэтому образовательный, культурно-просветительский и экологический туризм сами по себе являются формами воспитывающего воздействия. Основными участниками такого воспитательного процесса в туризме являются, с одной стороны, – природа и объекты наследия, влияющие на чувства личности, с другой – сама личность, своими действиями способствующая сохранению наследия.
Особенностью воспитательного процесса в туризме является, во-первых, использование объектов культурного и природного наследия в качестве своего рода наглядного пособия; во-вторых, отсутствие принуждения, своеобразное партнёрство путешествующего и туристской дестинации. Здесь необходимо решать следующие задачи:
1. воспитание социальной активности личности;
2. воспитание уважения к среде обитания;
3. способность не только использовать, но и защищать культурную и природную среду.
Поэтому в осуществлении патриотического воспитания средствами туризма можно выделить такие компоненты, как активно-деятельностный, мотивационно-эмоциональный, личностно-ценностный, педагогически-организационный. Все эти компоненты представляют собой единство и совокупность задач, решение которых способствует воздействию на сознание, чувства и поведение личности. Молодёжный туризм, осуществляя важнейшую функцию – удовлетворение потребности личности в общении с природой, а так же объектами культуры и культурного наследия, – выполняет также воспитательную, дидактическую и рекреационную функции.
Реализация воспитательной функции осуществляется через изучение истории своего края, его героического прошлого. Ведь многие территории являются свидетелями ратных подвигов, которые увековечены памятниками, обелисками, стелами и другими мемориальными сооружениями и объектами, прославляющими воинскую славу России (Бородино, Куликово поле и др.).
Дидактическая функция реализуется через формирование знаний различными средствами и методами (рассказ, демонстрация, посещение, поход, прогулка и др.).
Рекреационная функция способствует физическому и духовному восстановлению сил, во многом направлена на использование активных видов рекреации (походы, путешествия), а также пассивное созерцание природных объектов.
Молодёжный туризм обладает широкими возможностями в реализации патриотического воспитания молодёжи своими средствами: познавательными (приобщение к родной природе и культуре), ценностными, деятельностными, поисково-исследовательскими. Воздействуя на познавательную сферу, он развивает интеллектуальные и волевые качества личности, способствует эмоциональному восприятию окружающей культурной и природной среды, а так же приобретению социального опыта в сохранении этой среды. Все эти компоненты проявляются одновременно через наблюдение, восприятие и осознание, которые позволяют в концентрированном виде усваивать большой объем информации о природе и формировать знания о ней. Внешнее воздействие природной среды, а так же познавательное соприкосновение с объектами культурного наследия (архитектурой, живописью и др.) преобразуется в опыте в виде ценностных ориентаций, патриотических взглядов, позиции и действия. Подтверждением этого являются созданные во многих городах различные программы, как, например, военно-туристская игра «Зарница» в Санкт-Петербурге, Москве и других регионах.
В формировании у молодёжи патриотизма, при туристско-просветительской деятельности на объектах наследия важно выделить такие аспекты, как когнитивный, осуществляющийся в процессе знакомства с тем или иным объектом культурного (природного) наследия; мотивационный, эмоциональный и деятельно-волевой. Если когнитивный включает уровень знаний по истории своего края, то мотивационный – определяет потребность в познании нового, эмоциональный характеризует отношение к окружающей природной или культурной среде, деятельностно-волевой предполагает активную позицию в решении проблем экологии.
Система патриотического воспитания представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостные, организованные, активные воздействия на личность в рамках молодёжного культурно-просветительского, образовательного и экологического туризма. Таким образом, патриотическое воспитание проявляется в формировании ценностного отношения к природе, культуре своего и других народов, живущих в нашем многонациональном государстве, артефактах культурной деятельности, архитектуре, живописи и т.д.; расширяется круг ценностей, вырабатывается сознательность, стимулируется самовоспитание, саморазвитие.
Патриотическое воспитание является одной из составляющих духовно-нравственного воспитания. Базовыми компонентами патриотического воспитания средствами туризма с использованием объектов культурного и природного наследия являются:
- воспитание духовной личности;
- потребность в познании, в красоте природы и потребность в общении с ней;
- потребность в преобразующей деятельности;
- восприятие окружающего мира;
- благотворное влияние природной и культурной среды;
- приобщение молодежи к здоровому образу жизни, совокупность физического и духовно-нравственного воспитания.
Объекты наследия уникальны, они обладают предметной информацией, имеющей социальную значимость. Они – не абстрактный «информационный ресурс», а подлинный материальный свидетель реальных исторических событий, реального природного пространства, познание которых осуществляется «здесь и сейчас». Таким образом, молодёжный туризм, как форма дополнительного образования, содействует решению таких задач, как формирование компетентности всех возрастных и социальных групп населения в области культурных и экологических проблем, формирование представлений об объектах культурного и природного наследия как общечеловеческих ценностях на основе практического освоения данной формы воспитания.
4. Экскурсионная деятельность. Сама по себе экскурсия является самобытным, творческим, увлекательным методом познания и воспитания. Социально-значимые функции, выполняемые экскурсиями, имеют особое значение на современном историческом этапе, отличающимся снижением культурно-образовательного уровня общества и некоторой утратой им патриотических ориентиров. Образовательная функция экскурсий играет важную роль в получении объективных знаний по различным отраслям науки, будь то история, природное наследие, или социальные явления.
Во все времена экскурсоведение поддерживало традиции конкретных исторических исследований, строя процесс познания на обращении к подлинным источникам и умении извлечь из них необходимую информацию. Воспитательная функция экскурсий оказывает воздействие на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода. Попутно экскурсии выполняют организующую роль, объединяя людей, заполняя их досуг, давая возможность удовлетворять их творческие интересы. В какой-то мере они выступали как связующее звено между государственной политикой в области просвещения и культуры и деятельностью общественности.
Актуализация экскурсионной деятельности неизбежно способствует усилению мероприятий по сохранению культурно-исторических объектов России и музейных коллекций, подъёму культурного уровня народа, увеличению посещаемости музеев. Обращение к опыту экскурсионной практики может оказать значительную помощь во внедрении прогрессивных методов воспитания патриотизма.
Но важно понимать и учитывать при работе с молодёжью, что современному потребителю туристского продукта уже далеко не всегда достаточно экскурсии в её традиционном виде. У современного потребителя сформирована и все более явственно и массово проявляется потребность стать участником конкретного действия или события. Погружение в прошлое в интерактивном режиме пользуется неизменным спросом у людей, посещающих исторические центры и местности с туристско-познавательными целями. И сегодня это все в большей и большей мере учитывается при формировании туристских продуктов той или иной дестинации. Поэтому здесь, безусловно, необходимо более тесное творческое и деловое взаимодействие между организаторами туризма и организаторами культурно-массовых и сценическо-постановочных мероприятий.
К этой же группе креативных мероприятий можно отнести и исторические реконструкции с привлечением волонтеров для массовых сцен, часто сопровождаемых фейерверками и лазерными шоу. Всё это многократно усиливает впечатления от увиденного. В этом как раз и заключается смысл и успешное развитие событийного туризма в нашей стране в последние годы. Молодым людям нужны мотивации для поездки в тот или иной регион. И когда создается событие, появляется и мотивация поехать туда, куда раньше, быть может, и не собирались.
В событийном туризме с особой силой проявляются интеграционные возможности сферы культуры, образования и туризма. Построенные по принципу сочетания этих трех сфер события пользуются несомненным успехом и привлекают значительные массы туристов и посетителей. К ярким примерам таких мероприятий можно отнести фольклорно-музыкальный фестиваль, который ежегодно проводится уже более 30 лет в достопримечательном месте «Бежин луг» в Тульской области и собирает ежегодно от 5 до 8 тысяч посетителей [8]. Завоевывает все большую популярность музыкальный фестиваль «Классика на Волге», организованный Ассоциацией событийного туризма недалеко от города Тольятти, на берегу Волги, когда в природном окружении для исполнения своих произведений приглашаются известные исполнители и целые ансамбли классической музыки. И таких примеров в различных регионах страны становится с каждым годом все больше. Фестивали и события, связанные с искусством, русской культурой и поэзией, с успехом могут проводиться и за рубежом.
5. Библиотеки. Говоря о патриотическом воспитании молодёжи, которое может осуществляться при помощи библиотек, следует подчеркнуть, что в этом случае реализуется лишь один аспект воспитания подрастающего поколения – просвещение. Библиотеки представляют собой наиболее доступные населению информационно-культурные центры, это один из немногих социальных институтов, дающих возможность широкого и открытого пользования информацией о природе, культуре народов, живущих в нашем многонациональном государстве, артефактах культурной деятельности, архитектуре, живописи и т.д. Многие библиотеки России являются центрами, где разрабатываются справочно-библиографические аппараты, создаются тематические базы данных, ведется аналитическая работа, разрабатываются методики предоставления информации населению, организовываются просветительские и досуговые мероприятия.
Изучение и сравнение опыта библиотечно-информационной и просветительской деятельности может значительно обогатить знание, способствовать совершенствованию теории и практики патриотического воспитания, просвещения и информирования. Библиотеки располагают уникальными возможностями для пропаганды патриотических принципов и ценностей, поддержки патриотического образования и просвещения. Среди этих возможностей можно выделить следующие: разветвлённая библиотечная сетью, информационные базы на бумажных и электронных носителях, наличие квалифицированных специалистов, бесплатный доступ к информации, унифицированные технологии обработки соответствующей информации.
6. Самодеятельность молодёжных объединений и виртуальных сообществ. Личностный потенциал человека с наибольшей полнотой проявляет себя в его самодеятельности, носящей гражданскую направленность, вне которой невозможны прогрессивные преобразования, достижение общественно значимых целей и идеалов. Изменение социально-экономической ситуации в обществе требует ориентации на воспитание активной позиции школьников. Поэтому не случайно на протяжении последних десятилетий формирование самодеятельной личности привлекает пристальное внимание ученых. В педагогике теоретическим обоснованием проблемы формирования самодеятельности занимался ряд исследователей. В их трудах самодеятельность рассматривается как высший уровень проявления активности человека (А.В.Зосимовский, Г.В.Чанишвили), как активная творческая деятельность личности (И.П.Иванов), как принцип деятельности пионерской организации (Р.А.Литвак), как самостоятельная деятельность человека, выполняемая им по собственному желанию на основе полученных в процессе обучения или на практике знаний и умений и носящая творческий характер (В.М.Коротов, Л.Г.Садакова).
Значительный вклад в развитие теории и практики формирования самодеятельности подростков внёс И.П.Иванов [9]. В 1950-е гг. им были разработаны основы коммунарской методики, которая была направлена на развитие у учащихся инициативы, творчества, самостоятельности, гражданственности и патриотизма.
По своей структуре модель подростковой самодеятельности может условно подразделяться на несколько уровней: теоретико-методологический, содержательный, деятельностный, оценочный и педагогических условий (см. рисунок).
Теоретико-методологический уровень содержит полагания цели, методологическую основу и принципы формирования самодеятельности молодежи в процессе патриотического воспитания. В содержательном уровне выделяются содержание учебной и внеучебной деятельности по формированию самодеятельности молодежи в процессе патриотического воспитания. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, способствующими формированию самодеятельности, являются различные виды проектов, конференция, круглый стол. Во внеучебной деятельности такими формами являются: выставка, фестиваль, гражданский форум, деловая игра, проект, деятельность неформальных молодёжных объединений и виртуальных сообществ. Деятельностный уровень предлагаемой модели отражает систему взаимодействия педагога и подростка. В состав оценочного уровня входят критерии сформированности самодеятельности, продукты (реальный результат) молодёжной самодеятельности. Последний уровень включает систему педагогических условий формирования самодеятельности молодёжи в процессе патриотического воспитания.
На процесс самодеятельности оказывают влияние внешние и внутренние условия. Внешние связаны с необходимостью учёта особенностей окружающей среды, влияния ученического и педагогического коллектива, партнёров по самодеятельности, обеспечения свободы выбора, использования различных форм деятельности. Внутренние условия зависят от направленности личности, наличия опыта самостоятельной творческой деятельности и уровня сформированности умений и навыков самодеятельности, индивидуальных особенностей человека.
7. Событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории, позволяют по-новому оценить многие исторические данные о культуре народов нашей страны, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами. Наиболее ярко, необычно и масштабно военно-историческая реконструкция проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга и воспитания в 1980-е годы. Они же дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодёжных движений, противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от неё «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной контркультуры: движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее заметных внешне, но более серьезных, интеллектуальных и глубоких в своей основе течений молодежной культуры: группы ролевых игр («толкинисты», «амберисты» и др.), клубы военно-исторической реконструкции («рыцарские ордена», «славянские дружины»). Событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодежные игры) сочетают в себе несколько направлений деятельности:
1. воспроизведение материальных культурных объектов наследия прошлого в виде оружия, доспехов, мундиров и других вещей, связанных с воспроизводимым образом воина;
2. воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе;
3. реконструкция условий, приёмов и других спортивных особенностей исторического поединка;
4. реконструкция известных и малоизвестных исторических событий, связанных с военной историей;
5. создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).
Все направления деятельности связаны с воспроизведением (реконструкцией) объектов культурного наследия, как материальных (воинские доспехи), так и нематериальных (правила поединка, социальные отношения эпохи). Участие в событийных и фестивальных мероприятиях создает для молодежи определенный способ структурирования свободного времени, эмоционально насыщает жизнь, создаёт возможность преодоления социально-культурной ограниченности, формирует дополнительные возможности человеческого общения в группе единомышленников и духовное взаимообогащение членов группы. Соприкосновение с реконструированными объектами культурного и исторического наследия (оружие, доспехи, костюмы) способствует образному восприятию действительности, при помощи чего мероприятия подобного рода существенно расширяют кругозор, воспитывают любовь к родному краю, родной истории и культуре, помогают овладеть технологиями исследовательской работы. Во всех своих проявлениях культурные акции ролевых игр и исторических реконструкций максимально ясным и доступным языком своих эффектных выступлений приобщают широкие массы молодёжи к отечественной истории, делают общедоступными определенные музейные раритеты.
8. Воспитание патриотизма в семье. Будучи базовым социально-воспитательным институтом, семья формирует духовный мир растущего человека, его трудолюбие, любовь к большой и малой Родине. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека, поскольку семья является для ребенка одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
В дополнение этому, в современных условиях особое значение приобретает возрождение национальных школ, народной культуры и этнопедагогики. Возвращение каждого отдельного народа к его корням и истокам позволяет бороться с бездуховностью и нравственной деградацией общества в целом. Известный историк и этнограф Л.Н.Гумилёв [10] доказал, что выживают и приобретают историческое значение только те культуры, которые при соприкосновении с другими оказываются достаточно сильными, чтобы отстоять своё самобытное существование. Это в полной мере можно отнести к возрождающемуся культурно-педагогическому наследию народов России.
Роль семьи в деле воспитания достаточно полно представлена в научной литературе, однако не изучены и не систематизированы такие вопросы, как воспитание воина, защитника, патриота Отечества. В частности, говоря о воспитательном потенциале семьи, следует отметить факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам: социально-культурному, социально-экономическому, технико-гигиеническому и демографическому. Важнейшая функция семьи состоит в духовном воспроизводстве населения. Как правило, выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.
Особенность жизнедеятельности россиян предопределила характеристики семейного воспитания будущих патриотов России: позитивный авторитаризм, дифференцированный подход в воспитании детей, обучение военному делу, раннее приобщение к труду, соблюдение канонов традиционных религий и общественных заветов, уважение к старшим, уважение к традициям, быту, вере народов России, проживающих по соседству. Здесь необходимо отметить, что народные традиции, религиозная вера и бытовые обычаи представляют собой нематериальное культурное наследие. Основу системы семейного патриотического воспитания составляют: воспитание молодого поколения в духе безграничного уважения к семье; гармония народного быта; преемственность поколений; осознание исторического долга. На современном этапе развития семейного патриотического воспитания особую значимость приобретает теоретическое обоснование специфических принципов, традиций, содержания, методов системы семейного воспитания россиян, определение путей (способов) их использования на практике. Некоторые проблемы семейного воспитания представлены работами А.Ю.Гранкина, В.В.Макаева; семейной этно-педагогики Г.Н.Волкова, JI.A.Энеевой. Однако аспект непосредственно патриотического семейного воспитания отечественными учеными не исследовался. Таким образом, быть выделены следующие особенности системы семейного патриотического воспитания:
- традиционный уклад семейной жизни, подчёркивание особой роли, защитника Отечества, малой Родины и семьи, героя;
- позитивный авторитаризм в воспитательной системе;
- специфические функции женщины-воспитательницы, защитницы, хранительницы семьи;
- индивидуальный подход к особенностям воспитания мальчиков и девочек; - раннее приобщение детей к домашнему труду;
- осуществление раннего военно-физического и патриотического воспитания с привлечением объектов культурного наследия;
- религиозность и веротерпимость как основа нравственного воспитания (уважение к нематериальному, духовному наследию своего и других народов);
- формирование этнического сознания и гордости за принадлежность к своему этносу и к российской нации в целом, посредством знакомства с историческими и культурными объектами наследия;
- развитие эмоциональной культуры через игровую обрядность, художественное творчество и фольклор.
Процесс формирования личности ребёнка носит непрерывный характер, поддерживается общественностью и имеет логическое продолжение в рамках учебных заведений, что обеспечивает высокий уровень адаптивности народов России к историческим трансформациям и продолжению всемерной тенденции движения к гуманизму, человечности, приоритету общечеловеческих ценностей.
Статья подготовлена при использовании средств
государственной поддержки, выделенных в качестве гранта
в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации
от 25.07. 2014 г. № 243-рп и на основании конкурса,
проведенного Обществом «Знание» России.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев; под ред. В.С.Жекулина; [Предисл. Р.Ф.Итса]; 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 469 с.
[2] Житенёв С.Ю. Современные культурно-познавательные путешествия // Вопросы культурологии. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
[3] Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: кн. для учителя. – M.: Просвещение, 1990. – 144 с.
[4] Путрик Ю.С., Ельчанинов А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области. // Наследие и современность: информ. сборник. – М.: Институт Наследия, 2014. – С. 105-119.
[5] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.
[6] Туманов В.Е. Наследие в школьном музее: метод. пособие. – М.: Институт Наследия, 2011. – С. 67.
[7] Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение: Сб. статей. – М.: РГГУ, 1997. – 362 с.
© Путрик Ю.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е., 2015.
Материал поступил в редакцию 02.04.2015.
Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева ,
заведующий Отделом социокультурных и туристских программ,
e-mail: putrik@list.ru
Соловьёв Андрей Петрович,
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева,
заведующий Сектором туристских и рекреационных
форм использования наследия (Москва),
e-mail: andrey476_85@mail.ru
Царьков Пётр Евгеньевич,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева,
научный сотрудник Сектора туристских и рекреационных
форм использования наследия (Москва),
e-mail: petrcarkov@gmail.com
Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/2.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2/21.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.