Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.78.20.028

Дубровин М.Ф., Суслонова М.Н.

Исследование оклада к иконе «Богородица умиление злых сердец»

Аннотация. В статье описывается исследование серебряного оклада иконы, у которого клейма пробирного надзора по формальным признакам должны быть признаны фальшивыми. Комплексное исследование оклада и изучение истории административных делений Российской империи на рубеже XVIII и XIX веков позволило доказать подлинность пробирных клейм, проставленных на окладе. В результате исследования введено в научный оборот клеймо пробирного мастера, а также было выявлено ранее не опубликованное пробирное городское клеймо Костромы первой половиной XIX в.

Ключевые слова: клейма пробирного надзора, неизвестный пробирный мастер, экспертиза предметов искусства из драгоценных металлов, атрибуция произведений искусства, база данных по клеймам на изделиях декоративно-прикладного искусства.

Открыть PDF-файл


Русское художественное серебро уникально по своему богатству, но лишь малая часть драгоценного наследия уцелела в период исторических катаклизмов в стране. Искусствоведами и научными сотрудниками еще не расшифрованы многие именные клейма пробирных мастеров и серебряников, сведения о них в литературных источниках достаточно скудные. Атрибуция клейм провинциальных городов Российской империи – наиболее сложная задача для эксперта.

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГОСНИИР) – одна из немногих организаций Министерства культуры Российской Федерации, имеющих лицензию на проведение экспертиз и атрибуций произведений искусства, в том числе и изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ) из драгоценных металлов. Клейма, проставленные на изделиях, являются атрибутирующим признаком, т.к. именно они, в случае их подлинности, несут информацию о месте и времени изготовления исследуемого предмета, а также о мастере, изготовившем его. Недостаточное количество информации о клеймах усложняет проведение атрибуции предметов ДПИ из драгоценного металла. При этом исследователь должен понимать, что верный вывод можно сделать, только проводя комплексную экспертизу предмета (конструкция, технология изготовления, следы бытования и т.д.), в которой важную роль играет исследование клейм.

В связи с недостатком достоверной и качественной визуальной информации в литературных источниках о клеймах как пробирного надзора, так и именников [1], в ГОСНИИР создана и постоянно пополняется База данных «Российские клейма на изделиях декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов (конец XVII – начало XX в.)» (далее – База данных) [2]. Информация из Базы данных дает возможность делать аргументированные выводы о подлинности клейм при исследовании предметов ДПИ из драгоценного металла.

Целью данной работыявляется ввести в научный оборот неизвестные ранее клейма, а также объяснить «нестыковки», имеющиеся в литературных источниках.

Научная новизна заключается во введении в научный оборот неизвестных ранее клейм пробирного надзора, а также определение статуса пробирных учреждений городов Костромы и Галича, и их взаимосвязи в первой половине XIX в.

Практическая ценностьстатьи состоит в том, что впервые публикуется клеймо пробирного мастера Агафонова Федора из города Галич, а также не публиковавшееся ранее городское клеймо г. Костромы в геральдическом щитке, что позволит исследователям аргументировано атрибутировать изделия ДПИ с такими клеймами.

2021-3 Дубр-Сус 1В 2013 г. в отдел научной реставрации произведений из металла ГОСНИИР поступила икона «Богородица Умиление злых сердец» в серебряном окладе. Сама икона, согласно дарственной надписи, изготовлена не позднее 1758 г. Исследование сюжета иконы, технологии живописи, а также дарственной надписи не входит в рамки нашей статьи и может быть темой для отдельного исследования.

2021-3 Дубр-Сус 2Комплексное исследование оклада, включающее как составную часть изучение клейм, проставленных на его деталях, показало, что он является подлинным предметом, изготовленным в 1829 г. Информация об окладе была занесена в Базу данных в папку под № 2991.

2021-3 Дубр-Сус 3Рассмотрим клейма, проставленные на деталях оклада.

Мы видим, что на деталях оклада проставлены клейма, датируемые 1829 г., следовательно, оклад изготовлен значительно позже самой иконы.

Набор клейм на деталях оклада состоит из:

- клейма пробирного мастера в виде инициалов «Ф•А» с годом простановки – 1829;

- городского клейма (знака удостоверения) города, где проводилось апробирование изделия;

- клейма пробы – 84-я золотниковая, что соответствует 875-й метрической;

- именника мастера-изготовителя в виде инициало⠫•û в прямоугольном щитке.

В процессе исследования оклада необходимо определить, кому принадлежат эти клейма. Единственной работой, пригодной для решения поставленной задачи в нашем случае, является «Указатель клейм на изделиях из драгоценных металлов» в работе М.М.Постниковой-Лосевой, Н.Г.Платоновой и Б.Л.Ульяновой [3]. Начнем с городского клейма [4].

2021-3 Дубр-Сус 42021-3 Дубр-Сус 5Клейма проставлены одним и тем же пуансоном. При достаточном увеличение хорошо видно, что у оттисков клейм одинаковые дефекты. Необходимо отметить, что клейма на окладе отличаются от прорисовки клейма формой щитка – в нашем случае он геральдический, а не прямоугольный. Следовательно, городское клеймо, проставленное на окладе, ранее не публиковалось. Мы вводим его в научный оборот.

2021-3 Дубр-Сус 6Перейдем к клейму пробирного мастера. В Костроме пробирный мастер с инициалами «Ф•А» отсутствует [5]. В исследовании А.Н.Иванова также отсутствует информация о работе такого мастера в пробирном учреждении Костромы [6]. Поиск по инициалам мастера показал, что пробирный мастер с такими инициалами работал в Галиче: это Агафонов Федор [7], но изображение его клейма в литературных источниках отсутствует [8]. В работе А.Н.Иванова он указан как пробирный мастер, работавший в Галиче с 1825 по 1831 годы [9]. Здесь мы сталкиваемся с разночтениями времени работы мастера в указанных ранее источниках, но следует сказать, что такие «нестыковки» в датах, опубликованных в этих работах, а также с информацией из Базы данных – явление не редкое.

2021-3 Дубр-Сус 7Сопоставляя оттиски клейм пробирного мастера, мы увидели, что они проставлены одним и тем же пуансоном. Клейма совпадают по типу шрифта, размерам и по форме щитка.

Кому принадлежит именник в виде инициало⠫•û в прямоугольном щитке установить из литературных источников не удалось.

По правилам клеймения изделий городское клеймо и клеймо пробирного мастера должны относиться к одному городу, в противном случае пробирные клейма и сам предмет должны считаться поддельными [10]. В нашем случае возникло некое противоречие, так как мы признали оклад подлинным изделием первой трети XIX в. Мы предположили, что разрешение противоречия кроется в истории административных делений, происходивших в конце XVIII в. на территории Костромского наместничества.

2021-3 Дубр-Сус 8В Базе данных отсутствуют пробирные клейма уездного города Галича. Авторы исследования «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.» опубликовали прорисовки городских клейм Галича, но они датируются периодом 1758-1780 гг. [11] Информации о более поздних городских клеймах в литературных источниках мы не нашли. Поиск в интернете показал только один предмет – двустворчатый складень, хранящийся в ГИМ (инвентарный номер предмета ОК-9460, номер ГИМ 75053, ГК 10539252)с городским клеймом города Галича № 374 [12]. На складне проставлено клеймо пробирного мастера из Галича Серебреникова Ивана [13]. Складень датируется 1789 годом. В связи с плохим качеством опубликованных фотографий мы не приводим их в нашей статье.

Поиск в исторических источниках показал следующее. В 1797 г. по указу императора Павла I Костромское наместничество было переименовано в губернию [14], где главным губернским городом стала Кострома. Расцвет этого города приходится на конец XVIII – начало XIX века, на период правления Павла I и Александра I. В это время Галич уже значительно уступал по своему значению Костроме. Мы считаем, что административные деления послужили причиной для изменения статуса пробирных учреждений Костромской губернии.

В 1810 г. Александром I проводится большая финансовая реформа. Учреждаются министерства, и все управление пробирным надзором передается в департамент государственного казначейства, в ведение которого определяется деятельность Петербургского Монетного Двора и состоящей при нем пробирной палатки.Ввиду начавшейся финансовой реформы в крупнейших городах России учреждаются пробирные палатки.

В 1812 г. на территории Российского государства насчитывалось 23 пробирные палатки [15]; это были «главенствующие» пробирные учреждения, и одно из них было в Костроме. Впоследствии число городов, где учреждались «главенствующие» пробирные палатки, возрастало, но Галич среди них не числился.

На основании нашего исследования можно утверждать, что после проведенных Павлом I реформ положение пробирной палатки уездного города Галича изменилось. В результате реформ пробирная палатка Галича подчинялась «главному» казенному учреждению губернии Костромы. Примерно с 1797 г. пробирная палатка уездного города лишилась законного права на простановку городского клейма Галича и была обязана ставить городское клеймо Костромы. Пробирная палатка уездного города продолжала свою деятельность вплоть до 1831 г. в роли «филиала» главной пробирной палатки Костромы.

Наши исследования объясняют, почему в первой половине XIX в. пробирная палатка уездного города Галича проставляла на предметах городское клеймо Костромы в геральдическом щитке, которое ранее не было опубликовано в литературе.

Выявленное изменение статуса пробирной палатки Галича в первой половине XIX в. позволило объяснить, почему клеймо пробирного мастера Федора Агафонова, проставленное в 1829 г., соседствует с городским клеймом Костромы.

Выводы

В результате проведенного нами исследования:

1. Выявлены клейма, которые ранее не были опубликованы:

- клеймо пробирного мастера Агафонова Федора, датируемое 1829 г.;

- городское клеймо г. Костромы в геральдическом щитке;

- клеймо неизвестного мастера-изготовителя в виде инициало⠫•û в прямоугольном щитке.

2. Установлено, что причиной того, что клеймо пробирного мастера, числящегося в пробирном учреждении Галича, соседствует с городским клеймом Костромы, являются административные реформы, проведенные в Российской империи в конце XVIII – начале XIX в.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Волдаева В.Ю. Ювелирный дом Сазиковых. – М.: Интербук-бизнес, 2014; Груздева И.А., Карпов В.М. Пробирный надзор : учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета», 2019; Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926) : в 2 т. – М.: Рус. нац. музей, 2002; его же. Пробирное дело в России (1700-1946). – М.: Рус. нац. музей, 2002; Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. / М.М.Постникова-Лосева, Н.Г.Платонова, Б.Л.Ульянова. – М.: ЮНВЕС; ТРИО, 1995; Мунтян Т.Н. Произведения ведущих ювелирных фирм XIX – начала XX века. Фирма Фаберже : Каталог собрания. – М.: Музеи Мос. Кремля, 2019; ее же. Мунтян Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России : Сокровища Оружейной палаты. – М.: Красная площадь, 2000; Пятых В.А. Русское художественное серебро. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств : Каталог. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1999; Смородинова Г.Г. Произведения фирмы Овчинникова в собрании Исторического музея. – М.: Истор. музей, 2016; Федор Рюкерт & Карл Фаберже.М.: Изд-ль Ревякин М., 2016.

[2] Дубровин М.Ф. Методические рекомендации по фотографированию клейм на изделиях из драгметаллов в исследовательских целях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12(86). Ч. 3. – С. 49-53; его же. База данных «Российские клейма на изделиях декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI –XX веков : Материалы V науч.-прак. конф. / Сост.: М.В.Ворожбитова, Д.В.Шполянская : Труды Гос. Истор. музея. Вып. 212. – М.: 2019. – С. 199-204.

[3] Постникова-Лосева М.М. Указ соч.С. 147-264.

[4] Там же.С. 168.

[5] Там же. С. 168-169.

[6] См.: Иванов А.Н. Пробирное дело в России…

[7] Постникова-Лосева М.М. Указ соч. С. 158.

[8] См.: Иванов А.Н. Пробирное дело в России…; Постникова-Лосева М.М. Указ. соч. С. 168-169.

[9] Иванов А.Н. Пробирное дело в России… С. 67-72.

[10] Там же. С. 99.

[11] Постникова-Лосева М.М. Указ. соч. С. 158.

[12] Государственный исторический музей. Электронный каталог : [сайт]. – Url: https://catalog.shm.ru/crosssearch?query=%D0%BE%D0%BA%209460.

[13] Постникова-Лосева М.М. Указ. соч. С. 158.

[14] Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое.Т.XXIV. 1796–1798 гг. – СПб.: Тип. II Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1830. – С. 229.

[15] Там же. С. 23.


© Дубровин М.Ф., Суслонова М.Н., 2021.

© Дубровин М.Ф., Суслонова М.Н., илл., 2021.


Статья поступила в редакцию 30.09.2021.


Дубровин Михаил Феликсович,
кандидат технических наук.
ведущий научный сотрудник, Государственный
научно-исследовательский институт реставрации (Москва),
email: info@gosniir.ru

Суслонова Маргарита Николаевна,
художник-реставратор предметов ДПИ второй категории,
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева (Москва),
email: margaritasuslonova@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/3(26)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/457.html

Наверх



Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru