Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.96.79.008

Ртищева И.А.

Малый музей: к вопросу о формировании понятия

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к выделению понятия «малый музей», сравниваются позиции исследователей относительно этого вопроса. В качестве примера приведены малые музеи, входящие в состав Третьяковской галереи.

Ключевые слова: малый музей, феномен малого музея, художественный музей, мемориальный музей, музей-квартира, дом-музей.


Музеи представляют собой неотъемлемый элемент социокультурной среды, во многом определяющий имидж города, небольшого села или области. Музеи традиционно выступают как хранители и накопители культурного наследия, вступающие в прямой диалог с обществом.

В прошедшие два десятилетия в среде исследователей культуры и специалистов музееведов наблюдался рост интерес к малой музейной форме, ее идентичности, значимости и осмыслению самого понятия «малый музей». Сам термин «малый музей» в настоящее время используется достаточно широко, однако по поводу его официального применения нет единого мнения, так как четких границ понятия не определено до сих пор. В последние годы научные изыскания распространились на такие аспекты малых музеев, как их социально-воспитательная и патриотическая важность, роль в развитии региона, появились публикации, посвященные проблеме экспонирования, издательской деятельности и цифровых технологий в малом музее [1].

Предваряет активный исследовательский интерес к проблеме статья М.А.Пожаровой [2], в которой акцентировано внимание на важности «камерного музея» в представлении о локальном историческом и культурном периоде.

Научную дискуссию, посвященную проблеме малого музея, открывает диссертационное исследование И.А.Бурганова «Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века». В данной работе автор обращается к многообразию типов малых музеев, особенностям их экспозиции, формированию и адаптации к современным культурным и социальным запросам общества. Важной составляющей исследования является обращение к проблеме дефиниции самого понятия камерного музея или музея малой формы. По мнению автора, такое непростое явления, как малый музей, не поддается выделению, исходя исключительно из параметров занимаемой площади. Более верным исследователю представляется подход, предполагающий анализ тематики, коллекции, ведомственной принадлежности и удаленности от культурных центров. В качестве основного определяющего признака предлагаются особая музейная коммуникация с посетителем, присущая исключительно камерному пространству.

А.В.Яковенко [3] идентифицирует малый музей по следующим критериям: малая экспозиционная площадь, незначительное количество музейных предметов, относительно малая посещаемость, общий принцип удаленности от основных культурных центров. Как показывает практика, малые музеи существуют в крупных городах и мегаполисах наряду с «музейными гигантами» и зачастую являются самостоятельной частью музейной сети региона.

Немаловажную роль территориальной принадлежности в определении понятия отводят исследователи Е.В.Ильина и Л.Л.Смирных, отмечая, что «малыми музеями в основном принято считать музеи малых городов численностью населения не более 50 тысяч человек и сельских поселений» [4].

Научные размышления, направленные на определение малых музеев как особой группы и систематизацию существующих обоснований термина, продолжены в публикациях О.С.Сапанжи. В статье «Феномен малого музея и микро-музея в современном культурном пространстве» исследователь предлагает собственное определение данной группы музеев, анализируя работы И.А.Бурганова, А.В.Яковенко, Е.Е.Бандурки и других: «Малый музей – это музей (реже – учреждение музейного типа), который реализует все направления музейной деятельности (собирательская, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная, образовательная) в условиях ограниченных ресурсов (финансовых, человеческих, административных)» [5].

В одном из интервью Т.В.Гафар, начальник службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи, предложила следующее объективное определение понятия: «малые музеи» – управленческий термин, которым обозначают институции с небольшой площадью, ограниченной пропускной способностью, отсутствием выставочных площадей и малым количеством возвратных посетителей. С другой – термин «малый музей» сразу настраивает зрителя на определенную камерность, иное пространственное ощущение и восприятие [6].

В качестве краткого вывода следует отметить принципиальную относительность и субъективность дефинирования феномена малого музея. Определение «малый» применительно к музею возможно рассматривать в более широком поле, в зависимости от его расположения в малом населенном пункте или мегаполисе, его самостоятельности, либо нахождения в составе объединения. Однако все авторы сходятся во мнении, что малым можно считать музей, имеющий сравнительно небольшую площадь экспозиционного пространства, ограниченные ресурсы (человеческие, финансовые), сравнительно небольшое число посетителей.

Нередко малый музей в сельской местности, малом городе активно включен в культурную, социальную и просветительскую жизнь, являясь точкой туристического притяжения и элементом, определяющим индивидуальность своего региона (музей Тульский пряник в городе Тула, музей Мыши в городе Мышкин). Малый музей в большом городе подвержен риску быть незамеченным и малопривлекательным для широкого зрителя в тени крупных собраний, известных экспозиционным разнообразием и концентрацией шедевров.

Государственная Третьяковская галерея является одним из немногих музейных объединений, в состав которых входят малые музеи: необходимо подчеркнуть, что имеются в виду не филиалы, а именно малые музеи. Практика присоединения малых музеев к большим существовала еще в первые послереволюционные годы. В 1923 г. были созданы специальная комиссии ВЦИК и специальная комиссия при Музейном отделе Наркомпроса, которые занимались разработкой музейной сети. При этом упоминалось важное положение, предусматривавшее «сохранение «малыми» музеями собственного лица, присоединение отнюдь не должно не должно быть понимаемо как систематическое поглощение и растворение малых музеев большими» [7].

Музеи малой формы в составе Третьяковской галереи носят мемориальный характер, они посвящены жизни и творчеству известных художников и меценатов. На сегодняшний день для посетителей открыты музеи, посвященных братьям-живописцам Васнецовым, пример их бытования и взаимодействия с посетителями иллюстрирует особенности существование малого музея в мегаполисе.

Дом-музей В.М.Васнецова и музей-квартира А.М.Васнецова вошли в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» в 1986 году.

Оба отмеченных выше музея расположены сравнительно недалеко друг от друга в пределах исторического центра столицы, где сохранилась прежняя застройка и атмосфера «духа» старой Москвы. Как отмечают исследователи В.А.Саркисов и Е.Г.Саркисова, «Социокультурное пространство современного города формирует, во-первых, локальную геокультурную идентичность города, создавая как архитектурно-символический, так и культурно-исторический контекст всех сфер городской жизни, музей выступает одним из центров формирования локальной культурной идентичности города, реализующей самоидентификации горожан с определенным символически означенным городским пространством и доминирующими в нем моделями стиля жизни» [8]. Музеи братьев-Васнецовых во многом определяют культурный характер района, где они расположены, являются его духовной доминантой и хранителями истории.

Одним из самых скромных по площади малых музеев Третьяковской галереи можно по праву считать музей-квартиру А.М.Васнецова. Музей занимает две квартиры на третьем этаже старинного доходного дома. Исторически сложилось так, что музейная экспозиция имеет четкое деление на мемориальную и художественную части. Квартира, в которой в течение тридцати лет жил живописец, наполнена подлинными предметами обстановки семейного быта. Каждая из пяти комнат рассказывает свою историю о жизни мастера и его близких, их увлечениях, интересах и характерах. В квартире напротив расположена галерея художника, где представлен ряд крупных и малых его произведений, посвященных разнообразным природным уголкам России и историческим видам Москвы.

Несмотря на особую камерную привлекательность музейного пространства, его направленность на знакомство с судьбой известного человека, личное ее переживание, на «диалог» с ушедшей эпохой, число посетителей оставалось некоторое время более чем скромным. Опираясь на статистические данные Третьяковской галереи за последние 10 лет, можно заключить, что до 2016 г. среднегодовая посещаемость музея составляла 3-4 тысячи человек, начиная с 2017 г. посещаемость повысилась примерно в два раза.

Малый музей на третьем этаже долгое время разделял непростую судьбу камерного культурного пространства внутри столичного мегаполиса. «Замкнутая» жизнь, конкуренция со стороны известных музейных собраний, отсутствие экспозиционного разнообразия, отсутствие в информационном поле, малая вовлеченность в проектную деятельность Галереи, неосознание собственных привлекательных сторон и ряд других факторов способствовали многолетней изоляции музея-квартиры от посетительского внимания. Стоит заметить, что немаловажной составляющей внутримузейного мира, которая определяет успешное бытование малого, в особенности мемориального музея, является популярность самого героя экспозиции. Музей М.А.Булгакова, расположенный в квартире, к примеру, не имеет подлинной обстановки, однако его годовая посещаемость составляет десятки тысяч в год).

Ко второй половине XX в. творчество братьев Васнецовых стало по-разному оцениваться и восприниматься. Пейзажист и историк Москвы Аполлинарий Васнецов оказался на долгие десятилетия в тени старшего брата Виктора Васнецова – автора хрестоматийных образов русских богатырей, сказочных героев, мастера портретного жанра и монументальной живописи. Широкий жанровый диапазон художника и выразительность деревянного дома-теремка, ставшего музеем, сыграли положительную роль для дальнейшего существования музея. В большей степени благодаря популярности автора, Дом-музей В.М.Васнецова остается самодостаточной частью музейного объединения, не нуждающегося в широкой рекламе и участия в разнообразных музейных проектах. Музей занял особую нишу «ожившей сказки», «дома художника-сказочника» среди стремительно меняющегося мегаполиса.

Большим подспорьем для развития камерных музейных пространств Третьяковской галереи, в особенности таких, как музей-квартира А.М.Васнецова, стало создание в Галереи в 2016 году Службы развития малых музеев. Мемориальные пространства в составе объединения получили необходимое информационное освещение, дополнительное финансирование для реализации собственных программ, к примеру, ежегодный лекционный цикл «Выходные в доме Аполлинария Васнецова».

Основополагающее значение в новой жизни малых музеев Третьяковской галереи приобрело выделение их «личных» ресурсов (малый музей – это памятник архитектуры, истории городской жизни, это, прежде всего, судьба «героя»). Музейный рассказ не только распространился на этапы творчества мастеров, но и тесно соприкоснулся с жизнью большой семьи в московской усадьбе, с бытом многоэтажного доходного дома, с перипетиями исторических событий, среди которых протекала жизнь самих художников и их близких. (Проект «Открывая личное» в рамках программы «Ночь в музее» 2017 г., проект «Там, где живут музеи» в рамках программы «Ночь в музее» 2019 г. были посвящены пространствам, где расположены малые музеи – дома, усадьбы, мастерские.)

Важным событием для музея Аполлинария Васнецова стало вовлечение в партнерские проекты, побуждающие участников более пристально взглянуть на городское пространство, увидеть скрытые на первый взгляд уголки, связанные с известными жителями. Совместно с Высшей школой экономики был разработан сайт малых музеев Третьяковской галереи «Музеи по соседству», повествующий об их экспозиции, местах расположения и творчестве «гениев места». Проект «Метод Васнецова» 2018 г., совместный с библиотекой им. Ф.М.Достоевского, способствовал знакомству аудитории с личностью живописца Аполлинария Васнецова, вятича по происхождению, ставшего «самым московским» живописцем благодаря таланту художника-историка, пытливости ума и усердию.

Вовлечение музея-квартиры А.М.Васнецова в тематические проекты, общие проекты музейного объединения, мероприятия, такие как «Ночь искусств» и «Ночь музеев», участие в городских программах («Музейная олимпиада») и многом другом привело к постепенным качественным изменениям в его бытовании, узнаваемости и популярности.

Дефиниция «малый музей» непроста в определении, если вообще представится возможным четко выделить данное понятие. Малый музей – относительная величина, которая выявляется в контексте экспозиционной площади, региона расположения, числа посетителей, предметов коллекции, свободного или покровительственного существования. Успешная жизнь малого музея, где бы он ни располагался, зависит прежде всего, от правильно построенного менеджмента, направленного на выявление его «души», первостепенной идеи, на основе которой будет развиваться популяризация.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] К примеру, такие статьи: Смаглюк Е.Н. Значимость малых музеев для воспитания патриотизма : Сб. науч. трудов X Междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2019. – С.330–340; Лазовикова Ю.М. Музейный предмет малого музея в экспозиции и виртуальной реальности // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2021. – № 1. – С. 74-76; Чернышов А.В. Проблема создания архивного хранилища электронной информации малого музея // Наука и современность. – 2015. – № 41. – С. 89-93 и др.

[2] Пожарова М.А. Проблема камерного музея и современный художественный процесс // Музей и зритель. – Архангельск, 1990.

[3] Яковенко А.В. Взаимодействие малых музеев с местным сообществом в реалиях современных практик // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2016. – № 1. – С. 105–106.

[4] Ильина Е.В., Смирных Л.Л. Малые музеи: мифы, реальные проблемы и способы их разрешения // Сultmanager.ru : [сайт]. – URL: https://www.cultmanager.ru/article/4499-malye-muzei-mify-realnye-problemy-i-sposoby-ih-razresheniya (дата обращения: 20.12.2021).

[5] Сапанжа О.С. Феномен малого музея и микромузея в современном культурном пространстве // Музей. Памятник. Наследие. – 2018. – № 1. – С. 5–11.

[6] Гафар Т.В. Третьяковка от первого лица // Третьяковская галерея : [сайт]. – URL: https://www.tretyakovgallery.ru/about/gafar/ (дата обращения: 20.12.2021).

[7] Равикович Д А. Формирование государственной музейной сети (1917 – 1-ая пол. 60-х гг.). – М.: Наука, 1988. – С. 57.

[8] Саркисов В.А., Саркисова Е.Г. Музей в социокультурном пространстве современного города // Культурологический журнал : [сайт]. 2020/3. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/514.html&j_id=44. (дата обращения: 20.12.2021).


Ртищева Ирина Александровна,
научный сотрудник,
Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Email: Ira.rtishewa@yandex.ru

© Ртищева И.А., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/1(28)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/486.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru