2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2023.63.63.004
Гарафутдинов Д.В.
XVI Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова как феномен современного искусства
Аннотация. В статье представлена краткая история создания и развития Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова как нового жанра искусства, а также рассмотрен феномен XVI фестиваля в условиях глобальной отмены русской культуры, предпринятой на Западе как «вызов».
Ключевые слова: театр, культура, современное искусство, фестиваль, Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова, Антон Павлович Чехов.
Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова как новый жанр искусства на рубеже столетий
Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова, или Чеховский фестиваль – один из первых международных театральных фестивалей, возникших на постсоветском пространстве. Идеи о создании фестиваля появились еще в 1980-х годах. Основоположниками являются два выдающихся российских актера и режиссера – руководители Международной конфедерации театральных союзов Олег Ефремов и Кирилл Лавров. Основной задачей Чеховского фестиваля, по мнению его руководителей, была возможность существования российского театра в мировом пространстве культуры.
В 1992 году состоялся I Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. Несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, а также проблемы, которые возникали на таможенном контроле (некоторые таможенники не хотели пропускать декорации в попытке получить из этого какую-либо выгоду), в тот год на фестивале были показаны 11 спектаклей из 9 стран мира. Это был весьма хороший показатель, но организаторы фестиваля поставили цель: увеличить количество стран-участниц, а следовательно, и постановок на следующем фестивале, вопреки всем кризисным обстоятельствам. На это понадобились значительные средства и время, но в 1996 году на II фестивале было показано уже 38 постановок из 18 стран.
На III фестивале был показан 51 спектакль из 19 стран. Еще одной особенностью данного фестиваля стало то, что основой программы были постановки не только режиссеров, определивших театр минувших десятилетий: Джорджа Стрелера, Питера Брука, Петера Штайна. В афише фестиваля появились имена, ранее неизвестные широкой русской публике. Впервые в Москву привезли свои постановки Ариана Мнушкина, Кристиан Люпа, Кристоф Марталер и др. Спектакли имели колоссальный успех. Это положительно сказалось на репутации фестиваля не только в России, но и за рубежом.
Успехи, а также статус Чеховского фестиваля повлияли на решение Международного комитета театральных олимпиад. III Всемирную театральную олимпиаду было решено проводить в 2001 году в Москве. Более чем на 2 месяца столица превратилась в одно грандиозное театральное пространство. IV Чеховский фестиваль, проходивший параллельно с Олимпиадой, имел безоговорочный успех. Это вывело организацию фестиваля на совершенно новый уровень. География участников расширялась по экспоненте, а вместе с этим – и многообразие жанров представленных спектаклей. Программа фестиваля стала включать в себя постановки музыкальных, авангардно-синтетических направлений, а также балетные спектакли и цирковые представления. Появились такие программы, как «Спектакли для детей», «Экспериментальная программа», в которой представляли свои работы начинающие молодые режиссеры. Многообразие жанров Чеховского фестиваля распространялось не только на театральные постановки, но и на мероприятия, связанные с фестивалем. Помимо основной театральной программы, на Чеховском фестивале начали проводить круглые столы по актуальным проблемам искусства и театра в мире, а также творческие встречи, лекции и мастер-классы, на которых выступали деятели искусств из разных стран.
Формат последних Чеховских фестивалей был дополнен не только образовательной программой. Появилась «Мировая серия», которая прекрасно сочеталась с традиционной «Московской программой». К ним же была добавлена «Региональная программа». Ее задача – знакомить зрителей в регионах России с лучшими спектаклями «Мировой серии». Эта задача – одно из важнейших социокультурных явлений Чеховского фестиваля для региональной аудитории.
Созданный мировой статус Чеховского фестиваля – это трудоемкий процесс команды организаторов во главе с Валерием Ивановичем Шадриным, генеральным директором фестиваля, стоявшим у его истоков. Безусловно, на популярность фестиваля повлияли такие известные личности, как Питер Брук, Робер Лепаж, Тадаси Судзуки, Джордж Стрелер и др. Но какова же великая заслуга Валерия Ивановича Шадрина, который приглашал именитых постановщиков принять участие в тогда еще никому не известном фестивале!
Для Валерия Ивановича не существовало ничего невозможного: он убедил московские власти разрешить провести бразильский карнавал в период III Всемирной театральной олимпиады. В разгар конфликта между Россией и Грузией он пообещал, что привезет на фестиваль постановки Тбилисского театра. Свое обещание он выполнил, и на VII фестивале были представлены работы театра имени Шота Руставели.
Благодаря Валерию Ивановичу Шадрину во время пандемии COVID-19 и после снятия ограничений на проведение культурных массовых мероприятий, Чеховский фестиваль смог состояться и явить себя во всей красе. Несмотря на то, что некоторые театральные коллективы не смогли принять участие в фестивале в связи с ограничениями, вызванными пандемией, даты проведения не отменили, а заменили постановками других специально приглашенных театральных команд [1].
Валерий Иванович обладал развитым чувством Прекрасного. Именно он отбирал все спектакли к фестивалю. Главными критериями для него были: охват широчайшей аудитории, актуальность и социальная ответственность постановок. В составлении афиши Валерий Иванович старался совместить как мировые театральные шедевры, проверенные годами, так и последние постановки, отражающие новые веяния времени. Валерий Иванович принимал активное участие в организации XVI юбилейного фестиваля. В это непростое время он также смог подготовить прекрасную программу, отвечающую строгим критериям отбора постановок на фестиваль. К большому сожалению, 3 декабря 2022 года Валерий Иванович скончался, поэтому XVI Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова пройдет без его постоянного руководителя и организатора. Но самое важное, что наследие Валерия Ивановича – его главная идея фестиваля, а именно – показать полный спектр актуальных социокультурных проблем с общегуманитарных позиций, уже заложена в программу XVI фестиваля и будет продолжена последующими организаторами.
Феномен XVI Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова в современной культуре в России
Минувший 2022 год стал вызовом не только для Чеховского фестиваля, но и для культуры России в целом. В связи с обостренной геополитической обстановкой в мире началась тенденция отмены русской культуры. Это явление имело негативное влияние на организацию XVI фестиваля. Многие театральные коллективы, которые в перспективе планировали выступить, вынуждены были отказаться от участия в связи с политическими установками их стран. В срочном порядке организаторам необходимо было вносить корректировки в афишу будущего фестиваля. Тут важную роль сыграл опыт, полученный годами ранее. Это также отметил Валерий Иванович Шадрин в пресс-релизе, посвященном XVI Международному театральному фестивалю: «Пройдя через горнило пандемии в 2020-2021, соблюдая необходимые ограничения, мы сумели подготовить и провести два фестиваля – Чеховский в Москве и Тихоокеанский во Владивостоке. Это была нелегкая работа, но она подарила бесценный опыт, который очень помогает нам сегодня» [2].
Из-за того, что ранее уже возникала необходимость в срочной замене постановок, Валерий Иванович был готов к подобным трудностям. Имея поддержку Министерства культуры Российской Федерации, организаторы сумели заключить договоры с театральными коллективами дружественных нам стран. На пресс-конференции, посвященной объявлению программы XVI фестиваля, Валерий Иванович отметил: «Самое трудное – это логистика. Это привезти всех, кто хочет, в те сроки, которые мы наметили. Но мне кажется, сегодня уже надежда на то, что все сбудется, довольно большая. И будет хороший яркий красивый праздник мирового театра» [3].
При всех сложившихся сложностях традиции фестиваля, такие, как многонациональность театральных коллективов и разнообразие жанров постановок, были сохранены. География участников XVI фестиваля масштабна. Зрители смогут познакомиться через постановки с культурами Аргентины, Казахстана, Армении, Индии, Вьетнама, Чили, ЮАР, Китая, Кубы и др. Увидеть как классические постановки, так и работы по современному балету, танцевальные шоу, спектакли, в которых задействованы куклы, а также традиционный Вьетнамский кукольный театр на воде.
О грядущем XVI фестивале положительно отзываются как российские деятели культуры, так и зарубежные. «Программа, которую вы увидите, это тоже результат многолетней репутации Чеховского фестиваля, потому что в сегодняшних условиях создать такую программу – крайне сложно, поверьте мне», – сказал специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. «Меня переполняют чувства и эмоции от того, что сегодня я здесь. Мы везем на Чеховский фестиваль спектакль по «Трем сестрам» Чехова, я в нем играю Ирину. Ее мечтой было вернуться в Москву. И вот я здесь, в Москве! Мы очень ждем представить наш спектакль здесь в России, для русского зрителя, показать русского автора, который так известен в Бразилии, – так же, как и вообще русский театр», – поделилась своими мыслями бразильская актриса Камила Мескелл. «Мечта – попасть на такой мировой фестиваль, выступать, где показывали спектакли Джеймс Тьерре, Робер Лепаж. Мы очень рады», – подчеркнул режиссер из Казахстана Фархад Молдагали. «Мне очень нравится, что фестиваль еще и поддерживает своих учеников – тех, кто был в лабораториях, отслеживает их будущее, кем они стали, старается помочь им, чтобы они встали на ноги. Это просто прекрасно», – сказала режиссер из Армении Нарине Григорян [4].
XVI Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова – это феноменальное культурное событие. Несмотря на различные политические разногласия, фестиваль продолжает являться одним из мировых культурных центров. В это непростое время он все так же объединяет искусство народов со всего мира, предлагает исследовать разнообразие театральных жанров, а также принимать участие во встречах с иностранными коллегами, делиться опытом по различным творческим вопросам.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Подробнее см.: История фестиваля // Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова : [сайт]. – Url: https://chekhovfest.ru/festival/history/ (дата обращения: 20.02.2023).
[2] Валерий Иванович Шадрин о тридцатилетии Чеховского фестиваля // Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова : [сайт]. – Url: https://chekhovfest.ru/news/2022/valeriy-ivanovich-shadrin-o-tridtsatiletii-chekhovskogo-festivalya-/ (дата обращения: 20.02.2023)
[3] XVI Чеховский фестиваль объявил программу // Смотрим : [сайт]. – Url: https://smotrim.ru/article/3008077 (дата обращения: 20.02.2023).
[4] Там же.
Гарафутдинов Дмитрий Владиславович
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
преподаватель, Московский драматический театр «Постскриптум» (Москва)
Email: garafutdinov.dmitry@gmail.com
© Гарафутдинов Д.В., 2023.
Статья поступила в редакцию 15.02.2023.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/561.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.