Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.41.73.018

Сиренко С.А.

«Киммерийский пленэр» (2013–2023) – изучение и популяризация природного и культурного наследия Крыма

Аннотация. Идея и история возникновения проекта «Киммерийский пленэр». Состав участников. География пленэра. Первые впечатления. Организация работы. Главные направления творческих интересов. Изучение и изображение памятников истории и культуры различных исторических эпох в произведениях живописи. Выставочная деятельность проекта в Крыму, в Москве, в городах России, турецкой Анталии. Участие в деятельности Института Наследия и РОПИК. Укрепление творческих контактов и связей с художественными, литературными, краеведческими музеями Крыма. Взаимодействие различных художественных школ. Культурно-просветительская деятельность проекта. Восстановление культурно-исторических связей Москвы и Феодосии.

Ключевые слова: Киммерия, Крым, Восточный Крым, Феодосия, пленэр, живопись, выставки, античные поселения, генуэзские памятники.


Идея проведения в Феодосии Международного пленэра родилась в дни 60-летнего юбилея художественной школы имени И.К.Айвазовского, когда на праздник собрались выпускники школы, ныне известные профессиональные художники, живущие в разных странах и городах.

Феодосия – с греческого «Богом данная» – один из старейших городов Росcии, стала в ХIХ веке одним из крупных художественных центров юга России. Здесь на берегу Черного моря расцвел гений великого мариниста И.К.Айвазовского и находятся истоки Киммерийской школы живописи, сформированные творчеством К.Ф.Богаевского, М.А.Волошина, М.П.Латри. Их наследие, основанное на высоких образцах отечественной классической школы, вобравшее в себя соки блистательного Серебряного века и лучших европейских новаций, густо напитанное историей древней земли Крыма – этот превосходный купаж и есть суть Киммерийской школы живописи.

Мне всегда казалось несправедливым, что у Феодосии, столь богатой своими культурно-историческими традициями, нет своего живописного пленэра. Захотелось собрать здесь живописцев из Москвы, Феодосии и других городов России, из разных стран, объединенных любовью к культуре и природе Восточного Крыма. Изначально не было задачи собрать под свои знамена живописцев – прямых наследников и продолжателей Киммерийской школы или насильно втиснуть их в определенные заданные рамки. Это трудно или просто невозможно, да и не нужно. Каждый живописец – самобытная творческая личность, который сам определяет свою задачу, круг своих интересов и предпочтений. Для плодотворной работы в творческом коллективе важны общность идеи, программные цели, долговременная работа в группе, которая дает в итоге возможность художнику, оставаясь самим собой, обогащаться творческим опытом своих товарищей.

Идею поддержало руководство города, дирекция Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского и Феодосийского музея древностей и детской художественной школы. В сентябре 2013 г. на площади искусств между музеями Айвазовского и Грина состоялось торжественное открытие Первого международного Киммерийского пленэра, в котором приняли участие восемь живописцев из Москвы, Харькова и Феодосии. Это были первые яркие впечатления, творческая работа в городе, во многом еще не утратившем обаяния ушедших времен, на Карантине, у стен генуэзской крепости, в Коктебеле у Волошина, в Боран-Эли, бывшем имении Латри – внука Айвазовского, в парке которого сохранились огромные деревья – свидетели эпохи великого маэстро. Планка пленэра была сразу установлена высокая – в конце творческой работы проведение отчетной выставки в стенах картинной галереи Айвазовского.

Со временем определились три главных направления творческих интересов Киммерийского пленэра, мощные пласты истории и культуры.

Античная старина, остатки древнегреческих поселений в Крыму: Пантикапей, Мермекий, Тиритака, Киммерик, Нимфей. Они густо рассыпаны по всему Крыму, от древней Керчи, Боспора Киммерийского до Херсонеса Таврического, Евпатории и Черноморского. В Нимфее, на берегу Керченского пролива, раскопанного археологами в последние десятилетия, среди руин храмов и домов, воздвигнутых с V века до н.э. и до II века н.э., на городской площади мы устроили небольшую выставку под открытым небом в память о людях, когда-то освоивших землю Северного Причерноморья и принесших в Крым великую эллинскую культуру.

Величественные архитектурные памятники средневековой генуэзской эпохи, башни и стены, дошедшие до нас с ХIV в. Древняя Кафа (Феодосия) – столица генуэзских поселений в Крыму, ансамбль Судакской крепости, руины фортификационных сооружений в Чобан-Куле, Алуште и Балаклаве. В крымских музеях хранятся превосходные акварели и рисунки средневековых памятников Крыма, выполненные Богаевским в течение десяти лет в 1920-е годы по заданию КРЫМОХРИСа. Его произведения – уникальные свидетельства средневековой архитектуры – бесценный материал для историков и краеведов.

Восточная история Крыма времен османского владычества, когда генуэзцев вытеснила с крымской земли Османская империя. Кафа стала называться Кефе, а иногда ее называли Кучук-Стамбул (маленький Стамбул с тюркского). Бахчисарай – столица крымского ханства – вассала блистательной Порты.

Известный крымский историк, бывший директор Феодосийского музея древностей А.А.Евсеев особо подчеркивает важную миссию современных художников, участников пленэра и значимость их произведений для сохранения потомкам сегодняшнего образа Киммерийской земли, для популяризации природного и культурного наследия Крыма: «Киммерийский пленэр, с 2013 года собирающий и объединяющий художников из разных стран, регионов и городов, по праву стал заметным событием культурной жизни не только Феодосии и Крыма. За несколько лет своей жизни пленэр уже пережил период своего “младенчества” и вступил в пору “детства” – времени, полного надежд и новых свершений, новых поисков и открытий… Киммерийский пленэр не только выступает творческой площадкой для художников, но и помогает сохранить для наших потомков представление о нашем времени. И, наверное, подобное явление и не могло возникнуть нигде, кроме легендарной “Киммерии” – Юго-Восточного Крыма, центром которого является Феодосия… Но наш мир стремительно меняется. И вместе с миром меняется наш край, наш город, его улочки… И, порой, к сожалению, уходят в вечность какие-то самобытные, неповторимые уголки. И память о них, зачастую, остается только в работах художников…» [1]

За эти годы были проведены девять Киммерийских пленэров. Менялась их география, менялся состав участников. Со временем определился круг постоянных участников пленэра, для которых это стало важной частью творческой биографии. Мне как автору идеи, организатору и художественному руководителю этого проекта было важно приобщить к нему возможно большее количество молодых художников – студентов и выпускников Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова. Привлечь их к нашему подвижническому делу, дать им возможность проникнуться и напитаться необыкновенной красотой Восточного Крыма, а в перспективе – передать им волшебную кисть живописной традиции нашего института, заложенной еще в начале 1930-х годов на легендарных Козских пленэрах.

Изначально в программу помимо основной творческой задачи – работы над этюдами, рисунками, эскизами будущих произведений, было заложено ознакомление и изучение памятников истории и архитектуры, экспозиций и фондов художественных галерей и музеев Крыма. За прошедшие годы у пленэра сложились крепкие творческие и дружеские контакты с ФКГА им. И.К.Айвазовского, Феодосийским музеем древностей, Феодосийским литературно-мемориальным музеем А.С.Грина, Керченским Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музеем-заповедником, Мемориальным Домом-музеем А.С.Грина в Старом Крыму, Музеем-заповедником «Судакская крепость», Историко-культурным мемориальным музеем-заповедником «Киммерия М.А.Волошина». Это обогащает художника, в особенности молодого, дает хороший импульс к работе, спасает от поверхностного взгляда.

Интересной темой для участников пленэров стали крымские виноградники. Сентябрь – время винограда, когда созревают столовые и винные сорта, начинается страдная пора, идет уборка урожая. Захватывающая тема! Мы подружились с Коктебельским заводом марочных вин и сделали несколько выездов на обширные виноградники известного предприятия. Бригады сборщиков начинают работать с самого раннего утра, идут в высоком темпе с небольшими перерывами на глоток воды в скудной тени виноградного куста. Зной, пыль, но как это красиво! Яркие пятна одежды на фоне тронутого южным осенним солнцем изумрудного моря виноградников и золотистой крымской земли. На самом Винзаводе нас познакомили с производством широко известных в России вин. Венцом нашего пребывания и работы в Коктебеле стала совершенно необычная выставка под открытым небом на самой большой в Европе мадерной площадке, где в дубовых бочках выдерживается брендовое вино на крымском солнце, обдуваемое солеными морскими ветрами.

Светлана Вадимовна Авдеева, директор по развитию Завода марочных вин «Коктебель», отметила: «Для творческой работы были отобраны виноградники, расположенные в Баракольской и Армутлукской долинах, на склонах горы Татар Хабурга. Не забыта, конечно же, и знаменитая гора Клементьева, с которой открываются поистине завораживающие панорамы виноградников завода. В первый день пленэра – 7 сентября художники писали на виноградниках Винзавода. Погода того дня побаловала их не только своими красками, но и своей переменчивостью. На картины попали и солнце, и проливной дождь, и конечно же яркая сочная зелень виноградников. А уже 8 сентября, в субботу, пленэр принимал сам Завод марочных вин. Каждый из художников выбрал для себя на территории предприятия свое вдохновенное место. По окончании работы художники собрались на мадерной площадке, чтобы показать свои этюды гостям и работникам Винзавода» [2].

Такой же неожиданностью для многочисленных туристов стала выставка произведений участников пленэра в Барбакане – круглом предмостном укреплении уникального памятника средневековой архитектуры – генуэзской крепости в Судаке.

Проведение такого рода выставок на мольбертах под отрытым небом – дело хлопотное, но крайне интересное и важное как для зрителей, так и для участников. Живая связь, непосредственное общение автора со зрителем.

Традиционно Киммерийский пленэр проходит в сентябре. В это время в Крыму уже не так жарко, как летом, не столь многолюдно, красочная палитра становится мягче и благороднее. За эти девять сезонов мы хорошо потрудились в различных живописных уголках Восточного Крыма, прошли с этюдниками по заповедным тропам, как наши выдающиеся предшественники – Богаевский, Волошин, Латри – столетием ранее. Крайне интересно узнавать и читать в облике Крыма хорошо знакомые по произведениям мэтров сюжеты.

Большая часть произведений участников Киммерийского пленэра посвящена Феодосии. Здесь наша основная творческая база, бесконечное разнообразие сюжетов, место, где нас знают, ценят и уважают. В городе, удобно расположившемся на побережье глубокого залива, сохранилось немало исторических памятников, достойных внимания и кисти художника. Руинированные остатки генуэзской крепости на окраине, где ранее находился карантин для товаров и лиц, прибывших в порт с моря во избежание эпидемий. Маяк на мысе Святого Ильи. Узкие улочки и старые постройки армянского, греческого и караимского кварталов. Храм Святого Саркиса и пантеон И.К.Айвазовского. Итальянская улица. Дача Соломона Крыма. Дача табачного магната Стамболи. Тенистые улицы. Тополя и акации набережной… Все это вызывает особый интерес художника и становится объектом изображения.

Однако есть и чему огорчаться. Стремительно меняется исторический облик приморских городов и крымских селений, которые на протяжении многих десятилетий были достопримечательностями края. Сейчас уже трудно найти дом, покрытый красной черепицей, «татаркой» или «марселькой», как ее здесь принято называть. Исчезают каменные беленые заборы, дома ранее примечательные своими фасадами безобразно перелицовываются, обрастают нелепыми пристройками. Понятно, что крымчанам хочется жить комфортнее и просторнее, но есть исторический опыт бережного сохранения архитектурного средневекового облика приморских городов средиземноморской Европы, куда едут многочисленные туристы со всего света, в том числе и россияне. Почему же мы так не ценим, то что досталось нам в наследство?! Жаль, если Крым лишится этого интереса, станет только пляжем и столовой для отдыхающих…

Помимо Феодосии и ее ближайших живописных окрестностей мы жили и работали в Судаке, Старом Крыму, Отузах, Крымском Приморье, Солнечной Долине, Керчи, Капканах, Героевском, Бахчисарае, на Опуке, Биостанции, Арабатской стрелке.

С Солнечной Долиной, которая до 1945 г. называлась Козы, связана история проведения первых пленэров в Крыму нашего института, который возник на руинах ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа в начале 30-х гг. прошлого столетия. Тогда он назывался Московский институт изобразительных искусств. Усилиями группы энтузиастов – педагогов, влюбленных в Крым, при поддержке руководства в лице первого директора Н.Ф.Лапина и вскоре сменившего его И.Э.Грабаря здесь, между Судаком и Феодосией, была выстроена необходимая инфраструктура для проведения летних и осенних пленэров. Здесь в период с 1935 по 1948 год с перерывом на войну прошли замечательную школу пленэрной живописи сотни молодых художников, многие из которых впоследствии стали выдающимися мастерами отечественного изобразительного искусства. С ними работали А.А.Осмеркин, Г.М.Шегаль, П.Д.Покаржевский, В.В.Почиталов, И.И.Чекмазов, В.В.Фаворская, И.М.Лейзеров. Позднее у Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова (с 1948 г.) в 1960-1990-е гг. была творческая дача в поселке Капканы в Керчи, где довелось поработать нашему поколению.

Киммерийский пленэр нельзя рассматривать как буквальное продолжение суриковских пленэров в Крыму. Это не учеба, а скорее это живописно-художественное погружение в историческое и культурное пространство современного Крыма с оглядкой на традиции наших замечательных предшественников, мастеров ХIХ и ХХ столетий. Для нас важно, что в рамках пленэров проводятся творческие встречи художников с учащимися и преподавателями Феодосийской детской художественной школы им. И.К.Айвазовского, с жителями и гостями Крыма, любителями изобразительного искусства.

Особым для художников стал 2017 год, когда в России отмечали 200-летие великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. В Москве в выставочных залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу была устроена грандиозная выставка произведений выдающегося певца моря. Мы день рождения Айвазовского встретили в Феодосии, родном городе живописца, и, что особенно важно и памятно, отметили юбилей выставкой в его Доме-музее лучших произведений современных художников – участников Киммерийского пленэра. Наиболее значимые холсты стали достоянием собрания ФКГА им. И.К.Айвазовского.

КлючниковДиректор галереи Т.В.Гайдук пишет в буклете к выставке: «Восточный Крым с многоликостью и своеобразием его ландшафтов, южной природой, живописным морем, богатым историческим прошлым, оставшись по-прежнему привлекательным для художников, обратил на себя внимание группы московских живописцев, приехавших сюда в 2013 году на Первый Международный Киммерийский пленэр… Совместная творческая работа крымских и московских художников открыла перспективу нового пришествия Киммерийских тем и сюжетов в большое пространство российской культуры – в музейные экспозиции и выставочные залы, в государственные и частные музейные коллекции. За прошедшие годы живописцы работали в Феодосии, Старом Крыму, Крымском Приморье, Судаке, Бахчисарае, Соколином, в природном заповеднике Опук, и география пленэра продолжает расширяться. Вместе с тем углубляется понимание особенностей природы этих мест. В картинах перед нами предстают образы земли, насыщенной воспоминаниями о прошедшем. Несомненно, это современный крымский пейзаж, но художники смотрят на него через призму его исторического и доисторического прошлого. Работы участников киммерийских пленэров, плененных загадками истории и культуры Юго-Восточного Крыма и библейски-первозданной красотой этих мест, будоражат воображение и радуют глаз… А что же в перспективе? Новые работы, достижения, открытия, новые выставки и продолжение извечного диалога людей творчества со зрителями, что является частным и важным проявлением взаимодействия социума и культуры, талантов и поклонников. Ведь творчество этих художников удивительно ярко и самобытно. И при всем многообразии, а порой и полярности стилистических изысков их произведений они удивительно близки по духу. Каждый из них от своего лица вполне мог бы произнести строки, некогда адресованные М.А.Волошиным К.Ф. Богаевскому:

Одни сверкали нам вдали
Созвездий пламенные диски;
И где бы не скитались мы,
Но сердцу безысходно близки
Феодосийские холмы [3].

Со временем Киммерийский пленэр вышел за пределы крымской земли. Яркой страницей в его истории было проведение в апреле 2019 г. в турецкой Анталье в галерее “Оrkun Ozan” и “AntalyaKulturMerkezi”, а также и пленэра на древней ликийской земле, где когда-то проживал древний и загадочный киммерийский народ. С большим воодушевлением художники знакомились с памятниками и музейными собраниями, побывали в Мирах Ликийских на родине Святителя Николая, поработали на руинах древних городов Аспендос и Перге, основанных выходцами из разрушенной греками Трои. Нам было важно донести до турецкого зрителя образы Крыма в произведениях современных российских живописцев и самим обогатиться новыми впечатлениями от земли, крепко связавшей нас давними историческими узами.

Афиша 2019выставкаЛетом 2019 г. по случаю пятилетия воссоединения Крыма с Россией в залах Московского Дома-музея Ф.И.Шаляпина состоялась масштабная выставка лучших произведений участников Киммерийского пленэра, организованная Национальным фондом поддержки правообладателей и Российским национальным музеем музыки. Выбор выставочной площадки был не случайным. Федор Иванович, великий русский певец, сам превосходно рисовал, его дом всегда был открыт для друзей-художников. Многолетняя трепетная дружба связывала его с К.А.Коровиным, создавшим на Южном берегу Крыма свои лучшие произведения и по сути заложившим школу живописи, которая питает многие поколения крымских художников. Выставка в уютных стенах Шаляпинского дома прошла весьма успешно и вызвала большой интерес любителей и ценителей живописного искусства.

Сегодня уже можно говорить о серьезной выставочной деятельности проекта. Помимо ежегодных отчетных выставок по итогам прошедшего пленэра в залах ФКГА им. И.К.Айвазовского, Музея В.И.Мухиной, ДХШ им. И.К.Айвазовского в Феодосии, была экспонирована выставка в Крыму в Керченской картинной галерее имени Н.Я.Бута «Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника», в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д.Поленова в Поленово Тульской области, в Московской Библиотеке искусств им. А.П.Боголюбова, Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой.

ВыставкаОсобо важным и ценным стало для Киммерийского пленэра тесное сотрудничество с Российским обществом по изучению Крыма. В лице РОПИКА и его руководителя В.Ф.Козлова мы нашли истинных ценителей и друзей нашего проекта. К 5-летию Общекрымского Референдума 16 марта 2019 г. в рамках ХХIV Историко-краеведческих «Крымских чтений» состоялись открытие и презентация выставки произведений участников пленэра «Крым и его памятники глазами современных художников» в уникальных сводчатых Палатах Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. Открыл выставку В.В.Аристархов директор Института Наследия. Большую помощь в подготовке и проведении выставки оказали А.Г. и К.А.Смирновы. Затем последовали выставки новых произведений в октябре 2019 г., декабре 2020 г., марте 2022 г. к 10-летию РОПИК и 10-летию «Крымских чтений». В марте 2023 г. была устроена выставка в зале Ученого совета Института Наследия. Из анонса программы ХХIV Историко-краеведческих «Крымских чтений»: «Для РОПИК тема природного и культурного наследия Крымского полуострова, его изучения и, сохранения, популяризации является одной из важнейших. Представление живописных полотен участников выставки сопровождается показом художественных открыток с репродукциями крымских произведений художников разных эпох, а также краеведческой литературы, посвященной Феодосии и живописцам, чье творчество было связано с Восточным Крымом. Цель настоящей выставки – представить художественный образ «древней Киммерии» - уникальной Крымской земли, с ее неповторимыми природными красотами и выдающимися историческими памятниками через призму творчества современных московских и феодосийских художников». Для нас выставки в кругу друзей, единомышленников, известных историков, краеведов, крымоведов крайне важны и ответственны. Это живая зримая эмоциональная связь с людьми, хорошо знающими и любящими Крым.

Крымская художественная школа после распада СССР более 20 лет находилась под влиянием и руководством другого государства. В эти годы у нас сохранялись творческие контакты на межличностном уровне. Россияне охотно ездили в Крым на пленэры, функционировал Дом творчества К.А.Коровина в Гурзуфе, проводились «Репинские дни» в Чугуеве, но уже тогда было заметно охлаждение и замораживание культурных связей на государственном уровне: Киеву это было не нужно. По счастью, в Крыму по-прежнему к художникам из России отношение было вполне приветливым и доброжелательным. После марта 2014 г. ситуация кардинально переменилась. По словам нашего Президента, «Крым вернулся в родную гавань!» Начинали мы Киммерийский пленэр, еще не предполагая и не мечтая даже об этих исторических переменах, поэтому крайне важным было сохранить позитивный настрой и уважительное отношение к носителям харьковской, киевской и других художественных школ – участникам нашего проекта. Это не простой процесс, долговременный. У каждой школы свои особенности, достоинства, проблемы, и для меня, как добровольно возложившего на себя обязанности художественного руководителя пленэра, здесь важно объединить мощный потенциал московской школы живописи и самобытность художественной школы феодосийских мастеров. Надеюсь, что это у нас получится.

С благодарностью и удовольствием вспоминают участники пленэров время, проведенное в Крыму. Илья Каверзнев (Москва): «Многих художников поэтический образ Киммерии – загадочной земли, воспетой Гомером, вдохновил на создание живописных картин. Нас и сегодня пленяет первозданность этих мест, отнюдь не безмятежный дух которых заставляет вспомнить, что здесь творилась история. Однако это не дух дикой пустыни. Мы помним о Первоапостольcкой проповеди, и почти тысячу лет спустя о Миссии Равноапостольных братьев на этой земле. Не одни христианские древности интересны здесь живописцу. Наряду со строениями монастыря Сурб-Хач, мне нравится писать античные камни и старую генуэзскую крепость, мечеть хана Узбека – ведь все эти памятники – наша общая история Русского мира, его самой южной окраины» [4]. Виктор Ключников (Феодосия): «Киммерийский пленэр примечателен тем, что проходит в исторических местах Феодосии и ее окрестностях, ведь по этим улочкам и холмам ходили Айвазовский, Богаевский, Волошин, Лагорио, Латри, Барсамов. Достоверности и историчности пленэру добавила Т.В.Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского, участвуя в поездках по памятным местам вместе с художниками. Великолепный рассказчик, она дополнила прекрасные пейзажи исторической информацией, именами живших здесь людей и пейзажи приобретали иное, глубинное значение. Киммерийские пленэры, в которых я имел честь участвовать, дают большой творческий заряд. Полученные впечатления от общения и совместной работы с коллегами из Москвы и Феодосии будут волновать и переживаться долгое время» [5]. Александр Трохов (Воронеж): «Киммерийский пленэр стал для меня уникальной возможностью проявить себя, восхищаясь богатством и красотой крымской природы, перенося свои впечатления на холст. Удивительный по красоте ландшафт и древняя архитектура Судака стали для меня мощным источником вдохновения. Здесь чувствуется особая связь человека с природой, а величие этой природы заставляет дышать полной грудью с надеждой и стремлением к великим свершениям, смотря в будущее. Огромное спасибо организаторам пленэра за прекрасно проведенные дни в творческом коллективе и интенсивной работе» [6].

Не только знаменитые живописцы и их произведения в собраниях музеев Крыма являются объектом пристального интереса участников нашего пленэра, но и мемориальное наследие выдающихся художников слова: поэтов и прозаиков, воспевавших древнюю волшебную красоту крымской земли и ее людей. Давние дружеские отношения связывают нас с Историко-культурным мемориальным музеем-заповедником «Киммерия М.А.Волошина». Максимилиан Александрович – блестящий поэт, тонкий живописец, искусствовед, еще при жизни щедро собиравший вокруг своей величественной фигуры деятелей искусства, восстановивший в истории память Киммерии, и сейчас собирает своим именем художников и вдохновляет их на творческие подвиги. Из статьи М.А. Волошина «К.Ф. Богаевский – художник Киммерии»: «Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража» [7].

Тесные творческие контакты и дружеские отношения связывают участников нашего пленэра с коллективом Феодосийского литературно-мемориального музея А.С.Грина. Заместитель директора музея по научной работе А.А.Ненада на открытии выставки IV Киммерийского пленэра в своем выступлении отметила: «Рождение творческого движения “Киммерийский пленэр” – давно ожидаемый и наконец свершившийся дар нашему городу. Феодосия – прославленное в веках место притяжения духовной энергии заслуженно сегодня, в новом времени ХХI века, этот живой, достойный высоких традиций, камертон художественного звучания. Красота крымской земли, ее древних поселений, благородство старинных стен, улочек, домов, согретых уютом домашнего очага, – свято хранит тепло ушедших поколений. Сокровенная связь времен требует внимания и благодарной памяти от нас, ныне живущих под небом Отечества и всех тех, кто благоговейно любуется чудом этого пейзажа. Легендарный Крым как место силы и единства народов застыл волнующей прекрасной картиной, и призвание художника, его великая миссия – сохранить эти вечные знаки любви …» [8]

Надеюсь, что скоро в гостеприимных залах музее состоится выставка произведений участников Киммерийского пленэра.

Посчастливилось нам поработать и в Старом Крыму, где прошли последние дни жизни автора «Алых парусов», где сотрудники крошечного Дома-музея бережно хранят память об этом времени. Ольга Байбуртская, заведующая отделом Дома-музея пишет: «19 сентября 2020 года Дом-музей А.С.Грина в Старом Крыму стал самой миниатюрной творческой площадкой проекта “Киммерийский пленэр”, в восьмой раз развернувшего мольберты художников среди живописных пространств Юго-Восточного Крыма. Домик А.С.Грина наполнился запахом свежих живописных полотен, пленительным ароматом творчества…» [9].

В 2018-2019 гг. мы замечательно потрудились в городе-герое Керчи, в одном из древнейших городов России. Писали холмы Эльтигена, руины античного древнегреческого поселения Нимфей, остатки бастионов турецкой крепости Ени-Кале, старинный средиземноморский прибрежный способ лова рыбы (есть версия, что его внедрил в Крыму генерал-губернатор Новороссии, наместник Крыма и Кавказа светлейший князь М.С.Воронцов, подсмотревший его у мальтийских рыбаков), беленые рыбацкие домики в Капканах и на Маяке. И совершенно не случайно, что в год 5-летия возвращения Крыма в Россию выставка Киммерийского пленэра состоялась в стенах Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника в Керчи.

Керчь. 2018Директор музея Т В.Умрихина на открытии выставки сказала: «Нам, керчанам, дорог тот факт, что наш древний город, город-герой, город-труженик расширил географию проекта «Киммерийский пленэр» в 2018 г., продолжив славные традиции «суриковских пленэров» в окрестностях Керчи и античных городищах древнего Боспора. Выставка произведений живописи участников “Киммерийский пленэр” 2013- 2018 годов, посвященная воссоединению Крыма с Россией, на выставочных площадках Керченской картинной галереи Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника доставила посетителям истинное эстетическое удовольствие, вызвала яркие впечатления! Желаем участникам проекта “Киммерийский пленэр” крепкого здоровья, вдохновения и неиссякаемого творческого потенциала! Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество» [10].

Программные стратегические цели проекта на протяжении прошедших 10 лет его существования не изменились, а вот тактика воплощения творческих замыслов постоянно корректируется и не лишена элементов импровизации. Художнику нужны новые и желательно яркие впечатления, неожиданные сюжеты. Всегда преследует ощущение, что там, за горизонтом откроется что-то совершенно необыкновенное, неведомое, но чаще всего это лишь мечта, иллюзия… Начало каждого нового пленэра проходит в Феодосии у Дома Айвазовского с традиционного возложения цветов к памятнику великому художнику, а заканчивается пленэр выставкой в легендарных исторических залах Латри и Волошина. Это та высокая планка, сверхзадача, которую мы себе поставили и стараемся выполнять.

Начинали мы с Феодосии и ее окрестностей, совершая однодневные творческие выезды в интересные и знаковые места. Потом стали практиковать поездки в близлежащие города и поселки восточного Крыма на 7 -10 дней. Самый дальний маршрут – это работа в Бахчисарае с выездами в Соколиное, Качи – Кальон, Балаклаву и Херсонес – Таврический. География не столь обширная, но практически неисчерпаемая. Каждое посещение Судака или Керчи – это новый виток, и, как правило, более глубокое осмысление уже знакомых сюжетов и пластических ситуаций. Это увлекательное соревнование с самим собой. И это касается не только живописцев, которые приезжают на пленэр в Крым из других регионов страны, но и местных художников. Они часто открывают для себя новые неизведанные места и мотивы.

Своими впечатлениями делятся студенты МГАХИ им. В.И.Сурикова, участники пленэра 2019 г., мои ученики. Вера Белеванцева: «Каждый пленэр меняет нас, и здесь, в Крыму, были все возможности поработать и прислушаться к себе. Для меня это было важным этапом в развитии как художника. Большое спасибо за этот опыт!» [11] Екатерина Чернышова: «Здесь ты наедине с природой, она ничего не утаит, поможет понять, какой ты на самом деле» [12]. Мария Виниченко: «Надолго запомнится керченский ветер, мистический древнегреческий Нимфей, атмосфера старого города в Феодосии. А с возможностью все это написать на холсте открылось много нового, раньше мне незнакомого» [13].

У каждого творческого проекта есть начало, время его жизни, кульминация и, увы, его завершение. Хочется верить, что Киммерийский пленэр не исчерпал своего потенциала, по-прежнему привлекателен и интересен для художников и его друзей. Киммерийская идея – это символ! Легенда! Зов древней земли Киммерии! Эхо исчезнувшего народа, когда-то одним из первых посетивших благословенную крымскую землю.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Евсеев А.А. «Выставка произведений участников Третьего Киммерийского пленэра : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2015.

[2] Авдеева С.В. Выставка произведений участников Шестого Киммерийского пленэра : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2018.

[3] Гайдук Т.В. Восточный Крым, древняя земля, перекресток культур и рас // Киммерийский пленэр : альбом. – М.: НФПП, 2017. – С. 5-6.

[4] Каверзнев И.А. Выставка произведений участников Второго Киммерийского пленэра : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2014.

[5] Ключников В.И. Там же.

[6] Трохов А.С. «Выставка произведений участников Пятого Киммерийского пленэра» : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2017.

[7] Волошин М.А. К.Ф.Богаевский – художник Киммерии / Коктебельские берега : Стихи, рисунки, акварели, статьи / Сост., вступ. ст., коммент. З.Д.Давыдов. – Симферополь: Таврия. 1990. – С. 219.

[8] Ненада А.А. Выставка произведений участников Четвертого Киммерийского пленэра : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2016.

[9] Байбуртская О. Выставка произведений участников Восьмого Киммерийского пленэра : Буклет. – Феодосия: Арт лайф, 2020.

[10] Умрихина Т.В. Выставка произведений участников Седьмого Киммерийского пленэра : Буклет.– Феодосия: Арт лайф, 2019.

[11] Белеванцева В. Там же.

[12] Чернышова Е. Там же.

[13] Виниченко М. Там же.


Сиренко Сергей Анатольевич
профессор Московского государственного академического художественного
института им. В.И.Сурикова при Российской академии художеств,
заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии города Москвы,
автор идеи и художественный руководитель Киммерийского пленэра
Email: Sergeysirenko56@yandex.ru

© Сиренко С.А., 2023
© Сиренко С.А., илл., 2023

Статья поступила в редакцию 29.08.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/3(34)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/599.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru