Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

УДК 338.48-6:2

Житенёв С.Ю.

Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития

Аннотация. Автор рассматривает современное состояние и перспективы развития религиозного туризма и паломничества в России. Религиозные путешествия представляют собой не только социокультурный феномен, традиционно присущий мировым религиям, но и один из важнейших социокультурных факторов современности. В статье представлены основные положения Программы развития религиозного туризма и паломничества в принятой Министерством культуры Российской Федерации и Императорским Православным Палестинским Обществом.

Ключевые слова: паломничество, богомолье, поклонение, ритуал, святое место, святыни Вселенского Православия, религиозный туризм, путешествия

Открыть PDF-файл


Во все века русской истории паломниками, несомненно, считали людей, совершивших далекое богомольное путешествие в Святую Землю, Константинополь и Афон, а также к другим святым местам Вселенского Православия. С появлением в Древней Руси храмов и монастырей и у нас сложились свои, отечественные, традиции поклонения честным мощам Божиих праведников, чудотворным и чтимым иконам и святым крестам: сначала в Киеве и Новгороде Великом, Смоленске и Пскове, потом во Владимире, Москве, Суздале, Ростове, Костроме, Нижнем Новгороде и во многих других русских городах, храмах и монастырях. Богомольцы, совершившие паломническое путешествие к отечественным святыням, пользовались также заслуженным уважением современников. Вот что об этом написал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Издревле паломничество по святым местам являлось одной из наиболее важных душеспасительных традиций русского народа. Излюбленным духовным подвигом православных паломников были порой чрезвычайно длительные хождения пешком по великим просторам Святой Руси. Русские люди с посохом и сумой доходили даже до древней Палестины, чтобы поклониться местам крестных страданий и Воскресения нашего Господа» [1].

В тысячелетней истории русского богомолья паломническая традиция прерывалась два раза: первый раз в XIII в., во время монгольского нашествия на Древнюю Русь, а второй ̶ в ХХ в., в советский богоборческий период. Почти четверть века прошло с того времени, когда пал «железный занавес», отделявший Россию от остального мира, и началось возрождение религиозной культуры, в том числе массового православного паломничества. Граждане России всех национальностей и вероисповеданий получили реальную возможность посещать святые места как в своем Отечестве, так и за рубежом. Однако такая возможность еще не являлась автоматическим основанием для возрождения религиозного паломничества в нашей стране. В первой половине 1990-х гг. сотни тысяч наших соотечественников смогли свободно посетить святые места за рубежом, но большинство из них не знали и не понимали, что надо делать и как себя вести у святынь Вселенского Православия. Русская Православная Церковь в тот период времени оказалась не готова к организации массового паломничества, у нее отсутствовали специальные структуры, которые должны были заняться возрождением и координацией этой деятельности. Отправлением паломников или людей, считавшими себя таковыми, взяли на себя отечественные и зарубежные туристические фирмы, которые при этом также не знали, как организуются богомольные путешествия. Таким образом, массовые поездки российских граждан к святым местам в 90-е годы прошлого века носили характер преимущественно религиозного туризма.

В современном научном сообществе сложилось устойчивое определение туристских путешествий, связанных с посещением религиозных объектов с различными целями. «Религиозный туризм – это светское путешествие, которое осуществляется с культурно-познавательными целями и в форме экскурсионных и ознакомительных поездок к объектам религиозного поклонения, историко-культурным и природным объектам,но при этом его участники не совершают обязательных для паломников сакральных ритуалов» [2].Он является подвидом культурно-познавательного туризма, а также деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания, религиозных и достопримечательных мест, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям.Религиозный туризм осуществляется в форме туристских и экскурсионных поездок к религиозным объектам, но при этом участники этих путешествий не совершают сакральных ритуалов (во всяком случае, их совершение не входит в программу или носит факультативный характер).

Наряду с культурно-познавательными и образовательными видами туристских путешествий выделяются другие виды и подвиды, в том числе туризм ностальгический и событийный. Если исходить из того, что туризм и паломничество не тождественны друг другу и являются различными социокультурными видами деятельности, то придется признать и тот факт, что применение в отношении паломничества терминов, заимствованных из туристской индустрии: «паломнический туризм», «паломнический продукт», «паломнический тур», «мирское паломничество» и т.д. представляется некорректным. Признавая нецелесообразным использование самого выражения «мирское паломничество», которое по существу относится к туризму, важно отметить, что за попытками смешения разных видов социокультурной деятельности (особенно в сфере образования и просвещения) стоит тенденция к свертыванию культурного и цивилизационного многообразия человеческой деятельности, характерная для глобализирующегося мира. Доминирование этой тенденции приводит к существенному искажению представлений о сущности самого явления, каким является паломничество.

«Паломничество представляет собой традиционный вид религиозной деятельности, который является путешествием верующих людей с целью посещения и поклонения святыням, находящихся вне пределов их постоянного места жительства» [3]. Паломнические путешествия в мировых и национальных религиях традиционно подразделяются на два вида: внутренние и зарубежные. Внутреннее паломничество предполагает путешествие верующих людей к святым местам, расположенным внутри конкретного региона или государства. Зарубежное или выездное паломничество представляет собой путешествие представителей той или иной религии к святыням, находящимся за границами их государства, в других регионах и даже континентах. По своему составу паломничество подразделяется на три типа: индивидуальное, групповое и массовое. К последнему в православной традиции относятся прежде всего многодневные крестные ходы.

Длительные паломнические путешествия, являясь традиционным инструментом межкультурного общения, приобрели в мировой истории особое значение в качестве средства взаимообогащения культур различных народов и религиозных традиций. Религиозное паломничество напрямую связано с межкультурной коммуникацией. Паломники, выходя за границы привычного им «своего» национального культурного мира и добираясь до святых мест, оказывались на «перекрестке культур», поскольку их путь, как правило, проходил через земли, представлявшие сложные этно-религиозные образования, переплетение цивилизационных моделей и традиций. Важным аспектом коммуникативной функции являлось общение паломника с представителями иных культур. Эти контакты способствовали проникновению некоторых элементов «чужой» культуры, а также адаптации к этим «культурным имплантатам» в процессе формирования общей картины мира, которая складывалась в сознании паломников на основе культурно-исторических стереотипов. Среди них особую роль играли устойчивые представления о родной стране. Культурно-исторические стереотипы помогали и помогают паломникам приготовиться к встрече с другими культурами, ослабляют культурный шок от их первоначального восприятия.

Во всех крупных городах, таких как Константинополь, Иерусалим, Каир, Александрия, Дамаск, Салоники и другие, русские паломники обязательно посещали торговые ряды, базары, крупные и мелкие купеческие лавки, которые описывали в своих хождениях. Широкая и активная торговля шла каждый день, с раннего утра до позднего вечера, около храма Воскресения Господня в Иерусалиме, где продавались паломнические реликвии и сувениры, рассчитанные, прежде всего, на приезжих богомольцев. На иерусалимских базарах паломники приобретали местные, палестинские изделия, в том числе церковную утварь из серебра, перламутра, дерева и кожи, а также привезенные из далеких стран шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфоровую и стеклянную посуду, украшения, кофе, оливковое масло, финики, благовония и многое другое. Высоко ценились паломниками приобретенные в Святой Земле памятные евлогии, нательные кресты и иконки, сделанные из перламутра, христианские четки, вырезанные из редких пород дерева или кости, иерусалимские свечи, обожженные у Гроба Господня, погребальные покровы, бережно хранимые богомольцами до смерти, паломнические посохи, сработанные из кипариса. Во многих городах Ближнего Востока, но прежде всего в Иерусалиме накануне Вербного воскресения начинали работать специальные базары, где продавались пальмовые ветви, часть из которых специально скручивалась в виде креста. Все паломники, которые приезжали в Иерусалим на Пасху, обязательно приобретали пальмовые ветви, которые они увозили с собой на родину как памятные реликвии. Эта многовековая традиция, связанная с производством и реализацией паломнических сувениров в Святой Земле, Греции, Сирии и других странах сохранилась до настоящего времени.

В Российской империи традиционно местами пересечения паломнических потоков были Москва и Санкт-Петербург, Киев и Смоленск, Нижний Новгород и Казань, Астрахань и Одесса. Политика русских государей по сбору святынь в столицах сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге способствовала появлению массовых потоков православных богомольцев, в том числе прибывавших из-за рубежа, к столичным святым местам. Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозное паломничество на протяжении многих веков играло важную роль в межцивилизационных контактах различных народов и являлось уникальным средством межкультурной коммуникации. В святых местах Вселенского Православия и, в первую очередь, в Иерусалиме и Афоне собирались паломники из многих стран мира, которые взаимодействовали друг с другом, а также с местными культурами и народами. Во время паломнических путешествий происходил массовый обмен и усвоение информации, знаний и опыта между представителями разных религий и многих народов. Религиозное паломничество в нашей стране более тысячи лет играло и продолжает в настоящее время играть важную коммуникативную и цивилизационную роль.

Важную роль в деле возрождения религиозного паломничества играют современные технологии предоставления услуг в организации богомолья и специальная инфраструктура путешествий, которые должны создать и освоить представители церковных структур в России. Высокий уровень предоставляемых услуг не противоречит содержанию религиозного паломничества, потому что они не затрагивают внутренней сути этой древней традиции и отражают лишь определенный культурный уровень современного общества, неотъемлемые социальные гарантии для людей, а также требования безопасности. Возможность же проявить личное благочестие для каждого паломника в святом месте всегда найдется.

Развитие религиозного паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с состоянием религиозности народа и уровнем культуры современного общества. Святейший Патриарх Алексий II писал об этом: «Отрадно видеть рост интереса к паломничеству со стороны чад нашей Церкви. Для значительного числа людей паломничество стало не просто одной из православных традиций, но регулярной потребностью души. Необычайный размах получили в последние годы многодневные крестные ходы тысяч верующих к святым местам, что по своей сути является одной из традиционных форм паломничества. <…> Показателем живого интереса к паломничеству является активное обсуждение этой темы не только на общецерковном уровне, но и на местах. <…> Мы должны помнить, что смысл паломничества заключается не в суетном стремлении увидеть многоликий мир культур и цивилизаций. Смысл паломничества – в смиренном и искреннем желании с молитвой и благоговением прикоснуться к святыням христианства» [4].

В настоящее время происходит повсеместное возрождение паломнической традиции в различных традиционных религиях на территории России. Если паломничество как на постсоветском пространстве, так и во всем мире только восстанавливает свои позиции, то религиозный туризм уже давно является одним из активно развивающихся направлений туристской деятельности во многих странах. Возрастающий интерес к религиозному туризму превращает его в важный фактор обеспечения социальной стабильности и межрелигиозного диалога в глобализирующемся мире. Религиозный туризм, который получил широкое распространение во второй половине ХХ – начале ХХI вв., предполагает посещение различных мест, где туристы могут увидеть действующие религиозные объекты, культовые архитектурные памятники, музейные экспозиции с произведениями искусства, отражающие бытование как современных, так и ушедших в прошлое религий и верований. Привлекает туристов и участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. Зарубежная и отечественная туристская реклама в настоящее время предлагает множество поездок на Рождество, Пасху и другие религиозные праздники. Религиозный туризм способствует познанию истории и человеческих ценностей, воспитанию гуманизма и культурному росту людей, их взаимопониманию и развитию международного сотрудничества.

В настоящее время сохранение традиционных ценностей, культурного и природного наследия, освоения и передача их будущим поколениям становится одной из приоритетных задач современного общества, которую во многих случаях нельзя решить без развития религиозного туризма. Туризм, как и всякая деятельность человека, направлен не только на удовлетворение физических и материальных потребностей, но и на развитие человеческой культуры. Это такая деятельность, в рамках которой человек получает опыт сотрудничества, сопричастности с местом, в котором он пребывает, с его народом, культурой, религиозными традициями. Каждый вид туризма, даже имеющий специфические черты и особенности, способен играть заметную роль в общих целях развития общества и благоприятствовать установлению доверительных отношений между людьми разных культур и религий.

Эксперты и специалисты Всемирной туристской организации (ЮНВТО) выделяют религиозный туризм как один из самых перспективных видов туристских путешествий XXI века. В связи с отсутствием или противоречивостью, или разнородностью статистики по поводу количества туристов, путешествующих с религиозными целями в различных странах, в настоящее время существует экспертная оценка объемов религиозного туризма. Мировой рынок религиозного туризма оценивается на сегодняшний день в 18 млрд долларов в год (2% от всех поступлений в туризме). Ежегодное количество туристов и паломников составляет 300-330 миллионов человек [5]. Что касается Российской Федерации, то отечественные эксперты также дают количественную оценку религиозному туризму. Религиозный туризм может составлять, по некоторым оценкам, около 70% всего внутреннего туризма. То есть, если в 2014 г., согласно данным Ростуризма, внутренний туристский поток России составил 41,5 млн человек, то более 30 млн человек совершили религиозные поездки. Это можно объяснить тем, что в культурно-познавательном потенциале российского туризма доля религиозной составляющей весьма велика. Таким образом, в настоящее время спрос на культурно-познавательные путешествия с религиозными целями постоянно растет.

Такая тенденция связана с растущими потребностями современных людей в более глубоком ознакомлении с мировыми религиями и культурами, с ними связанными, с различными знаниями об особенностях религиозной жизни отдельных стран и регионов, а также с желанием более полного интеллектуального обогащения посредством подобных путешествий. В настоящее время наблюдается активный и устойчивый рост интереса туристов к посещению религиозных объектов как в России, так и в зарубежных странах. Мнения экспертов по поводу стремительного роста религиозного туризма разделились. Одни считают, что причина роста религиозного туризма, который неподвластен даже влиянию экономического кризиса, заключается в том, что большая часть такого рода туристов являются весьма состоятельными людьми, не жалеющими средства на «вечные ценности». Эксперты и специалисты ВТО видят причину устойчивости религиозного туризма к давлению мирового экономического спада в том, потому что он рассматривается людьми не в качестве атрибута роскошной жизни, а как скромное путешествие с небольшим набором обязательных и недорогих услуг, а также познавательных и культурных целей.

Причина широкого распространения религиозного туризма может заключаться также и в том, что люди постепенно начинают понимать, что многополярный и безопасный мир можно создать только через продуктивный диалог цивилизаций, как общее пространство многогранной духовности. Поэтому одним из основных средств совершенствования общества продолжает оставаться процесс познания, которое помогает человеку сформировать отношение к универсальным ценностям культуры и на их основе выработать свое собственное мировоззрение. Традиционные ценности различных культур – это благо, которое на современном этапе социально-экономического развития общества позволяет людям осознать приоритет духовных и нравственных целей над материальной мотивацией.

Современный религиозный туризм повторяет все основные модели массового туризма, который подвержен коммерциализации и экономическим критериям оценки его эффективности. Он содержит все единообразно определяемые признаки туризма: планирование, безопасность, перевозка, размещение, питание, культурное обслуживание, дополнительные услуги, торговля, сопровождение и прочее. Религиозный туризм в XXI в. присутствует в той или иной форме во многих сегментах туристского бизнеса, и даже в тех, которые с ним напрямую не связаны. Целями религиозного туризма в настоящее время являются познание традиционных культур, истории религий, национальных религиозных традиций, ритуалов, обрядов, церемоний, участие в них в качестве зрителей, знакомство с уникальными памятниками архитектуры, в том числе с традиционными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики и декоративного оформления. Нередко при выборе направления религиозных поездок современными туристами мотивом служит полученная информация об исторических путях древних и нынешних паломников.

В современной России паломничество успешно возрождается, а религиозный туризм бурно развивается. Многие туристы приезжают из поездок к святым местам действительно верующими людьми и позже возвращаются к ним уже в качестве паломников. Безусловно, невозможно буквальное повторение прошлого, но реально и осуществимо возрождение паломнической традиции на новом этапе развития современного общества. Паломничество развивается и реально становится массовым религиозным движением, которое, опираясь на древние традиции богомолья, использует в своих целях современные достижения науки и техники, прежде всего в транспортной сфере.

Главными препятствиями для развития полномасштабной паломнической и туристской деятельности в нашей стране являются: дефицит информации о святых и достопримечательных местах и религиозных маршрутах, нехватка воцерковленных и подготовленных гидов-переводчиков и квалифицированных экскурсоводов, а также недостаточный уровень связи и координации между государственными и туристскими организациями. Недостаточно привлекается для финансирования и организации религиозного туризма и паломничества российский крупный бизнес. Крайне важно, чтобы бизнес-сообщество, в том числе национальные благотворительные организации, играли более активную роль в развитии религиозного туризма и паломничества, осуществляя и поддерживая организацию поездок с религиозными и культурно-просветительскими целями для незащищенных социальных групп населения (пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи).

В мае 2015 г. на заседании Коллегии Министерства культуры Российской Федерации председатель Императорского Православного Палестинского Общества С.В. Степашин выступил с инициативой создания программы по развитию религиозного туризма и паломничества. Главной целью программы должна стать координация действий по созданию благоприятных условий для дальнейшего становления православного паломничества и религиозного туризма для российских и зарубежных граждан на территории Российской Федерации и за рубежом. Инициатива Общества была поддержана Министром культуры России В.Р. Мединским и Коллегией Минкультуры РФ. Летом 2015 г. эксперты и сотрудники ИППО, Минкультуры РФ и Ростуризма разработали Программу совместных действий по развитию религиозного туризма и паломничества в 2015-2020 гг.

19 октября 2015 г. в здании Минкультуры России прошла торжественная церемония подписания соглашения между Международной общественной организацией «Императорское Православное Палестинское Общество» и Министерством культуры Российской Федерации. Открывая церемонию, министр культуры России В.Р. Мединский сказал: «Это соглашение не рамочное, оно насыщено практическими мероприятиями, реальными планами. Исторически Императорское Православное Палестинское Общество создавалось для того, чтобы способствовать нашему продвижению в Палестину и, в первую очередь, путешествиям русских паломников на Святую землю. Сейчас, мне кажется, мы можем это направление расширить, поскольку нас интересует и развитие туризма по святым местам России» [6]. Он отметил, что многие россияне знают про святые места в Палестине и Афоне, но им мало известно о святых местах России. В документе речь идет и о въездном религиозном туризме, в первую очередь для русских людей, поскольку, как сказал министр, наша православная община за рубежом огромна. «Я думаю, ̶ подчеркнул он, ̶ что объединение наших усилий в этом направлении будет исключительно полезным для государства, для развития экономики страны» [7].

В свою очередь глава ИППО С.В. Степашин, поблагодарив за поддержку инициативы Общества, рассказал о подготовленной программе совместной работы: «Принято решение о том, чтобы были созданы и совет, и исполнительная дирекция. Определены конкретные регионы – двадцать регионов в нашей стране, и более десяти за рубежом, в которых будет реализовываться программа» [8]. Для этого в ближайшие несколько лет на базе зарубежных отделений ИППО будут открыты Национальные туристские офисы в Иерусалиме, Вифлееме, Салониках, Стамбуле, Таллине и других городах. Также планируется создание на базе отделений Общества региональных Центров религиозного туризма и паломничества совместно с туристскими администрациями субъектов Российской Федерации (Москвы и Санкт-Петербурга, Ростовской и Нижегородской областей). «Мы рассчитываем, – сказал С.В.Степашин, – реализовать эту важную программу, опираясь на более чем 130-летний опыт Общества в деле организации религиозного паломничества и туризма. Важно не забывать неизбывное стремление русских православных паломников посетить святые места Вселенского Православия и, в первую очередь, Иерусалим, поэтому мы должны стремиться сохранять и поддерживать эту многовековую благочестивую традицию» [9].

Итогом церемонии стало подписание пакета документов: «Программы совместных действий Министерства культуры Российской Федерации и МОО “Императорское Православное Палестинское Общество” по развитию религиозного туризма и паломничества в 2015-2020 гг.»; Соглашения между Минкультуры России и ИППО по реализации указанной Программы; Плана реализации Программы; Плана мероприятий в субъектах Российской Федерации по развитию религиозного туризма и паломничества.

В рамках Программы планируются реализация проектов в информационной сфере для привлечения зарубежных религиозных туристов и паломников к святым местам России, разработка и реализация туристских и паломнических маршрутов к отечественным святыням. В ходе ее реализации предполагается создание региональных программ по развитию религиозного туризма и паломничества до 2030 г., что позволит значительно увеличить туристские и паломнические потоки к святым местам нашего Отечества. Программа будет способствовать привлечению зарубежных туристов и паломников к посещению святых мест в России.

В рамках Соглашения предполагается разработать комплекс мер, направленных на развитие православного паломничества и религиозного туризма для российских и зарубежных граждан на территории Российской Федерации и за рубежом; на содействие в проведении научных исследований в сфере культуры, истории, религиозного туризма и паломничества; а также в обеспечении возможности посещать святые места российскими православными паломниками и туристами за рубежом. Планируются создание и запуск специализированного портала в сети Интернет, подготовка ежегодной Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам развития религиозного туризма и паломничества в России и за рубежом, разработка региональных программ по развитию религиозного туризма и паломничества до 2030 г.

28 октября 2015 г. в Центре Императорского Православного Палестинского Общества в Москве состоялось подписание соглашения о взаимодействии между Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество», Федеральным агентством по туризму (Ростуризм) и подведомственным ему Национальным маркетинговым центром по туризму “Visit Russia”. Соглашение регулирует взаимодействие сторон в целях реализации «Программы совместных действий Министерства культуры Российской Федерации и Международной общественной организации “Императорское Православное Палестинское Общество” по развитию религиозного туризма и паломничества в 2015-2020 годах».

В рамках подписанного трехстороннего соглашения предполагается осуществлять совместную деятельность по созданию проектов развития въездного и внутреннего религиозного туризма и паломничества в Россию, оказывать содействие в посещении святых мест Вселенского Православия российскими православными паломниками и туристами за рубежом, разрабатывать и продвигать российские и международные паломнические и туристские маршруты на отечественном и зарубежных туристских рынках, содействовать развитию деловых связей в сфере религиозного туризма и паломничества с партнерами за пределами России.

Заместитель руководителя Ростуризма С.Е. Корнеев заявил: «Со стороны Ростуризма и проекта “Visit Russia”, мы готовы вести активную совместную работу, направленную на формирование позитивного имиджа России как страны, благоприятной для религиозного туризма и паломничества, в том числе и в рамках Соглашения» [10].

На первом этапе реализации Программы (2015-2016 гг.) будут сформированы базовые условия для работы и открыты стартовые центры религиозного туризма и паломничества в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород), а так же будут открыты национальные туристские офисы за рубежом (Иерусалим, Вифлеем, Салоники, Ларнака).

На втором этапе реализации Программы (2017-2018 гг.) будут созданы центры религиозного туризма и паломничества в Российской Федерации (Белгород, Владимир, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Калуга, Кострома, Краснодар, Набережные Челны, Великий Новгород, Новосибирск, Оренбург, Орел, Пермь, Псков, Самара, Севастополь, Симферополь, Сочи, Сыктывкар, Тверь, Ульяновск, Уфа, Черкесск); Национальные туристские офисы за рубежом (Амман, Валетта, Варна, Иерихон, Кишинев, Минск, Рига, Стамбул, Таллин).

На третьем этапе реализации Программы (2019-2020 гг.) будут продолжены проекты по развитию центров религиозного туризма и паломничества в России и национальных туристских офисов за рубежом, будут осуществляться мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта по развитию религиозного туризма и паломничества.

«Возможно, каждый хотел бы посетить святые места, но часто это не происходит из-за недостаточной информации, отсутствия готовых предложений, организационных сложностей или недостаточной транспортной доступности. Наша задача стать тем мостом, с помощью которого, общими усилиями, мы сможем сделать паломнические путешествия к святым местам доступнее и ближе каждому, у кого есть это желание. У нас не стоит глобальная задача мотивировать туристов к посещению тех или иных религиозных объектов, но мы должны найти способ и помочь тем, у кого это желание уже есть, т.е. работа будет точечной и эффективной», – отметил глава Ростуризма [11].

Представлявшая Национальный маркетинговый центр по туризму Ю.А. Мохова заверила: «Наша команда готова оперативно включиться в совместную работу по реализации Программы. У нас есть ресурсы, понимание особенностей и механизмов работы туристского рынка. В работе мы используем современные маркетинговые инструменты, проверенные мировые практики продвижения территорий. Заключение Соглашения позволяет нам выйти на новый уровень взаимодействия и в целом расширяет горизонты деятельности “Visit Russia” [12].

Таким образом, положено начало большой и важной совместной работы Общества и государства в лице Минкультуры России и Ростуризма в деле развития религиозного туризма и паломничества.

Стремление людей, принадлежащих к различным народам, посещать святые места Вселенского Православия и возносить молитвы Богу о мире и благополучии близких, а также приобщиться к культурному наследию других стран в полной мере реализуется в религиозном туризме и паломничестве. Путешествия с религиозными целями содействуют диалогу и взаимодействию между народами, к смягчению возникающей на религиозной и социальной почве напряженности в обществе. Религиозный туризм и паломничество приносят не только экономическую выгоду местному населению, государственным структурам, частным предприятиям и религиозным организациям – они духовно поддерживают людей, создают климат взаимопонимания между участниками поездок и местным населением по совместному преодолению проблем, связанных с мировым экономическим и политическим кризисом.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Кирилл, митрополит. В добрый путь // Православный паломник». – 2000. – № 1. – С. 3. [2] Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. – М.: Индрик, 2012. – С. 168.

[3] Там же. С. 28.

[4] Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Приветствие участникам Четвертой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность». // Православный паломник. – 2008. – № 1 (38). – С. 3. 

[5] Новиков В.С. Тенденции развития религиозного туризма в мире // Научные исследования в сфере туризма : Труды Международной Туристской Академии. Вып. 6. – М., 2010. – С. 360.

[6] URL: http://ippo.ru/21vek/projects/rus/minkult/ (дата обращения: 15.03.2016).

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] URL: http://www.russiatourism.ru/news/9634/ (дата обращения: 15.03.2016).

[11] Там же.

[12] Там же.

© Житенёв С.Ю., 2016.

Статья поступила в редакцию 15.03.2016.

Житенёв Сергей Юрьевич,
советник директора Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: info@heritage-institute.ru


Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/58.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru