2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
УДК 7А6.1:37+721
Соловьев А.П.
Образовательный туризм и культурное наследие: пути взаимодействия в Российской Федерации
Аннотация. Автор рассматривает взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия в Российской Федерации. В статье представлены образовательные свойства туризма, опыт образовательного туризма.
Ключевые слова: туризм, образовательный туризм, образование, культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Культурное наследие является одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации. На территории Российской Федерации сконцентрировано множество уникальных объектов культурного наследия. До 2002 г. они учитывались как памятники истории и культуры, с подразделением на виды памятников: архитектуры, археологии, истории и монументального искусства. В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным Законом Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введен в употребление термин «объекты культурного наследия», которые в свою очередь, подразделяются на «памятники», «ансамбли» и «достопримечательные места».
При включении в туристскую программу объекты культурного наследия приобретают, кроме культурного и воспитательного значения, еще и образовательную и экономическую ценность. В этой связи возникает проблема оценки их потребительской стоимости в составе туристского продукта.
Образовательный туризм позволяет осуществлять одновременно шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.
Важнейшим фактором для его развития является природно-рекреационный и культурный потенциал всех регионов Российской Федерации, а именно: музеи-заповедники, тематические и региональные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и архитектуры.
Различными отечественными учеными данный вид туризма трактуется следующим образом:
– «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» [1];
– «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [2];
– «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации – в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [3].
Согласно международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов.
Образовательный туризм представляется одним из эффективных средств решения многообразных задач обучения и воспитания населения. Особенно важное значение образовательный туризм имеет для обучения и воспитания молодого поколения граждан. Наибольшим образовательно-воспитательным потенциалом, по отношению к этой возрастной категории, обладает самодеятельный туризм.
Образовательные свойства самодеятельного туризма имеют два взаимосвязанных уровня реализации:
- освоение профессиональных и иных практических навыков, необходимых для осуществления туристской деятельности;
- накопление знаний и впечатлений о тех социально-культурных и природных процессов и явлений, объектов культурного и природного наследия, с которыми знакомится человек в процессе занятий туризмом.
Важная особенность образовательных свойств туризма заключается в том, что молодому человеку предоставляется возможность получать такие знания и навыки, которые не предусмотрены программами основного общего образования. Занятие различными видами самодеятельного туризма позволяет, например, освоить специфические технические средства передвижения, соответствующие тому или иному виду туризма: водный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, автомобильный, конный и др. Помимо навыков управления теми или иными техническими средствами, туристу приходится изучать их конструктивные и эксплуатационные особенности, нормативы и методики ухода за ними, их ремонта и хранения и многое другое, т.е. освоить огромное количество специальных знаний и навыков, которые невозможно получить в иных сферах деятельности.
Следует признать, что уровень развития образовательного туризма не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в России. При этом справедливо заметим, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортивно-оздоровительным туризмом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.
В настоящее время в России работает множество профильных оздоровительно-образовательных лагерей. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по истории, литературе, культурологии, экологии, точным наукам и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома.
Определенный опыт образовательного туризма существует в Москве. Так, в столичном департаменте образования презентовали новую программу «Москва – столица образования». Она направлена на улучшение системы профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства выпускников колледжей и ВУЗов страны, а также на повышение интеллектуальных знаний учащихся. По данным Правительство Москвы, в столице более 5,5 тыс. образовательных учреждений, в которых работают педагоги, имеющие колоссальный опыт имеют образовательной деятельности. В связи с этим возникла идея пригласить из регионов школьников для получения дополнительного образования и знакомства с культурой столицы. [4]. В рамках программы образовательного туризма первой группе уфимских школьников показали киностудию, познакомили с нанотехнологиями и искусством фотографии, провели экскурсию по музеям и театрам. В среднем для каждого из них эта поездка обошлась в 10 тыс. рублей. По примеру уфимцев Москву посещают старшеклассники, студенты и учителя и из других городов, в частности, Сахалина.
Еще одна программа, реализуемая в рамках образовательного туризма в Москву – языковая. Ее смысл заключается в изучении иностранцами русского языка посредством знакомства с культурой и историей России. Гостям столицы предлагаются до 40-50 тематических образовательных программ, в которых задействованы более 500 различных образовательных учреждений – от вузов и лицеев до учреждений дополнительного образования. Так, ребята и педагоги узнают «Москву энергоэффективную», «Москву эксклюзивную» и «Москву школьную».
На рынке туристских услуг наибольшее количество предложений учебно-образовательных туров представлено для студентов специальностей и направлений подготовки, связанных с туристским бизнесом: «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Гостиничное дело» и т.п. Это объясняется тем, что будущая профессия студентов данных специальностей связана именно с туристско-экскурсионными поездками и получать образование в данной области невозможно без участия в подобных путешествиях в процессе обучения. Мероприятия в туре для будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков и межкультурного обмена участников поездки.
В настоящее время профессиональный образовательный туризм в России представляется несколько однотипным. Большинство программ образовательных поездок для будущих специалистов имеют схожую структуру и стандартный набор программ, включающих, как правило, три составляющих: обучение, практика, сертификация. На деле каждая программа профессионального образовательного тура должна составляться отдельно для каждой туристской специальности и изменяться для каждой группы индивидуально.
Общероссийская система подготовки специалистов должна включать обучение кадров для образовательного туризма и культурного наследия. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт отечественного и зарубежного образования, начать создавать новую современную систему подготовки профессиональных кадров в сфере образовательного и культурного наследия.
Для обеспечения развития профессиональной структуры необходимо сформировать общероссийскую систему подготовки кадров, включающую базовое и непрерывное обучение всех категорий профессиональных кадров и общественного актива. Одна из ее главных задач – методическое обеспечение специализированных учебных заведений и их подразделений (классов, лицеев, вузов, курсов и т.п.), педагогических университетов и институтов, а также самостоятельных учебных мероприятий (как правило, разовых).
За общероссийской системой могут быть закреплены следующий функции:
- прогнозировать потребности в кадрах той или иной квалификации;
- вытупать центра по организации и проведению методических конференций, выставок, симпозиумов и семинаров по проблемам туризма;
- вести издательскую деятельность по выпуску учебников, учебных пособий, программ обучения;
- развивать и укреплять сотрудничество между регионами по реализации учебных программ.
Широкое распространение должны получить практика очно-заочных курсов подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов, количество учебных часов на которых может составить от 72 до 500. Необходимо ежегодно проводить семинары для педагогов дополнительного образования, ведущих учебно-тренировочную и воспитательную работу во время проведения туристских слетов, профильных полевых лагерей и соревнований по туризму и краеведению.
Одной из основ профессионального обучения кадров туризма может стать создание совместных учебных структур государственных и общественных организаций, что даст возможность развить систему базового и непрерывного образования персонала и специалистов туристского профиля для организации образовательного туризма.
Современные информационные и туристские технологии реализуются в деятельности Туристско-информационных центров (ТИЦ), что существенно повышает эффективность туристского использования объектов культурного и природного наследия.
Внедрение в практику работы объектов наследия современных туристских технологий и широкий выход на российский и зарубежные туристские рынки позволит существенно расширить и усовершенствовать прием и обслуживание отечественных и иностранных туристов. Это улучшит их финансовое состояние, что, в свою очередь, поможет в решении многих профессиональных, хозяйственных и социальных проблем, обретении финансовой независимости.
Необходимая степень применения туристских технологий в практике работы объекта наследия может быть достигнута различными путями, а именно:
- расширением деловых контактов с туристскими, транспортными и гостиничными предприятиями;
- обоснованным планированием туристской инфраструктуры;
- систематическим обучением, подготовкой и переподготовкой персонала, работающего с туристами и экскурсантами;
- созданием специализированной туристской службы;
- использованием современных способов, методов и приемов формирования, продвижения и реализации своего туристского продукта;
- интеграцией в действующие туристско-информационные системы.
Взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок. Очень важно через туризм вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Отечества, его культуры, истории и природы.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма : Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 267.
[2] Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №8 (30). – С. 96-112.
[3] Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика. – М.: МарТ, 2004. – ( Новые технологии). – С. 24.
[4] Подробнее см.: URL: http://icmos.ru/news/9517-v-programme-moskva-stolica-obrazovaniya-soglasilis-uchastvovat-28-vuzov/ (дата обращения 15.03.2016).
© Соловьев А.П., 2016.
Статья поступила в редакцию 13.03.2016.
Соловьев Андрей Петрович,
кандидат педагогических наук, заведующий сектором туристско-рекреационных форм
использования наследия, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
е-mail: info@heritage-institute.ru
Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/60.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.