2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
Объекты – кандидаты на включение в Список всемирного наследия
Номинируемый объект «Природно-культурный комплекс Дивногорье» расположен на юге России, в Воронежской области, в междуречной долине рек Дона и Тихой Сосны, на высоком мысу, прорезанном оврагами.
Уникальность Дивногорья – в его ландшафтной многоплановости, гармоничном взаимодействии человека и природы.
Основной природной особенностью Дивногорья является наличие меловых останцев, называемых «Дивами». Эти останцы являются пейзажными доминантами, образуют чёткие ближние планы при обзоре горизонта долины.
С культурной точки зрения эта территория представляет собой место продолжительного взаимодействия человека и природы, где сохранились примеры жизни человека на этой земле в разных временных отрезках.
Наиболее ранние археологические памятники на этой территории датируются поздним палеолитом (14-13 тыс. лет), и представлены местом захоронения древних лошадей – пример традиционной первобытной загонной охоты. Следующие, более поздние археологические объекты, представлены поселениями эпохи мезолита, неолита и эпохи бронзы.
И завершает археологическую хронологию «Маяцкий археологический комплекс» – пример хазарского укрепленного поселения IX – нач. X в. Это пример наиболее хорошо сохранившегося и детально исследованного в мировой практике памятника Хазарского каганата.
Объект «Природно-культурный комплекс Дивногорье» номинируется по критериям (ii), (iv), (v) и (vi).
Пример тысячелетнего взаимодействия человека и природы, место взаимного культурного обмена и расселения народов.
Пример богатого культурного ландшафта – соединение археологических, природных объектов, отражающих историю этой территории.
Пример удивительной традиции пещерокопательства, распространённой на этой территории в XVIII-XIX вв. среди монахов и мирян, стремящихся к молитвенному подвигу. Находящиеся в этих пещерах храмы до сих пор сохраняют свое высокое духовное значение и используются для проведения богослужений.
Пример территории, обживаемой человеком тысячелетия, где природные особенности территории использовались для охоты, создания крепостей и поселений, реализации религиозных практик. Стоянка времен верхнее палеолита является примером традиционной первобытной загонной охоты, а пещерные комплексы представляют в православии знаковую традицию пещерокопательства, оказавшую значительное влияние на культуру европейского региона.
Вся территория номинируемого объекта «Природно-культурный комплекс Дивногорье» расположена в границах природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье», что позволяет всем интересующимся приобщиться к культуре и истории этой удивительной территории.
Заповеданное Кенозерье
Номинируемый объект «Заповеданное Кенозерье» расположен в северо-западной части России, в Архангельской области, на водоразделе Балтийского и Белого морей (бассейны Атлантики и Северного Ледовитого океанов).
На протяжении нескольких столетий, начиная с XII в., здесь сформировался крестьянский ландшафт, вобравший в себя все основные культурные традиции того времени.
Уникальность этой территории в том, что благодаря удаленности от основных торговых путей здесь сохранились в неизменном виде традиции североевропейского крестьянского культурного ландшафта. Эта территория представляет собой феномен живой культуры, зафиксированной в традиционных знаниях, умениях, представлениях, в характере поддержания культовых памятников, технологиях домостроительства и украшения жилищ, в организации быта и особенностях праздничной культуры. Это один из основных районов формирования русской мифопоэтики.
«Заповеданное Кенозерье» номинируется по критериям (i), (iii), (v) и (vi):
Пример сохранения на территории памятников деревянного зодчества Русского Севера, отличающихся гармоничностью и лаконичностью расположения в пространстве. Только здесь можно встретить самую высокую на всём Русском Севере концентрацию деревянных часовен с сохранившимися уникальными потолочными перекрытиями – «небесами», удивляющих своей неповторимостью и художественной выразительностью.
Пример сохранившегося архаичного крестьянского ландшафта, где до наших дней были сохранены культурные традиции и обычаи, архаичные формы народного творчества и исконно русских ремесел, а так же системы природопользования и ведения сельского хозяйства. Природа, человек и культурное наследие слились воедино и представляют бесценное свидетельство культурной традиции народов Русского Севера.
Пример гармоничного сочетания традиционного землепользования и промыслово-земледельческого уклада хозяйства. На современной карте можно видеть сохранившуюся традиционную систему расположения поселений, гармоничным образом вписанных в окружающую их среду.
Пример северорусского центра былинного творчества, неоценимый источник объектов нематериального наследия, в том числе и способов сакрализации пространства.
Весь номинируемый объект «Заповеданное Кенозерье» расположен в границах национального парка «Кенозерский», что создает возможность для его посещения и приобщения к сохранившимся северным традициям.
Памятники Древнего Пскова
Номинируемый объект «Памятники Древнего Пскова» расположен на северо-западе России в Пскове, одном из наиболее самобытных древнерусских городов, пограничное положение которого, наряду с иными геополитическими и историческими факторами, обусловило формирование уникальной общественно-культурной среды и выдающейся архитектурной школы.
Номинация представлена наиболее яркими образцами псковской школы крепостного, культового и гражданского зодчества средневековой Руси XII – начала XVII веков и включает в себя 18 архитектурных элементов.
Объект «Памятники Древнего Пскова» номинируется по критериям (ii), (iii) и (iv).
Архитектурная красота псковских памятников служит вдохновением для деятелей искусства и отображает взаимовлияние человеческих ценностей на территории России и соседних государств. Псковская архитектурная традиция оказала значительное влияние на развитие архитектуры как в России, так и за рубежом, а ее лучшие образцы вошли в хрестоматию русской и мировой архитектуры.
Глубокая религиозность, решимость защищать свои земли от иностранных захватчиков, свободный дух первых демократических течений повлияли на псковскую архитектурно-художественную традицию, которая в полной мере отразила исторический менталитет местного населения.
Памятники Древнего Пскова, выдающиеся объекты культурного наследия Древней Руси XII-XVII вв., явились свидетелями значительных исторических событий, как в региональном, так и в глобальном масштабах. Культовые, гражданские и оборонительные постройки города иллюстрируют развитие Пскова как одного из центров зарождения русской государственности, который впоследствии сыграл решающую роль в становлении государства Российского – ключевого игрока на международной политической арене.
Петроглифы Онежского озера и Белого моря
«Петроглифы Онежского озера и Белого моря» расположены на северо-западе России в Республике Карелия и представляют собой одну из самых крупных по количеству изображений и больших по площади распространения концентраций наскального искусства мировой памятник первобытного искусства: на общей площади наскального комплекса примерно в 1,2 кв. км расположены 1201 фигура вдоль восточного побережья Онежского озера и 3400 фигур на больших и малых островах реки Выг.
Объект «Петроглифы Онежского озера и Белого моря» является уникальным источником информации о важном этапе в истории формирования человечества – неолите в Северной Фенноскандии (6-7 тыс. лет назад). Наскальные изображения представляют собой мощный пласт общечеловеческой культуры, это уникальные образцы первобытного творчества, отражающие воззрения и образ жизни древних рыболовов, собирателей, лесных и морских охотников Севера.
Петроглифы Онежского озера и Белого моря» номинируются по критериям (i), (iii) и (iv).
Петроглифы Карелии являются яркими образцами наскального искусства, они отличаются уникальными петроглифическими мотивами, не встречающимися в других наскальных комплексах мира, качеством выбивки и особой художественной выразительностью, что определяет мировую значимость данных археологических объектов, представляющих собой целостное произведение творческого гения населения эпохи неолита и обладающих несомненной мировой значимостью.
Объект представляет собой пример неразрывного единства творений природы и творчества человека, создавшего впечатляющие наскальные галереи под открытым небом, и является подлинным свидетельством культурной традиции местного первобытного населения – рыболовов, собирателей и лестных охотников Севера. Петроглифы повествуют об их культуре, мифологии и мировосприятии, повседневном быте и занятиях и являются бесценным наглядным свидетельством исчезнувшей древней культуры.
Наскальные изображения Карелии, создававшиеся в эпоху климатического оптимума голоцена около 6,3-6,8 тыс. лет тому назад, – это хорошо сохранившиеся и выдающиеся примеры петроглифов, связанные с важным этапом в истории человечества – периодом неолита.
Памятники морских арктических зверобоев Чукотки
Номинируемый в список всемирного наследия ЮНЕСКО объект «Памятники морских арктических зверобоев Чукотки» находится на крайней северо-восточной территории России – в пределах Дежневского массива, на территории Чукотского района Чукотского автономного округа.
В состав номинации входят памятники истории и археологии: поселение и могильник Эквен, поселение Нунак и поселение Наукан.
Данные памятники представляют собой яркий образец своеобразной культурной традиции, возникшей на стыке Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки не менее двух тысяч лет назад и сохранившейся вплоть до настоящего времени. Носителями культурных традиций морского промысла были палеоэскимосы, предки современных эксимосов и инуитов, которые в суровых условиях Арктики освоили береговые территории, сформировали уникальную систему морской адаптации и создали высокую материальную и духовную культуру, отразившуюся в памятниках декоративно-прикладного искусства.
Преемственность древних традиций обеспечивала основу существования местного населения: морской зверобойный промысел, охоту на морского зверя на кожаных с деревянным каркасом судах (байдарах и каяках) с использованием гарпунного комплекса из клыка моржа и оленьего рога с поворотным наконечником. Металл (железо) проникал на Чукотку в незначительных количествах с территории нижнего течения Амура еще в древнебенгоморское время, однако, сами эскимосы добывать и обрабатывать металл не умели и были носителями традиций каменного века. Вплоть до второй половины XVIII в. морские зверобои Чукотки почти не имели контактов с носителями других культур, сохраняли образ жизни, свойственный их предкам на протяжении тысячелетий.
Памятники морских арктических зверобоев Чукотки номинируются по критериям (ii), (iii), (v) и (vi).
Памятники морских арктических зверобоев Чукотки полноценно отражают процессы развития и сохранения традиций домостроительства и ландшафтного планирования, технологий добычи морского зверя и адаптации в высоких широтах, свойственных только этой культуре на протяжении тысячелетий и вплоть до XX в.
Материальная культура местного населения является результатом культурного обмена и взаимосвязи человеческих ценностей населения обеих берегов Берингова пролива, а в Новейшее время – взаимообмена местного населения с европейцами и американцами.
Эквен, Нунак и Наукан представляют собой различные этапы развития и существования культурной традиции морских арктических зверобоев. В значительной степени эта культурная традиция является исчезнувшей, но в определенной части (морской промысел, ездовое собаководство) сохраняется на береговой Чукотке (в том числе у жителей близлежащего села Уэлен). В истории данной культуры вышеупомянутые памятники занимают положение уникальных свидетельств благодаря археологическим находкам и сохранившимся в неприкосновенности ландшафтам, планировке и архитектурным сооружениям на поселениях.
Основой культуры морских арктических зверобоев Чукотки является взаимодействие между человеком и природной средой (море, в меньшей степени – тундра) в суровых условиях Арктики. Каждый из памятников представляет собой выдающийся образец традиционного природопользования, морской адаптации, характерной для данной культурной традиции.
Нунак и Наукан, вошедшие в эпический фольклор эскимосов и чукчей, занимают важное место в мифологической и мировоззренческой картине мире, свойственной этим народам. Нематериальное наследие морских арктических зверобоев Чукотки, сложная и своеобразная мифология являются выдающейся универсальной ценностью, как памятник уникальной культурной традиции, народного творчества, рожденного в критических природных условиях Арктики, у берегов Ледовитого и Тихого океанов, на стыке двух материков.
Вся территория номинируемого объекта расположена в границах национального парка Берингия, что является основой для организации надлежащей охраны и управления этими памятниками.
Материал поступил в редакцию 15.06.2019.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/2(17)
Постоянный адрес: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/290.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.