Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2017/3(10)


СОДЕРЖАНИЕ


Отечественное культурное наследие

Волков И.В., Лопан О.В.

Комплексные исследования Института Наследия на средневековых городищах Юга России

Мозговой С.А.

Изучение военно-исторического и морского наследия в Институте наследия

Проблемы сохранения наследия

Галеев С.А.

Архитектура и сохранение природного, культурного и духовного наследия

Кузнецов А.И.

«Живая Этика» в интерпретации Л.В.Шапошниковой

Освоение наследия

Ельчанинов А.И., Ельчанинова А.И.

Карта «Достопримечательные места и объекты, отображённые в 100 книгах, рекомендованных школьникам к самостоятельному прочтению» и анализ некоторых произведений 

Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н.

Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России

Решетникова И.Л.

Проблемы актуализации произведений Ф.М.Достоевского

Рецензии

Путрик Ю.С.

Под толщей вод хранимы… Рецензия на составленный А.В.Окороковым «Свод объектов подводного культурного наследия» (Часть 1. Чёрное и Азовское моря)

Архив

Житенёв С.Ю.

Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке


Аннотация: автор статьи представляет краткую историю Императорского Православного Палестинского Общества как первый цивилизационный зарубежный проект России, который успешно развивается 135 лет. Автор считает, что главные основания успеха ИППО являются: деятельность по развитию православного паломничества, поддержка христиан на Ближнем Востоке и уникальные научные исследования. Просветительская, образовательная и благотворительная деятельность Общества в странах Библейского региона снискала России благодарность и доброе отношение местного населения.

Ключевые слова: Россия, Ближний Восток, Святая Земля, Палестина, Афон, паломничество, Императорское Православное Палестинское Общество, благотворительность, просветительская деятельность.

Открыть PDF-файл


Создание в 1882 г. и уникальная деятельность на протяжении 135 лет Императорского Православного Палестинского Общества, старейшей и всемирно известной российской общественной организации, можно справедливо считать первым международным гуманитарным проектом России. Историю Общества можно разделить на три периода: императорский (1882-1918), советский (1918-1992) и современный (1992-2017).

Масштаб свершений Общества в первый период его деятельности настолько велик и многогранен, что описать его в объёме одной небольшой статьи просто невозможно, придётся ограничиться только наиболее существенными событиями и фактами. Накануне празднования 25-летия ИППО А.А. Дмитриевский [1] , первый историк Общества, писал: «Помянуть дни древние Императорского Православного Палестинского Общества весьма назидательно и для всякого православного русского человека, горячо любящего свою родину и искренне дорожащего интересами Православной Церкви. В протекшей жизни Общества можно находить до глубины души трогательные и умилительно-чарующие примеры того, как у драгоценного ложа Жизнодавца Христа встречаются и объединяются в чувствах глубокой веры и горячей любви православные русские люди …» [2].

Справедливости ради необходимо заметить, что этот замечательный российский международный проект как идея родился ещё в самом начале XIX в., отражая объективную потребность и необходимость оказания помощи русским паломникам, прибывавшим в Святую Землю для поклонения святыням Вселенского Православия. Однако в тот исторический период Россия не смогла реализовать эту идею по многим причинам. При этом необходимо заметить, что в 30-40-е гг. XIX в. ведущие государства Европы, преследуя свои колониальные устремления, стали усиливать своё присутствие в Палестине, прикрывая свои геополитические интересы религиозной мотивацией.

Н.Н. Лисовой [3], современный известный историк Общества, обратил внимание на следующее: «В 1841 г. в Иерусалим назначается англиканский епископ из Лондона, в 1846 г. – «латинский патриарх» из Рима. В аналогичном положении находилась Сирия, где Антиохийская Православная Церковь также подвергалась натиску католических и протестантских проповедников» [4]. Таким образом, на канонической территории Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов велась самая настоящая экспансия других христианских конфессий, представители которых, используя неблаговидные методы, получали от чиновников Османской империи любые разрешительные документы. Российская империя в этих условиях, защищая и поддерживая Православные Церкви на Ближнем Востоке, а также отстаивая интересы своих православных паломников, приняла стратегическое решение о русском присутствии в Палестине. Справедливости ради необходимо особо обратить внимание на то, что российское государство никогда не рассматривало земли Палестины, Сирии и Египта в качестве своих будущих территориальных экспансий.

Первым решительным шагом русского правительства в деле созидания русского присутствия в Палестине стало образование в 1847 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РДМ), которую возглавил архимандрит Порфирий (Успенский) [5]. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII и первой половины XIX столетий православные жители Российской империи получили право свободного посещения Палестины. Это право было закреплено в соответствующих статьях мирных договоров России с Османской империей. Победы русских войск и старания отечественных дипломатов принесли свои плоды, если 30-40 гг. XIX в. число наших паломников насчитывало десятки, иногда сотни человек в год, то «сразу после Крымской войны начинается настоящий паломнический бум» [6]. Тысячи русских паломников ежегодно стали посещать Святую Землю, начиная с середины 50-х гг. XIX в. В этот период духовная устремлённость простых верующих людей к святыням Православного Востока совпала с интересами российской имперской геополитики.

С целью компенсировать неблагоприятные для Российской империи последствия Крымской войны, в ходе которой русская армия потерпела поражение, была выдвинута идея «формирования сферы собственных интересов в Святой Земле» [7]. Удобным средством для этого как раз и стало в то время развитие и организация массового паломничества к святыням Палестины. Эти идеи были разработаны и выдвинуты Великим Князем Константином Николаевичем [8], выдающимся отечественным реформатором и сподвижником Императора Александра II Николаевича [9] в деле государственных преобразований в России. В окружении Великого Князя в 1856 г. был разработан масштабный проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для развития русского паломничества и поддержки Православия на Ближнем Востоке. Уже в 1856 г. было создано Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ) [10], занимавшееся перевозкой русских паломников из Одессы в Яффу. В 1857 г. возобновляется деятельность РДМ в Иерусалиме, которая из-за военных действий в период Крымской войны была эвакуирована из Палестины. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство, который возглавил В.И. Дорогобуженов [11].

Первым русским августейшим паломничеством в Святую Землю стало прибытие в Иерусалим Великого Князя Константина Николаевича с семьёй [12] в 1859 г. Важнейшей целью приезда брата русского Императора в Иерусалим было решение вопросов, связанных с приобретением Россией участков земли для возведения комплекса построек: зданий РДМ, дипломатического консульства и Троицкого собора, мужского и женского паломнических подворий и больницы. Августейшее паломничество 1859 г. оказалось поворотным моментом во внешней политике России в Палестине – наше государство стало иметь на Ближнем Востоке «собственные интересы», то есть приобрело крупные земельные участки, на которых возводило храмы и подворья для русских православных паломников.

В 1859 г. в Петербурге был образован «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» (Палестинский комитет), преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД России. Вся эта деятельность, как в Санкт-Петербурге, так и в Иерусалиме, сопровождалась внешнеполитической конкуренцией и внутриполитической борьбой за влияние на ближневосточную политику Российской империи. Особую роль в поддержке палестинского проекта сыграла Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II Николаевича, которая оказывала существенную материальную благотворительную помощь на возведение русских построек в Святой Земле и поддерживала политически инициативы по укреплению русского присутствия в Палестине.

Не меньше для развития паломничества сделала РДМ и особенно один из её начальников архимандрит Антонин (Капустин) [13], выдающийся церковный дипломат, писатель и ученый. Он был начальником РДМ в 1865-1894 гг. и более сорока лет отдал служению интересам России на Православном Востоке. Трудами архимандрита Антонина были приобретены и обустроены 14 земельных участков. Их суммарная стоимость оценивалась в конце XIX века в 1 млн. золотых рублей. На этих участках по его проектам воздвигнуты три храма (Вознесенский – на Елеоне, Казанский – в Горнем, святого Апостола Петра и праведной Тавифы – в Яффе), построены шесть странноприимных домов для русских паломников (Хевроне, Иерихоне, Тивериаде, на Елеоне, в Горнем и Яффе), в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. Стараниями архимандрита Антонина русским достоянием стал один из важнейших библейских символов – Мамврийский дуб в Хевроне.

В октябре 1872 г. в ходе длительной ознакомительной поездки по Османской империи Святую Землю посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший [14], будущий герой освободительной Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Паломничество Великого Князя сыграло важную роль: были проведены важные переговоры с султаном Османской империи Абд аль-Азизом [15], укрепившие русское влияние в Палестине; освящён Троицкий собор и тем самым в целом завершён процесс строительства Русских Построек в Иерусалиме. С тех пор паломники из России могли слушать богослужение на привычном церковнославянском языке, участвовать в совершении обрядов и заказывать церковные требы в традиционной для них обстановке.

Особое значение имело августейшее паломничество в Святую Землю Великих Князей Сергия [16] и Павла [17] Александровичей и их двоюродного брата, Великого Князя Константина Константиновича [18] 21-31 мая 1881 г. Между Великими Князьями и архимандритом Антонином сложились тёплые и доверительные отношения. Искренний интерес Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволил в следующем, 1882 г., создать в Петербурге под его председательством Православное Палестинское Общество, впоследствии получившее почётное добавление к названию – Императорское [19]. Особое значение в этот период имели, сложившиеся с подачи архимандрита Антонина (Капустина) и адмирала графа Е.В. Путятина [20], добрые деловые отношения Великого Князя Сергия Александровича и Василия Николаевича Хитрово [21], главного вдохновителя и идеолога создания Палестинского Общества. За год до создания Общества, в 1881 г. В.Н. Хитрово издал первый выпуск Православного Палестинского Сборника, который стал главным научным печатным органом ИППО, выпуск которого с некоторыми перерывами продолжается до настоящего времени.

За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности ИППО успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов. Поэтому 24 марта 1889 г. Указом Императора Александра III Александровича [22] Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД была упразднена, её функции, капиталы и имущества – в том числе подворья в Иерусалиме и другая российская недвижимость в Святой Земле – переданы ИППО. Таким образом, взамен часто не согласованной деятельности разных российских ведомств и их учреждений: РДМ, Консульства и Палестинской комиссии – была создана новая, более удобная и отвечающая потребностям времени организационная система обеспечения русских паломников в Святой Земле и представления российских интересов Библейском регионе.

«Императорское Православное Палестинское Общество уникально по своему значению в истории отечественной культуры. Уставные задачи Общества – содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона – тесно связаны с традиционными духовными и культурными ценностями русского народа и приоритетами российской внешней политики. Одним из главных источников финансирования Общества был так называемый Вербный сбор, т.е. церковные пожертвования верующих. К 1914 г. в ИППО состояли около 3 тыс. членов, его отделы действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. В Библейском регионе Обществу принадлежало 28 земельных участков (26 – в Палестине и по одному – в Ливане и Сирии), общей площадью более 23,5 га. В 24 учебных заведениях Общества в Палестине обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана – 9974 ученика. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, одновременно вмещали до 6-7 тыс. паломников» [23].

Маршрут паломников, направлявшихся в Святую Землю, по морю, как правило, из Одессы обязательно проходил через Константинополь и Афон, святыням которых богомольцы-мужчины, как правило, стремились поклониться. Особенно Афон притягивал русских поклонников, которых хотели в тишине и безмолвии помолиться у святогорских святынь, приобщиться к высокому духовному напряжению, многовековой христианской мудрости и строгой монашеской жизни. Большинство богомольцев стремились попасть в Пантелеимонов монастырь, принадлежавший Русской Православной Церкви, а также – в наши четыре скита: Андреевский, Ильинский, Кромница и Новая Фиваида. При этом немало русских паломников посещало и другие афонские обители для поклонения, находившимся там святыням.

В конце XIX – начале XX вв. за несколько десятилетий, до начала Первой мировой войны, произошёл всплеск богомольного интереса русских православных паломников к святыням Вселенского Православия, находившимся в Европе, и в первую очередь, в Италии. М.Г. Талалай, исследователь русского православного присутствия в Европе, писал, что до этого периода «паломничества на Запад были единичны и выбивались из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более о протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-ХХ вв., причём их составителям приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению «истинно православных» святынь. Однако к началу ХХ в. естественное влечение православных христиан к множеству святынь, находящихся на италийской земле, вылилось в массовое паломничество» [24]. При этом надо заметить, что ИППО также, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским богомольцам и в Италии, в частности в Бари, где его попечением накануне Первой мировой войны было построено православное подворье с храмом во имя святителя Николая Чудотворца и странноприимным домом.

Одним из важнейших уставных направлений деятельности Общества с самого начала была и остаётся научная работа в области исторического, археологического, филологического исследований Святой Земли и других стран Библейского региона. Достаточно назвать эпохальное открытие в области библейской археологии, осуществлённое архимандритом Антонином (Капустиным) в 1883 г. по поручению и на средства ИППО, раскопки Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу. На участке ИППО в Иерихоне Д.Д. Смышляев [25] в 1887 г. раскопал остатки древнего византийского храма. Во время проведения работ были найдены предметы, которые легли в основу созданного при Александровском подворье Музея палестинских древностей. Огромное значение имели исследования грузинских древностей, командированного Обществом в Иерусалим и на Синай, профессора А.А. Цагарели [26]. Активный член ИППО, известный путешественник доктор-антрополог А.В. Елисеев [27] прошел древним путем в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию. Особое место в научном наследии Общества занимает экспедиция 1891 г. под руководством академика Н.П. Кондакова [28], результатом которой стал его капитальный научный труд «Сирия и Палестина». Более 1000 привезенных экспедицией фотоснимков с редчайших памятников древности вошли в состав фототеки ИППО, сохранившейся до нашего времени и хранящейся в Государственном музее истории религий в Санкт-Петербурге.

В самом начале XX в. по инициативе профессора П.К. Коковцева [29] и секретаря ИППО В.Н. Хитрово, при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», которые историки характеризовали позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами» [30]. В разгар Первой мировой войны, в 1915 г., руководством ИППО ставится вопрос о создании, после окончания войны, Русского Археологического Института в Иерусалиме по образцу существовавшего в 1894–1914 гг. Русского Археологического Института в Константинополе.

«Трагические события 1917 года радикально изменили положение русского православного паломничества, надолго прервалась живая связь Палестины с Россией. Установился советский «железный занавес», отгородивший Россию от всего мира, в том числе и от стран Библейского региона. Русские подворья, храмы и монастыри остались без связи с Родиной, без помощи и поддержки» [31]. Революционные события в России таким же образом отразились на судьбе Палестинского Общества, как и на жизни всего православного народа, лишившегося большинства веками складывающихся священных традиций и обычаев. После Февральской революции 1917 г. ИППО перестало именоваться «Императорским», а Великая Княгиня Елисавета Феодоровна [32] сложила с себя полномочия Председателя. В связи с этим 9 апреля 1917 г. председателем был избран князь А.А. Ширинский-Шихматов [33]. Осенью 1918 г. князь эмигрировал в Германию. Там, никем в России на то не уполномоченный, он создал и возглавил параллельный «Совет Православного Палестинского Общества», в котором собрал некоторых из прежних членов ИППО, оказавшихся в эмиграции (история зарубежного ППО ждёт своих исследователей). А Совет Общества, остававшийся по-прежнему в Санкт-Петербурге, в октябре 1918 г., избрал председателем старейшего из своих членов, академика В.В. Латышева [34], который и занимал этот пост до самой своей кончины 2 мая 1921 г. А уже 22 мая 1921 г. председателем Общества был избран знаменитый русский ученый-византинист, академик Ф.И. Успенский [35].

С 1918 г. Общество было вынуждено отказаться от именования «Православное», оно называлось с тех пор Российским Палестинским Обществом при Академии Наук (РПО) и, поскольку какие-либо связи с Палестиной надолго были прерваны, было вынуждено ограничить себя исключительно научной деятельностью. 25 сентября 1918 г. в Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рождественского района Петрограда были направлены новая редакция устава Общества и документы, необходимые для его регистрации. «24 октября 1918 г. на имя Непременного секретаря РАН академика С.Ф. Ольденбурга поступило предписание наркома просвещения, заместителя Председателя Совета Коммун Северной области А.В. Луначарского. Нарком просил Академию наук «немедленно принять меры к ограждению научного имущества Палестинского Общества», после чего следовала немаловажная приписка: «Революционные власти благоволят оказывать содействие Академии наук при исполнении этого поручения» [36]. В 1922 г. Общество было полностью перерегистрировано всеми советскими органами, получило новый устав и сохранило свою штаб-квартиру в Санкт-Петербурге, правда, ненадолго.

Как только советское государство было признано европейскими странами, 18 мая 1923 г. представитель РСФСР в Лондоне Л.Б. Красин направил министру иностранных дел Великобритании лорду Джорджу Н. Керзону ноту, в которой говорилось: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского Общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще, где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского государства» [37]. Как известно, последствий от этих демаршей советского государства в то время не было, но борьба за зарубежную собственность ИППО продолжалась на протяжении практически всего ХХ в.

В послеоктябрьский период членами Общества состояли почти все крупнейшие историки, востоковеды и византинисты, и с этой мощной интеллектуальной силой нельзя было не считаться руководителям советского государства. В число членов Российского Палестинского Общества при АН СССР входили в 1920-е гг. академики: Ф.И. Успенский, Н.Я. Марр [38], В.В. Бартольд, А.А. Васильев, С.А. Жебелёв, П.К. Коковцев, И.Ю. Крачковский [39] (и.о. Председателя Общества в 1934–1951 гг.), И.И. Мещанинов, С.Ф. Ольденбург, А.И. Соболевский, В.В. Струве;

профессора: Д.В. Айналов, И.Д. Андреев, В.Н. Бенешевич, А.И. Бриллиантов, В.М. Верюжский, А.А. Дмитриевский, И.А. Карабинов, Н.П. Лихачев, М.Д. Приселков, И.И. Соколов, Б.В. Титлинов, И.Г. Троицкий, В.В. и М.В. Фармаковские, И.Г. Франк-Каменецкий, В.К. Шилейко и ряд других.

Членами Общества стали также многие выдающиеся ученые в области естествознания: академики В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.И. Вавилов. Научная жизнь Общества практически не прерывалась, за исключением, может быть, самых трудных месяцев «военного коммунизма». С января 1919 г. имеются документы о более или менее регулярных заседаниях РПО с постановкой серьезных докладов и тем для обсуждения. Общество в эти годы было активно действующим научным учреждением, союзом учёных с широкой и разнообразной программой. Несмотря на труднейшие условия советской действительности, в течение 1920-х и до начала 1930-х гг. Общество вело активную научную работу.

В предвоенные годы, а затем в период Великой Отечественной войны Общество формально существовало, но его реальная деятельность была заморожена. Создание государства Израиль (14 мая 1948 г.), обострив на первых порах конкуренцию Запада и Востока в борьбе за влияние на Ближнем Востоке, сделало возвращение российской собственности актуальным и удобным фактором советско-израильских отношений. 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И.Л. Рабинович, который, по его словам, с самого начала «делал все возможное для передачи имущества Советскому Союзу» [40]. И действительно после первой израильско-арабской войны часть храмов и участков, оказавшихся на территории Израиля, были переданы в собственность советского государства.

Совет Министров СССР 25 сентября 1950 г. издал распоряжение о возобновлении деятельности Палестинского Общества и утверждении штатов его представительства в государстве Израиль. После Великой Отечественной войны из дореволюционного состава Общества практически никого не осталось, поэтому руководство Академия наук приняло решение о срочном воссоздании РПО, в состав которого вошли видные деятели науки, представители общественных организаций и РПЦ. Первое собрание возобновленного состава Общества в Москве состоялось 16 января 1951 г. Председательствовал главный ученый секретарь Академии наук академик А.В. Топчиев. Во вступительном слове он сказал: «В силу целого ряда обстоятельств деятельность Российского Палестинского Общества фактически прервалась в начале 30-х гг. Учитывая усилившийся в последнее время интерес советских ученых, и прежде всего востоковедов, к странам Ближнего Востока, а также возросшие возможности советской науки, Президиум Академии наук СССР признал необходимым активизировать деятельность Общества как организации, помогающей советским ученым заниматься изучением этих стран» [41]. Председателем РПО был избран известный историк-востоковед С.П. Толстов [42], член-корреспондент АН СССР. В состав Совета вошли академики В. В. Струве, А.В. Топчиев, доктор исторических наук Н.В. Пигулевская, ученый секретарь Р.П. Дадыкин. В марте 1951 г. в Иерусалим прибыл официальный представитель РПО М.П. Калугин, разместившийся в иерусалимской штаб-квартире Общества, в Сергиевском подворье.

В 1954 г. вышел очередной выпуск возобновлённого «Палестинского сборника». Ответственным редактором этого и последующих томов была Н.В. Пигулевская, которая была избрана в 1952 г. заместителем председателя Общества. Не являясь периодическим изданием, «Палестинский сборник» выходил с удивительной регулярностью: с 1954 по 2007 гг. вышло 42 выпуска. Вокруг него собрались ученые-востоковеды того поколения: А.В. Банк, И.Н. Винников, Е.Э. Гранстрем, А.А. Губер [43], Б.М. Данциг, И.М. Дьяконов, Н.Н. Лисовой, А.Г. Лундин, Е.Н. Мещерская, А.В. Пайкова, Б.Б. Пиотровский, К.Б. Старкова. К московской секции РПО «Литературные связи Востока и Запада» принадлежали А.Е. Бертельс, В.Г. Брюсова, Г.К. Вагнер, Л.П. Жуковская, О.А. Князевская, Н.Н. Лисовой, О.И. Подобедова, Р.А. Симонов, Б.Л. Фонкич, Я.Н. Щапов [44]. Ленинградское отделение возглавлял академик Б.Б. Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

В 1964 г. большая часть принадлежавших ИППО недвижимостей в Палестине по решению советского Правительства, которое в то время возглавлял Н.С. Хрущев, была продана Израилю за ничтожную сумму (4,5 млн. долл. США) Это позорная акция в исторической литературе получила название «Апельсиновая сделка». После Шестидневной войны (июнь 1967 г.) и разрыва отношений СССР с Израилем, советские дипломаты, в том числе представитель РПО, покинули страну. Для Общества это имело печальный результат: оставленное помещение представительства Общества в Сергиевском подворье было законсервировано, большая часть комплекса занята израильскими государственными и общественными организациями. В 70-80 гг. ХХ в. Общество возглавляли известный учёные: востоковед А.А. Губер, дипломат и историк С.Л. Тихвинский [45], византинист СССР З.В. Удальцова [46], африканист В.Г. Солодовников [47], востоковеды – А.П. Новосельцев [48] и Р.Т. Ахрамович [49].

Новый этап в деятельности Общества на рубеже 1980–1990-х гг. был связан с восстановлением дипломатических отношений СССР с государством Израиль и изменением традиционной для советского периода внешнеполитической концепции. В 1989 г. в Общество пришли новый председатель, ректор Дипломатической академии МИД СССР, профессор О.Г. Пересыпкин [50] и ученый секретарь В.А. Савушкин. Осенью 1990 г. члены Общества впервые за весь послереволюционный период смогли осуществить паломническую поездку в Святую Землю – для участия в «Иерусалимском форуме: представители трех религий за мир на Ближнем Востоке». Именно в этот период произошли ключевые для РПО события: Общество получило самостоятельность, т.е. вышло из-под опеки Академии наук в 1991 г., вернуло свое историческое название, стало работать по новому, максимально приближенному к первоначальному, уставу, восстановило одно из своих основных функций – содействия православному паломничеству. В этом месте надо заметить, что часть старых членов Общества не согласились с возвращением исторического названия и вышли из его состава по идейным соображениям.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации 25 мая 1992 г. принял постановление, которое восстанавливало историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовало Правительству РФ принять необходимые меры по практическому возвращению ИППО его имущества и прав. Председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин 14 мая 1993 г. подписал следующее распоряжение: «Поручить МИД России провести с участием Госкомимущества России переговоры с израильской стороной о восстановлении права собственности Российской Федерации на здание Сергиевского подворья (г. Иерусалим) и соответствующий земельный участок. По достижении договоренности оформить указанные здание и земельный участок как государственную собственность Российской Федерации, передав в соответствии с рекомендацией Президиума Верховного Совета Российской Федерации квартиру в здании Сергиевского подворья в бессрочное пользование Императорскому Православному Палестинскому Обществу» [51].

Большое значение для укрепления авторитета Общества имела воссозданная в 1990-е гг. связь с Русской Православной Церковью. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял Палестинское Общество под своё непосредственное покровительство и возглавил Комитет почётных членов ИППО. Почётными членами Общества стали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Великая Княгиня Мария Владимировна, глава Дома Романовых, Я.Н. Щапов, В.А. Садовничий и другие видные деятели России. В 90-е гг. ХХ в. Святую Землю посетили более двух десятков паломнических групп, организованных ИППО. В 2001 г. ИППО возглавил А.Ф. Чистяков [52], Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации, который смог привлечь в Общество новых энергичных сотрудников и активизировать его деятельность.

В ноябре 2003 г. председателем Общества был избран выдающийся российский историк, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов. На заседании Совета ИППО 11 марта 2004 г. были утверждены руководители секций: по международной деятельности — начальник Отдела ближневосточного урегулирования МИД России О.Б. Озеров, по паломнической деятельности — генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёв, по научно-издательской деятельности — ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.В. Назаренко.

Активизировали свою деятельность региональные отделения Общества в Санкт-Петербурге (председатель, член-корреспондент РАН, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, учёный секретарь, доктор исторических наук Е.Н. Мещерская), Нижнем Новгороде (председатель, декан факультета международных отношений Нижегородского государственного университета, доктор исторических наук, академик РАЕН О.А. Колобов, ученый секретарь, доктор исторических наук А.А. Корнилов). Новые региональные отделения ИППО были созданы: в Орле (председатель, начальник информационно-аналитического управления Администрации Орловской области, доктор исторических наук С.В. Фефелов, ученый секретарь, доктор исторических наук В.А. Ливцов). Среди наиболее значимых научных мероприятий ИППО 90-х годов XX в. следует назвать большой Международный научный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем» (1990), в котором приняли участие ученые из арабских стран, Израиля, Англии, США, ФРГ и Канады, конференции, посвященные 100-летию со дня кончины архимандрита Антонина (Капустина) в 1994 г. и 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – в Москве (Россия), Баламанде (Ливан), Назарете (Израиль) – в 1997 г.

Уже в новом тысячелетии состоялись конференции, посвященные 100-летию со дня кончины основателя ИППО В. Н. Хитрово (2003), 200-летию со дня рождения основателя Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) (2004), 100-летию со дня трагической гибели первого председателя ИППО Великого Князя Сергия Александровича (2005). Особое значение, с точки зрения сотрудничества с учеными-византинистами, имели проведенные Обществом в Паломническом центре Московского Патриархата конференции «Православная Византия и латинский Запад. (К 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами)» (2004), «Русское, византийское, вселенское», посвящённая 850-летию перенесения чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы во Владимир (2005) и «Почитание святого Великомученика и Целителя Пантелеимона и русско-афонские связи (к 1700-летию блаженной кончины)» (2005).

Активная научная жизнь Общества продолжалась в 2006–2007 гг. «Историк Православного Востока и Русской Палестины» – так называлась церковно-научная конференция, состоявшаяся 23 марта 2006 г. и посвященная 150-летию со дня рождения секретаря ИППО АА. Дмитриевского (1856–1929). Выступившие на конференции богословы, учёные, преподаватели церковных и светских ВУЗов, архивисты отмечали многогранность деятельности А.А. Дмитриевского на посту секретаря ИППО. О том же свидетельствовала экспозиция изданных в разные годы трудов Алексея Афанасьевича, подготовленная к открытию конференции сотрудниками Государственной публичной исторической библиотеки и Архива внешней политики Российской империи. Участники конференции получили возможность увидеть ставшие библиографической редкостью книги и монографии учёного, рукописи и документы, написанные его рукой. Заупокойной литией в храме святой равноапостольной княгини Ольги Паломнического центра Московского Патриархата и оглашением приветствия Святейшего Патриарха Алексия II 15 мая 2006 г. начала свою работу научно-общественная конференция «Рыцарь Гроба Господня», приуроченная к 200-летию со дня рождения выдающегося русского церковного и общественного деятеля, поэта, писателя, паломника А.Н. Муравьева (1806–1874).

В развитие традиционной византологической проблематики ИППО, 22 декабря 2006 г. открылась церковно-научная конференция «Империя, Церковь, культура: 17 веков с Константином». Русская Православная Церковь, МИД России и научная общественность высоко оценили инициативу ИППО почтить научными слушаниями 1700-летие восшествия на престол святого равноапостольного императора Константина Великого. Возглавил конференцию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси.

29–30 марта 2007 г. состоялась Международная церковно-научная конференция «Дабы не в забыть было то, что показал мне Бог», посвящённая 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю. В научном форуме приняли участие известные ученые – историки, филологи, богословы России, Украины, Германии, Греции, Италии, Польши; профессора университетов и Духовных Академий. Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам Конференции, которое огласил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси. В целом, за два дня работы конференции было заслушано 25 докладов, в которых рассматривалось историческое значение хождения игумена Даниила для русской культуры, обсуждались вопросы многовековой традиции русского православного богомолья, книжной и художественной культуры Древней Руси, исторические связи России и Святой Земли. Конференция показала растущий интерес научной общественности к мало исследованной проблематике русского паломничества, которое является одной из жизненно важных сторон народного благочестия и впрямую связано с задачами русского православного присутствия на Ближнем Востоке и в мире. В тот же день в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «И то всё видел своими очами…», посвящённая также 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю. Выставка была организована ИППО, музеем и Паломническим центром Московского Патриархата. Экспозиция, включившая наряду с древними иконами, рукописями и картами, подлинные реликвии Святой Земли, принесённые в разные века богомольцами на Русь, наглядно продемонстрировала, как воспринимали наши предки святые места. Таким образом, Палестинское Общество достойно продолжала в тот период научные и духовные традиции, заложенные его великими основателями.

Развитие и планирование международной деятельности ИППО впрямую связано с общей концепцией русского присутствия на Ближнем Востоке и в мире. Вот уже 135 лет Общество работает в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России, отстаивая государственные интересы в Святой Земле и других странах Библейского региона. На современном этапе целью Общества стало полномасштабное восстановление его юридического и фактического присутствия в традиционном пространстве деятельности – в России и за рубежом. Решение как паломнических, так и научных задач невозможно без воссоздания во многом утраченной сегодня системы исторических связей и гуманитарного сотрудничества с народами Ближнего Востока, без решения вопросов зарубежной собственности ИППО с учётом государственных, церковных и научно-общественных приоритетов.

Сразу после перерегистрации Общества Минюстом Российской Федерации в качестве международной общественной организации в 2003 г., Советом Общества был поставлен вопрос о приёме ИППО в Экономико-социальный совет ООН (ЭКОСОС). Благодаря предпринятым усилиям членов Совета ИППО и сотрудников МИД России в июне 2005 г. Общество получило статус члена-наблюдателя при ЭКОСОС, что, безусловно, расширило возможности его научной, гуманитарной и миротворческой деятельности на Ближнем Востоке. Год спустя представитель ИППО впервые участвовал в работе Генеральной Ассамблеи ЭКОСОС в Женеве.

С 2004 г. активизировались усилия, связанные с возвращением России зарубежной собственности ИППО. С 28 ноября по 9 декабря 2004 г. состоялась поездка делегации Общества во главе с Председателем ИППО Я.Н. Щаповым по ряду стран Библейского региона (Греция, Израиль, Палестина, Египет). В Иерусалиме члены делегации впервые за 15 лет посетили и осмотрели Сергиевское подворье ИППО в целях определения его технического состояния и дальнейшей работы по возвращению его в российскую собственность.

В марте 2005 г. Н.Н. Лисовой и С.Ю. Житенёв посетили Иерусалим с целью продолжения работы по возвращению Сергиевского подворья России. В ведомство Генерального Опекуна Министерства юстиции Израиля были переданы Акт о состоянии помещений Общества в Сергиевском подворье, а также список документов, подтверждающих права ИППО. Полный комплект необходимых документов был передан в Минюст Израиля чуть позже, в мае того же года, на кануне визита в страну Президента России В.В. Путина. Таким образом, переговорный процесс по возвращению в российскую собственность Сергиевского подворья в Иерусалиме впервые был поставлен на юридическую основу. Тогда же были продолжены, начатые в декабре 2004 г., переговоры в Министерстве внутренних дел Израиля о порядке посещения русскими православными паломниками храма Воскресения Господня в Великую Субботу, для участия в богослужении Благодатного Огня, а также об ускорении оформления групповых паломнических виз. Впервые было достигнуто соглашение, чтобы Русская Православная Церковь имела свою квоту для прохождения паломников на Святой Огонь.

В 2005 г. на базе Вифлеемского отделения Общества открылись курсы русского языка для арабской молодёжи. В том же году около тридцати человек с палестинских территорий были приняты по рекомендации ИППО на учебу в российские ВУЗы. В Министерстве иностранных дел России 6 июня 2005 г. состоялась плановая встреча руководства Общества с министром С.В. Лавровым. Обсуждались итоги визита Президента России В.В. Путина в Израиль и ПНА. Министр проинформировал участников встречи, что во время своего визита В.В. Путин заявил руководству Израиля о необходимости возвращения Сергиевского подворья в Иерусалиме в российскую собственность.

В ноябре 2005 г. в Иерусалиме на базе Еврейского университета на горе Скопус была организована Международная научно-общественная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции» – самая масштабная зарубежная научная акция Общества за всё время его существования. Со стороны российской делегации с научными докладами выступили: О.А. Глушкова, С.В. Гнутова, С.Ю. Житенёв, Н.Н. Лисовой, О.В. Лосева, А.В. Назаренко, М.В. Рождественская, И.С. Чичуров и др. Еврейский университет был представлен докладами И. Бен-Арье, Рут Карк, В. Левина, Ш. Нехуштая, Е. Румановской и др. Были заслушаны также выступления арабских ученых Омара Махамида, Фуада Фараха и др. По завершении работы конференции, её участников принял для беседы и благословения Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил III. В Иерусалиме 3 ноября 2005 г. в одном из помещений Сергиевского подворья состоялось учредительное собрание Иерусалимского отделения, которое по поручению Совета Общества открыл и провёл С.Ю. Житенёв, руководитель Паломнической секции ИППО.В Вифлееме при участии мэра Виктора Батарсеха 5 ноября 2005 г. состоялось учредительное собрание Вифлеемского отделения, которое также по поручению Совета Общества открыл и провёл О.Б. Озеров, руководитель Международной секции ИППО.

В связи с особым вниманием, которое уделяют МИД России работе с неправительственными организациями Российской Федерации, стремясь активнее включать их во внешнеполитический процесс и в международные связи, руководители МОО ИППО неоднократно участвовали во встречах и брифингах, проводимых Министерством для НПО. Деятельность ИППО как православной, неправительственной, самоуправляемой организации постепенно и органично включается в общий контекст государственных и общественных мероприятий, с акцентом на продолжение традиционных направлений и форм гуманитарной и просветительной работы с местным населением. Для укрепления благоприятного имиджа России на Ближнем Востоке эффективным средством может стать создание с помощью Палестинского Общества активных центров российского научного присутствия – восстановление Русского Археологического института в Константинополе и организация Русского научного института в Иерусалиме, продвижение и финансирование русских археологических раскопок в регионе. Не менее важным является развитие творческих связей ИППО с научными и культурными учреждениями Израиля, Палестины и других стран на Ближнем Востоке.

Новый импульс был придан Палестинскому Обществу тесным сотрудничеством с Паломническим центром Московского Патриархата. В 2003-2010 гг. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Паломническом центре при активном участии Палестинского Общества ежегодно проводились общецерковные конференции «Православное паломничество: традиции и современность». Первая из них состоялась 27 октября 2004 г., ее труды напечатаны отдельным изданием. Священный Синод Русской Православной Церкви впервые принял специальное Определение, в котором дал высокую оценку Конференции и предложил архиереям проводить работу по реализации принятых на ней решений по развитию православного паломничества. Результатом многолетней целеустремлённой работы Паломнического центра стала значительная активизация паломнической деятельности в большинстве епархиях Русской Православной Церкви.

Паломническая секция ИППО в тот период проводила большую церковно-историческую и богословскую работу по осмыслению практически не исследованного ни церковными, ни светскими учеными феномена православного паломничества. Так, 12 февраля 2007 г. в конференц-зале Паломнического центра состоялась научно-методическая конференция «Сотериологический смысл паломничества». С основным докладом «Богословский смысл паломничества» выступил учёный секретарь Общества С.Ю. Житенёв. Были также заслушаны доклады И.К. Кучмаевой, М.Н. Громова, Н.Н. Лисового, В.Н. Расторгуева и др. В Паломническом центре были организованы в тот период курсы повышения квалификации сотрудников паломнических служб, в которых члены ИППО принимали активное участие – читали лекции, проводили семинары и беседы. Палестинское Общество и его авторы были широко представлены также на страницах журнала «Православный паломник», которые издаёт Паломнический центр.

Большое место в популяризации истории и наследия Общества занимает церковное почитание преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, занимавшей пост Председателя ИППО в 1905–1917 гг. По инициативе И.К. Кучмаевой на протяжении несколько лет Паломническая секция Общества совместно с Государственной академией славянской культуры ежегодно проводила в Москве Свято-Елизаветинские чтения. Активным организатором и непременным председателем чтений был архиепископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ИППО (ныне митрополит Рязанский и Михайловский).

Общество в 2003-2011 гг. являлось постоянным участником самой крупной в России церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Православная выставка объединяла всех, чья деятельность связана с издательским, просветительским, миссионерским и социальным служением. Участие ИППО неоднократно отмечено дипломами и медалями Оргкомитета выставки.

На Общем собрании ИППО, посвящённом 125-летию Общества, 14 июня 2007 г., С.В. Степашин [53], председатель Счётной палаты Российской Федерации, был избран Председателем Общества. Это позволило придать наиболее динамичный за последние сто лет характер деятельности ИППО на различных направлениях в России и за рубежом. Благодаря активной совместной работе руководства Международной общественной организации «Императорского Православного Палестинского Общества» и Министерства иностранных дел России, в 2008 г. был введен безвизовый режим с Израилем, что позволило значительно увеличить поток российских паломников и туристов в Святую Землю. С.В. Степашину принадлежит большой личный вклад в размораживание процесса восстановления прав Российской Федерации на объекты собственности ИППО в Святой Земле. Он несколько раз в год посещает Ближний Восток, постоянно встречается с лидерами стран Библейского региона по вопросам, связанным с восстановлением русского политического, духовного и гуманитарного присутствия в Святой Земле. Его прямое участие в переговорах с правительствами Израиля и Палестины, чёткая и последовательная позиция в отстаивании национальных интересов активно способствовали возвращению российской собственности в Святой Земле. В 2008 г. было завершено юридическое оформление в собственность Российской Федерации и ИППО трёх участков в Иерихоне (два из них были переданы Русской Православной Церкви), одного участка в Вифлееме и здания Сергиевского подворья в Иерусалиме. Решения о возвращении Российской Федерации собственности, принадлежащей ранее ИППО, были приняты на самом высоком уровне – государственными руководителями Палестины и Израиля.

Участок в Иерихоне был передан Правительству России, которое построило на участке Музейно-парковый комплекс. В него вошли археологический музей, ландшафтный парк, культурный центр. В центре представлена экспозиция, посвященная истории Императорского Православного Палестинского Общества. В парковой зоне растет древнее дерево, почитаемое христианами как место встречи мытаря Закхея и Иисуса Христа. Рабочая группа ИППО в 2010 г. провела комплекс мероприятий по оздоровлению библейской смоковницы. Это позволило увеличить срок жизни священного дерева в условиях современной урбанизированной среды. В октябре 2010 г. российская делегация во главе со С.В. Степашиным приняла участие в праздновании 10-тысячелетия Иерихона, во время которого посетила Музейно-парковый комплекс, построенный Россией на историческом участке ИППО и находящийся под патронатом Общества.

На участке в Вифлееме был построен Культурно-образовательный центр ИППО, который открыли Президент России Владимир Путин и президент Государства Палестина Махмуд Аббас. В нём размещен информационно-культурный центр, библиотека, конференц-зал, кинотеатр, выставочный зал, кабинеты для занятий с детьми, компьютерные классы, офис Вифлеемского отделения ИППО. В настоящее время при центре работают курсы русского языка.

В Сергиевском подворье в Иерусалиме заканчивается масштабная реставрации и ремонт. ИППО предполагает возродить на подворье библиотеку и архив Общества, создать информационный центр и научный институт, проводить просветительские мероприятия, чтения и экскурсии для российских паломников и туристов.

За последние десять лет существенно расширилась сеть российских региональных и зарубежных отделений Общества. Возрождение региональных отделений Общества в Москве, Калуге, Пскове, Великом Новгороде, Владимире, Перми, Иванове, Ростове-на-Дону и других древних городах России отражает возрождающийся массовый народный интерес к познанию древней библейской истории и стремлению понять современную жизнь народов, проживающих на Ближнем Востоке. На территории Российской Федерации сейчас работают 43 региональных отделения Общества. В настоящее время зарубежные отделения и представительства Общества осуществляют свою деятельность в 21 стране, в том числе: в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, Дамаске, Салониках, Стамбуле, Варне, Ларнаке, Бари, Ереване, Киеве, Штутгарте и других.

Особое внимание руководство ИППО уделяет развитию отношений с зарубежным Палестинским Обществом. С.В. Степашин и другие руководители Общества регулярно проводят встречи и переговоры с его Председателем, архиепископом Берлинским и Германским Марком. ИППО заключило с зарубежным Палестинским Обществом Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности.

В ноябре 2011 г. Общество при поддержке Российского государственного научного фонда провело Международную научную конференцию «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность в Святой Земле. К 130-летию со дня основания». На которой руководители, учёные и общественные деятели ИППО проанализировали деятельность Общества за всю его историю, особенно выделив современную работу по возвращению российского наследия в Святой Земле. В июне 2012 г. ИППО провело масштабную Международную юбилейную выставку «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока». В выставке приняли участие следующие ближневосточные государства: Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Палестина и Сирия, которые на своих стендах представляли деятельность по развитию двухсторонних общественных, туристских, научных и культурных связей с Россией. В мероприятиях, которые проводились в рамках выставки, участвовали делегации из этих стран, в состав которых входили государственные и общественные деятели, дипломаты, учёные, писатели, артисты и представители молодёжных организаций.

Гуманитарная деятельность ИППО продолжает славные традиции милосердия и благотворительности, связанные со светлым образом Великой Княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя Общества. ИППО уже не первый год успешно ведёт работу по организации благотворительной деятельности в Российской Федерации, странах Ближнего Востока, Средиземноморского региона, а также в странах СНГ и ближнего Зарубежья. Эта работа направлена, прежде всего, на поддержку христиан-арабов и наших соотечественников, подвергающихся гонениям в некоторых странах. ИППО уже несколько лет осуществляет сбор и поставку гуманитарной помощи в Сирию и Палестину. Благотворительная работа ИППО осуществляется в тесной координации с Русской Православной Церковью.

В сентябре 2016 года в рамках торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Афоне, прошла Международная научная конференция «Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», в которой приняли участие члены ИППО М.В. Бибиков, К.А. Вах, С.Ю. Житенёв, Д.В. Зубов, Н.В. Квливидзе, М.И. Якушев.

В преддверии 135-летнего юбилея МОО ИППО 19-20 октября 2016 года в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии состоялась Всероссийская научная конференция «Палестиноведение в России и за рубежом». В научной дискуссии о путях развития научного палестиноведения на конференции приняли участие члены Санкт-Петербургского, Московского и Курганского отделений ИППО.

В декабре 2016 г. на телевизионном канале «Культура» прошёл премьерный показ документального фильма «Сирия: здесь был рай», снятый членом ИППО, кинорежиссёром И.И. Калядиным, при поддержке Общества. В работе по созданию фильма приняли участие: генеральный директор управления музеев и достопримечательностей Сирии доктор Мамон Абдуль-Карим, исполняющий обязанности директора музея Пальмиры Халиль Аль-Харири, члены ИППО: Михаил Пиотровский, Николай Лисовой, Дмитрий Микульский, Константин Панченко и другие. Фильм был восторженно принят российскими зрителями.

В последние годы велась большая и тщательная подготовка по открытию в Москве, в Центре ИППО Научной библиотеки Общества, основу которой составила личная библиотека Я.Н. Щапова, Председателя ИППО в 2003-2007 гг., которую он завещал Палестинскому Обществу. Научная библиотека Общества была официально открыта в 2016 г. В составе Научной библиотеки также книги находятся уникальные издания, которые передали Обществу С.В. Степашин, Н.Н. Лисовой и многие другие члены ИППО за последние двадцать пять лет.

Главный итог 135-летней работы Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке – создание, сохранение и развитие Русской Палестины. Результат уникален: выстроена целая инфраструктура храмов, монастырей, подворий и обустроены земельные участки, многие из которых и до настоящего времени принадлежат России. Создана своеобразная действующая модель русского присутствия в мире. Быть может, ещё важнее тот, не учитываемый никакими цифрами и отчётами, духовный вклад, который связан с хождением в Святую Землю десятков и сотен тысяч русских паломников. Православное паломничество было и остаётся одним из влиятельных культурообразующих и созидательных факторов. Историки и культурологи доныне дивятся этому небывалому в истории по массовости и интенсивности опыту «диалога культур» и «народной дипломатии». А с организацией паломничества связано важное для Общества делание – поддержка Православия и в целом христианства в странах Библейского региона.

Другой, не менее важный итог – культурно-просветительная деятельность ИППО среди арабского населения. Многие представители, формировавшейся в начале XX в., арабской интеллигенции – и не только палестинской, но и ливанской, сирийской, иорданской, египетской, лучшие учителя, инженеры, писатели и журналисты, которые потом составили славу арабской культуры, вышли из стен русских школ и учительских семинарий Палестинского Общества.

Таким образом, 135-летний международный гуманитарный проект России прошёл проверку временем и в настоящее время продолжает свою деятельность на Ближнем Востоке и в других странах мира. Палестинское Общество вновь, как и сто с лишним лет тому назад, становится востребованным инструментом и проводником русского влияния и присутствия на Ближнем Востоке, органично дополняя официальные межправительственные и межгосударственные связи Российской Федерации. Члены Палестинского Общества уверены, что российское руководство и отечественная дипломатия сумеют эффективно использовать исторический и нравственный потенциал, наработанный ИППО за 135 лет своей деятельности в странах Библейского региона. Необходимым условием для этого являются правильное понимание исторически сложившейся специфики деятельности Императорского Православного Палестинского Общества как традиционной, апробированной и уважаемой зарубежными партнёрами формы российского присутствия в Ближневосточном регионе.


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856-1929), выдающийся русский церковный историк и византинист, богослов и литургист, член-корреспондент Императорской Академии наук, секретарь ИППО в 1907-1918 гг., первый историк Общества. Паломник, совершил путешествие в Святую Землю и на Синай в 1888 г. Он написал книгу «Путешествие по Востоку и его научные результаты» (Киев, 1890). Автор свыше 200 работ по литургике, истории и церковной археологии. В 1889-1907 гг. занимал кафедру церковной археологии и литургики в Киевской Духовной академии. В 1922 г. он был арестован и приговорён к году лишения свободы условно. В 1923-1928 гг. он преподавал на Высших богословских курсах в Ленинграде, где скончался и похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

[2] Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882-1907. М., СПб., 2008. С. 75.

[3] Лисовой Николай Николаевич (род. 1946), известный русский учёный, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО с 1995 по н/в, член Общества с 1974 г., историк Общества, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, специалист по истории Ближнего Востока, России и Русской Православной Церкви.

[4] Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX вв. М., 2006 г. С. 85.

[5] Порфирий (Успенский) (1804-1885), всемирно известный русский учёный, писатель, паломник, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии; в миру Константин Александрович. Порфирий был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, основателем и первым начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, церковным историком и археографом, византинистом и востоковедом, писателем и собирателем древностей, открывшим знаменитый Синайский кодекс, Библии IV в. Порфирий, будучи начальником РДМ в 1847-1854, совершил паломнические путешествия-экспедиции по святым местам Ближнего Востока, которые описал в своих произведениях.

[6] Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Русское паломничество в Святую Землю в XIX-XX вв. // Каталог выставки «1000 лет русского паломничества». ГИМ. М., 2009. С. 18.

[7] Лисовой Н.Н. Там же. С. 109.

[8] Константин Николаевич (1827-1892), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и военный деятель, паломник, генерал-адмирал, председатель Государственного Совета Российской империи в 1865-1881 гг., второй сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны, брат и соратник Императора Александра II Николаевича. В 1853-1876 гг. управляющий морским министерством в ранге министра, в 1855-1881 гг. командующий российским флотом. Активный участник подготовки и проведения Великой реформы 1861 г. и других преобразований эпохи Императора Александра II. Он внёс значительный вклад в модернизацию флота. В 1850-60-е гг. фактически руководил внешней политикой России на Ближнем Востоке, в 1859 г. совершил государственный визит в Османскую империю и паломническое путешествие в Святую Землю.

[9] Александр II Николаевич (1818-1881), Император Всероссийский в 1855-1881 гг., из династии Романовых, старший сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны. Он начал эпоху Великих реформ, положивших конец крепостническому строю и направленных на уничтожение сословных противоречий. Первым в ряду главнейших преобразований Императора стала отмена крепостного права в 1861 г. Реформы коснулись практически всех сторон жизни государства и общества. Внутренние и внешние войны в период его правления были победоносными. Во внешней политике на Ближнем Востоке проводил линию по поддержанию Православия и развитию русского православного паломничества в Святую Землю. Император был злодейски убит террористами на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.

[10] Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), известная российская судоходная акционерная компания. Основана в 1856 г. указом Императора Александр II, лично утвердивший Устав РОПиТ. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию. Такая щедрость была связана с тем, после Крымской войны Россия потеряла право иметь военный флот в Чёрном море, поэтому перед РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота. РОПиТ успешно развивался, перевозя грузы и людей, в том числе и паломников в Константинополь, Афон и Святую Землю. РОПиТ было национализировано и прекратило существование после 1917 г.

[11] Доргобуженов Владимир Ипполитович (1822-1887),русский дипломат и писатель, первый русский консул в Иерусалиме в 1858-1860 гг.

[12] Вместе с Великим Князем Константином Николаевичем в паломническом путешествии в Иерусалим принимали участие его супруга Великая Княгиня Александра Иосифовна и старший сын Николай.

[13] Антонин (Капустин) (1817-1894), архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1865-1894 гг., выдающийся церковный дипломат, известный историк, археолог, археограф, византинист, востоковед, нумизмат, писатель, паломник. Он был одним из главных созидателей Русской Палестины в Святой Земле.

[14] Николай Николаевич Старший (1831-1891), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, российский военный и государственный деятель, паломник; третий сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны; генерал-фельдмаршал (1878). Именовался Старшим с 24 ноября 1856 г. для отличия от родившегося тогда его первого сына, наречённого тем же именем. Член Государственного совета (1855) и почётный член Императорской Академии наук. В 1872 г. он в составе многочисленной свиты совершил паломничество в Святую Землю. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Николай Николаевич был главнокомандующим русской армией на Балканах. После 1880 г. он по болезни в государственных делах не участвовал.

[15] Абд аль-Азис (1830-1876), султан Османской империи в 1861-1876 гг., из династии Османов, сын султана Махмуда II.

[16] Сергий Александрович (1857(18570511)-1905), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник. С 1884 г. супруг Елизаветы Фёдоровны, старшей сестры императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от рук бомбы, брошенной в него террористом.

[17] Павел Александрович (1860-1919), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, младший, шестой сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал от кавалерии, паломник. Совершил паломничество в Святую Землю в 1881 г. После февральской революции 1917 г. уволен от службы. Расстрелян большевиками в Петрограде.

[18] Константин Константинович (1858-1915), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, сын Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини Александры Иосифовны, государственный и общественный деятель, паломник, известный переводчик и поэт (литературный псевдоним КР). Он был главным начальником военно-учебных заведений России, генералом от инфантерии, президентом Императорской Академии наук в 1889-1915 гг. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю, с 1882 г. избран почётным членом ИППО, а с 1905 г. – сопредседателем Общества.

[19] Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), российская международная общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшему повелению Императора Александра III Александровича с целью поддержания Православия в Святой Земле, помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В.Н. Хитрово. Первым председателем Общества был Великий Князь Сергий Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга Великая Княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжило традиционную деятельность в России и на Святой Земле. В настоящее время Международная общественная организация «Императорское Православное Палестинское Общество» является правопреемником дореволюционного и советского Общества.

[20] Путятин Евфимий Васильевич (1803-1883), русский граф, адмирал, мореплаватель, государственный и общественный деятель, дипломат, паломник, член-учредитель ИППО.

[21] Хитрово Василий Николаевич (1834-1903), известный русский общественный деятель, писатель, учёный и паломник, вдохновитель создания и идеолог, член-учредитель и секретарь ИППО в 1889-1903 гг. Основатель в 1881 г. и многолетний редактор Православного Палестинского Сборника, старейшего научного издания в России.

[22] Александр III Александрович (1845-1894), Император Всероссийский в 1881-1894 гг., из Династии Романовых, второй сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны. В 1882 г. по его повелению было создано Императорское Православное Палестинское Общество. Он лично руководил внешней политикой Российской империи и содействовал укреплению её влияния на Ближнем Востоке.

[23] Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Там же. С. 22.

[24] Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011. С. 38-39.

[25] Смышляев Дмитрий Дмитриевич (1828-1893), русский общественный деятель, руководитель земского движения в Перми, учёный-краевед Пермского края, писатель и паломник, член-учредитель ИППО, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме в 1885-1889 гг., строитель Сергиевского и Александровского подворий в Иерусалиме. Он написал книгу «Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года» (Пермь, 1877).

[26] Цагарели Александр Антонович (1844-1929), известный грузинский учёный, профессор, заведующий кафедрой армяно-грузинской словесности Санкт-Петербургского университета, руководитель экспедиции ИППО в Палестину и на Синай в 1883 г. Автор «Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае». (ППС. Т. IV, вып. 1, СПб., 1888).

[27] Елисеев Александр Васильевич (1858-1895), русский военный врач, путешественник, паломник, писатель, сотрудник ИППО. Совершил путешествие в Святую Землю и на Синай в 1881 г. Он автор четырёхтомного труда «По белу свету. Очерки и картины из путешествий по трём частям Старого света» (СПб. 1901).

[28] Кондаков Никодим Павлович (1844-1925), выдающийся русский историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист, паломник, общественный деятель, член ИППО. С 1877 г. профессор Новороссийского университета в Одессе, где создал первый в России музей античных слепков. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю и на Синай, которое описал в своих книгах «Сирия и Палестина» и «Путешествие на Синай в 1881 г.» (Одесса, 1882). Н.П. Кондаков был членом Московского и Русского археологических обществ. С 1888 г. – профессор кафедры искусств Санкт-Петербургского университета и Высших женских курсов, главный хранитель Отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже. Он был одним из создателей Русского Археологического института в Константинополе. С 1898 г. – действительный член Императорской Академии наук. В 1920 г. он эмигрировал в Болгарию, где читал лекции в Софийском университете и изучал балканские древности. В 1922 г. он переехал в Прагу, где читал курс лекций в местном университете. После его смерти ученики организовали в Праге Институт им. Н.П. Кондакова.

[29] Коковцев Павел Константинович (1861-1942), известный русский учёный, востоковед, филолог, семитолог, профессор Санкт-Петербургского университета, академик Императорской Академии наук (1912), академик АН СССР, один из крупнейших гебраистов России, специалист в области еврейской филологии и еврейско-арабской литературы раннего Средневековья, член ИППО. В самом начале XX в. по инициативе П.К. Коковцева и В.Н. Хитрово, при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», которые историки характеризовали позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами».

[30] Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. // Бартольд В.В. Сочинения. М., 1977. Т. 9. С. 475.

[31] Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М., 2012. С. 198.

[32] Елисавета Феодоровна Алапаевская (1864-1918), преподобномученица, Великая Княгиня из Дома Романовых, паломница, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 1905-1917 гг. Супруга и единомышленник Великого Князя Сергия Александровича, первого председателя ИППО. Елизавета Фёдоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская, старшая сестра Императрицы Александры Фёдоровны, жены Императора Николая II Александровича. После смерти мужа (1905) возглавила ИППО и посвятила себя благотворительной деятельности, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. 18 июля 1918 г. она была убита в Алапаевске. Святые мощи Великой Княгини были перезахоронены в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины. Память 5 июля.

[33] Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862-1930), русский князь, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 1917-1918 гг., председатель зарубежного Общества в 1920-1930 гг.

[34] Латышев Василий Васильевич (1855-1921), академик Императорской Академии наук, директор Историко-филологического института в СПб, председатель Российского Палестинского Общества в 1918-1921 гг., русский паломник, филолог, историк, византинист, эпиграфист.

[35] Успенский Фёдор Иванович (1845-1928), выдающийся русский историк, византинист и славяновед, паломник, в 1874-1894 гг. профессор Новороссийского университета в Одессе. В 1894-1914 гг. он был директором основанного им Русского археологического института в Константинополе (РАИК) и редактором его «Известий». С 1900 г. он являлся действительным членом Императорской Академии наук. Возглавляя РАИК, организовал и провёл ряд археологических раскопок в странах Библейского региона. В 1915-1928 гг. он был редактором «Византийского временника». В 1922-1928 гг. Фёдор Иванович читал курс лекций в Ленинградском государственном университете, он был председателем Российского Палестинского Общества при АН СССР в 1921-1928 гг. и академиком АН СССР. Автор выдающегося научного труда «История Византийской империи» в 5 томах. В первой трети XX в. Фёдор Иванович являлся главой русского византиноведения.

[36] Лисовой Н.Н. Там же. С. 422.

[37] Нота представителя РСФСР в Лондоне Л.Б. Красина министру иностранных дел Великобритании лорду Д.Н. Керзону. // Известия. 22 июня 1923 г., № 137.

[38] Марр Николай Яковлевич (1864-1934), академик Императорской Академии наук и вице-президент АН СССР, директор Государственной академии материальной культуры, исследователь грузинских древностей в Святой Земле, на Афоне и Синае, председатель РПО при АН СССР в 1928-1934 гг., археолог, лингвист, филолог, паломник, совершил путешествие в Святую Землю и на Синай в 1902 г.

[39] Крачковский Игнатий Юлианович (1883-1951), русский и советский востоковед, арабист, академик АН СССР, профессор, заведующий кафедрой арабской филологии Ленинградского университета, председатель комиссии Академии наук по управлению ленинградскими учреждениями в годы блокады, и.о. председателя РПО в 1934-1951 гг.

[40] Запись беседы посланника СССР в Израиле П.И. Ершова с уполномоченным Еврейского агентства по делам русского имущества в Иерусалиме И. Рабиновичем, от 13 сентября 1948 г. // Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. 1. 1941-1953 гг. Кн. 1. 1941 – май 1949 гг. М., 1999. С. 367-368.

[41] Юзбашян К.Н. Палестинское общество. Страницы истории. // Исторический вестник. № 2 (6), 2000. С. 144.

[42] Толстов Сергей Павлович (1907-1976), известный советский историк, этнограф, археолог, востоковед, член-корреспондент АН СССР, директор Института этнографии АН СССР, председатель РПО при АН СССР в 1951-1970 гг.

[43] Губер Александр Андреевич (1902-1971), известный советский историк, востоковед, академик АН СССР, директор Института востоковедения АН СССР, председатель РПО при АН СССР в 1970-1971 гг.

[44] Щапов Ярослав Николаевич (1928-2011), выдающийся ученый и общественный деятель, член-корреспондент РАН, историк государства Российского и Русской Православной Церкви, византийского и древнерусского светского и церковного права, книжности и культуры, археограф и источниковед. Щапов Я.Н. Председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 2003-2007 гг., член совета ИППО в 2003-2011 гг., паломник.

[45] Тихвинский Сергей Леонидович (род. 1918), известный советский и русский историк и дипломат, академик АН СССР, чрезвычайный и полномочный посол СССР, востоковед, председатель РПО при АН СССР в 1971-1975 гг.

[46] Удальцова Зинаида Владимировна (1918-1987), известный историк-византолог, председатель РПО при АН СССР в 1975-1980 гг., член-корреспондент АН СССР.

[47] Солодовников Василий Григорьевич (род. 1918), известный советский и русский дипломат, африканист, член-корреспондент РАН, основатель и директор Института Африки АН СССР в 1964-1976 гг., председатель Российского Палестинского Общества при АН СССР в 1981-1985 гг., чрезвычайный и полномочный посол СССР.

[48] Новосельцев Анатолий Петрович (1933-1995), известный советский и русский востоковед, историк-медиевист, председатель РПО при АН СССР в 1985-1988 гг., член-корреспондент АН СССР, директор института Истории СССР АН СССР в 1988-1993 гг.

[49] Ахрамович Роман Тимофеевич (1923-1989), известный российский востоковед и историк, председатель РПО при АН СССР в 1988-1989 гг., директор ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова.

[50] Пересыпкин Олег Герасимович (род. 1935), российский дипломат и общественный деятель, писатель и паломник, председатель ИППО в 1989-2001 гг., ректор Дипломатической академии в 1986-1993 гг., чрезвычайный и полномочный посол РФ.

[51] Совет министров – Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 14 мая 1993 г. № 832-р г. Москва. // Архив ИППО (Москва).

[52] Чистяков Алексей Фёдорович (род. 1946), российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 2001-2003 гг., член совета ИППО с 2001-2007 гг., почётный член Общества с 2007 г. по н/в.

[53] Степашин Сергей Вадимович (род. 1952), известный российский государственный и политический деятель, председатель ИППО с 2007 г. по н/в, государственный советник юстиции Российской Федерации, генерал-полковник, председатель Счётной палаты РФ с 2000-2013 гг.

© Житенёв С.Ю., 2017.

Статья поступила в редакцию 20.04.2017.

Житенёв Сергей Юрьевич,
кандидат культурологии,
советник директора Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
президент Международной общественной туристской академии,
действительный член Международной Славянской Академии,
e-mail: zhitenev@bk.ru

Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2017/2(9)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/135.html

Наверх

Новости

  • 09.10.2017

    Международная научная конференция «ХV Панаринские чтения. Выбор национальной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России» пройдёт 9-10 ноября 2017 г. в Москве. Организаторы - философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

  • 09.10.2017

    В издательстве «Вече» вышла новая книга заместителя директора по научной работе доктора исторических наук А.В. Окорокова «Ока и Окское судоходство». Работа включает исторический обзор Окского судоходства, типов судов Московско-Окского бассейна, речного транспорта в советский период.

  • 01.03.2017

    Российский научно-исследовательский Институт природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева опубликовал материалы научных экспертных семинаров Центра наследования русской культуры Института, дающие оценку современным спорным театральным постановкам русских классиков.

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru