Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Ибрагимова О.А.

Ненецкая оленегонная лайка

Аннотация. Статья посвящена примитивным собакам – лайкам. Кратко описаны три типа собак, различающихся по росту и задачам, возлагаемых на них в качестве помощника человеку. Рассмотрена история становления ненецкой оленегонной лайки как породы. Подробно освящена проблематика сохранения и использования в современных условиях ненецкой оленегонной лайки – достояния России, незаменимого помощника оленеводу.

Ключевые слова: собака, собаководство, лайка, северное оленеводство, выпас оленей, пастушья собака, естественный отбор традиционный уклад, освоение севера, коренные народы


По определению профессора Н.А.Смирнова, являвшегося исследователем примитивных пород [1], лайка объединяет остроухих собак нашей страны и по телосложению она неотличима от северной собаки-парии Старого Света и допородной нормы вида домашней собаки (CanisfamiliarisL.). Местные различия вносит лишь её гибридизация с волком и метизация с собаками других пород. Лайку отличают стоячие ушные раковины, закрученный вверх хвост и псовина, по структуре повторяющая волчью. Широко известно его определение: «Под именем лаек мы подразумеваем группу примитивных (в большинстве совершенно) пород собак древнего происхождения, мало изменившихся со времени первого приручения, и потому сходных с дикими родичами не в одном-двух признаках, а в целом их комплексе. Малая степень изменения с момента одомашнивания ведёт за собой и сравнительно слабую дифференцировку на отдельные породы, т.е. близкое сходство между последними. Как это характерно для пород примитивных, лайки до сих пор, за немногими исключениями, подвергаются в большей степени воздействиям факторов природы, по сравнению с породами заводскими, и в меньшей – воздействиям со стороны человека; иначе говоря, влияние естественного отбора до сих пор ещё весьма сильно, в противовес влиянию отбора искусственного» [2].

По размерам и функциям поголовье лаек распадается на три условных группы. Самая крупная - ездовая, высотой в холке до 70 см, средняя - до 60 см (самая распространённая – охотничья), и самая мелкая – оленегонная до 40 см. В местах их соприкосновения находятся переходные формы смешанного типа и универсального использования. Если полагать, что все они могут свободно скрещиваться, то можно только удивляться, как за три четверти века (от начала широкомасштабного освоения Севера, и смешения его малочисленных народов) у них ещё остались различия, повторяющие триаду видов рода Canis, резко различающихся по росту.

Накопление в изолированных популяциях собак каких-либо новых признаков поведения и экстерьера образуют в промысловой, ездовой и оленегонной лайках местные отродья, количество которых зависит от времени изоляции конкретной популяции. Но лишь относительная изоляция таких микро-популяций, не изменяя их производственной специализации, не накапливала признаков породы. На закрепление же желательных качеств, в статусе породных без реальной заводской изоляции от скрещиваний с кобелями, не имеющими культивируемых признаков, требуется значительно больше времени. Поэтому кочевые племена фактически не имели возможности создать истинные породы промысловой, ездовой и оленегонной лаек, и поэтому по сей день довольствуются лишь их разноименными отродьями. Но первооткрывателей пород лаек, желающих стать авторами стандартов, это явно не смущает. И такие «специалисты» по малозначимым экстерьерным признакам не задумываясь, присваивают собакам статус породных, что не выдерживает серьёзной зоотехнической критики.

Мелкая «ненецкая оленегонная» лайка (оленегонка) считается единственной настоящей пастушьей собакой России. Она отличается от собак, традиционно используемых в южных районах страны, для выпаса скота, имеет свою специфику в работе, связанную с выпасом оленей, но, по мнению автора статьи, заслуженно может называться «единственной в России пастушьей собакой» лишь применимо к выпасу оленей, но никак не всего скота. То есть, единственной в России оленегонной собакой, этим она, безусловно, представляет культурно-историческую ценность.

2018-1 Жизнь в суровых условиях сформировала в этой собаке массу достоинств: легкое телосложение, подвижность, отличное здоровье, густую шерсть, выносливость и неприхотливость. Оленегонки – это уравновешенные собаки, абсолютно лояльные к человеку, обладающие природным умом, быстрой обучаемостью и работоспособностью. У лаек прекрасно развиты зрение и слух, а отличительной особенностью обоняния является возможность улавливать и дифференцировать запахи в низких температурных диапазонах. Кстати, эта особенность исключает возможность использования оленегонных лаек для одорологической работы в более южных регионах.

В обязанности оленегонной собаки входит подгонять к стаду отбившихся оленей, скучивать стадо и не давать расходиться отдельным группам. Она помогает пастуху разыскивать отставших больных животных, важенок и слабых телят по время отела. Оленегонка способна подгонять к хозяину те группы оленей, на которые он укажет, например, ездовых оленей. Собаки защищают домашние табуны от сманивания дикими оленями. Мелкая (оленегонная) лайка, кусая подгоняемого оленя за нижнюю часть конечностей, защищённую камусом, на бегу ей выше и не достать, не повреждает оленю кожу. А поскольку повреждение кожи способствует внедрению некробацилл, вызывающих у северных оленей некробациллёз, так называемую «копытку», то использование в пастьбе мелких лаек служит профилактике этого заболевания. Так же оленегонки предупреждают пастухов о приближении к стаду волков. По свидетельствам местных жителей, служат приманкой при охоте на гуся.

Ненецкая оленегонная лайка – собака, корни которой уходят глубоко в древность, ведь оленегонка относится к примитивным собакам, которые, в свою очередь, сформировались, примерно, во время ледникового периода. Далее эти собаки постепенно распространились по европейским тундрам и лесотундрам. Прадеды оленегонных собак существовали еще в палеолите, вероятно, в настоящее время оленегонная лайка выглядит примерно также, как и тысячелетия назад.

Несмотря на то, что большая часть Крайнего Севера входит в состав Российской Федерации, а оленегонка обитает в этих широтах, порода не получила своего широкого распространения в России, востребована непосредственно в тундре среди оленеводов – местных жителей. История оленегонной лайки неразрывно связана с развитием северного оленеводства, является неотъемлемой частью истории и культуры коренных народов. Изначально применение собак для пастьбы оленей было характерно только для западной группы этих народов. Основными районами формирования поголовья являются главные регионы тундрового оленеводства ненцев – Европейский Север и полуостров Ямал в Западной Сибири.

Коренные народы восточной группы традиционно выпасали своих оленей без помощи собак. Однако, в середине 20 века, ненецкие лайки неоднократно завозились в оленеводческие хозяйства Северо-Востока СССР. Собаки хорошо прижились там и, как у себя на родине, стали помощниками оленеводов Якутии, Чукотки, Корякии и Камчатки.

Оленегонки были известны любителям собак уже в 19 веке. На юбилейной выставке Императорского общества правильной охоты в 1898 г. Были представлены лайки из коллекции князя А.А. Ширинского-Шахматова. В 1895 г. появился первый выпуск его «Альбома северных собак (лаек)» с предисловием Л.П.Сабанеева. Альбом из тридцати девяти листов включает карты распространения северных собак, таблицы обмеров собак, и тридцать фотографий. Фото оформлены виньетками известным анималистом А.С. Степановым [3].

В 1898 г. свою первую монографию о лайках опубликовала М.Г. Дмитриева-Сулима, а спустя двенадцать лет вышло второе издание, исправленное и дополненное [4].

В 1940-х годах эти собаки выставлялись на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), есть сведения, что между ними проводились рабочие соревнования.

Первая попытка стандартизировать ненецкую оленегонную лайку была предпринята в 1950-е годы. В 1956 г. специалисты НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера города Норильска начали работы по оленегонному собаководству. Авторы провели пробные испытания рабочих качеств собак на Нарьян-Марской сельхозстанции Ненецкого АО и разработали проект правил для подобных испытаний. Однако быстрое освоение Севера поглотило эти начинания, и ненецкая оленегонная лайка исчезла из списков отечественных пород, кинологи о ней просто забыли. С развитием прогресса менялся и традиционный уклад жителей севера. Оленеводческие бригады стали более многочисленными, ненцы стали вести свое хозяйство все менее традиционно, с использованием техники. Слова о том, что «одна оленегонка заменяет двух-трех пастухов» уже были неактуальными.

В 1985 г. под руководством доктора биологических наук Л. Богословской группа ученых приступила к изучению ездовых собак Чукотки. В поле зрение ученых попали и мелкие лайки, ценимые оленеводами. На полуострове Ямал, было осмотрено и описано весьма многочисленное поголовье, а в некоторых поселках, факториях и стойбищах обмерены собаки. Группа выяснила, что многие оленегонки Чукотки происходили из племенного питомника поселка Марково, куда в течение 1960-70-х г. завозили производителей из регионов происхождения этой породы. Ветеринарный врач Н. Носов побывал в Марковском питомнике за год до его закрытия, в 1989 г., обследовал, описал и обмерил собак. Ему удалось незадолго до закрытия питомника вывести в Москву трех щенков, двух сук и кобеля.

2018-1 Стандарт породы был разработан в Научно-координационном совете по отечественным породами собак России при Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и Российской академии наук. Участие приняли эксперты-кинологи Н. М. Карпышева и И. Л. Швец, а также председатель Племенной комиссии РКФ Р. Р. Хомасуридзе. Официально стандарт был утвержден РКФ 23 декабря 1999 г. Российская федерация служебного собаководства зарегистрировала породу под названием «оленегонный шпиц». Спустя еще 5 лет вернули название «ненецкая лайка», а в марте 2016 г. был принят обновленный стандарт и за породой закрепили название «ненецкая оленегонная лайка». Международной кинологической федерацией порода «оленегонная лайка» не признана.

В последнее время в страну хлынул поток информации о зарубежном собаководстве, о породах северных собак, которых знают и любят во всем мире. Надо отметить, что из-за большой популярности, многие породы потеряли свои первоначальные качества. Разведение неспециалистами без зоотехнических знаний в угоду финансовой выгоды, без учета особенностей северных собак, необходимого тестирования и отбора, привело многие породы к полнейшей деградации. И тут возник интерес к отечественным собакам.

В конце 2017 года стало известно о проекте Некоммерческой организации «Фонд экономических программ» под названием «Сохранение оленегонной лайки». Средства в виде гранта на реализацию проекта выделил экспертный центр Проектный офис развития Арктики «ПОРА». В рабочую группу проекта вошли сотрудники НКО «Фонд экономических программ» Ян Туров, Матвей Чупров и международные эксперты Борис Широкий и Лорен Миллс [5].

«Мы планируем сформировать реестр ненецкой оленегонной лайки в 2018 году. Это будет список чистокровных собак этой породы, которых можно будет использовать для развития популяции. Работу начнем в январе-феврале, на нее уже получили грант экспертного центра «ПОРА» [«Проектный офис развития Арктики». – ТАСС]. Для начала создадим кинологический клуб оленегонной лайки в Нарьян-Маре», – сообщил Я.Туров информационному агенству ТАСС 4 января 2018 года [6] .

Приступая к «сохранению» оленегонной лайки и «развитию» популяции, следует вспомнить историю истребления ее более крупного сородича – охотничьей лайки среднего размера. Охотничья лайка коренного северного населения устойчиво дрейфует в созданных из неё спортивных отродьях, (псевдопородах), так называемых, «западносибирской» и «русско-европейской», культивированых в питомнике ВНИИО из лаек, оставшихся неиспользованными в Великую Отечественную войну питомником «Красная звезда». Их внедрение в любительское использование и разведение началось в кинологических центрах: Москве, Ленинграде, Калинине, Ярославле и Казани. Разделение охотничье-промысловой лайки на географические породы, различавшиеся не функционально, а лишь надуманными стандартами, принесло генофонду важнейшей отечественной собаки большой урон, затормозило её адекватное воспроизводство в промысловых регионах, послужило поводом к отстрелам лаек нестандартных окрасов, ставших в одночасье на своей исторической родине т.н. «лайкоидами», объявленными Главохотой РСФСР вне закона.

С момента начала северного оленеводства коренным жителям не требовалось «научного подхода» для отбора наиболее подходящих для выпаса оленей собак, так же как и охотникам, для формирования прекрасного поголовья охотничьих лаек. Суровые условия, естественный отбор сделали свое дело. Стоит ли сейчас вмешиваться в этот процесс? Считаю, что самой эффективной мерой является не вмешательство напрямую в процессы связанные с формированием поголовья оленегонных лаек, а поддержание оленеводства как отрасли.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Cм.: Смирнов Н.А. Основы стандартизации собак и стандарт ездовых по сравнению с другими лайками // Труды Арктического института. Т. 56. – Л.: 1936.

[2] Цит. по: Широкий Б.И. Наши северные собаки : Введение в лайковедение» / Б.Широкий. – М.: Издат. решения, 2017. – С. 9.

[3] Ширинский-Шихматов А., кн. Альбом северных собак (лаек): с приложением таблиц измерений по живым экземплярам и черепам с профилями их. – Вып. I. / Предисл. Л.П. Сабанеева. М.: фототипия Шерер, Набгольц и К, 1895.

[4] Дмитриева-Сулима М.Г. Лайка и охота с нею / М. Дмитриева-Сулима. – Тула : ред. журн. «Псовая и оружейн. охота», 1898; ее же. Лайка и охота с нею : Изд. 2-е, исп. / М. Дмитриева-Сулима. – CПб., 1911.

[5] На сохранение уникальной ненецкой лайки выделен специальный грант. [Электронный ресурс]. – URL: http://aroundmos.ru/society/254 (дата обращения: 20.03.2018).

[6] В Нарьян-Маре в 2018 году создадут первый в России Клуб разведения ненецкой лайки [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pnp.ru/social/v-naryan-mare-v-2018-godu-sozdadut-pervyy-v-rossii-klub-razvedeniya-neneckoy-layki.html (дата обращения: 20.03.2018).

© Ибрагимова О.А., 2018.
© Ибрагимова О.А.,илл., 2018.

Статья поступила в редакцию 10.03.2018.

Ибрагимова Олеся Анатольевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: 1kern@bk.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2018/1(12)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/183.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru