Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2019/2(17)
спецвыпуск


РОССИЯ В СПИСКЕ
ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

приурочен к 43-й сессии 
Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
(Баку, 2019)


СОДЕРЖАНИЕ


Обращение министра культуры Российской Федерации В.Мединского


Всемирное наследие России: экспертные мнения


Филатова Н.В., Бузина Л.М., Айтуганова Н.Л.

Влияние статуса объекта Всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение


Бузина Л.М.

Глобальный проект ИКОМОС по восстановлению и реконструкции: матрица для составления тематических исследований по выдающимся практикам посттравматического восстановления объектов всемирного культурного наследия


Ивановский М.С.

Дипломатия и всемирное наследие: вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога


Айтуганова Н.Л., Филатова Н.В.

Транснациональная серийная номинация Всемирного наследия ЮНЕСКО «Шелковый путь»: механизмы координации номинационного процесса


Днепровский К.А., Шокарев С.Ю.

Легендарный эскимосский поселок Наукан в составе номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО


Айтуганова Н.Л., Бузина Л.М.

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»


Объекты - кандидаты для включения в Список всемирного наследия


Лучшие практики


Команда Института Наследия


Архив

Гусев С.В., Загорулько А.В.

Археологическое наследие в составе достопримечательного места: введение в проблему

Аннотация. В статье рассматривается место и роль объектов археологического наследия в организации территории и пространства достопримечательного места. Представлена попытка теоретического осмысления базового понятия «достопримечательное место», в общих чертах раскрыто содержание понятия «виды объектов культурного наследия», а также выделены ее базовые составляющие. Особое внимание уделено ключевому понятию «предмет охраны». Археологический культурный слой достопримечательного места анализируется как предмет охраны. Также уточняются определения понятийного аппарата: объект археологического наследия, территория, пространство.

Ключевые слова: достопримечательное место, объект археологического наследия, археологический культурный слой, предмет охраны, режим охраны, планировочная организация территории.

Открыть PDF-файл


В России термин «достопримечательное место», обозначающий вид объекта культурного наследия, был использован впервые в законодательстве при выработке Федерального закона №73 от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Новая система классификации объектов культурного наследия «памятник – ансамбль – достопримечательное место» была введена по нескольким причинам, прежде всего – приведение понятийного аппарата законодательства по сохранению культурного наследия в соответствие с международными стандартами.

Первоначально в 1962, 1964 гг. под достопримечательными местами (site) подразумевался уникальный участок территории, который надо сохранять и при необходимости восстанавливать. Затем, когда возникла необходимость в точном определении, в Парижской конвенции 1972 г. археология была включена в основные параметры определения категории «достопримечательное место»: «Достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии» [1].

Археологические достопримечательные места в данном определении были выделены в самостоятельную квалификационную единицу. Таким образом, само понятие достопримечательного места с самого начала было тесно связанно с археологическим контекстом. Последующие определения, приводимые в различных конвенциях ЮНЕСКО, отражали археологическую составляющую в пределах территории достопримечательных мест [2].

Достопримечательное место и объект археологического наследия представляют собой различные виды недвижимого культурного наследия, у них различный предмет охраны. Соответственно, и подходы к сохранению и использованию отличны.

В апреле 2015 г. Центр археологического наследия Института Наследия провел Всероссийский научно-практический семинар «Место и роль объектов археологического наследия в организации достопримечательных мест. Осуществился обмен опытом археологов и проектировщиков в определении и организации достопримечательных мест в контексте сохранения объектов археологического наследия с учетом всех составляющих достопримечательного места, включая природный и культурный ландшафт, с учетом всемирного опыта и рекомендаций ЮНЕСКО по представлению объектов культурного и природного наследия в Список Всемирного наследия; выработка научно-методических рекомендаций по сохранению объектов археологического наследия [3].

Исполнители проекта исходили из того, что в современной практике в Российской Федерации органы охраны объектов культурного наследия и специалисты в области проектирования и выделения достопримечательных мест находятся в начальной стадии осмысления реальности. Отсюда непонимание задач по созданию достопримечательных мест, нередко – волюнтаристский подход при отнесении конкретных объектов к достопримечательным местам в субъектах Федерации, игнорирование мнения специалистов, выделивших объекты культурного наследия, а также неверная трактовка статей 73-ФЗ в изменившихся реалиях с внесенными изменениями и дополнениями в 2013 г. и 2014 г.

На основании исследования исполнители проекта пришли к выводу о необходимости выработки единого подхода при отнесении объектов культурного наследия к достопримечательным местам, ансамблям объектов культурного наследия и объектам археологического наследия. С этой целью Институт Наследия предлагает проведение серии семинаров для субъектов Федерации и специалистов с привлечением широкого круга специалистов из иных организаций в очной форме или дистанционно (по Скайпу).

Применительно к объектам материальной культуры (объектам культурного наследия древних и не очень эпох) неукоснительно должен соблюдаться принцип «не навреди».

Статьей 3 «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено отнесение к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия): объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

К объектам археологического наследия относят частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах: включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои. Основным или одним из основных источников информации об объектах археологического наследия являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Виды объектов культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия; (в ред. Федеральных законов от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

ансамбличетко (выделено нами) локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия; (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия (введена Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ). Под территорией объекта культурного наследия понимается территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью.

Территорию объекта культурного наследия могут составлять земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ до 22 января 2015 года, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре актом органа охраны объектов культурного наследия. Указанные акты направляются утвердившим их органом не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

На основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований проектом определяются границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, оформляется в графической форме и в текстовой форме на основании проекта.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – для объекта культурного наследия федерального значения. Таким образом, федеральный орган несет ответственность за включение объекта культурного наследия в реестр и отнесение его к тому или иному виду.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Для изменения границ территории объекта культурного наследия необходимо выявление документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об объектах культурного наследия...»

Особые требования предъявляются к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (введены Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

На территории памятника археологии или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Тогда как на территории достопримечательного места разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В этом и состоит кардинальное отличие объекта археологического наследия и достопримечательного места. Если объект археологического наследия включен в состав достопримечательного места, то должна быть четко выделена территория культурного слоя, т.к. предметом охраны является культурный слой, содержащий не просто предметы, а информацию о древних, и не только, эпохах. В руках археологов при применении самых новейших методов находится уникальная информация о развитии общества, природной среды.

Формально на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях, что для объекта археологического наследия неприемлемо.

Орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее – орган регистрации прав) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Только особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных Водным кодексом Российской Федерации, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ.

В целях совершенствования и развития мероприятий по сохранению историко-культурных территорий в виде достопримечательных мест Минкультуры России выпустило рекомендации по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательных мест в части типов достопримечательных мест, относящихся к (1) центрам исторических поселений и фрагментам градостроительной планировки и застройки; (2) к памятным местам, культурным и природным ландшафтам, связанным с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; (3) к религиозно-историческим местам [4].

К сожалению, рекомендации даны только по этим трем типам достопримечательных мест.

Как пример достопримечательного места 1 типа, где не было проведено зонирование, можно привести Нарымский острог (Томская область), Парабельский район, с. Нарым внесён в 1990 году постановлениями коллегий Министерства культуры РСФСР, Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИК в Список исторических населённых мест РСФСР. Среди объектов охраны археологические объекты не упоминаются основные объекты – архитектурные постройки, места, связанные с политической ссылкой и традиционные сооружения селькупов. Ни зоны охраны, ни режимы землепользования не определялись.

Достопримечательные места 2 типа довольно разнообразны по подбору объектов охраны. Тем более достопримечательные места такого типа требуют наиболее детальной документации зон охраны и режимов землепользования. Однако такое встречается нечасто. Вот типичный пример – Пушкинский историко-природный заказник «Берново» (Тверская область), куда входит природный объект Парк усадьбы Вульфов (музей А.С.Пушкина в с. Берново Тверской области) – один из наиболее значительных по функциональному назначению, композиции и художественной выразительности мемориальных объектов Пушкинского кольца Верхневолжья. Живописная территория парка размещается на верхней надпойменной террасе р. Тьмы при впадении в неё ручья Озерня. Территория парка составляет 10 га. Парк делится на регулярный (около 3 га) и пейзажный (около 7 га).

Однако на территории парка и заказника не определены предметы охраны, археология не упоминается даже на уровне культурного слоя. Среди перечисленных объектов посещения только постройки усадьбы Вульфов.

В достопримечательных местах 3 типа основой являются культовые территории, сооружения и в целом места паломничества. Часто игнорируются другие объекты культурного наследия, входящие в территорию достопримечательного места.

Абаганатская гора (Иркутская область), Усть-Ордынский Бурятский округ, Эхирит-Булагатский район, в 3,5 км к северо-западу от села Алужина, на перевале водораздела Куда – Мурин, по дороге Усть-Орда – Захал, обозначено ритуальным знаком сэргэ.

Территория вокруг Усть-Ордынского (Абаганатского) дацана. Усть-Ордынский (Абаганатский) дацан расположен в Иркутской области, Эхирит-Булагатском районе, в поселке Усть-Ордынский, в местности Абаганат. В 1912 г., в селе Кырмен был построен Кырменский дацан. По воспоминаниям старожилов, он отличался особой роскошью и красотой. Дуган был построен в три этажа, на крыше была высокая стела. Внутри храм был покрашен в красный цвет, украшен разноцветными шелками. На северной стороне находился алтарь со статуями Будд из бронзы, глины, дерева. Традиционные буддийские службы-хуралы проводили 5-6 лам. В этом дацане были хорошие лекари, применявшие во врачебной практике местные целебные травы. В 30-ее годы для буддизма в России наступили черные времена, в связи с антирелигиозной политикой в стране все дацаны были закрыты и уничтожены. В 1932 г. Кырменский дацан был закрыт, бронзовые статуи Будд увезли в г. Иркутск на переплавку, другие материальные ценности были разграблены, ламы арестованы.

В советское время на территории дацана располагалась силосная яма. С 1999 г. дацан было решено строить на новом месте, в Эхирит-Булагатском районе, в поселке Усть-Ордынский, в местности Абаганат. Сначала воздвигли храм, посвященный Защитникам Учения – Сахюусан-сумэ (5 х 6 м) и дом для лам. Развитие дацана получило самую активную поддержку населения. В 2010 г. был построен деревянный трехэтажный главный храм Цогчен-дуган (12 х 16) и центральные ворота. Возводятся кузница, юрта для Хамбо ламы, 4 больших хурдэ (молитвенные барабаны), мастерские народных промыслов.

Объекты археологического наследия в список предметов охраны не внесены.

Примером проекта охранных зон достопримечательного места и определения режимов их использования может служить проект охранных зон Древнего города Радонеж. Хотя сами зоны охраны определены в проекте трестом «Мособлстройреставрация», еще в 1989 г. [5] Режимы использования разработаны и утверждены в 2013 г.

Основными предметами охраны достопримечательного места являются:

- ландшафтно-пространственная структура достопримечательного места «Древний Радонеж, ХIV-ХV вв.», сформированная в ХIV – нач. XIX в., включая систему открытых, закрытых, полуоткрытых и водных пространств;

- общий характер природного рельефа: русла рек, ручьев, водотоков, овраги и ложбины; надпойменные террасы, высокие берега и склоны речек, включая пойменные территории;

- элементы гидрографии, включая абрис и естественный характер береговой линии рек, ручьев, прудов;

- трассы исторических дорог, в том числе профиль и характер покрытия, XV-XIX вв.;

- культурный слой: остатки материальной культуры, фундаменты и фрагменты утраченных сооружений, ХV-ХIХ вв.;

- ценные природно-исторические территории;

- насаждения в рядовых и групповых посадках, старовозрастные, видовой состав древесно-кустарниковой растительности, ХVIII - XIX вв.;

- отдельные экземпляры липы мелколистной, XIX в.

В соответствии с их спецификой определялись зоны охраны и режимы их использования.

Прежде всего, на территории достопримечательного места выделяются объекты капитального и некапитального строительства, оказывающие негативное влияние на его предмет охраны.

Реконструкция объектов осуществляется в соответствии с требованиями установленного режима, в границах которого расположен указанный объект.

Режимом использования допускается:

- благоустройство территорий с использованием традиционных материалов и малых архитектурных форм, без применения ярких цветов и контрастных цветовых сочетаний;

- проведение работ по рекультивации нарушенных земель в целях сохранения, восстановления (регенерации) утраченных элементов природного ландшафта;

- проведение научно-исследовательских работ в целях выявления объектов археологического наследия;

- консервация и музеефикация, связанные с сохранением, использованием и популяризацией объектов археологического наследия;

- реконструкция существующих линейных объектов;

- реконструкция объектов транспортной инфраструктуры в существующих параметрах в границах полосы отвода автодороги;

- ремонт, реконструкция, прокладка подземных инженерных сетей (коммуникаций) с последующим благоустройством территории и ремонт рекультивацией нарушенных земель;

- проведение санитарных рубок и рубок ухода.

В ограничения землепользования входят:

- перевод земель или земельных участков из одной категории в другую, кроме перевода земель или земельных участков в категорию особо охраняемых территорий и объектов, а также случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

- проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без археологического наблюдения, за исключением режимов использования земель, предусматривающих археологическую разведку;

- строительство, реконструкция капитальных и временных зданий, строений и сооружений, в том числе линейных объектов, вышек сотовой связи вне специально установленных настоящими требованиями участков;

- строительство новых капитальных объектов транспортной инфраструктуры в границах полосы отвода автодороги;

- изменение уровня грунтовых вод, гидрологических условий при проведении земляных работ и благоустройства территорий;

- установка рекламных конструкций;

- создание разрушающих вибрационных нагрузок динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с памятниками;

- прокладка транзитных, магистральных наземных, надземных и подземных линейных объектов.

Также выделено несколько режимов использования территории:

Режим «Т» допускает:

- реставрацию, консервацию, ремонт и приспособление объектов культурного наследия для современного использования;

- проведение мероприятий, направленных на сохранение элементов природного ландшафта, особенностей рельефа, гидрографии;

- консервацию и музеефикацию объекта археологического наследия;

- консервацию и музеефикацию срезов культурного слоя;

- проведение мероприятий, направленных на сохранение территории кладбища в существующих границах до полной его консервации.

Режим «Т» запрещает:

- строительство зданий, строений и сооружений;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки;

- рубку ценных пород деревьев;

- разведение костров, палов;

- устройство туристических стоянок;

- размещение на фасадах и крышах объектов культурного наследия кондиционеров, телеантенн и тарелок спутниковой связи, рекламных конструкций;

- прокладку подземных транзитных, наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций), размещение инженерного оборудования.

Режим «О» допускает:

- реставрацию и ремонт объектов культурного наследия;

- реконструкцию существующих зданий, строений и сооружений, при условии уменьшения их объемно-пространственной структуры;

- воссоздание утраченных памятников истории и культуры;

- проведение мероприятий, направленных на сохранение элементов природного ландшафта, особенностей рельефа, гидрографии;

- расчистку и благоустройство русла рек;

- применение кулисных зеленых насаждений для нейтрализации активно дисгармоничной застройки;

- проведение археологических исследований с последующей музеефикацией объектов археологического наследия;

- реконструкцию существующих наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций) с последующей их прокладкой в подземные трассы;

- изменение направления существующих пешеходных троп.

Режим «О» запрещает:

- строительство зданий, строений и сооружений;

- реконструкцию зданий, строений и сооружений в существующих параметрах, а также с увеличением объемно-пространственной структуры объектов;

- размещение на фасадах и крышах телеантенн и тарелок спутниковой связи, рекламных конструкций;

- проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением объектов культурного наследия;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «К» допускает:

- сохранение и восстановление элементов природного ландшафта, особенностей рельефа, гидрографии, растительности, лесных территорий, склонов оврагов и пойменных долин, исторических трасс дорог;

- осуществление сельскохозяйственной деятельности по производству зерновых культур и многолетних трав, а также использование территории пастбищ для выпаса домашних животных;

- расчистку, восстановление сельскохозяйственных угодий от сорной древесно-кустарниковой растительности;

- расчистку, восстановление и благоустройство водотоков;

- устройство велосипедных и пешеходных дорожек;

- строительство и реконструкцию линий освещения автомобильных дорог;

- размещение автобусных остановок, санитарно-гигиенических сооружений;

- реконструкцию существующих зданий, строений и сооружений, при условии уменьшения их объемно-пространственной структуры;

- реконструкцию проезжей части дорог и тротуаров;

- ремонт, реконструкцию автомобильных дорог;

- реконструкцию существующих наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций) с последующей их прокладкой в подземные трассы.

Режим «К» запрещает:

- реконструкцию зданий, строений и сооружений в существующих параметрах, а также с увеличением объемно-пространственной структуры объектов;

- изменение видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения;

- нарушение сложившихся на момент вступления в силу настоящего приказа характерных контуров сельскохозяйственных угодий;

- прокладку новых наземных трасс линий электропередачи;

- строительство надземных пешеходных переходов;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «ОЛ» разделяется на два регламентных участка «ОЛ1» и «ОЛ2».

Режим «ОЛ1» допускает:

- осуществление сельскохозяйственной деятельности по производству зерновых культур и многолетних трав;

- выпас скота и производство многолетних кормовых трав;

- использование земельных участков для воспроизводства лесов с учетом исторических данных;

- реконструкцию существующих зданий, строений и сооружений, при условии уменьшения их объемно-пространственной структуры;

- ремонт наземных трасс существующих линий электропередачи и прокладку новых;

- ремонт, реконструкцию автомобильных дорог;

- устройство пешеходных дорог и велосипедных дорожек;

- строительство и реконструкцию линий освещения автомобильных дорог;

- размещение автобусных остановок, санитарно-гигиенических сооружений.

Режим «ОЛ1» запрещает:

- строительство зданий и сооружений на землях сельскохозяйственного использования и лесных территориях;

- реконструкцию зданий, строений и сооружений в существующих параметрах, а также с увеличением объемно-пространственной структуры объектов;

- установку ограждений земельных участков.

- Режим «ОЛ2» допускает:

- реконструкцию существующих зданий, строений и сооружений, при условии уменьшения их объемно-пространственной структуры;

- сохранение и восстановление многолетних насаждений;

- проведение мероприятий по укреплению береговой линии с применением естественных материалов и конструкций;

- использование территорий в соответствии с их рекреационным назначением для зон отдыха.

Режим «ОЛ2» запрещает:

- строительство зданий и сооружений;

- реконструкцию зданий, строений и сооружений в существующих параметрах, а также с увеличением объемно-пространственной структуры объектов;

- установку ограждений, за исключением ограждений спортивных площадок.

Режим «Р1» допускает:

- ремонт, реконструкцию существующих зданий и сооружений;

- строительство новых объектов капитального строительства, взамен сносимых ветхих или сгоревших на прежних местах;

- устройство скатных крыш;

- установку прозрачных (визуально проницаемых) ограждений с использованием штакетника, металлических решетчатых конструкций и других материалов;

- использование коричневых, зеленых, бежевых цветовых тонов в отделке фасадов и коричневых и зеленых цветовых тонов для кровель;

- устройство ограждений с воротами, калитками из дерева.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства в границах жилой застройки с режимом «Р1»:

- новое строительство жилых домов и реконструкция существующих зданий, ограничение высоты застройки – до 7 м до верха кровли, протяженностью вдоль красной линии – до 10 м;

- строительство хозяйственных построек в глубине участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, с размерами в плане не более 6 x 6 м;

- ограничение общей площади застройки участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, – до 12%;

- предельная высота ограждений участков – 1,6 м.

Режим «Р1» запрещает:

- строительство хозяйственных построек и гаражей с выносом их на красную линию (на уровень ограждения участка);

- устройство кровель с конструкциями ломаной формы, односкатных кровель;

- установку спутниковых телевизионных антенн на фасадах, выходящих на красную линию застройки, за исключением прозрачных конструкций рамного типа;

- строительство малоэтажных блокированных домов (таунхаузов), многоквартирных домов;

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- использование чрезмерно активных цветовых решений в отделке фасадов;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р2» допускает:

- сохранение общей планировочной структуры и характера застройки индивидуальными жилыми домами в один или два порядка;

- новое строительство и реконструкцию в пределах сложившегося морфологического типа застройки;

- использование коричневых, зеленых, бежевых цветовых тонов в отделке фасадов и коричневых и зеленых цветовых тонов для кровель.

Режим «Р2» запрещает:

- строительство хозяйственных построек и гаражей с выносом их на красную линию (на уровень ограждения участка);

- устройство кровель с конструкциями ломаной формы;

- установка спутниковых и телевизионных антенн на фасадах, выходящих на красную линию застройки, за исключением прозрачных конструкций рамного типа;

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- использование чрезмерно активных цветовых решений в отделке фасадов;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р3» допускает:

- строительство домов в пределах сложившегося морфологического типа застройки в садоводческих объединениях;

- использование коричневых, зеленых, бежевых цветовых тонов в отделке фасадов и коричневых и зеленых цветовых тонов для кровель;

- озеленение, благоустройство участков, предоставленных для садоводства.

Режим «Р3» запрещает:

- разделение земельных участков, предоставленных для садоводства;

- применение малоэтажных блокированных домов (таунхаусов), многоквартирных домов;

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р4» допускает:

- новое строительство, ремонт и реконструкцию индивидуальной жилой застройки;

- использование коричневых, зеленых, бежевых цветовых тонов в отделке фасадов и коричневых и зеленых цветовых тонов для кровель.

Режим «Р4» запрещает:

- устройство кровель с конструкциями ломаной формы;

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р5» допускает:

- новое строительство и реконструкцию существующих объектов социального, культурного и бытового обслуживания;

- размещение рекламных конструкций.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства в границах застройки с режимом «Р5»: новое строительство и реконструкция зданий с ограничением высоты – до 8 м до верха кровли, протяженностью по красной линии до 16 м.

Режим «Р5» запрещает:

- установку спутниковых телевизионных антенн на фасадах, выходящих на красную линию застройки, за исключением прозрачных конструкций рамного типа;

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р6» допускает:

- реконструкцию и ремонт зданий и сооружений в существующих параметрах;

- реконструкцию и ремонт инженерных объектов (очистные сооружения) в соответствии с техническими условиями эксплуатации;

- использование посадок кулисных зеленых насаждений.

Предельная высота ограждений участков – 1,8 м.

Режим «Р6» запрещает:

- новое строительство объектов производственного и коммунального назначения;

- проектирование зданий, строений и сооружений с применением не характерных для данной местности архитектурных решений;

- использование прибрежно-защитной зоны рек и ручьев для размещения гаражей и производственных объектов;

- установку спутниковых телевизионных антенн на фасадах, выходящих на красную линию застройки, за исключением прозрачных конструкций рамного типа;

- использование сплошных (визуально не проницаемых) металлических или бетонных ограждений.

Режим «Р7» допускает:

- строительство зданий и сооружений рекреационного назначения.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства в границах застройки с режимом «Р7»: новое строительство зданий рекреационного назначения высотой – до 9 м до верха кровли, протяженностью по красной линии до 20 м.

Режим «Р7» запрещает:

- использование сплошных металлических или бетонных ограждений;

- устройство кровель с конструкциями ломаной формы;

- использование чрезмерно активных цветовых решений в отделке фасадов;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р8» допускает:

- осуществлять капитальный ремонт существующих зданий, строений и сооружений;

- посадку древесно-кустарниковой растительности в целях озеленения и благоустройства территории, а также плодовых культур.

Режим «Р8» запрещает:

- строительство зданий, строений и сооружений;

- размещение рекламных конструкций;

- предоставление земельных участков для дачного строительства и крестьянско-фермерского хозяйства, а также размещения объектов промышленного назначения;

- прокладка новых наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций);

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р9» допускает:

- строительство временных строений и сооружений;

- музеефикацию археологических объектов;

- реконструкцию существующих наземных и надземных инженерных сетей (коммуникаций) с последующей их прокладкой в подземные трассы;

- реконструкцию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, связанных с техническим обслуживанием транспортных средств без увеличения объемно-пространственной структуры объектов;

- строительство объектов спортивных площадок, видовых площадок, мест отдыха населения;

- размещение автобусных остановок, санитарно-гигиенических сооружений;

- устройство экологических автостоянок и парковок для туристических, экскурсионных автобусов и легкового автотранспорта.

Режим «Р9» запрещает:

- строительство капитальных объектов любого назначения;

- устройство сплошных металлических или бетонных ограждений;

- использование чрезмерно активных цветовых решений в отделке фасадов;

- загрязнение почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков;

- прокладку наземных трасс линий электропередачи;

- строительство надземных пешеходных переходов;

- устройство ограждений высотой более 1,5 м;

- проведение всех видов земляных и строительных работ без археологической разведки.

Режим «Р10» допускает:

- реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий, сооружений.

Режим «Р10» запрещает:

- размещение новых объектов капитального строительства.

- устройство сплошных металлических и/или бетонных ограждений;

- устройство ограждений высотой более 1,5 м.

Режим «Р11» допускает:

- использование земель, предусматривающее сохранение территории кладбищ в существующих границах.

Режим «Р11» запрещает:

- строительство зданий, строений и сооружений, не относящихся к похоронному назначению;

- расширение границ территории существующих кладбищ.

Режим «Р12» допускает:

- реконструкцию существующих зданий, строений и сооружений, при условии уменьшения их объемно-пространственной структуры;

- посадку древесно-кустарниковой растительности в целях озеленения и благоустройства территории.

Режим «Р12» запрещает:

- строительство зданий, строений и сооружений;

- реконструкцию зданий, строений и сооружений в существующих параметрах, а также с увеличением объемно-пространственной структуры объектов;

- размещение временных строений и сооружений, за исключением временных сооружений, размещенных на период реконструкции объектов.

Кроме того, в состав территории достопримечательного места входит другой объект – Источник Преподобного Сергия Радонежского (Водопад Гремячий).

Источник Преподобного Сергия Радонежского (Водопад Гремячий) – место религиозного паломничества и целебные источники. Государственной историко-культурной экспертизой от 29.01.2018 (эксперты Ю.А.Веденин, И.М.Смирнова) включен в виде достопримечательного места в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в 2018 г. Поскольку объект занимает значительную площадь и был достаточно хорошо археологически изучен, то в список объектов охраны были включены объекты археологического наследия: «Могильник фатьяновской культуры», «Селище в д. Взгляднево», «Селище Воронино-Пьяницино», «Селище на Позырковоской поляне», «Селище Ваулино», «Селище Андреевское» – и определены режимы использования участков – зон, где расположены объекты археологического наследия.

Суммируя все существующие теоретические разработки терминов «достопримечательное место» и «объект археологического наследия», можно сделать следующие выводы об их содержании и значении. Это пример очень высокой степени проработанности планировочной организации территории, что предполагает высокий уровень проектировщиков, с учетом всей специфики объектов археологического наследия. Достопримечательное место получило более мягкий режим использования территории, а объект археологического наследия имеет самый жесткий режим. К сожалению, для основной массы достопримечательных мест уровень разработки проектов довольно слаб, что вызвано недостаточным финансированием, отсутствием на территориях специалистов-проектировщиков высокого уровня. Из этого следует, что необходимо готовить специалистов и добиваться достаточного финансирования для выполнения проектов организации достопримечательных мест с учетом археологического наследия в их составе.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Акты Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест и Совета Европы о сохранении культурного наследия: Материальная база сферы культуры: отечественный и зарубежный опыт решения управленческих, научных и технических проблем : Информационный сборник. – М., 1994. – С. 120.

[2] См.: Веденин Ю.А. Формирование нового культурно-экологического подхода к сохранению наследия: в контексте истории создания Российского института культурного и природного наследия // Экология культуры : Альманах Института Наследия «Территория». – М., 2000. – С. 25-30; Горбатенко С.Б. Достопримечательные места как вид культурного наследия. – СПб., 2004.

[3] Гусев С.В., Загорулько А.В. Место и роль объектов археологического наследия в организации достопримечательных мест: Научно-практический семинар // Журнал Института наследия [Электронный ресурс]. – 2015. – № 2. – С. 10. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/3/24.html (дата обращения: 20.03.2019).

[4] Письмо Министерства культуры РФ от 28 февраля 2017 г. N 49-01.1-39-НМ.

[5] Проект зон охраны древнего города Радонеж. Трест «Мособлстройреставрация». Москва, 1989. Т. 2.


© Гусев С.В., Загорулько А.В., 2019.

Статья поступила в редакцию 10.03 2019 г.

Гусев Сергей Валентинович,
кандидат исторических наук,
заведующий Историко-археологическим отделом,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: agus_2004@mail.ru

Загорулько Андрей Владиславович,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: azagor@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/268.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru