Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2019/2(17)
спецвыпуск


РОССИЯ В СПИСКЕ
ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

приурочен к 43-й сессии 
Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
(Баку, 2019)


СОДЕРЖАНИЕ


Обращение министра культуры Российской Федерации В.Мединского


Всемирное наследие России: экспертные мнения


Филатова Н.В., Бузина Л.М., Айтуганова Н.Л.

Влияние статуса объекта Всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение


Бузина Л.М.

Глобальный проект ИКОМОС по восстановлению и реконструкции: матрица для составления тематических исследований по выдающимся практикам посттравматического восстановления объектов всемирного культурного наследия


Ивановский М.С.

Дипломатия и всемирное наследие: вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога


Айтуганова Н.Л., Филатова Н.В.

Транснациональная серийная номинация Всемирного наследия ЮНЕСКО «Шелковый путь»: механизмы координации номинационного процесса


Днепровский К.А., Шокарев С.Ю.

Легендарный эскимосский поселок Наукан в составе номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО


Айтуганова Н.Л., Бузина Л.М.

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»


Объекты - кандидаты для включения в Список всемирного наследия


Лучшие практики


Команда Института Наследия


Архив

Кармов Т.М., Буторин Д.А.

Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг.

Аннотация. Авторы описывают основные объекты всемирного культурного наследия, оказавшиеся под угрозой в связи с вооруженными конфликтами на территории Сирии с 2011 по 2017 гг. Они выделяют три уровня организаций – международный (или надгосударственный), межгосударственный и национальный, детально характеризуют вклад основных организаций каждого из этих уровней в сохранение и предотвращение дальнейшего разрушения культурного достояния страны. Авторы убеждены, что в целом эта задача может быть решена только путем консолидации общих усилий.

Ключевые слова: всемирное культурное наследие, Сирия, вооруженный конфликт, наследие под угрозой, ЮНЕСКО, международные организации.


Гражданская война в Сирии привела к возникновению кризисов: гуманитарный коллапс, межэтнические конфликты, рост сетевых террористических организаций, разрушение городской инфраструктуры, исход беженцев, применение химического оружия. Практика культурных чисток и целенаправленных массовых посягательств на объекты культурного наследия поставила в повестку дня мирового сообщества ряд неотложных вопросов в сфере сохранения культурного наследия, решение которых требует консолидация международных усилий.

В Сирии расположено огромное количество археологических объектов и памятников различных древних культур и народов: ассирийцев, шумеров, хеттов, римлян, византийцев, персов, арабов и многих других. Также на территории Сирии находится и ряд ключевых памятников, связанных с важнейшими событиями мировой истории — распространением ислама, арабскими завоеваниями и крестовыми походами. Благодаря своему географическому расположению территория Сирии стала транзитным регионом, в котором происходило взаимное влияние и «миксация» культур.

На территории Сирийской Арабской Республики находится шесть объектов всемирного наследия: крепости Калат Салах эль Дин и Крак де Шевалье, Старый город Алеппо, Старый Город Дамаска, Памятники Босры, Памятники Пальмиры, Древние поселения на Севере Сирии.

1. Исторический ансамбль старого города Дамаска был включен в список Всемирного наследия в 1979 г. [1]. Согласно заключению ЮНЕСКО Старый Город Дамаска представляет уникальный пример синтеза греко-римской и исламской эстетики, включающий в себя памятники различных периодов, такие как Цитадель Дамаска, Дворец Азима, Мечеть Уммеядов, термы, бывшие резиденции вельмож. По данным археологических раскопок, первые поселения на территории Дамаска датируются третьим тысячелетием до н.э. Сохранившиеся фортификационные сооружения относятся к средневековому периоду истории города, а основная часть исторической застройки датируется началом XVI в.

2. Памятники Пальмиры были внесены в список культурного наследия в 1980 г. [2]. Согласно заключению ЮНЕСКО, Пальмира имеет выдающееся значение как памятник, отражающий многообразие и взаимодействие культур на древнем Ближнем Востоке. Первые упоминания о Пальмире относятся к первой половине второго тысячелетия до н.э. В начале третьего века Пальмира была включена в состав Римских провинций. Наиболее известными памятниками являются Лагерь императора Диоклетиана, термы, храм Баала, гробница царицы Зензиноби, форум, амфитеатр, культовые и торговые постройки. Ряд памятников был разрушен во время войны.

3. Древний город Босра включена в Список объектов Всемирного наследия по рекомендации экспертной комиссии Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест в мае 1980 г. [3]. Первые упоминания о Босре встречаются на табличках из Тель-эль-Амарна и относятся к XIV в. до нашей эры. С начала II в. Босра становится частью Римской империи. Во время нахождения под властью Византии Босра стала главной торговой площадкой между греками и арабами. На сегодняшний день памятники древнего города Босры представлены руинами римского, византийского, исламского периодов: амфитеатр Траяна, собор Босры, мечеть Аль Амари, медресе Марбак аль Накуа [4].

4. Старый город Алеппо (внесен в Список объектов Всемирного наследия в ноябре 1986 г. [5]) представляет архитектурный ансамбль, состоящий из хеттских, эллинистических, римских, византийских и аюбидских построек, в центре которого находится средневековая Цитадель [6].

5. Крепости Крак де Шевалье и Калат Салах эль Дин (внесены в Список объектов Всемирного наследия в июле 2006 г. [7]): замки представляют значимые образцы оборонительных сооружений, иллюстрирующие взаимное влияние и отражающие эволюцию фортификационных сооружений на Ближнем Востоке в эпоху крестовых походов [8].

6. Древние деревни на Северо-Западе Сирийской Арабской Республики представляют около сорока деревень, расположенных в обширном известняком массиве. Древние поселения были заброшены в VIII-X вв., поэтому они сохранили значительную часть своих памятников и зданий в отличном состоянии. Ансамбль Древних деревень объединен в восемь археологических парков: Джабал Семан 1 размером 3,700 га., Джабал Семан 2 (2,760 га.), Джабал Семан 3 (380 га.), Джабал Завий (3,200 га), Джабал Завий 2 (530 га.), Джебелал-Ала (460 га), Джабал Бариша ( 580 га), Джабал Вастани (680 га) [9]. Древние деревни Севера Сирии были включены в Список объектов Всемирного наследия в июле 2011 г. [10]

Гражданское противостояние в Сирийской Арабской Республике началось в марте 2011 г. с массовых выступлений в крупных городах, которые сопровождались столкновением протестующих с силами полиции, в результате которых имелись человеческие жертвы. К концу лета 2011 г. можно было говорить о состоявшемся восстании, в результате которого противостояние между силами оппозиции и правительства стало открытым вооруженным конфликтом, вследствие чего возросла опасность для людей и культурного наследия. Первой организацией, выразившей опасения о возможных последствиях вооруженного противостояния, стал Международный Комитет Голубого щита.

Голубой щит — это организация, созданная в 1996 г., до этого существовавшая как комитет по соблюдению Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. при ООН, объединяющая специалистов из различных организаций, связанных с сохранением культурного наследия и музеями. Организация является волонтерским международным объединением представителей академического сообщества в области истории, археологии, искусства и охраны культурного и археологического наследия. Сеть Голубого щита состоит из организаций, занимающихся музеями, архивами, библиотеками, памятниками и достопримечательными местами [11].

В начале конфликта в Сирийской Арабской Республике международный комитет Голубого щита опубликовал заявление 17 мая 2011 г., в котором указывал на возможность разрушительного потенциала вооруженного противостояния [12].

Во втором заявлении от 7 апреля 2012 г. международный комитет Голубого щита вновь выразил озабоченность продолжающимся конфликтом и угрозой, создаваемой для культурного наследия и мирного населения [13].

Американский комитет Голубого щита сделал заявление об «Уничтожении культурного наследия Сирии» 24 августа 2012 г. В заявлении был сделан акцент на случаях милитаризации объектов всемирного наследия, сопоставив Сирийский кризис с войной в Югославии в 1990-х. Отдельно оговаривалось противодействие незаконной торговле предметами антиквариата и культурного наследия из Сирии [14].

Предупреждения, озвученные Международным Комитетом Голубого щита, отразили опасения западного профессионального сообщества относительно потенциальной угрозы гражданскому населению и культурному наследию. Следующим шагом стало создание на Западе информационных площадок по привлечению внимания общественности к проблеме уничтожения культурного наследия в условиях вооруженного противостояния на территории Сирийской Арабской Республики.

Ассоциация за защиту Сирийской археологии (Association for protection Syrian archeology, APSA) была основана преподавателем Страсбургского университета Али Шейкемусом (PhD по археологии Ближнего Востока) в 2011 г. В состав ассоциации входят также ряд преподавателей Университета Страсбурга, журналисты, гражданские активисты. Заявленная цель ассоциации — это документирование разрушения объектов археологического наследия в Сирии. Свою деятельность Ассоциация начала осуществлять на информационных площадках социальной сети Facebook и видеосервиса YouTube в 2012 г. [15]

Впоследствии был создан интернет-портал, на котором сведения об ущербе группировались по территориальному признаку. Сообщество Ассоциации в социальной сети Facebook было создано в 2012 г., и первая запись в сообществе о бомбардировке населенного пункта Шейх Амнес датируется 30 октября 2012 г. Первое видео, посвященное проблеме защиты культурного наследия, отмечено водяным знаком Ассоциации, относится к 20 августа 2012 г. [16]. Оно посвящено занятию повстанцами Свободной Сирийской Армии музея в городе Маара. С этого времени на канале стали появляться видео, посвященные исключительно проблематике уничтожения культурного наследия и привлечения внимания к данному явлению.

Генеральный Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в обращении к сторонам вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике от 30 июля 2012г. призывала стороны вооруженного конфликта не использовать объекты, представляющие историческую или культурную ценность, в военных целях. Особенную обеспокоенность генеральный директор выразила по отношению к старому городу Алеппо, который из-за своего стратегического значения может стать местом ожесточенных боев [17].

Разрушенная мечетьКомитет Всемирного наследия принял решение о включение всех шести Объектов Всемирного наследия Сирии в Список объектов всемирного наследия, находящегося под угрозой, на 37 сессии комитета Всемирного наследия проходившая в Пномпене (Камбоджа) 16-27 июня 2013 г. [18].

Следующим шагом по привлечению внимания общественности и торговых, таможенных и полицейских структур стал Красный лист, выпущенный при поддержке UNESCO и ICOM [19]. Пресс-релиз о выпуске Красного листа был сделан в Париже, в Лувре 23 сентября 2013 г. Официальная презентация Красного листа была проведена 25 сентября 2013 г. в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Красный лист похищенных культурных ценностей Сирии содержит ряд ценностей, похищенных из сирийских музеев, а также обзорно затрагивает проблематику кризиса культурного наследия, развернувшегося в условиях гражданской войны. Декларируемая цель Красного листа — снабдить официальные власти инструментом в деле поиска украденных объектов культурного наследия. Красные листы включают в себя только те объекты, о которых было заявлено как об украденных и у которых есть описание, по которому их можно идентифицировать. В каждом Красном листе, в зависимости от специфики освещаемой в нем, даются описания общего культурного и криминального контекста и рекомендации по противодействию незаконному обороту культурных ценностей. В частности, отмечается необходимость снабжать музейные ценности индивидуальным идентификатором (ID object). В свою очередь, Интерпол ссылается на Красные листы как на один из источников пополнения сведений об украденных объектах.

Привлечение общественного внимания и снабжение Интерпола и национальных правоохранительных органов информацией является необходимым условием для противодействия незаконному обороту культурного наследия, однако эти меры носят профилактический характер. Регулярный мониторинг обстановки позволяет создать обширную информационную базу, что крайне важно для адресного реагирования на происходящие разрушения и постконфликтного урегулирования.

Свободная Сирийская Армия, являясь разрозненным (сетевым) образованием, представляла непривычную структуру для международного законодательства в сфере охраны культурного наследия. В таких условиях нормативные попытки регулирования уступают место прямым или косвенным контактам членов профессионального сообщества и участников боевых действий. Целью данного взаимодействия является коррекция поведения участников конфликта в отношении объектов культурного наследия. К такой попытке можно отнести действия Английского комитета Голубого щита и неправительственной организации Heritage for Peace (Наследие для мира).

В 2013 г. Международным комитетом Голубого щита была опубликована база данных ключевых памятников, музеев и библиотек Сирийской Арабской Республики. База данных содержит сведения о 1247 памятниках и 41 музее, коллекциях и библиотеках по всей Сирии. Файлы предоставляются в виде базы данных в формате Excel с дополнительной информацией. Файлы содержат следующею информацию: названия и альтернативные названия, написанные транслитерацией, координаты (по широте и долготе), размеры (в метрах), краткое описание места нахождения объекта, краткое описание значимости, краткое описание объекта, ссылка на фотографии сайта, если таковая имеется. В базе данных также содержится список важных объектов, для которых координаты не были определены по техническим причинам, и 14 объектов, для которых могут быть получены только частичные координаты [20].

Английский комитет Голубого щита и неправительственная организация Heritage for Peace 4 июля 2013 г. выпустили специальный список объектов культурного наследия, находящихся в Алеппо (‘No Strike’ list of archaeological sites in Aleppo), которые необходимо вывести из-под удара и оградить от боевых действий. Список включает в себя 20 объектов особой важности с координатами, описанием, описанием ценности, которые враждующие стороны должны исключить из планирования боевых действий [21].

Организация Heritage for Peace в пресс-релизе к Стоп-листу призвала все стороны, участвующие в конфликте, уважать международное законодательство, касающееся культурного наследия, и избегать любых боевых действий вблизи и на этих объектах [22].

Стоит отметить, что на сайте организации Heritage for Peace Стоп-лист можно получить только по личному запросу: как объясняется на сайте, из соображений безопасности. На сайте Английского комитета Голубого щита данный Стоп-лист находится в свободном доступе в двух вариантах – на английском и арабском языках.

Создание неформальных связей между «комбатантами» и профессиональным сообществом из наиболее активных его членов предполагалось использовать как инструмент по сохранению культурного наследия. Организация Heritage for Peace декларирует данный инструмент как основной в своей детальности. Эта международная организация, основанная в 2013 г. в Жироне (Испания), ставит своей целью способствовать мирному транзиту через программы по сохранению культурного наследия. Она включает специалистов по этническим конфликтами, межкультурной коммуникации и политическому урегулированию.

Организация ставит перед собой задачу формировать волонтерский корпус, а также популяризировать информацию об объектах культурного наследия и знания по их восстановлению. Основной площадкой для распространения этой информации является сайт организации.

Помимо программных разделов, на сайте присутствуют разделы с информацией о конфликте в Сирии и многопрофильный свод практической литературы. В разделе специальной литературы представлены руководства по консервации керамики, металла, стекла, предметов изобразительного искусства и архитектурных объектов. В нем также представлены специальные арабо-английские, арабо-испанские, арабо-французские словари терминов для консерваторов в различных областях.

ДокладыHeritage for Peace о разрушениях памятников (Damage News Letters ) охватывают временной промежуток с 23 февраля 2014 г. по 4 мая 2018 г., выходя с периодичностью от 10 дней до двух недель. Damage news letters за ранние периоды сообщают меньше информации о разрушениях. В последних сообщениях упор делается на поиск волонтеров и активистов, владеющих арабским языком, а также обзор событий, связанных с медиапредставлением кризиса культурного наследия. Фактически эти письма являются скорее ознакомительным дайджестом новостей, нежели академическим источником.

Использование спутниковых снимков компенсирует этот недостаток. Изображение, полученное со спутника как источник обладает рядом параметров, таких как разрешение изображения, полнота, дата съемки, географическая привязка. Использование спутниковых изображений в целях фиксации ущерба культурному наследию Сирии было реализовано в рамках проекта Культурной инициативы Американской школой исследования Востока.

Американская школа исследования Востока (The American Schools of Oriental Research/ASOR) была основана в 1900 г. как Американская школа восточных исследований в Палестине. По заявлению организации, миссия ASOR заключается в поддержке и поощрение исследований народов, культур и истории Ближнего Востока. Инициатива по Культурному наследию (Cultural Heritage Initiatives/CHI) ASOR была создана в 2014 г. с целью привлечения внимания общественности к кризису культурного наследия в Сирии и документированию разрушений памятников. Существенной составляющей докладов является анализ фотографий археологических памятников, полученных при помощи спутников. Спутниковые снимки позволяют охватить всю территории Сирии, к тому же со спутниковых снимков четко видно, под чьим контролем находился тот или иной памятник на момент его разграбления. Исследователи отмечают, что данная работа оказалась возможной только при финансовой поддержке Государственного департамента США, поскольку доступ к хранилищам снимков со спутников предоставляется археологам на коммерческой основе. В исследовании используются как снимки 1960-х годов, рассекреченные NASA, так и снимки, полученные у сервиса Digital Globe [26]. Конечной целью проекта является создание всеобъемлющего атласа археологических памятников Сирии.

Деятельность CHI ASOR по документированию ущерба культурному наследию отражена в еженедельных и ежемесячных докладах (Weekly/Monthly Report). Доклады помимо существенной части содержат обзор военно-политической обстановки за неделю, что является логичным дополнением, поскольку кризис культурного наследия неразрывно связан с политическим и гуманитарным кризисом на территории Сирии. Также выпускаются специальные доклады, которые освещают тенденции в развитии кризиса на конкретном направлении, например, специальные доклады, посвященные Пальмире.

В докладах фигурирует большое количество видеоматериалов и сведений, раскрывающих состояние объектов культурного наследия до посягательств. Еженедельные доклады CHI ASOR охватывают период с августа 2014 г. по ноябрь 2018 г. [27] Первые доклады за 2014 год фактически сводились к суммированию сообщений APSA. К 2015 г. доклады стали более развернутыми, в них стала появляться информация из новых источников. К 2016 г. еженедельные доклады стали приближаться по объему к ежемесячным отчетам APSA.

ASOR является не единственным проектом, фиксирующим при помощи спутников существующий ущерб. Программа оперативных спутниковых применений Научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций (UNITAR’s UNOSAT) создана для сбора и анализа спутниковых снимков для мониторинга информации о гуманитарной обстановки в кризисных регионах. В докладе организации были проанализированы спутниковые изображения Алеппо, Апамеи, Бара, Босры, Крак Де Шевалье, Кирры, Дамаска, Дейр Семаана, Дура Европос, Эблы, Киркбизехи, Маррат аль-Нумани, Пальмиры, Кадеса, Канавата, Ракки, Теллькаргары, Угариты, в которых по состоянию на 2014 г. было выявлено 290 населенных пунктов, из них 24 разрушены и 104 серьезно повреждены [28].

Раскопки, карта со спутникаС началом сирийского конфликта деятельность ЮНЕСКО можно условно разделить на тактический и стратегический сегменты. На региональным уровне силами офисов в Иордании и Ливане предпринимались попытки по документированию памятников и по обучению сотрудников музеев и правоохранительных органов методам противодействия незаконному вывозу культурных ценностей.

Международный тренинг на базе бюро ЮНЕСКО в Амане (Иордания) состоялся с 10 по 13 февраля 2013 г. Участники тренинга изучали Конвенции 1954 г., 1970 г., 1972 г. и возможности кооперации Сирии, Иордании, Ливана как инструмента противодействия незаконной торговле предметами старины. Рассматривался опыт сохранения культурного наследия в условиях вооруженного конфликта и социальной нестабильности на примере Ирака, Афганистана и Египта [29].

Участниками семинара стали археологические миссии в Сирии: миссия Университета Дарема, миссия Германского археологического института (DAI), миссия Французского института Ближнего Востока, миссия Калифорнийский университета Лос-Анджелеса (UCLA), Университета Рима Ла Сапиенца. Представители международных организаций, таких как Ассоциация национальных комитетов Голубой щит (ANCBS), Федеральное ведомство по культуре Швейцарии, ICCROM, ICOM, ICOMOS, , UNIDROIT, Бернский университет, Интерпол, Всемирная таможенная организация. Полицейские структуры были представлены службой Карабинерии (военной полиции) Италии, Федеральной полицией Швейцарии, Центральным офисом по борьбе с торговлей культурными ценностями (OCBC) Франции.По итогам семинара был выпущен отчет о проделанной работе [30].

Силами отделения ЮНЕСКО в Бейруте (Ливан) 17-19 июля 2013 г. был проведен семинар с военнослужащими армии Ливана по защите культурного наследия в случае вооруженного конфликта. 30 высокопоставленных офицеров ливанской армии изучали программы ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия в арабском регионе, особенности применения Гаагской конвенции и ее Протоколов [31].

В рамках программы ЮНЕСКО по Экстренному сохранению культурного наследия Сирии и при финансовой помощи Европейского союза, в размере €2,463,642 [32] была создана международная группа по Обозрению культурного наследия Сирии (International Observatory of Syrian Cultural heritage). Начало работы проекта было анонсировано 1 мая 2014г. [33]

Группа управления проектом, отвечающая за координацию Международной обсерваторией культурного наследия Сирии, базируется в Бюро ЮНЕСКО в Бейруте (Ливан). Руководство группой осуществляет Кристина Менегаци (Cristina Menegazzi), получила ученую степень PhD по риск-меджемнту культурного наследия в условиях стихийных бедствий в Университете Витербо (Италия) в 2010 г.

Географическая близость к Сирии позволяет проекту организовывать полевые миссии, а также оперативную связь с национальными партнерами и доступ к сирийским заинтересованным сторонам. На сайте проекта опубликованы доклады о состоянии культурного наследия в Сирии.

На сайте перечислен ряд организаций, занимающихся сохранением культурного наследия, а также представлена навигация по всем сообщениям и докладам, которые они опубликовали в период с 2012 по 2017 г. [34].

Проект направлен на обеспечение оперативного реагирования на случаи утраты культурного наследия и подготовку постконфликтных мероприятий в Сирии. Главная цель проекта по экстренному сохранению сирийского культурного наследия заключается в содействии восстановлению социальной сплоченности, стабильности и устойчивого развития посредством защиты и сохранения культурного наследия. Подход к проблеме защиты культурного наследия включает мониторинг информационного поля на предмет сообщения о новых случаях разрушения и их документирование; координацию усилий международных неправительственных организаций и локальных групп, занимающихся охраной культурного наследия [35].

В качестве реакции на разрушительные последствия гражданской войны Немецкий музей Исламского искусства и Немецкий археологический институт начали в 2013 г. реализацию проекта Архива сирийского наследия (Syrian Heritage Archive Project). Целью проекта является оцифровка объектов культурного наследия, археологических и музейных предметов находящихся в восточных коллекция немецких музеях [36]. Информация о музейных предметах, включая метаданные, индексируется, структурируется и локализуется на виртуальном ландшафте.

Цифровое документирование необходимо не столько для сохранения максимально полной информации об объектах, сколько для повышения возможностей по реконструкции утрат, возникших в результате разграбления археологических памятников во время вооруженного конфликта. Создание единой документационной базы позволит свести в единое целое уже имеющиеся исследования. Это имеет большое значение не только для решения проблемы сохранения культурного наследия, но и для развития археологии в целом.

Сообщения о целенаправленных идеологических посягательствах на объекты культурного наследия начали поступать летом 2014 г. в связи с экспансией террористической организации Исламское государство Ирак и Левант (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации). В конце 2014 г. был разрушен ряд шиитских мечетей, а в феврале 2015 г. была разграблена и взорвана библиотека города Мосула в Ираке.

Действия боевиков привлекли внимания общественности к кризису культурного наследия, и возвестили о необходимости новых путей сохранения наследия в кризисе. Глава ЮНЕСКО Ирина Бокова выступила с осуждением данных актов вандализма и разбоя, назвав их культурными чистками.

Совет безопасности ООН принял Резолюцию 2199 (2015) на 7379 заседании 12 февраля 2015 г., в которой призвал государства – члены совета Безопасности осуществить ряд мер, призванных ограничить финансовые возможности ИГИЛ, среди которых – ограничения торговли предметами культурного наследия, происходящими из мест археологических раскопок, музеев, библиотек, архивов и из других объектов в Ираке и Сирии. В резолюции Совет Безопасности осудил разрушения культурного наследия в Ираке и Сирии в результате как случайных действий, так и преднамеренных посягательств [37].

В ходе экспансии ИГИЛ 23 мая 2015 г. была захвачена Пальмира, после чего боевики начали проводить чистки среди местного населения, уничтожать и грабить объекты культурного наследия. На протяжении лета 2015 г. боевики ИГИЛ занимались уничтожением объектов археологического комплекса Пальмиры, были разрушены: рам Баала, триумфальная арка, три погребальные башни, колонна Зензиноби, статуя льва Аллата, разграблен Национальный музей. Был казнен хранитель Пальмирской коллекции Халед аль-Асад.

разрушенная статуя льваДействия ИГИЛ были подвергнуты единодушной критике со стороны широкой общественности и профессионального сообщества. Невоенным ответом на разрушения было инициирование ряда проектов, связанных с распространением информации о Пальмире и донесение до широких масс важности данного объекта Всемирного наследия путем создания фильмов и проведения тематических выставок. Другим направлением стало создание виртуальных моделей как целых археологических ландшафтов, так и отдельных объектов. Основным методом создания 3D моделей стал способ интегрирования фотографий памятника с различных ракурсов в единую трехмерную модель. Создание моделей стало возможным благодаря международному и межнациональному сотрудничеству в данной сфере частных и государственных инициатив.

Специальный проект ANQA, начатый в июне 2015 г. при участии CyArk и ICOMOS, был создан для экстренного документирования культурного наследия в регионах с высоким уровнем риска, т.е. на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Инициатива предназначена для подготовки групп международных специалистов во взаимодействии с местными экспертами для документирования объектов культурного наследия в 3D до того, как они будут повреждены или полностью уничтожены. Институт сохранения культурного наследия Йельского университета (IPCH) присоединился к проекту в конце 2015 г., приняв участие в постепенном создании открытой базы данных сканированных объектов. Институт организовал рабочую группу аспирантов из отделов истории искусства, архитектуры, ассириологии и информатики, чтобы они совместно работали над списком исторических объектов, включенных в проект ANQA в Сирии и Ираке, оцифровывали фотографии, планы и другую соответствующую документацию, размещали материалы в открытом доступе. Документацию в конфликтном регионе команда ANQA начала с создания виртуальной модели зиккурата Ур (датируется ок. 2100 г. до н.э.), находящегося в Ираке, на территории бывшей Месопотамии [38].

ANQA является дочерним проектом некоммерческой организации CyArk, основана Беном и Барбарой Кацирой в 2003 г. для цифрового документирования, архивирования и обмена информацией о культурном наследии. Проект сотрудничает с международными (UNESCO, ICOM, ICCROM) и национальными культурными организациями, корпорациями, разрабатывающими программное обеспечение, предоставляющими информационные услуги (Google, Faro, Iron mountain, Seagate), производителями сканирующего оборудования и государственными институциями [39].

ICCROM совместно с отделением UNESCO в Бейруте и Арабским региональным центром Всемирного культурного наследия организовал тренинг (1 по 10 июля 2015 г.) по сохранению культурного наследия в условиях кризиса. Перед организаторами стояла задача создать команды, способные обеспечить охрану культурному наследию в чрезвычайных условиях. В тренинге приняли участие 23 специалиста, работающие в Алеппо, Дамаске, Дарае, Идлибе, Дейр-эль-Зоре и Хомсе. Участники обсудили несколько аспектов, связанных с реагированием на чрезвычайные ситуации в отношении объектов культурного наследия, такие как: оценка рисков, оценка ущерба, оказание первой помощи культурному наследию, быстрая документация, участие локального сообщества и скорейшая консолидация поврежденных памятников и объектов. Проведенный тренинг был связан с семинаром, организованным в конце 2014 г. [40]

Активизация ИГИЛ в регионе Северного Ирака и Сирии, а также трансграничный характер финансирования и пополнения людских ресурсов террористической организации привели к необходимости консолидировать усилия по ограничению путей пополнения ресурсов террористической организации на уровне Совета Безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2253 (2015) на 7587 заседании 17 декабря 2015 г., в которой предписал Комитету СБ, учрежденному резолюциями 1267 (1999), 1989 (2011) и 2253 (2015) по ИГИЛ, «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям осуществлять контроль за соблюдением санкций, введенных Советом Безопасности по ряду вопросов, в том числе, связанных с ограничением торговли культурными ценностями и разрушением объектов культурного наследия. Совет Безопасности в очередной раз осудил разрушение культурного наследия и религиозных объектов на территории Ирака и Сирии Исламским Государством и Фронтом Ан-Нусры, напомнив, что государства-участники должны не допускать внутреннюю и трансграничную торговлю культурными ценностями и другими предметами, имеющими археологическое, историческое, культурное значение, которые были незаконно изъяты из Ирака после 6 августа 1990 г. и из Сирии после 15 марта 2011 г. [41]

В рамках плана UNESCO по Экстренному сохранению культурного наследия Сирии в январе 2017 г. на базе регионального офиса UNESCO в Бейруте при участии CyArk был проведен двухнедельный тренинг для 10 сирийских специалистов по применению наземного лазерного сканирования, фотограмметрии (научно-техническая дисциплина, занимающаяся определением пространственных характеристик объектов по их фотоизображениям) и аэрофотограмметрии с использованием беспилотных летательных аппаратов [42].

Промежуточным итогом законотворческой деятельности на международном уровне по охране культурного наследия в условиях гражданской войны на территории Сирии стала резолюция Совета Безопасности ООН, принятая в тесном сотрудничестве с UNESCO.Резолюция 2347 (2017) о защите культурного наследия была принятая Советом Безопасности на его 7907 заседании 24 марта 2017 г. [43]. В резолюции отмечается особая роль негосударственных субъектов, в особенности террористических групп, в генерации ущерба культурному наследию, путем грабительских раскопок, целенаправленных посягательств и незаконной торговли, в том числе через Интернет.

Резолюция рекомендует и призывает государства-участников к кооперации усилий в сфере таможенного регулирования, усилению надзора за торговлей древностями на своей территории, созданию специальных подразделений в составе надзорных ведомств, которые в плотном сотрудничестве с музеями будут разрабатывать и осуществлять необходимые меры по противодействию незаконной торговле.

Отдельно отмечается важность координации культурных институций и организаций, способных произвести разминирования, в том числе объектов культурного наследия.

В резолюции также отмечается, что в некоторых случая посягательства на объекты культурного наследия являются разновидностью военных преступлений, о чем свидетельствует недавнее решение Международного уголовного суда, который вынес обвинительный приговор за преднамеренное разрушение объектов культурного наследия (Томбукту).

В целом резолюция суммирует ранее озвученные призывы и пожелания к странам-участницам, сводя их в едином документе. Резолюция концентрируется на позитивных, а не нормативных мерах по защите наследия. Данный сдвиг отражает изменения в международных отношениях обусловленные появлением негосударственных акторов, отрицающих нормы международного гуманитарного права, противодействие которым должно оказываться напрямую через экономические, культурные, военные рычаги влияния.

Главное управление по делам древностей и музеев совместно с международными организациями провело ряд тренингов по обучению персонала технологиям 3D сканирования и ряд сессий по документации объектов культурного наследия. Работа велась в двух основных направлениях: сканирование и создание трехмерных моделей сохранившихся памятников и создание 3D моделей утраченных объектов.

В январе 2016 г. была завершена первая часть документации мечети Омейядов в Дамаске с использованием методов 3D-фотограмметрии в сотрудничестве с французской архитектурной фирмой ICONEM. В феврале 2016 г. была презентована трехмерная модель мечети [44].

ICONEM – французская архитектурная компания, занимающаяся документированием культурного наследия с использованием технологий сканирования и трехмерного моделирования. Директор ICONEM Ив Ублеманн начал работу в Сирии в 2005 г. с разработки выставочных залов для фресок и скульптур в Музее Пальмиры [45].

В феврале 2016 г. сирийская команда из Главного управления древностей и музеев начала трехмерную документацию исторических памятниках в Дамаске. Используя методы лазерного сканирования вместе с фотограмметрией, были собраны данные о Медресе аль-Джакмакия (датируется первой половиной XV в.) и Бимаристане Нур-эль-Дине (датируется серединой XII в.). Данные обоих памятников были представлены в команду CyAr в Окланде (США) для дальнейшей обработки, а затем полученная модель была передана в Йельский институт по сохранению культурного наследия [46].

В мае 2016 г. Главное управление по делам древностей и музеев продемонстрировало результаты совместной с ICONEM работы по реконструкции облика Пальмиры. На примере трехмерной кинетической модели Триумфальной арки ученые смоделировали фрагментарное разрушение арки в результате обрушения [47]. Предполагается, что соотношение смоделированной ситуации с моделью, полученной в результате сканирования фрагментов арки на месте разрушения, значительно облегчит и ускорит труды реставраторов по восстановлению арки. Так же была реконструирована трехмерная модель уничтоженного храма Бела.

кинетическая модель аркиВ июне 2016 г. для сотрудников Главного управления по делам древностей и музеев был проведен тренинг командой CyArk на базе бюро UNESCO в Бейруте. Уже в августе 2016 г. Главное управление заявило о создание общей трехмерной модели старого города Дамаска [48].

После освобождения Пальмиры 27 марта 2016 г. силами Международного противоминного центра 4 апреля начались работы по разведке и гуманитарному разминированию путей, подходящих к исторической части Пальмиры [49]. За сутки российскими саперами были обследованы 12 гектаров исторической части города, обезврежены 158 взрывоопасных предметов [50].

Из заявления начальника инженерных войск генерал-лейтенант Юрия Михайловича Ставицкого следует, что задачи по разминированию архитектурной и исторической части Пальмиры выполнены в полном объеме 21 апреля 2016 г.: «Очищены 243 гектара, 23 км дорог, 10 объектов исторического наследия. Обезврежен 2991 взрывоопасный предмет, в том числе уничтожено 432 самодельных взрывных устройства. Приступили к разминированию жилой части. Уничтожено 1432 взрывоопасных предмета» [51].

разминирование ПальмирыВ период с 20 по 28 сентября 2016 г. российские военные топографы совместно с группой сотрудников Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), возглавляемых Натальей Федоровной Соловьевой и сотрудниками Государственного Эрмитажа, с помощью беспилотного летательного аппарата выполнили аэрофотосъемку древней части города Пальмиры на площади около 13 кв. км [52].

В результате облета были получены более 4000 снимков и построена трехмерная модель, с которой был снят фотографический план памятника с точной геодезической опорой и сделана высотная модель. Пространственное разрешение значительно выше, чем у существующих спутниковых снимков. Данные, полученные в результате съемки, легли в основу работы над трехмерной геопозиционированной моделью исторической части Пальмиры [53].

На VI Санкт-Петербургском культурном форуме 18 ноября 2017 г. трехмерная модель Пальмиры была передана российскими археологами сирийской стороне [54]. Также был запущен сайт для агрегации фотографий Пальмиры до ее разрушения боевиками, на основе собранного материала предполагается создать виртуальные реконструкции утраченных объектов [55].

Группа российских ученых под руководством Тимура Михайловича Кармова, сотрудника Института наследия, в начале ноября 2016 г. реализовала мониторинговую экспедицию на севере Сирии с целью осмотра состояния объекта Всемирного наследия Древних деревень Севера Сирии. Древние деревни находятся в 30 км от Алеппо, на территории кантона Африн, в тот момент подконтрольного курдским Отрядам народной самообороны (в настоящий момент район контролируются ВС Турции и протурецкими вооруженными формированиями). Группа констатировала, что памятник не имеет существенных следов военной активности, однако из-за отсутствия мер по охране памятника происходит постепенная деградация объекта [56].

В результате повторного захвата Пальмиры в декабре 2016 г. боевиками ИГИЛ было разрушено несколько объектов культурного наследия, в том числе портик амфитеатра, в котором 5 мая 2016 был дан концерт оркестром Мариинского театра.

Согласно сообщению Международного противоминного центра, в период с 8 марта по 20 апреля 2017 г. в ходе повторного гуманитарного разминирования в исторической части Пальмиры было очищено 1514 га территории, 140 км дорог, около 2000 зданий и сооружений. Обнаружено и уничтожено 6609 взрывоопасных предметов, в том числе 630 самодельных взрывных устройства [57].

Сирийская Арабская Республика является участницей ряда международных конвенций и договоров, в том числе касающихся охраны культурного наследия в военное и мирное время. Сирийская археология развивалась в плотном взаимодействии с археологами из стран Европы, Америки, Ближнего Востока. Озабоченность судьбой культурного наследия, которую выразили ученые и представители международных организаций, когда в Сирии начались массовые протесты, перешедшие в вооруженное противостояние, является следствием международного характера сирийского культурного наследия.

Деятельность по сохранению культурного наследия на территории Сирии в 2011-2017 гг. распадается на два этапа. Первый этап – 2011-2014 гг. – связан с появлением специальных организаций и проектов направленных на мониторинг и документирования кризиса, а также на кооперацию институтов и подготовку кадров. Второй этап – 2015-2017 – характеризуется активизацией полевой деятельности по сохранению и документированию наследия.

Различие в финансовых, организационных и структурных возможностях накладывает отпечаток на деятельность организаций. Сетевые профессиональные объединения, такие как APSА, Heritage for Peace, Голубой щит, проявили себя в начале кризиса, оперативно начав документацию и мониторинг разрушений, а также попытавшись создать руководства по защите культурного наследия для комбатантов. Консультативная деятельность этих организаций направлена в первую очередь на силы повстанцев, поскольку те не обладают специальными структурами, по типу Главного управлении по делам музеев и древностей Сирийской Республики. Мониторинговая деятельность сводится к генерации новостных сообщений о случаях разрушений и посягательств на объекты наследия. Новостные сообщения только частично отражают проблему разрушений, и не дают целостного представления о масштабах. Поэтому для получения сведений об ущербе оказалась востребованы спутниковая фотодокументация.

Возможность получать актуальные и архивные версии спутниковых снимков доступна лишь финансово обеспеченным организациям. В данном деле преуспели исследователи из Американской школы исследований Востока и Научно-исследовательского университета ООН. Благодаря данным снимкам стал понятен не только размах разграблений, но и его динамика в условиях меняющегося военно-политического ландшафта. Потенциально результаты спутникового документирования могут быть полезны в совместном использовании с другими наработками по виртуальной реконструкции и ликвидации последствий войны.

Деятельность UNESCO лежала в плоскости консолидации усилий вокруг Сирии путем просвещения силовых и таможенных органов граничащих с Сирией стран в отношении международного права, а именно – защиты и незаконной торговли культурными ценностями. Основной задачей UNESCO на начальный период конфликта было удержать артефакты внутри Сирии путем привлечения внимания компетентных органов к важности проблемы.

Другим направление деятельности UNESCO стало привлечение внимание к кризису культурного наследия путем создания и распространения брошюр, видеоматериалов, проведения выставок и внесения шести объектов Всемирного наследия Сирии в список памятников, находящихся под угрозой. Также Совет безопасности ООН и ассамблея UNESCO приняли ряд нормативных актов, направленных на запрещение торговли древностями, происходящими с территории Сирии, после марта 2011 г.

Принятие данных резолюций и конвенций отражает изменения, произошедшие в военно-политической обстановке в Сирии в 2014-2015г. в связи с активизацией ИГИЛ. Боевики террористической организации не только получали доходы с продажи древностей, но и целенаправленно уничтожали их, тиражируя информацию о них.

Освобождение Пальмиры оказалось своеобразной проверкой имеющихся связей внутри профессионального сообщества. Некоторые организации выражали необоснованные опасения перехода Пальмиры под патронаж российских культурных институций, другие игнорировали нетривиальность задачи, поставленной перед российскими саперами и тот профессионализм, с которым она была выполнена. Анализ отчетов организаций, агрегирующих данные об ущербе культурному наследию и о деятельности организаций, вовлеченных в процесс сохранения наследия, может стать предметом отдельного исследования, поскольку затрагивает вопросы непрямой коммуникации и способы медиарепрезентации в более широком смысле.

Распространение информации о целенаправленных посягательствах на объекты культурного наследия привели к активизации инициатив, связанных с трехмерным документированием памятников. Главное Управление по делам древностей и музеев совместно с международными и национальными организациями инициировали ряд проектов, связанных с созданием трехмерных виртуальных моделей объектов культурного наследия. За время конфликта 3D документацией занимались французские, сирийские, американские организаций, однако был проведен ряд тренингов для сирийских специалистов, что дает основание полагать дальнейшее распространение технологии уже внутри страны.

Создание трехмерных моделей, имеющих географическую привязку и динамическую моделировку, является одними из перспективных направлений постконфликтного восстановления культурного наследия Сирии и обладает широким полем как для конкуренции, так и сотрудничества. Максимальной эффективности 3D моделирования памятников можно добиться внесением в пространственные модели информации, полученной при оцифровке и архивации результатов раскопок, найденных артефактов, музейных предметов, относящихся к Сирийской археологии. Подобный проект в перспективе возможно реализовать, используя достижения совместного Проекта Архива Сирийского наследия Немецкого археологического института и Немецкого музея исламского искусства. Восполнение пробелов в виртуальных моделях возможно за счет создания цифровых реконструкций безвозвратно утраченных памятников.

В целом, деятельность по сохранению культурного наследия в условиях вооруженного конфликта имеет три уровня реализации: международный, или скорее надгосударственный уровень, уровень межгосударственного взаимодействия, национальный уровень.

Основные усилия по медиации правовой трансграничной консолидации на региональном уровне возлагаются на ООН и UNESCO, а также на связанные с ними комитеты и структуры, такие как ICOM, ICROM, Интерпол. На данном уровне работают трансграничные ассоциации профессионалов в сфере охраны культурного наследия, их деятельностью является привлечение внимания к конфликту и документирование.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Decisions adopted by the World Heritage Committee at its 3th session // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/archive/repcom79.htm#20 (дата обращения: 14.05.2018).

[2] Decisions adopted by the World Heritage Committee at its 4th session // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/archive/2010/whc10-34com-20e.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[3] Évaluation de l'organisation consultative (ICOMOS) // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/document/152999 (дата обращения: 14.05.2018).

[4] Ancient City of Bosra // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/en/list/22 (дата обращения: 14.05.2018).

[5] Decision : CONF 003 VIII Inscription: Ancient City of Aleppo (Syrian Arab Republic) // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/archive/1986/cc-86-conf003-10e.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[6] Ancient City of Aleppo // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/en/list/21 (дата обращения: 14.05.2018).

[7] Decisions adopted at the 30th session of the World Heritage Committee (Vilnius, 2006) // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/archive/2006/whc06-30com-19e.pdf (дата обращения: 14.05.2018)

[8] Crac des Chevaliers and Qal’at Salah El-Din // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://whc.unesco.org/en/list/1229 (дата обращения: 14.05.2018).

[9] Ancient Villages of Northern Syria // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: https://whc.unesco.org/en/list/1348/multiple=1&unique_number=1761 (дата обращения: 14.05.2018).

[10] Decisions adopted by the World Heritage Committee at its 35th session // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: https://whc.unesco.org/archive/2011/whc11-35com-20e.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[11] National Committee of Blue Shield Statement // U.S. committee of Blue Shield [Электронный ресурс]. – URL: https://www.uscbs.org/international-affiliates.html#ntl-com-of-bs (дата обращения: 14.05.2018).

[12] Blue Shield Statement on Syria 17 May 2011 // Blue Shield International [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ancbs.org/cms/images/17-05-2011_blueshield_pressrelease_syria_en.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[13] Blue Shield -2ndStatement on Syria7 April, 2012 // Blue Shield International [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ancbs.org/cms/images/7-04-2012_%20Blue%20Shield%20statement%20Syria_en.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[14] U.S. Blue Shield Statement on the Destruction of Syria’s Cultural Heritage // U.S. Committee of Blue Shield [Электронный ресурс]. – URL: https://uscbs.org/news/us-blue-shield-statement-on-the-destruction-of-syrias-cultural-heritage/ (дата обращения: 14.05.2018).

[15] Association for the Protection of Syrian Archaeology [Электронный ресурс]. – URL: https://www.facebook.com/apsa2011 (дата обращения: 14.05.2018).

[16] ASL protège le Musée de Maara 20.08.2012 // Protect Syrian Archaeology [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=EkLBiwDua-k (дата обращения: 14.05.2018).

[17] Ирина Бокова призвала к защите великого культурного наследия Сирии // Новости ООН [Электронный ресурс]. – URL: https://news.un.org/ru/story/2012/07/1206481 (дата обращения: 14.05.2018).

[18] Decisions adopted by the World Heritage Committee at its 37 th session (Phnom Penh, 2013) // World Heritage List of UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: https://whc.unesco.org/archive/2013/whc13-37com-20-en.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[19] Emergency Red List of Syrian Cultural Objects at Risk // ICOM 2010-2017 [Электронный ресурс]. – URL: http://icom.museum/resources/red-lists-database/red-list/syria/ (дата обращения: 14.05.2018).

[20] Register of Syrian heritage // Blue Shield International [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ancbs.org/cms/index.php/en/home/59-workshop-risk-preparedness-cultural-heritage (дата обращения: 14.05.2018).

[21] Full Aleppo site list // Blue Shield International [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ancbs.org/cms/images/Aleppo_site_list_full_description.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[22] ‘No-Strike’ list of archaeological sites in // Heritage for peace [Электронный ресурс]. – URL: http://www.heritageforpeace.org/wp-content/uploads/2014/03/PRESS-RELEASE-No-strike-list-of-archaoelogical-sites-in-Aleppo-released.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[23] ANCBS statement on Syria // Blue Shield International [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ancbs.org/cms/en/2012?view=archive&month=11 (дата обращения: 14.05.2018).

[24] Mission statement // Heritage for peace [Электронный ресурс]. – URL: http://www.heritageforpeace.org/about-us/mission-statement/ (дата обращения: 14.05.2018).

[25] Previous damage news letters // Heritage for peace [Электронный ресурс]. – URL: http://www.heritageforpeace.org/syria-culture-and-heritage/damage-to-cultural-heritage/previous-damage-newsletters/ (дата обращения: 14.05.2018).

[26] Jesse Casana. Satellite Imagery-Based Analysis of Archaeological Looting in Syria // Near Eastern Archaeology, Vol. 78, No. 3, Special Issue: The Cultural Heritage Crisis in the Middle East. The American Schools of Oriental Research, 2015. P. 143.

[27] Weekly reports // American schoоl of Oriental research [Электронный ресурс]. – URL: http://www.asor-syrianheritage.org/weekly-reports/ (дата обращения: 14.05.2018).

[28] CHS-Syria // UNITAR’s Operational Satellite Applications Programme [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unitar.org/unosat/chs-syria (дата обращения: 14.05.2018).

[29] Regional training in Amman to address the illicit trafficking of cultural heritage in Syria // UNESCO [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unesco.org/new/en/amman/about-this-office/single-view/news/regional_training_in_amman_to_address_the_illicit_traffickin/ (дата обращения: 14.05.2018).

[30] Regional training on Syrian cultural heritage: addressing the issue of illicit trafficking // UNESCO Web Archive [Электронный ресурс]. – URL: [Электронный ресурс]. – http://webarchive.unesco.org/20160821170217/http://www.unesco.org/new/
fileadmin/MULTIMEDIA/FIELD/Amman/pdf/20130322_Report_Syria_workshop_
FINAL.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

[31] Protecting cultural property during armed conflicts // UNESCO field office in Beirut [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unesco.org/new/en/beirut/single-view/news/protecting_cultural_property_during_armed_conflicts/ (дата обращения: 14.05.2018).

[32] The Emergency Safeguarding of the Syrian Cultural Heritage // European Union External Action [Электронный ресурс]. – URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/4920/The%20Emergency%20Safeguarding%20of%20the%20
Syrian%20Cultural%20Heritage/ (дата обращения: 14.05.2018).

[33] Observatory of Syrian Cultural Heritage [Электронный ресурс]. – URL:https://en.unesco.org/syrian-observatory/ (дата обращения: 14.05.2018).

[34] Reports / Observatory of Syrian Cultural [Электронный ресурс]. – URL: https://en.unesco.org/syrian-observatory/damage-assesment-reports (дата обращения: 14.05.2018).

[35] The Emergency Safeguarding of the Syrian Cultural Heritage project [Электронный ресурс]. – URL: https://en.unesco.org/syrian-observatory/emergency-safeguarding-syrian-cultural-heritage-project (дата обращения: 14.05.2018).

[36] Syrian Heritage Archive Project (SHAP) // Deutsches Archäologisches Institut [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dainst.org/projekt/-/project-display/199951 (дата обращения: 14.05.2018).

[37] Резолюция 2199 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года // Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/2199(2015)&referer (дата обращения: 14.05.2018).

[38] Project Anqa Progresses in 2016 // СyАrk Project [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cyark.org/news/project-anqa-progresses-in-2016 (дата обращения: 14.05.2018).

[39] OurMission // СyАrkProject [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cyark.org/about/ (дата обращения: 14.05.2018).

[40] First Aid to Cultural Heritage in Syria https International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property // ICCROM [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iccrom.org/news/first-aid-cultural-heritage-syria (дата обращения: 14.05.2018).

[41] Резолюция 2253 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7587-м заседании 17 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/2253(2015)&referer(дата обращения: 14.05.2018).

[42] Documentation Training Will Help Create 3D Models of Damascus Sites [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unesco.org/new/en/beirut/single-view/news/documentation_training_will_help_create_3d_models_of_damascu (дата обращения: 14.05.2018).

[43] Резолюция 2347 (2017), принятая Советом Безопасности на его 7907-м заседании 24 марта 2017 года [Электронный ресурс]. – URL: http://undocs.org/ru/S/RES/2347(2017)&referer (дата обращения: 14.05.2018).

[44] Virtual tours for the Umayyad Mosque in Damascus and Ugarit // Direction general for Museums and Antiques [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dgam.gov.sy/index.php?d=314&id=1927 (дата обращения: 14.05.2018).

[45] Documentation of parts of the Umayyad Mosque using 3D photogrammetry techniques // Direction general for Museums and Antiques [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dgam.gov.sy/index.php?d=314&id=1901 (дата обращения: 14.05.2018).

[46] Project Anqa Progresses in 2016 // СyАrk Project [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cyark.org/news/project-anqa-progresses-in-2016 (дата обращения: 14.05.2018).

[47] Continuing the Documentation of Palmyra by using 3D Techniques // Direction general for Museums and Antiques [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dgam.gov.sy/index.php?d=314&id=1989 (дата обращения: 14.05.2018).

[48] Commencement of a project to documenting the old city of Damascus using a drone// Direction general for Museums and Antiques [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dgam.gov.sy/index.php?d=314&id=2025 (дата обращения: 14.05.2018).

[49] Российские саперы приступили к разведке и разминированию путей подъезда к исторической части Пальмиры (04.04.2016) // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12082183@egNews (дата обращения: 14.05.2018).

[50] Саперы МПЦ за сутки обследовали 12 гектаров исторической части Пальмиры, обезвредив 158 взрывоопасных предметов // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12082271@egNews(дата обращения: 14.05.2018).

[51] Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Министр обороны России провели видеомост с Пальмирой по вопросам разминирования города // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12083644@egNews (дата обращения: 14.05.2018).

[52] Российские ученые помогут восстановить древнюю Пальмиру // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/rossiiskie-uchenye-pomogut-vosstanovit-drevnyuyu-palmiru (дата обращения: 14.05.2018).

[53] Трехмерная модель Пальмиры, созданная при участии российских археологов, представлена на Санкт-Петербургском международном культурном форуме // Институт истории материальной культуры РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://www.archeo.ru/press-relizy/trehmernaya-model-palmiry-sozdannaya-pri-uchastii-rossiiskih-arheologov-predstavlena-na-sankt-peterburgskom-mezhdunarodnom-kulturnom-forume (дата обращения: 14.05.2018).

[54] Опасная археология — спасти то, что уцелело, и уцелеть самому [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.sputnik-news.ee/world_news/20161111/3855922/timur-karmov-jekspedicija-aleppo.html (дата обращения: 14.05.2018).

[55] Восстановление утраченных памятников Пальмиры [Электронный ресурс]. – URL: https://palmyra.photo/ (дата обращения: 14.05.2018).

[56] Трехмерную модель Пальмиры передали Сирии на Культурном форуме в Петербурге [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mkrf.ru/press/news/trekhmernuyu_model_palmiry_peredali_sirii
_na_kulturnom_forume_v_peterburge/ (дата обращения: 14.05.2018).

[57] В Подмосковье наградили военнослужащих Международного противоминного центра, выполнявших задачи по разминированию Пальмиры (29.04.2017) // Международный противоминный центр, Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://mil.ru/mpc/news/more.htm?id=12121219@egNews (дата обращения: 14.05.2018).


© Кармов Т.М., Буторин Д.А., 2019.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019.

Кармов Тимур Михайлович,
кандидат исторических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: timurkarmov@gmail.com

Буторин Даниил Александрович,
специалист по научной работе Отдела всемирного наследия
и международного сотрудничества, Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: bdanil@protonmail.com


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/272.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru