2025/1(40)
Содержание
ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ НАСЛЕДИЯ
Применение термина «школа»
к иконописи Слобожанщины
О создании карты объектов российского наследия
архипелага Шпицберген: постановка вопроса
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
К вопросу первопроходства в истории освоения Арктике
Изготовление глиняной посуды
в Лысково во второй половине
XIX – XX вв.
Обеспечение паспортного режима
на территории
Калининградской области
в 1946–1949 гг.
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАСЛЕДИЯ
Проблемы инвестирования и легализации археологических коллекций
Проблемы использования готовых растворов для расчистки поверхности мебели
ПРИКЛАДНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Эстетическая и социокультурная основа типологии парковых пространств в образной туристской привлекательности территорий как фактор культурного суверенитета
Теневой сектор творческих индустрий: оценка масштабов
и оборота
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
Музеи русских писателей
в странах СНГ: к постановке проблемы
Михаил Павлович Крошицкий:
музей, живопись и война
Опубликован 10.03.2025 г.
Архив
Лучшие практики
Конкурс творческих работ детей и молодежи «Неделя творцов европейского наследия»
Институт Наследия является национальным координатором программы Совета Европы «Европейские дни наследия» в Российской Федерации. В рамках программы в 2019 г. Институт Наследия провел творческий конкурс «Неделя творцов европейского наследия», призванный привлечь внимание подрастающего поколения к вопросам охраны культурного наследия.
В адрес Института Наследия поступило огромное количество творческих работ разных жанров: рисунки, коллажи, видео, фото, комиксы и даже выжигание по дереву. Отрадно осознавать, что в России есть талантливые дети и молодежь, которые интересуются темой культурного наследия, а также отличные родители и ответственные преподаватели, которые занимаются популяризацией культурного наследия. Интересные и красочные работы ребят свидетельствуют об их уважении и гордости за свою страну и ее выдающееся культурное наследие.
Надеемся, что конкурс стал для юных творцов стимулом к дальнейшему изучению и сохранению культурного наследия. Институт наследия желает всем участникам дальнейших творческих успехов, постоянного развития, новых побед и свершений!
Представляем работы финалистов национального отборочного этапа конкурса «Неделя творцов европейского наследия».
Данила Балашов, 17 лет, учащийся МБОУ «СОШ № 6» г. Новомосковск Тульской области. Данила увлекается спортом и социальным волонтерством. Является победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и технологии, неоднократный участник добровольческих смен международного детского лагеря «Артек».
«Для меня наследие Европы – это прежде всего мировоззренческие принципы общественного устройства и отношения к человеку, без которых трудно представить современную жизнь: динамизм, стремление к новациям, приоритет уважения к человеческой личности; индивидуализм; гуманизм, рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; частная собственность; демократия. Я думаю, что моя история демонстрирует созидание и подлинную человеческую свободу – те идеалы, к которым стремятся Россия и Европа, пусть и разными историческими путями!»
Зинина Ольга, 15 лет, выпускница Социально-экономического лицея № 21 г. Пскова, Выпускница фольклорной студии Дома детского творчества Пскова. Абитуриент специальности «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова. Неоднократная победительница Всероссийского фольклорного фестиваля «Псковские жемчужины» в разных номинациях.
«Псковщина – заповедный край гусляров. В старину гусли звучали в каждом доме, в каждой деревне, на праздниках, на ярмарках. Звук гуслей напоминает звон колоколов.
Инструменты, подобные гуслям, встречались и на соседних с Псковской областью территориях. В Карелии и Финляндии – это кантеле, в Эстонии – каннель, в Литве и Латвии – канклес и кокле соответственно. А европейским предком гуслей можно считать греческую лиру.
Я изучаю традиции гусельной игры Псковской области, реконструирую древние наигрыши и очень хочу, чтобы псковские гусли знали не только на Псковщине и в России, но и во всем мире».
Костурик Ульяна,15 лет, учащаяся детской художественной школы по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись». Является участником многих международных и всероссийских конкурсов, награждена дипломом лауреата I степени в международном конкурсе художественных работ «Краски мира» в 2019 г.
«Многочисленные пленэрные путешествия с посещением объектов культурного наследия городов мира натолкнули меня на мысль провести мировые архитектурно-культурные параллели, сравнить, исходя из своих рисунков, выполненных во время пути следования, с аналогичными художественными образами, построенными примерно в одно и то же время, на территории Самарской области. Найду ли я общие веяния и тенденции в искусстве в таких по своему, разных городах мира?
На основе увиденного и нарисованного мною я могу сделать вывод, что в культуре разных стран много общего и схожего, что Самарская область богата разнообразием художественных стилей и культурных традиций. Наша область самая красивая и богатая в ней можно найти аналог любому памятнику мира!»
Степанов Георгий,12 лет, ученик Академии информатики Санкт-Петербургского Политехнического Университета им. Петра Великого. Георгий учится снимать фильмы в детской киностудии «Каскад» и в мае 2019 г. принимал участие в петербургском Международном фестивале кинолюбителей «Петербургский экран» в качестве режиссера, сценариста и оператора конкурсного фильма.
«Если вы войдете в крупнейшие музеи мира и поднимете голову, то увидите шедевры, на которые посетители редко обращают внимание. Изысканность высоких потолков и тончайшей работы люстр порой заставляет сердце ценителя замереть.
Я хочу показать, насколько невероятно красивы люстры Государственного Эрмитажа в Петербурге. Если встать прямо под ними и поднять голову, вы увидите изящные цветы и кружева – даже не верится, что они сделаны из металла и весят больше сотни килограмм! В эскизы люстр Эрмитажа вложили душу всемирно знаменитые архитекторы: Карл Росси, Огюст Монферран и многие другие. Эти произведения – безусловно, часть мирового культурного наследия.
Когда пойдете в Эрмитаж – поднимите голову!»
Щербакова Кристина, 17 лет, выпускница Берсеневской общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. В дальнейшем Кристина продолжит обучение в колледже города Сергиев Посад по специальности «Швейное дело».
«Когда-то наша школа-интернат находилась в имении графов Уваровых в селе Поречье Можайского района Московской области и считалась детским домом. Там жили одни сироты. Когда усадьба обветшала, нас перевели в другой район, в усадьбу Сытина. Но мы сохраняем память о пребывании в усадьбе Уваровых, потому что там было очень хорошо детям нашего детского дома. Как будто атланты и кариатиды хранили их. И мне захотелось нарисовать это содружество детей и древних героев. Атланты как будто поддерживают небесный свод, чтобы детям было светло и тепло. А кариатиды смотрят с любовью на сирот и олицетворяют материнскую заботу. Дворец графов Уваровых спроектировал архитектор Жилярди. Я думаю, что он тоже как бы предполагал, что его скульптуры будут не только украшать дом, а еще и охранять покой обитателей. И поэтому мы долгие годы храним старое фото дворца Жилярди, наполненного нашими ребятами».
Волонтерство на объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Болгарский историко-археологический комплекс
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Болгарский историко-археологический комплекс» находится на берегах реки Волги южнее впадения в неё реки Кама и к югу от столицы Татарстана – города Казани. Он содержит свидетельства существования средневекового города Болгар, древнего поселения народа волжских булгар, который существовал в период с VII по XV в. В XIII в. город стал первой столицей Золотой Орды, оставаясь и далее важным торговым центром в период Казанского Ханства. Являясь местом принятия ислама волжскими булгарами в 922 г., Болгар является местом паломничества для мусульман России. Болгарский историко-археологический комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 г. по критериям (ii) (vi).
Проект «Волонтеры всемирного наследия Болгара» был запущен в 2017 г. в рамках Инициативы ЮНЕСКО «Волонтеры Всемирного наследия». В рамках проекта на объекте Всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс» проводятся двухнедельные международные волонтерские лагеря. Организатор проекта – Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Цель проекта – вовлечение молодежи в сохранение и развитие объекта Всемирного наследия.
Программа лагерей включает в себя участие волонтеров в практической работе по сохранению наследия Болгара (археологические раскопки, оцифровка музейных коллекций и др.), а также образовательные лекции и практические занятия и экскурсии по тематике Всемирного наследия ЮНЕСКО.
За 2 года реализации проекта волонтерами всемирного наследия Болгара стали более 50 человек из 15 стран мира.
Материал поступил в редакцию 15.06.2019.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/2(17)
Постоянный адрес: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/291.html
Новости
-
11.03.2025
28 февраля 2025 г. Центр краеведения москвоведения и крымоведения (ЦКМК) совместно с Московским краеведческим обществом (МКО) провел очередные (217-е заседание) «Краеведческие встречи на Берсеневке», открыв уже 28-й сезон: начало «Встречам» было положено в 1997 г.
-
11.03.2025
Институт Наследия выпустил книгу «Империя и суверенитет: наследование мотивирующих образов». Авторы – сотрудники Института: руководитель центра исследований политической культуры доктор политических наук Юлия Сергеевна Черняховская и главный научный сотрудник этого центра доктор политических наук Сергей Феликсович Черняховский.
-
11.03.2025
Вышел в свет сборник статей участников состоявшихся в 2022–2023 годах научных встреч: Всероссийской научной конференции «Историко-культурное наследие Лопухиных: к 1000-летию рода» и I Лопухинских чтений «Историко-культурное наследие Калужского края».