Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2020/3(22)

СОДЕРЖАНИЕ


Исторические исследования

Окороков А.В. 

Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России

Житенёв С.Ю.

Российская Империя на Ближнем Востоке в первой половине XIX в.: дипломатия, религия и паломничество


Освоение наследия

Путрик Ю.С. 

Культурные ценности становятся доступнее благодаря социальному туризму


Нематериальное культурное наследие

Романова Д.Я. 

Наследование семейных ценностей в процессе сохранения нематериального культурного наследия


Подводное культурное наследие

Левашко Б.П., Ведерников Ю.В. 

Средневековые якоря Японского (Восточного) моря


Музееведение

Казарина Н.И.

Гончарный промысел Балахнинского уезда Нижегородской губернии (По материалам фондовой коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника)


Краеведение

Александрова О.И., Костров О.А. 

Плоскодонные лодки Верхней Ветлуги



Архив

DOI 10.34685/HI.2020.81.76.008

Мадикова Л.В.

Типология объектов подводного наследия и перспективы их исследования

Аннотация. В данной статье рассмотрены культурно-исторические основания изучения подводного культурного наследия. Приведена типология объектов подводного наследия и в соответствии с ней рассмотрены различные примеры объектов культурного наследия; отражена их значимость и перспективность в плане изучения культуры и истории.

Ключевые слова: подводное наследие, культурное наследие, типология объектов подводного культурного наследия, подводные историко-культурные ландшафты, подводные наскальные изображения.

Открыть PDF-файл


На протяжении тысячелетий в результате таяния ледников, движения литосферных плит, сейсмической активности и других причин огромные территории суши с поселениями, прибрежными портами и следами человеческой деятельности оказывались под водой. Из-за природных и человеческих факторов тонули тысячи кораблей, унося с собой на дно огромный пласт информации, обладающей исторической и культурной ценностью. Подводный мир с его древними тайнами и кладами с давних времен привлекал исследователей и кладоискателей многих стран. Начиная с XX в., благодаря техническому прогрессу человечество получило возможность соприкоснуться с этими подводными тайниками; быстрыми темпами начала развиваться такая дисциплина как «подводная археология», появился термин «подводное культурное наследие».

Согласно Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, принятой 2 ноября 2001 г. на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, подводное культурное наследие означает «все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет» [1]. Данная конвенция закрепила основы охраны подводного культурного наследия.

Объекты подводного культурного наследия обладают большой ценностью для изучения культурных и исторических событий, ведь в некоторых случаях благодаря подводным исследованиям человечество может получить сведения, которые не дают ни одни наземные раскопки. Исследование объектов подводного наследия позволяет почерпнуть новые сведения из области древней металлургии, нумизматики, архитектуры, скульптуры, расширить знания о морской торговле, древних портах и городах, судостроении, вооружении флотов, о жизни экипажей судов и многое другое.

Все объекты подводного культурного наследия обладают той или иной общностью по определенным характеристикам и могут быть разделены на несколько типов. Для того чтобы наиболее полно отразить перспективность и значимость их исследования, в статье будет приведена типология объектов подводного культурного наследия, разработанная доктором исторических наук А.В.Окороковым [2].

1. Архитектурные и строительные сооружения или их части и фрагменты: остатки затопленных поселений (включая свайные), городов, отдельных строительных сооружений военного и гражданского назначения, исторические фортификационные сооружения, порты, гидротехнические сооружения (причалы, молы, набережные), якорные стоянки, мосты, древние затопленные дороги, рыбные ловушки и изгороди.

Подводные исследования древних городов, архитектурных и строительных сооружений позволяют не только ознакомиться с культурой и бытом народов населявших ту или иную местность, но определить периоды наступления и отступления моря. В качестве примера рассмотрим затопленную часть античного города Фанагория (Краснодарский край). На протяжении многих веков этот город был центром транзитной торговли. Сейчас примерно треть этого археологического памятника затоплена водами Таманского залива. Сохранившиеся под водой культурные слои позволили исследователям установить периоды повышения уровня Черного моря и воссоздать при помощи палеографии очертания Таманского полуострова в разные временные периоды [3].

Первые подводные исследования Фанагории были проведены Институтом археологии под руководством профессора В.Д.Блаватского в 1958-1959 гг. В ходе данной экспедиции была установлена примерная площадь затопленной части города – 15-17 га. Также Блаватским были найдены мостовая из крупных булыжников и осколки остродонных амфор, боспорского калиптера, сероглиняных фиал, фрагменты печи для обжига, датированные IV-III вв. до н.э. Поверх этого слоя находились еще две булыжные мостовые II и I вв. до н.э. Слои были разделены пластом из черепков тонкостенной чернолаковой керамики. Благодаря исследованиям данных находок установлено, что 2250 лет назад уровень моря в Таманском заливе был более чем на 4 м ниже, чем сейчас.

С 1999 г. исследования Фанагории были продолжены Институтом археологии при участии предприятия подводно-технических работ «Петр» (Воронеж). По итогам пяти сезонов полевых работ была составлена батиметрическая карта акватории южного берега Таманского залива длиной 2,8 км и шириной 800 м, выявлены очертания древней береговой линии и установлена площадь затопленной части города (20-25 га.). Одним из важных итогов подводных исследований стало опровержение гипотезы об освоении прибрежной террасы Фанагории в VI-V вв. до н.э. В результате исследования с применением метода «отсечной дамбы», произведенного в 2003 г., в полосе прибоя был обнаружен культурный слой IV в. до н.э., тем самым доказывая, что на побережье в VI-V вв. до н.э. городских кварталов не было.

В последующие годы в ходе раскопок в западной части затопленного города в 160 м от берега были обнаружены три деревянные клети. Пространство между ними было заполнено камнями, фрагментами глиняных узкогорлых амфор типов D и F III-IV вв. н.э., осколками ранневизантийской керамики V-VI вв. н.э., свинцовыми рыболовными грузилами, фрагментами стеклянных сосудов, останками животных. Среди артефактов также были найдены и бронзовые монеты боспорской и римской чеканки III-IV в. н.э. В ходе исследований установлено, что клети являются фрагментами фундамента причала III-IVвв. н.э.

Во время раскопок сезона 2012 г. были найдены останки корабля, датированного серединой I в. Н.э. Также в результате дальнейших подводных работ в акватории обнаружены более 200 магнитных и акустических аномалий – потенциальных археологических объектов, подлежащих раскопкам и идентификации [4].

2. Исторические плавсредства или их части и фрагменты: корпуса и фрагменты судов, лодок, плотов, их снаряжение, вооружение, груз, предметы быта, а также отдельные предметы, обнаруженные на месте крушения. Благодаря водной среде и трудной доступности затонувшие суда могут сохраняться практически в нетронутом виде, тем самым являясь свидетелями давно минувших эпох. Исследуя конструкции корпуса, его оснастку и груз, ученые могут определить технологию строительства судна, характер груза, его национальную принадлежность, путь следования.

Примером хорошо сохранившегося судна является шведский затонувший фрегат «Васа». Корабль был построен по приказу короля Швеции Густава II Адольфа и был оснащен по последнему слову военно-морской техники: на двух орудийных палубах были установлены 64 бронзовые пушки. Судно было украшено богатым декором, сюжетами из древнегреческой мифологии, римской истории и Библии. Изображения Геркулеса, грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов, римских воинов и императоров, ангелов предназначались для демонстрации мощи государства. 10 августа 1628 г. корабль вышел из Стокгольма в свой первый рейс и, едва проплыв 1 милю (1,6 км), опрокинулсяи затонул. Корабль был обнаружен в 1956 г. и поднят на поверхность в 1961 г. Это был первый опыт извлечения из воды почти полностью сохранившегося судна. С места крушения также были подняты 25 тыс. артефактов, включая орудия, ядра, книппели, зарядные ковши, шпаги, мушкеты, одежду, обувь, более 4000 монет, останки запасов продовольствия, табачные листья, пеньковые канаты, различные инструменты, керамические сосуды, деревянные ложки, цинковые тарелки, миски и многое другое. С 1990 г. «Васа» экспонируется в музее в Стокгольме. В результате изучения корпуса корабля и артефактов исследователи получили интересные сведения о быте матросов и офицеров.Благодаря сохранившимся запасам продовольствия, ученые получили информацию о рационе моряков в XVII в.: так, в него входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба и мясо, гороховая, фасолевая, чечевичная похлебка, мука, сало, масло, пиво.

3. Военная и гражданская техника серийного производства: боевые транспортные корабли и суда, танки, трактора, автомобильная техника, артиллерийские установки, летательные аппараты, производившиеся в массовом или серийном порядке.

Большое количество военной и гражданской техники было потоплено во время Второй мировой войны. Ежегодно исследователи находят десятки таких объектов, и лишь немногие из них как следует изучены. Такие объекты ценны прежде всего как историческая память о трагических событиях и подвигах советского человека. К подобным объектам подводного наследия относятся подводная лодка типа «Малютка», найденная в 20 км севернее бухты Казачья (Республика Крым), советский штурмовик «Ил-2» и сбитый немецкий военный самолет Хенкель 111, обнаруженные на побережье полуострова Тарханкут (Республика Крым).

4. Произведения монументального искусства: древние наскальные изображения различной тематики (ритуальной, мемориальной, знаковой и т.п.). Наскальные рисунки дают бесценный материал для понимания важных вопросов древней истории. Благодаря петроглифам ученые могут восстановить многие исторические события региона, изучить быт, культуру и верования древних людей.

К примерам подводных наскальных изображений можно отнести петроглифы Красноярского водохранилища, датированные IV-II тыс. до н.э.. Среди них наиболее изученными считаются петроглифы, обнаруженные на прибрежном склоне горы Оглахты на левом берегу Енисея и изображения, расположенные на прибрежном склоне горы Туран на правом берегу Енисея. В конце 1960-х гг. петроглифы ушли под воду в ходе строительства Красноярской ГЭС и какое-то время считались утраченными, пока в результате погружений не было установлено, что рисунки целы [5].

Также всему миру известны наскальные рисунки, найденные в Онежском озере. Данные изображения времен неолита являются летописью жизни людей каменного века, проживавших на территории Карелии. Впервые наскальные рисунки на скалах восточного побережья Онежского озера и низовий р. Выг были найдены в 1848 г. Археолог Н.В.Лобанова отмечает: «Рисунки на скалах выбиты кварцевыми инструментами с помощью техники пикетажа, сходной в обоих пунктах, на глубину от 1 до 3,5 мм» [6]. На протяжении тысячелетий из-за изменения уровня вод озера и оползней некоторые петроглифы оказались под толщей вод Онежского озера. В 1972 г. под руководством Ю.А.Саватеева были организованы погружения в Онежское озеро, в результате которых у мыса Кладовец зафиксированы первые подводные петроглифы на отколовшихся скальных блоках. На большинстве рисунков были изображены птицы (в основном лебеди) и изогнутые линии, символизирующие, по мнению ученых, метательные снаряды охотников.

В последующие годы к работам присоединились аквалангисты Волгоградского областного спортивно-технического клуба, расширив зону исследований. Были изучены мыс Кладовец, мыс Бесов Нос и мыс Пери Нос. На мысе Кладовец были обнаружены изображение человека, схематические рисунки птицы, змеи, семги и др., в южной части мыса Бесов Нос – изображение дерева, фигура птицы в виде буквы «Г».

5. Затопленные пещеры, колодцы и шахты.

К данной категории относятся также артефакты и следы жизнедеятельности древних людей, сохранившиеся в затопленных пещерах и колодцах, а также затопленные шахты и артефакты производственной деятельности человека. В качестве примера рассмотрим затопленные мраморные каменоломни XVIII – начала XIX вв. в Рускеала (Карелия). Карьер Рускеалы является памятником индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII – начала XX в. Длина его с севера на юг составляет 460 м, ширина – 60-100 м, глубина – 30-80 м. Разработки каменоломни были начаты в 1765 г, в начале правления Екатерины II; на месторождении было заложено 5 карьеров, где добывался мрамор 4-х цветов: серо-зеленого, пепельно-серого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. Мрамором с этого месторождения были выложены полы Казанского собора, облицован Исаакиевский собор, окаймлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, изготовлены подоконники Эрмитажа. В 1939-1947 гг. карьер не действовал. После войны Рускеальский известковый завод и часть мраморных карьеров были восстановлены и введены в эксплуатацию, старый «Главный» карьер решено не трогать и вода быстро заполнила его большую часть.

6. Религиозные исторические объекты, связанные с водой.

К ним относятся священные озера, каналы, колодцы и другие культовые объекты, связанные с религиозными обрядами, проводимыми на воде. Исследования этих объектов позволяют познакомиться с древними обычаями и верованиями населявших эту территорию народностей, а иногда даже подтвердить или опровергнуть тысячелетние легенды, как это вышло при изучении Священного колодца в г. Чичен-Ица (Мексика). Ученые полагают, что колодец имел природное происхождение: ранее на его месте была карстовая пещера, около 2000 лет назад ее свод провалился, тем самым образовав водоем диаметром 60 м. Примерно с 450 г. н.э. и на протяжении тысячи лет древние майа использовали его для жертвоприношений. С давних пор легенды о золоте майа на дне озера не давали покоя многим искателям сокровищ. Первые увенчавшиеся успехом поиски были проведены Эдвардом Томпсоном в 1885-1910 гг. За годы раскопок им обнаруженынемало драгоценных предметов из золота и нефрита, ножи из обсидиана с золотыми ручками в форме змей и другие сокровища. Первая научная экспедиция в Чичен-Ицу была организована в 1954 г. Мексиканским национальным институтом антропологии и истории под руководством бывшего президента страны Эмилио Портеса Хила. Значимые результаты исследователи смогли получить лишь к 1961 г., когда инженеры сконструировали пневматическое устройство для откачки воды и ила «эрлифт». При помощи данного приспособления со дна Священного колодца было поднято около четырех тысяч старинных артефактов: оружия, золотые украшения, гребни, медные и бронзовые пуговицы, небольшие фигурки божков и прочее.

В 1968 г. иcследования были продолжены. На месте раскопок были найдены нефритовые идолы, каменные змеи, глиняные и деревянные божки, большие каменные изваяния бога дождя Юм-Чака, базальтовые изваяния ягуаров, считавшихся доверенными слугами Юм-Чака, головы каменных змей, золото, броши из морских кораллов, позолоченные детские сандалии, куски материи и другие артефакты. Также во время подводных работбыло извлечено более трехсот человеческих скелетов. Проведенная мексиканским антропологом Пабло Ромеро Бушем экспертиза показала, что среди найденных черепов большая часть принадлежит мужчинам и детям. Находка стала настоящей сенсацией, так как доказывала, что легенда о невестах Юм-Чака, гласившая, что в жертву приносили только красивых молодых девушек, не правдива. Установлено, что в жертву приносили рабов – мужчин, женщин и детей. Также учеными путем анализа расположения различных предметов в многометровом слое ила воспроизведен ход церемонии жертвоприношения: сначала жрецы бросали в Священный колодец драгоценности и изображения богов, затем наступала очередь человеческих жертв. Жертвы предварительно умерщвлялись обсидиановым ножом. Следующим этапом церемонии было обмазывание детской кровью каменных идолов и сбрасывание их в воду [7].

7. Отдельные артефакты, представляющие историческую, культурную или иную ценность, но не связанные с историческим, археологическим и культурным комплексом. К таким объектам относятся якоря разных эпох, керамические сосуды, скульптуры, архитектурные детали, саркофаги, оружие, предметы быта и т.п. Например, мраморный бюст Цезаря, найденный в 2007 г. на дне реки Рона (Франция), является самым древним из известных портретов Цезаря: он датирован 46 г. до н.э., т.е. сделан за два года до гибели императора.

8. Подлинные объекты или их реплики, помещенные на дно водоемов с целью формирования историко-культурной среды в качестве экспоната подводного парка или заповедника, дайв-сайта. К ним относятся картины, скульптуры, копии исторических судов, а также экземпляры военной и гражданской техники. Размещение таких объектов на дне и организация подводных парков способствует развитию дайвинга, увеличению туристического потока, тем самым содействуя появлению дополнительных рабочих мест для местных жителей и социально-экономического развитию региона. Подводные парки стимулируют появление интереса к изучению и сохранению объектов подводного культурного наследия и природных ресурсов. Также объекты подводного культурного наследия взаимодействуют с морской флорой и фауной, оказывая, таким образом, благотворное воздействие на окружающую экосистему. В качестве примера таких объектов можно привести Аллею вождей, расположенную на глубине 12 м в Крыму в сотне метров от бухты Чуча (урочище Большой Атлеш). На дно моря помещены бюсты Ленина, Дзержинского, Кирова. Аллея была открыта Владимиром Боруменским.

9. Подводные историко-культурные ландшафты и исторические места. К ним относятся доисторические и исторические следы человечества, оказавшиеся под водой из-за колебания уровня морей и океанов. Исследование данных объектов может дать бесценный материал для изучения ранних человеческих цивилизаций, флоры и фауны, климатических изменений в регионе, который невозможно получить при работе с наземными стоянками древних людей. Ведь в земле на такой долгий срок могут сохраняться только артефакты из камня, исследование же подводных стоянок позволяет получать органические материалы, которые использовали древние люди, населявшие эти территории.

Примером такого историко-культурного ландшафта является стоянка древних людей, обнаруженная на дне Балтийского моря в бухте Хано близ шведского побережья. Находка является одним из древнейших скандинавских поселений, известных современной науке. На глубине 16 м водолазами найдены следы древних построек, фрагменты изделий из дерева, обработанные рога и кости животных, остатки кремневых орудий, веревок и рыболовных ловушек, выполненный из кости животного резной гарпун и др. Возраст артефактов оценен в 11 тыс. лет. Также на месте стоянки найдены останки туров. Органические фрагменты сохранились благодаря анаэробной среде и малому количество корабельных червей. Исследования, проводимые на территории стоянки, могут воссоздать картину жизнедеятельности и климатических условий, которые имели место 11 тысячелетий назад.

Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что подводное культурное наследие является важной частью культурного наследия человечества. Благодаря появлению новых технических средств, позволяющих проникать на ранее недоступные глубины и на более длительное время, растет количество обнаруженных объектов. С совершенствованием методик и технологий исследований появляются возможности для более детального изучения этих объектов, позволяя тем самым получить бесценные данные о культурных и исторических событиях. Результаты подводных исследований становятся востребованными наукой, обществом и государством.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Конвенция об охране подводного культурного наследия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения: 30.08.2019).

[2] Окороков А.В., Бабекин Д.В. Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, музеефикация. – М.: Ин-т наследия, 2017. – С. 115.

[3] Кузнецов В.Д., Ольховский С.В. Подводные археологические исследования в Фанагории // Нептуп. – 2011. – № 6. – С. 26-33.

[4] Кузнецов В.Д.,Ольховский С.В. Некоторые итоги подводных исследований в Фанагории (1998–2015 гг.) // Фанагория: Результаты археологических исследований. Т. 4. Вып. 2 : Материалы по археологии и истории Фанагории / Под ред. А.А. Завойкина. – М.: ИА РАН, 2016. – С. 325-352.

[5] Дубровский Д.К., Грачев В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве - Екатеринбург: Грачев и партнеры, 2010. – С. 79.

[6] Лобанова Н.В. Проблемы документирования петроглифов Карелии // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. Серия: Гуманитарные исследования. Вып. 1. – Петрозаводск, 2010. С. 4-23.

[7] Борисова Л., Пласкин А. Серебро, и злато, и каменья: О кладах найденных и ненайденных. – М.: Об-во по изучению тайн и загадок земли, 1991 – 256 с.


© Мадикова Л.В., 2020.

Статья поступила в редакцию 25.03.2020.

Мадикова Лидия Владимировна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: madikova.lida@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/1(20)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/344.html

Наверх

Новости

  • 08.07.2020

    Весной 2020 г. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.Л.Лихачева выпустил новый коллективный труд «Живое наследие памяти».

    В коллективной монографии представлены исследовательские работы участников просветительского проекта «Живое наследие памяти» и Всероссийской научной конференции «Ценности и образы русского купечества и дворянства конца XIX–XX вв. как историко-культурное наследие России: проблемы актуализации», прошедшей в 2018 г. в Институте Наследия.

  • 08.07.2020

    10-11 ноября 2020 года в Санкт-Петербургском Научном центре РАН (Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 5) состоится V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему». Организатор – Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва в партнёрстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским институтом истории искусств.

  • 08.07.2020

    2 июля 2020 г. в палатах на Берсеневке состоялась презентация книги «Жемчужина Замоскворечья. Усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневке в истории и культуре Москвы и России». Авторы – ведущий научный сотрудник – руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения (ЦКМК) Института Наследия, председатель московского краеведческого общества (МКО) Владимир Козлов и ведущий научный сотрудник ЦКМК, первый зампредседателя МКО Александра Смирнова. Они также представляют общественный Издательский центр «Краеведение».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru