Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.32.80.028

Окороков А.В.

Разрушение русских православных храмов
в Польше в 1920-х-1930-х годах

Аннотация. В статье рассматриваются процессы разрушения русских православных храмов в Польше в 1920-х – 1930-х годах. Приводятся краткие описания некоторых из них, представлявших значительную культурную ценность.

Ключевые слова: храм, разрушение, уничтожение, полковая церковь, Польша.


В 1814-1815 гг., после завершения эпохи наполеоновских войн, Венским конгрессом территория Польши была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. К России отошло герцогство Варшавское, получившее новое название Царство Польское. В Царстве Польском действовали своя Конституция, сейм и армия. Русские в Царстве Польском поначалу составляли небольшой отряд гвардии и чиновников канцелярии великого князя Константина Павловича. Однако либеральная политика русского правительства привела к росту националистических настроений и, в конечном счете, к восстаниям. После подавления восстания 1863–1864 гг. в Царстве Польском установился новый порядок управления, призванный более прочно привязать окраину Российской империи к Центру. В Польшу было направлено большое количество русских чиновников, служивших на почте, телеграфе, железной дороге, в банках и таможнях. А также для поддержания порядка и мира – части пограничных войск, полиции и жандармерии.

Для окормления новых прихожан, а также для распространения влияния православной Церкви на польских землях возобновилось строительство храмов. Для этого государство открыло специальный церковно-строительный кредит. Каждый год казна выделяла на сооружение церквей в Царстве Польском по 100 тыс. руб.

В 1865-1915 гг. в Центральной Польше было построено более 80 храмов по проектам видных русских архитекторов: Л.Н. Бенуа, В.А. Покровского, М.Т. Преображенского, П.А. Феддерса и других.

Однако начавшаяся Первая мировая война помешала дальнейшему развитию храмостроительства.

В 1915 г. Польшу захватили войска кайзеровской Германии. Большинство русских жителей были вынуждены эвакуировалось вместе с армией, и храмы остались без прихожан. Многие из них были разграблены немецкими солдатами, часть переделана под гарнизонные кирхи и костелы. Внутреннее пространство церквей «перекраивали» под новые алтари, ставили лавки, а в варшавском Александро-Невском соборе установили орган.

После капитуляции Германии Польша в 1918 г. провозгласила независимость. Получили распространение идеи реванша и уничтожения любых напоминаний о русском правлении. Эти настроения подхлестнула война 1920 г., когда Красная армия почти дошла до Варшавы. Расплачиваться за все пришлось главными символами русской эпохи – храмам.

В начале 1920-х гг. их в массовом порядке стали отбирать у православных и передавать католикам, униатам или протестантам. Такие церкви обычно перестраивались до неузнаваемости, чтобы даже их внешний вид не напоминал об истинном назначении здания. Почти всегда уничтожались самые «русские» элементы: луковичные купола и православные кресты, сбивались наличники и детали декора. Полностью переделывался интерьер, удалялись иконостасы, сбивалась или закрашивалась стенная роспись. Тогда же начались разрушения православных храмов. В первую очередь сносились крупные церкви и соборы с центральных улиц и площадей городов. Этот процесс, достигший апогея к середине 1920-х гг. продолжался до начала Второй мировой войны. Причем святыни уничтожались под лозунгом о ведущей роли поляков в защите христианских ценностей Европы. Кампания проводилась с привлечением армии и жандармерии.

Так, только в Варшаве в 1920-е гг. были снесены 3 собора, 3 приходские, 2 дворцовые, 2 крестовые архиерейские, 2 кладбищенские церкви, 4 при учебных и 6 при благотворительных и лечебных учреждениях, 2 тюремные церкви и более 20 полковых церквей при воинских частях.

В 1938 г. в «вольной» Польше было разрушено 127 храмов. В Люблинском воеводстве снесены 91 церковь, 10 часовен и 26 молитвенных домов, 3 храма было передано Польской католической церкви. В числе разрушенных оказались памятники архитектуры и истории мирового значения, такие, как церкви в Бялой-Подлясской (построена в 1582 г.), Замостье (построена в 1589 г.) и Колнысе (построена в 1578 г.).

Польские власти также распорядились относительно ликвидации православных храмов в главных городах Польши. Так были разрушены церкви, например, в Августове (1926 г.), Александрове Куявским, Янове Любельским (1922 г.), Ендреове (1921 г.), Граеве, Калише (1920 г.), Кольне, Коженицах, Любартове, Люблине (1924 г.), Ласку, Ломжи, Млаве, Модлине, Опочне (1924 г.), Осовцу, Острови Мазовецкой, Пинчове, Плонску (1918 г.), Праснышу (1918 г.), Пултуску, Рачках, Радомске, Радуче, Раве Мазовецкой, Ружане, Рыпине, Серадзе, Серпце, Скерневицах, Слупцах, Сосновце, Станиславове, Сташове, Сувалках, Томашове Мазовецким (1925 г.), шесть храмов в Варшаве, в том числе собор святого Александра Невского на Сасской площади (1920-1926 гг.), Влоцлавке и многих других городах [1].

В те же годы превратились в костелы специально строившиеся как православные храмы собор святого Александра Невского в Александровской цитадели (1834–1835 гг.), церкви во имя святой Ольги (1867 г.) (ныне польско-католический костел Св. Духа) и иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (1900–1902 гг.) при госпитале Младенца Иисуса (потом снесена). Церковь во имя святых Петра и Павла (1902–1904 гг.) при Кексгольмском полку в 1921 г. стала гарнизонной лютеранской кирхой, в 1931–1934 годах ее перестроили с уничтожением элементов русской национальной архитектуры. Вскоре после 1919 г. были разрушены величественная трехпрестольная церковь святого Архангела Михаила (1892–1897 гг.) при лейб-гвардии в Литовском полку на Уяздовской аллее из-за ее «слишком русского» характера в духе узорочья XVII в. (на этом месте был сооружен танцевальный зал), святой Ольги (1901–1906 гг.) – также «в русском стиле XVII в.» при Гродненском гусарском полку и преподобного Мартиниана (1903–1906 гг., архитектор Л.Н. Бенуа, строитель П.А. Феддерс) при 1-м Уланском полку в Лазенках с чертами новгородского и московского зодчества [2]. Церковь святой мученицы Татианы (1892–1899 гг., архитектор В.Н. Покровский) в здании 1-й мужской гимназии на месте захоронения царя Василия Шуйского была полностью перестроена вместе с самим зданием в 1924–1930 гг. архитектором М.С. Лялевичем в стиле неоклассицизма вместо русского стиля [3]. Интересно, что сам архитектор был эмигрантом из Санкт-Петербурга, где он учился в университете, а затем окончил Академию художеств с золотой медалью (1901 г.). Перед переездом в Варшаву Лялевич в 1917–1918 гг. возглавлял Петроградское общество архитекторов [4].

Особой потерей для русской культуры стало уничтожение собора святого Благоверного Александра Невского в Варшаве крупнейшего православного храма на территории межвоенной Польши. Он располагался на Саксонской площади (позже переименована в площадь Пилсудского), которая в годы немецкой оккупации именовалась площадью Адольфа Гитлера.

Собор был заложен в 1894 году по инициативе героя сражений на Балканах генерал-губернатора Привисленского края и командующего войсками Варшавского военного округа Иосифа Владимировича Ромейко-Гурко. Новый православный собор, как писал Ромейко-Гурко, должен был свидетельствовать «своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском государстве». Предложение было поддержано императором.

В конкурсе на разработку проекта храма участвовали такие известные архитекторы, как Григорий Котов, Александр Померанцев, Михаил Преображенский, Леонтий Бенуа. Победил Бенуа.

Одобряя данный проект, император Александр III заявил, что православный храм в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет более всего гармонировать с общим стилем строений Варшавы. Пятиглавый собор стал самым высоким зданием в городе [5].

Общая стоимость работ по его возведению составила астрономическую по тем временам сумму в 3 млн руб.

фотоОтдельно надо сказать о богатстве и красоте внутренней отделки нового собора. К работе над его живописным убранством были привлечены лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами осуществлял В.М. Васнецов, иконы были написаны художниками Василием Гурьяновым, Алексеем Харламовым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. Некоторые композиции в боковых нефах созданы Михаилом Нестеровым.

В отделке храма были использованы драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов. Особым украшением нового варшавского православного храма стали 16 огромных мозаичных композиций, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Они были набраны в мастерской В.А. Фролова по эскизам В.М. Васнецова и Андрея Рябушкина. Самой крупной мозаикой была композиция «О тебе радуется!», которая имела площадь более тысячи квадратных метров. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов (отлитых Колокольно-литейным заводом П.Н. Финляндского) на звоннице был пятым по величине в Российской империи. Главную икону князя Александра Невского храму пожертвовал самый оппозиционный по отношению к самодержавию русский предприниматель Савва Морозов. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

мозаикаОсновные работы по строительству храма и 70-метровой колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города, были завершены за пять лет (к 1900 г.), а украшение храма заняло целых двенадцать лет.

20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во имя Благоверного великого князя Александра Невского. Южный предел храма был освящён в честь святого Николая, северный – в честь святых Кирилла и Мефодия. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров) на освящении отметил: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе православия... Здесь всегда будет возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения».

После открытия собора в нем отмечались важнейшие события в жизни русской Варшавы, в частности, юбилей Отечественной войны 1812 года и празднование 300-летия дома Романовых [6].

В начале 1915 г. в ходе Первой мировой войны русское население Варшавы было эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александро-Невского собора были вывезены иконостас, наиболее ценные детали внутреннего убранства и церковная утварь. В ходе оккупации польской столицы немецкими войсками собор был переименован в честь святого Генриха и использован в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. При этом с куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и поставлены ряды стульев для прихожан. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, а первая лютеранская – 5 марта.

В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города (за исключением двух – кладбищенской на Воли и приходской на Праге – районе Варшавы на правом берегу Вислы).

Собор был объявлен «малоценным» в художественном значении. Такое заключение дали эксперты искусствоведческого факультета виленского университета. Кроме того, по мнению сторонников сноса здание занимало слишком большую площадь в Варшаве. Предлагалось кардинально изменить «фон» площади и на его месте установить памятник князю Юзефу Понятовскому, участнику наполеоновского нашествия на Россию. Также заявляли, что собор как символ угнетения Россией польского народа должен быть снесен.

Среди немногих польских политиков, возражавших против сноса, был член польского сената Вячеслав Богданович. В одной из своих речей он призывал: «Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, он будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике» [7].

Собор уничтожали планомерно и долго. По сообщениям польской печати тех лет число так называемых «малых взрывов», произведенных специально созданными магистратом бригадами, равнялось пятнадцати тысячам.

Снос собора потребовал гигантских средств. Для решения финансовой проблемы варшавский магистрат был вынужден выпустить специальный заём для того, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Заём был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса.

В июле 1926 г. храм святого Благоверного князя Александра Невского вместе с колокольней был окончательно разрушен.

разрушение собораУцелевшие после многочисленных взрывов части собора впоследствии использовали в укреплении берегов Вислы, строительстве и отделке мостов, ступеней костелов, домов и памятников Варшавы. Финским кирпичом замостили тротуары. А соборные колонны из яшмы были отправлены в усыпальницу маршала Ю. Пилсудского в Краковском Вавеле.

Приведем еще несколько примеров варварски разрушенных русских храмов.

Церковь Святого Архистратига Михаила Архангела в Варшаве

Полковая церковь Литовского лейб-гвардии полка. Церковь была расположена на Уяздовской аллее у входа в парк, отдельно от казарм полка, находившихся по другую сторону аллеи.

Строительство храма было начато в 1892 г. под руководством инженер-капитана Людерса. 21 декабря 1894 г. он был освящен. Храм был выстроен в древнерусском стиле из кирпича, имел пять глав и шатровую колокольню. Купола церкви были покрыты жестью и окрашены зелёной краской в виде шахматной доски. Центральный купол изнутри был позолочен и отделан мозаикой. Колонны у входов были сделаны из мягкого камня c гранитным цоколем и такими же ступенями.

фотоВнутри церковь была расписана художником Мурашко, иконы для 2-ярусного иконостаса были скопированы с икон Владимирского собора в Киеве художником Белевичем. В алтарной части пол был паркетный, в самом храме – из керамической плитки.

В церкви было устроено три престола: главный – во имя Архистратига Михаила, правый – во имя Николая Чудотворца и левый – во имя Святых Константина и Елены. К достопримечательностям церкви относилась старинная икона Иоанна Воина с частицей его мощей.

В 1915 г. после занятия Варшавы немецкими войсками храм был передан парафии Евангелической церкви.

В 1923 г. храм был разрушен как символ русского угнетения.

До конца 1930-х г. на ее месте находилась танцплощадка, сейчас здесь проходит автомагистраль.

Собор Святого Духа в Седлеце (Мозовецкое воеводство)

Собор был заложен 18 июля 1867 г. по инициативе губернатора Седлеца, действительного статского советника С.С. Громека. Строительством храма руководил губернский архитектор Игнатий Моджевский (Modrzewski), а воздвигали его строители из Чернигова, работами которых руководил мастер строитель Проняков.

собор

Собор имел пять башен с шатровым завершением, в которых находились 11 колоколов, самый большой из которых весил 150 пудов. Иконостас был выполнен петербургским мастером Кондратьевым из кипариса. Иконы для него (28 икон), а также для алтаря выполнил академик и профессор Императорской академии художеств Н.И. Тихообразов. Некоторые иконы были преподнесены храму в дар, например икона святого благоверного князя Александра Невского, подаренная императором Александром III. Пол собора был выполнен из белого каррарского и черного французского мрамора, а в алтаре находилась художественное панно, изготовленное из дуба и ясеня.

2 ноября 1869 г. состоялось освящение храма.

В годы Первой мировой войны храм использовался сначала под склад, а затем был переоборудован для совершения богослужений для немецких солдат.

после перестройкиПосле обретения Польшей независимости, собор некоторое время находился в распоряжении военного католического прихода, а с мая 1920 г. передан на реконструкцию. В процессе реконструкции четыре купола были разобраны, а пятый – центральный заменен конусом с плоской четырехскатной крышей. В 1933 г. с обезглавленного собора удалила все элементы, напоминавшие о его православном происхождении. Даже старые липы, растущие вокруг забора, окружавшего храм были заменены на новые [8].

Церковь святителя Николая Чудотворца в Влоцлавске (Куявско-Поморское воеводство)

фото

Храм был заложен 30 мая 1902 г. и строился черниговскими мастерами по проекту архитектора В.И. Якунина в византийском стиле. После возведения он считался одним из красивых храмов Польши.

Церковь представляла собой объем с высоким круглым центральным барабаном с восемью арочными окнами, увенчанным полукруглым куполом. Вокруг центрального барабана размещались полукруглые башни с пятью окнами, также увенчанные полукруглыми куполами. С запада, над главным входом была возведена колокольня. Церковь была освящена 17 декабря 1906 г. В 1925 г. храм был разрушен, а на его месте устроен парк отдыха [9].

Церковь Алексия, митрополита Московского в Скерневице (Лодзинское воеводство)

фотоЦерковь была построена в 1909-1912 гг. на пожертвованном императором Николаем II участке парка, окружавшего его дворец в Скерневице. Проект храма был разработан архитектором В.М. Андросовым по типу древних псковских церквей со звонницей, по эскизу Н.К. Рериха.

Курировала возведение церкви императрица Александра Федоровна.

По желанию императрицы закладка храма, сооружаемого «в воспоминание Священного Коронования Их Императорских Величеств и в честь святого Алексея Митрополита Московского», была произведена 5 октября 1909 г. (ст. стиля), в день тезоименитства наследника Алексея Николаевича.

эскизОсновным жертвователем на постройку храма была царская семья. Она же подарила храму и всю церковную утварь [10].

Церковь была каменной, одноглавой, со звонницей над входом.

В 1920–1930-х г. церковь была разрушена. Сейчас на ее месте находится оранжерея сельскохозяйственного института.

Собор Воздвижения Креста Господня в Люблине (Люблинское воеводство)

соборСтроительство собора было начато в 1870 г. на центральной площади города по проекту генерал-лейтенанта К.Д. Хлебникова (позже – инженер-генерал, член Военного совета Российской империи). Он был выполнен в русско-византийском стиле и имел пять куполов и пятиярусную колокольню над входом.

18 октября 1876 г. собор был освящен.

К 1903 г. приход насчитывал две тысячи семьсот верующих.

Собор снесли в 1924-1925 гг., а часть полученных от сноса материалов были использованы при строительстве Дома Солдата [11].

Церковь Марии Магдалины в Граево (Подляское воеводство)

фотоЦерковь была заложена в 1876 г. для солдат и офицеров расквартированной здесь 8-й Граевской пограничной бригады и членов их семей. Строилась она по проекту архитектора, академика Императорской Академии художеств Н.В. Трусова и представляла собой «восьмерик на четверике» с пристроенной колокольней.

22 октября 1878 г. храм был освящён.

Общая стоимость строительства составила 41 тыс. рублей, половина из которых поступила в качестве пожертвований. Одновременно со строительством была благоустроена окружающая территория, выкопан пруд, вокруг которого высадили деревья.

19 марта 1919 г. здание храма передали под католическую часовню при гимназии имени Николая Коперника, а в 1933 г. церковь была разобрана [12].

Церковь Николая Чудотворца в Томашове (ныне – Томашув-Мазовецкий) (Лодзинское воеводство)

Инициатором строительства большого православного храма, в 1887 году выступил директор Томашувского отделения Государственного банка А.А. Мерказин. За шесть лет строительный комитет собрал 11 тысяч рублей. Оставшуюся сумму в 25 000 рублей выделил Священный Синод Православной Церкви.

фотоПервый камень в строительство храма был заложен 12 июля 1899 г., в годовщину коронации царя Николая II и императрицы Александры Федоровны. Проект церкви в византийском стиле был разработан архитектором В.Н. Покровский. Деньги (2000 рублей) на оформление внутреннего убранства церкви пожертвовал император Николай II.

7 ноября 1901 г. храм был освящен. В торжественной церемонии его освящения приняли участие император Николай II с женой и наследником престола. Город был празднично украшен и освещен, дорога к храму обозначена рядом столбов с трехцветными флагами. Линию почетного караула составляли Витебский пехотный и Ямбовский драгунский полки 27-й стрелковой дивизии.

В 1925 г. храм был снесен, а строительный материал использован для возведения ратуши и городской начальной школы [13].

* * *

В заключение следует отметить, что несмотря на то, что события 1938 г. носили признаки преступлений против человечества, ни один представитель Польши до сих пор не принес извинений за беззаконное разрушение православных святынь в межвоенный период и за репрессии против польских граждан православного вероисповедания.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Миранович А.В. Ревиндикация православных церквей во время II Речи Посполитой // Аспект. – 2017. – № 4(4). – С. 40.

[2] Берташ Александр, диакон. Православная Варшава в 1920–1930-е гг. // Зарубежная Россия. 1917-1939. Кн. 2. Сб. стат. – СПб., 2003. – С. 122–131.

[3] Сокол К.Г. Русская Варшава. – М., 2002. – С. 48-58.

[4] Кириков Б.М. Мариан Лялевич // Зодчие Санкт-Петербурга XIX – начала XX века. – СПб., 1998. – С. 912-924.

[5] Кудрина Ю.В. Храм принесен в жертву шовинизму // Независимая газета : [сайт]. – Url: https://www.ng.ru/ng_religii/2016-08-03/7_hram.html (дата обращения: 20.09.2022).

[6] Как уничтожали русские памятники в Польше в первой половине XX века // Российская газета. – 2017. – 11 сент.

[7] Митюрин Д. Уничтоженный символ русской Варшавы. Ч. 2 // Секретные материалы 20 века. – 2017. – №16(480).

[8] Url: http://www.chram.com.pl/sobor-sw-ducha/ (дата обращения: 22.09.2022).

[9] Url: http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-mikolaja-cudotworcy-25/ (дата обращения: 22.09.2022).

[10] Сокол К.Г., Сосна А.Г. Купола над Вислой: Православные храмы в Центральной Польше в XIX – начале ХХ века // Вестник церковной истории. – 2007. – № 2. – С. 182.

[11] Url: http://www.chram.com.pl/sobor-podwyzszenia-krzyza-panskiego/ (дата обращения: 15.09.2022).

[12] Url: http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-marii-magdaleny/ (дата обращения: 12.08.2022).

[13] Url: http://www.chram.com.pl/cerkiew-sw-mikolaja-cudotworcy-19/ (дата обращения: 12.08.2022).


Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества.
Email: info@heritage-institute.ru

© Окороков А.В., 2022.
© Окороков А.В., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 25.08.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/3(30)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/540.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru